Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 4. Организация опытно-экспериментальной работы





В педагогическом исследовании

Цель:

1) проанализировать этапы опытной работы по педагогике;

2) выявить специфику констатирующего и формирующего этапов эксперимента; видов эксперимента;

3) сформировать умение планировать опытно-экспериментальную работу по педагогике.

План

1. Этапы и виды педагогического эксперимента.

2. Программа опытно-экспериментальной работы по педагогике.

Литература

 

1. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. - С. 48-50.

2. Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М., 1996. - С. 52-57.

3. Полонский, В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. - М., 1995. - С. 188.

4. Оконь, В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Оконь, В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. - С. 26-34.

5. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в науч. исследование по педагогике. - М.,1988. - С. 91-106.

7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. - М.: Академия, 2010.

8. Краевский В.В. общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.:Либроком, 2009.- 280с.

10. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. - М.: Эгвес, 2008.- 72 с.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.

12. Педагогические теории и системы: учеб. Пособие/ авт.-составители Е.Н.Селиверстова, Л.И. Богомолова, Е.Ю. Рогачева; под общ. Ред. Е.Н. Селиверстовой, - Владимир: ВлГУ, 2012.

Дополнительная литература

13. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Изд. 2, перер. и доп. 2002

14. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К⁰», 2008 – 300с.

15. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004

16. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: - Ростов н/Д: Издательский центр МарТ», 2006 – 224 с.

17. Куликэн Х. Методы исследований // Психология: комплексный подход / Под ред. М.Айзенка. Минск: Новое знание, 2002, с. 667-730

18. Научные работы: Методика подготовки и оформления (Авт. - соста­витель И.Н. Кузнецов). Мн., 2000.

19. Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М.: Эгвес, 2010.- 208с.

20. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.- 136с.

21. Основы научных исследований: теория и практика/под ред. В.А. Тихонова, М., 2006

22. Сластенин В.А. И др. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов: под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

23. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

24. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.

Задания для обсуждения в группе

 

I. Проанализируйте следующие фрагменты. Согласны ли вы с автором? Почему?

 

1) "Выводы, которые позволяют сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки".

 

2) "Процедура эксперимента никогда не может дать абсолютно достоверного знания, так как индукция принципиально неполна. Эксперимент - это лучший способ критики и отбора идей, но не лучший способ порождения нового знания".

 

(Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - М., 1997. - С. 26, 227.)

II. В книге А. Н. Майорова "Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование" [19, 251-254] указаны некоторые возможные ошибки в интерпретации результатов для сложных педагогических систем. Прочитайте этот перечень и ответьте на вопросы.

 

1. Проведение измерений и использование результатов измерений процессов и явлений без учета особенностей их развития.

 

2. Отсутствие учета вероятностного характера измерений и результатов в социальных системах вообще и в педагогических системах в частности и многофакторность при описании образовательных систем.

 

3. Невнимание к проблемам детерминации того или иного явления или факта, к отделению влияния фактора педагогического от влияния иных социальных факторов, обусловливающих то или иное явление.

 

4. Невнимание к проблемам качества проведения измерений и качества существующих измерительных инструментов. Сами понятия надежности и валидности не адаптированы применительно к измерениям в педагогике, а попытки перенесения способов определения показателей качества из психологии вялы и, как правило, низкопрофессиональны.

 

5. Проблемы стандартизации в области измерений в педагогике.

 

6. Несоответствие затрат на измерение полученному результату.

Вопросы:

 

1. О каких особенностях развития процессов и явлений идет речь в п. 1?

 

2. Какие факторы, влияющие на образовательную систему, имеются в виду в п. 2?

 

3. Чем отличаются и чем сходны понятия "надежность" и "валидность", упоминаемые в п. 4?

 

4. Как сгруппировать шесть приведенных ошибок (проблем)?

 

III. Проанализируйте следующий фрагмент. Как вы думаете, можно ли контролировать "эффект Пигмалиона"? Если "да", то как?

 

"Схема эксперимента, если рассматривать его как деятельность экспериментатора, соответствует модели необихевиоризма: стимул - промежуточные переменные - реакция. Экспериментатор дает испытуемому задания, испытуемый (промежуточная переменная) их выполняет. Если исследователь заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, то он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретации данных, добиваясь, чтобы испытуемый "работал под гипотезу", создавая привилегированные условия лишь для экспериментальной группы. Такие действия экспериментатора - источник артефактов. Американский психолог Розенталь назвал это явление "эффектом Пигмалиона" в честь персонажа греческого мифа. (Скульптор Пигмалион изваял статую прекрасной девушки Галатеи. Она была так хороша, что Пигмалион влюбился в Галатею и стал умолять богов оживить статую. Боги отозвались на его просьбы.)

Исследователь, заинтересованный в подтверждении теории, действует непроизвольно так, чтобы она была подтверждена".

 

(Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. - М., 1997. - С. 64.)

 

IV. В монографии Ю. К. Бабанского "Оптимизация процесса обучения" приводится ранговая классификация, предназначенная для оценки деятельности учителя, связанной с организацией внеклассной работы:

 

"5" - учитель систематически ведет внеклассную работу по предмету с учащимися (кружки, массовые и индивидуальные мероприятия), вовлекает во внеклассные занятия и слабоуспевающих школьников;

 

"4" - систематически ведет внеклассную кружковую работу по предмету;

 

"3" - ведет внеклассную работу только в массовых формах;

 

"2" - практически не ведет необходимой внеклассной работы по предмету.

 

Какое требование к подобной классификации здесь нарушено?

Сравните свой ответ с ответом, который дает А. В. Коржуев в своей статье "О классификациях, используемых в дидактических исследовани-ях" (Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 36).

 

Можно ли использовать приведенную шкалу в педагогическом исследовании? А в практической деятельности учителя?

Задания для обсуждения в микрогруппах

 

I. Тема вашего исследования: "Формирование ценностных ориентаций старшеклассников". Позволяет ли такая формулировка темы спланировать экспериментальную работу? Какую формулировку вы бы предложили в качестве альтернативной? Обоснуйте свою позицию.

 

II. Требование конкретизации и операционализации экспериментальной гипотезы означает, что входящие в высказывание "если А, то В" переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А - управляться экспериментатором, а В - регистрироваться непосредственно. Проанализируйте, насколько реализовано это требование в следующих гипотезах:

 

1. Тема: "Формирование творческой активности школьников при изучении повестей Н. В. Гоголя из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

 

Гипотеза: "Творческая активность учащихся может быть переведена с уровня интерпретации на уровень сотворчества, если:

учитель опирается в процессе изучения литературы на психологические и педагогические положения развития творчества в школе (этапы; уровни; качества творческой личности);

учитель использует комплекс педагогических средств, позволяющих развивать творческую активность (написание сочинений, составление киносценария, инсценирование и т. д.) и адаптирует их общие основы к особенностям содержания учебного материала, к особенностям восприятия, свойственным младшим подросткам;

учитель учитывает особенности организации работы школы по развитию творческой активности учеников".

 

2. Тема: "Компьютерное обучение как средство активизации познавательного интереса на уроках химии".

 

Гипотеза: "Использование компьютерных технологий будет наиболее эффективным, если соблюдать следующие условия:

применять компьютерные технологии на различных этапах урока (обучение, контроль, практические и проблемные задания);

использовать в процессе обучения методически и дидактически продуктивные компьютерные технологии;

использовать программы, написанные с помощью современных программных средств, включающих в себя не только возможности использования кода языка, но и различные инструменты (например, мультимедиа), делающие программный продукт более привлекательным;

учитывать особенности учащихся и изучаемого ими предмета;

преподаватель глубоко знает не только изучаемый предмет, но и особенности работы с компьютером".

Практикум

 

Группа разбивается на микрогруппы (для данного вида работы - не более трех человек), каждая из которых получает тему для моделирования педагогического исследования. Вначале определяются методологические параметры исследования, затем составляется программа экспери-ментальной работы (желательно, с указанием возможных методик).

 

Темы преподаватель отбирает на основе:

 

а) списка приоритетных научно-педагогических исследований (разделы 2-4 программы "Стратегия развития образовательных систем"), см. кн.: Гершунский, Б. С. Философия образования для ХХI века / Б. С. Гершунский. - М., 1998. - С. 263-268.

 

б) реальных курсовых и дипломных работ, выполненных на факультете.

 

Примечание. Возможен вариант проведения практикума как представление и защита программ педагогического исследования. В этом случае преподаватель на предыдущем семинаре производит разбивку группы на микрогруппы по два-три человека и распределяет темы исследования.

Темы для индивидуальных сообщений

 

1. Эксперимент в педагогике, психологии и социологии: общее и различное. (По кн.: Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988. - С. 91-106; Как провести социологическое исследование. - М., 1990. - С. 145-156; Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. - М., 1992. - Т. 1. - С. 113-116).

2. Студенческое научное исследование: организация опытно-экспериментальной работы. (По кн.: Сорокин, Н. А. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Со-рокин. - М.: Просвещение, 1986. - С. 48-62).

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.