Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 4. (4 ч) Исследование в педагогике: сущность, методологический аппарат





Цель:

1) сформировать понятие о научном исследовании, методологических характеристиках педагогического исследования, их взаимосвязи;

2) сформировать умение четко выстраивать методологический аппарат педагогического исследования; выявить типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования.

План

1. Научное исследование: понятие, типология, структура.

2. Методология педагогического исследования.

3. Основные элементы методологического аппарата педагогического исследования.

4. Анализ образцов методологического аппарата конкретных педагогических исследований (подбираются преподавателем с учетом специфики факультета).

Литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. - М.: Академия, 2010.- С.63- 89.

2. Краевский В.В. общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.:Либроком, 2009.- 280с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 2. Методология и методы педагогических исследований.

5. Краевский, В. В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика. - 1989. - № 2.

6. Петров, Ю. А. Культура мышления: Методолог. проблемы науч.-пед. работы / Ю. А. Петров. - М., 1990.

Задания для обсуждения в группе

 

I. Проанализируйте следующие антиномии (греч. аntinomia - противоречие). Как связаны противоречивые положения в каждой паре?

1) "Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла. - Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла".

 

2) "Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас. - Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину".

(Кац, Л. В. Азбука лингвистического исследования / Л. В. Кац. - М.: Онега, 1994. - Ч. II. Основы научных исследований. - С. 108, 109.)

 

II. Как Вы думаете, с чем связана описанная Ю. К. Бабанским ситуация?

"Анализ состояния педагогических исследований показывает, что далеко не все они посвящены актуальным проблемам. В ряде случаев в них доказывается доказанное. Ряд исследований посвящен узким вопросам, не опирается на целостный, комплексный подход и поэтому ведет к односторонним, гиперболизированным, шаблонным рекомендациям, которые невозможно применить в реальной практике. Исследования в ряде случаев подтверждают самоочевидные гипотезы".

(Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский // Избр. пед. тр. - М., 1989. - С. 437.)

 

III. Сравните два следующих высказывания:

 

1) "Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его "цели", "задачи" и др., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют".

 

(Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. - М.: ИНФРА-М., 1997. - С. 92.)

 

2) "Развитая методологическая рефлексия предполагает умение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества: "объект и предмет исследования", "цель", "актуальность", "новизна"".

 

(Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: СамГПИ, 1994. - С. 110.)

Задания для обсуждения в микрогруппах

I. Найдите аргументы "за" и "против" приведенного суждения:

"Такие субъективные факторы, как интересы, потребности, цели, входят в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания".

(Кезин, А. В. Идеалы научности / А. В. Кезин // Философия и методология науки. Ч. I. - М.: SvR-Аргус, 1994. - С. 279.)

 

II. Проанализируйте и сравните три следующих фрагмента:

1) "Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения".

(Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. - 2-е изд. - М., 1998. - С. 10.)

2) "Автор научной работы может воспользоваться результатами научного исследования другого лица. Все зависит от того, каков статус научной работы. Поэтому результат научной работы может быть, а может и не быть результатом самого автора. Например, к курсовой или дипломной работе не предъявляется обязательное требование научной новизны результата. Это значит, что результат может быть взят у других авторов, но более или менее самостоятельно раскрыт и обоснован студентом в его курсовой (или дипломной) работе".

(Петров, Ю. А. Культура мышления: Методолог. проблемы науч.-пед. работы / Ю. А. Петров. - М., 1998. - С. 77.)

3) "Плагиат (от лат. рlagiatus - похищенный) - присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное".

(Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 390.)

III. В своей статье "Сущностный подход в педагогическом исследовании" (Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 22-28) автор, А. В. Коржуев, цитирует А. Эйнштейна: "Опыт никогда не скажет теории "да", но говорит в лучшем случае "может быть", большей же частью - просто "нет"; когда опыт согласуется с теорией, для нее это означает "может быть", когда же противоречит ей, объявляется приговор - "нет"". Далее приводятся четыре аргумента актуальности высказывания великого физика для педагогического исследования. Попробуйте найти эти аргументы.

 

Практикум

I. Рассмотрите оглавление какого-либо учебника по педагогике (например: Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М., 1996. - С. 628-631). Можно ли использовать ту или иную структуру, предлагаемую автором учебника, для формулирования темы научно-педагогического исследования?

II. В своей книге "Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)" Б. С. Гершунский приводит тематику приоритетных исследований в рамках комплексной программы РАО "Стратегия развития образовательных систем". Вот несколько тем из раздела "Личность в системе непрерывного образования":

2.1.5. Междисциплинарные проблемы индивидуализации образования.

2.1.7. Учащийся как субъект педагогического процесса.

2.2.7. Образование, культура, искусство: проблемы взаимодействия в нравственном становлении учащихся.

2.3.3. Доступность обучения как фактор отбора содержания образования. Проблемы взаимоотношений научности и доступности в обучении.

2.3.6. Общение как проблема организации обучения.

2.3.7. Мотивация и стимулирование в обучении.

3.1.13. Технологические аспекты гуманизации и гуманитаризации образовательных систем.

3.1.14. Эмоциональная сфера межличностных отношений в образовании.

Проанализируйте эти темы. Попробуйте разбить их на более мелкие темы (подтемы), которые можно использовать в качестве тем курсовых (дипломных) работ.

Дайте логическое обоснование предлагаемой вами детализации.

 

III. Проанализируйте план (А) и методологические характеристики (Б) исследования на тему "Психолого-педагогические возможности осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения биологии" (дипломная работа, выполненная на естественно-научном факультете). Определите, как взаимосвязаны элементы методологического аппарата и структура исследования. Считаете ли вы необходимым что-либо изменить в плане и методологическом обосновании исследования? Аргументируйте свою позицию.

 

А. Введение

Глава 1. Теоретические основы применения индивидуального подхода в современной педагогике.

1.1. Историко-педагогические аспекты проблемы индивидуального подхода.

1.2. Индивидуальный подход как основа педагогической деятельности учителя.

1.3. Особенности осуществления индивидуального подхода к слабоуспевающим школьникам.

Глава 2. Психологические основы индивидуализации обучения в работе с подростками.

2.1. Мотивация учения в среднем школьном возрасте.

2.2. Особенности познавательных процессов и их учет при организации учебной деятельности.

Глава 3. Психолого-педагогический эксперимент.

3.1. Диагностический этап экспериментальной работы.

3.2. Формирующий этап эксперимента.

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Заключение

Литература

Приложения

Б. <…> Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью учитывать многие индивидуальные особенности личности в учебном процессе и ограниченной возможностью реализации этой необходимости в массовой школе из-за недостаточной разработки педагогического и методического инструментария.

Объект исследования - процесс биологического образования учащихся.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности учащихся и их учет в процессе обучения биологии.

Цель дипломной работы: теоретически обосновать и в опытноэкспериментальной работе проверить эффективность предлагаемой нами модели индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.

Гипотеза: индивидуальный подход может способствовать развитию познавательного интереса учащихся к биологии, улучшению качества знаний, т. е. повышению эффективности обучения детей в том случае, если:

1. Учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные особенности.

2. Учитываются возрастные закономерности и особенности психического развития подростков.

3. Индивидуальный подход осуществляется систематически на каждом уроке.

4. На уроках биологии применяется предлагаемая нами модель индивидуального подхода.

Задачи исследования:

1. Провести психолого-педагогический и методический анализ литературы по проблеме индивидуального подхода.

2. Обосновать применение индивидуального подхода к учащимся как основы педагогической деятельности.

3. Выявить психологические основания для осуществления индивидуализации обучения.

4. Разработать методику осуществления индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.

5. Проверить эффективность предложенной методики в отношении повышения качества знаний, формирования познавательного интереса к предмету.

6. Обосновать использование определенных методов и приемов индивидуального подхода к подросткам в ходе разработки отдельных тем курса "Биология 6-7". <…>

IV. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом ("знают") и заметно менее успешно "мыслят" (потеря 1,3 балла). Исследователь выдвинул три гипотезы, объясняющие этот факт (см.: Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 13).

Предложите свои гипотезы, объясняющие эту ситуацию.

Сравните свою версию с реальными исследовательскими гипотезами.

V. Вам предлагаются данные, полученные в ходе опроса 652 учащихся школ Центрального района г. Тулы и 102 родителей: "Как использует свободное время школьник?"

Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.

IV. Проанализируйте статью Д. И. Фельдштейна (Приложение1.) с точки зрения актуальности выбранной вами темы, оцените предложенные авторефераты.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.