|
Система мп. Иерархия норм мпСтр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие,предмет и метод мп МП -это система договорных и обычных норм, регулирующих отношение субъектов межд. системы в процессе их международного общения Предмет мп (то, на что направлено правовое регулирование)-международные отношения Метод мп (способ взаимодействия отрасли на предмет регулирования)- согласование взглядов, подходов, интересов и воли субъектов мп Соотношение мп и нац права Существует 2 концепции соотношения: 1) Монистическая теория-мп и нац право-части 1 правовой системы I. Первый подход-Приоритет нац права II. Второй-Приоритет МП (РФ ст 15 Конституции РФ) 2) Дуалистическая концепция-мп и нац право-2 част независимых правовых систем-разные субъекты, источники, предметы ДОП: Трансформация-процесс, в ходе которого государство через свои органы обеспечивает выполнение норм м путем создания НПА Может быть в виде: Инкорпорация-новый НПА, внешне идентичный межд. Договору Отсылка-нет НПА, просто ссылка на норму межд. договора Система мп. Иерархия норм мп 1) Отрасли- группы сложившихся норм(международное экономическое право, мормкое, космическое и т.д. 2) Подотрасли-мини-комплексы по конкретным вопросам(Дипломатическое право и консульское право) 3) Институты-комплекс норм определенного назначения(институт признания*, правоприемства*, отвестственности, правотворчества) *-существуют только в мп 4) Принципы-основополагающие положения-императивны(вопр.8) 5) Нормы мп-правила поведеня, которые выработаны межд. сообществом и которые оно самостоятельно и добровольно готово выполнить-имеют усеченную структуру-гипотезу и диспозицию Нормы мп: 1) По содержанию: a) Нормы-цели- определяют цели документа b) Нормы-принципы-на чем основаны документы c) Нормы-нормы- то,что содержится в любом договоре ил соглашении, где есть права и обязанности сторон 2) По функциям: a) Материальные-определяют права и обязанности сторон b) Процессуальные- где,когда,с помощью чего 3) По юр силе: a) Императивные-недопустимость отступления от нормы b) Диспозитивные- отступить можно в часть большей детализации(например, выполнить условие договора в большем размере) 4) По сфере действия: a) Универсальные/Глобальные(ООН) b) Региональные c) Локальные(не перекрывают региональные) История мп 1. Предыстория МП (с древнейших времен 3-2 век до н.э. Нил, Тигр, Евфрат до Средних веков)-ничего не было, зачатки межд. Общения 2. МП Средневековья (до середины 17века) –пополнение правилами и требованиями; появление новых вольных городов 3. Классическое МП (с Вестфальского договора 1648 до 1917 года) Вестфальский договор после 30-летней войны ü Религиозный фактор перестал играть существенную роль в межд. отношениях ü Межд. договор становится главным источников МП(межд. договор достаточно сформировался) ü Утвердилось понятие территориального моря ü С созданием Священного союза 1815,был дан новый импульс в развитии межд организаций ü Запрещалось отравляющее оружие, но война-законный способ решения межд. конфликтов ü Появление норм, закрепляющих демократические начала в МП 4. Современное МП (от создания Лиги Нации в 1919 до настоящего времени) ü Заложена идея мирного сосуществования гос-в с разными экономическим и политическим строем ü 1919 Лига Наций-Статут, который ограничивал права гос-в членов прибегать к военным действиям как к орудию внешней политики ü Определение агрессии в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 ü Появление народов и наций, борющихся за самоопределение, как субъектов МП ü «Холодная война» и гонка вооружений дали толчок для развития права межд. безопасности 5.Международный договор как источник мп источник международного права – это та внешняя форма, в которую «облекается» воля субъекта международного права. источники международного права: 1. Основные - международные договоры, международные (международно-правовые)обычаи и общие принципы права 2. производные - решения международных конференций; акты международных организаций 3. вспомогательные - судебные решения и доктрины международного права Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет, что международный договор – это международное соглашение, заключённое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования(выучить) Письменная форма является доминирующей в составлении подобных актов. Бывают «классические» договоры, которые состоят из преамбулы, основной и заключительной части, и «упрощённые» в виде обмена нотами. Международный договор: 1. нормативным 2. индивидуальным (для однократного применения). Договор – это международноправовой акт, который закрепляет волеизъявление(1) как минимум двух участников международных отношений(2); обеспечивается принудительной силой участников (как правило, государств)(3) и регулируется международным правом(4)(просто рочитай,тут основные черты-цифры) 6. Международно-правовой обычай как источник права формируется двумя путями: 1. эволюционным - Так, если государства впервые «вторглись» в ту сферу отношений, в которой ранее они ещё не контактировали, то они начинают нарабатывать определённую практику, которая находит своё закрепление в обыкновениях. Обыкновения соблюдаются сторонами в силу удобства, целесообразности, но отступление от них ещё не влечёт международно-правовой ответственности. Постепенно обыкновения обретают три качества и становятся обычаями(обыкновения->обычаи): 1.Всеобщность распространения 2.Единообразие в применении 3.Признание в качестве юридически обязательного правила Установить точно, с какого момента появляются эти признаки, невозможно, да и на становление самого обычая уходят десятилетия. 2. Быстрый путь появления международного обычая состоит в том, что государство впервые предпринимает какое-либо действие на международной арене, а реакции со стороны других субъектов международного права в виде возражений или протестов не поступает. (например, до подписания соответствующих международных соглашений, с момента запуска первого искусственного спутника Земли возник обычай мирного исследования околоземного космического пространства) 8.Принципы МП- основополагающие положения-императивны Источники: Устав ООН 1945, Декларация о принципах мп 1970г., Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. 1. Суверенное равенство всех членов ООН - классическое юридическое равенство гос-в 2. Добровольное выполнение межд. Обязательств -акцент делается на добровольном выполнении норм 3. Разрешение любых споров мирными средствами 4. Неприменение силы или угрозы силы 5. Невмешательство во внутренние дела государства 6. Сотрудничество государств 7. Равноправие и самоопределение народов – против колониальных стран; за всем народами признаётся право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять своё экономическое, соц. и культурное развитие; этот принцип дает этим субъектам право на защиту со стороны мп, право применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, право заключать международные соглашения + с 1 августа 1975 Хельсинский акт 8. Нерушимость границ 9. Территориальная целостность государства 10. Уважение прав человека и основных свобод «Декларация прав и свобод человека и гражданина» в РФ с 1991 Функции принципов: Стабилизирующая, Фиксирующая 9. Резолюции международных организаций относятся к производным источникам международного права. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции. Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Как известно, резолюции международных конференций и организаций не обладают юридически обязательной силой.(выучить) Решения международных организаций являются источниками международного права в том случае, если в соответствии со своими правоустанавливающими документами (уставами) они содержат обязательные нормы для членов данных организаций. Например, решения Потсдамской конференции в июле–августе1945 г. зафиксировали территориальные изменения в послевоенном мире; а конференция ООН по морскому праву завершилась подписанием Конвенции ООН по морскому праву в декабре 1982 г. Участники вправе придать итоговому документу нормативный и юридически обязательный характер. Так, неоднократные ссылки государств в своих законах и официальных заявлениях на Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. являются признанием за ним юридического статуса и позволяют рассматривать его как источник международного права (выучить). «Мягкое право» является набором правил и руководств, юридическая сила которых находится на этапе "обсуждения", в отличие «общеобязательности» права(выучить) «Мягкое право» основывается на принципе «договоры должны соблюдаться»,т.к. не создает юридически-обязательных норм, отдавая соблюдение на собственное усмотрение сторон. термин "мягкое право" включает в себя (выучить):
+ Инструменты мягкого права обычно рассматриваются как необязательные соглашения, которые, тем не менее содержат много потенциала для оформления в "жёсткое право" в будущем. являются первым шагом к процессам договаривания + Мягкое право оказалось очень важным в поле международного экологического/средового права, где государства неохотно брали на себя обязательства за многие экологические инициативы (выучить), когда пытались балансировать между решением экологических задач, с одной стороны, и экономическими и социальными целями, с другой. Оно также важно в поле международного экономического права и международного права в вопросах устойчивого развития.
Государство как субъект МП Государство является первичным,правосоздающим и правоприменяющимсубъектом международного права. Только государство имеет право: ü Устанавливать дипломатические отношения ü Подписывать международные договоры ü Защищать свою правосубъектность индивидуально или коллективно ü Создавать межгосударственные и межправительственные организации Обязанности: ü Невмешательство в дела других гос-в ü Неприменение угрозы силы ü Соблюдение других принципов мп 12. Международное признание – односторонний акт государства(УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ), посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта мп с целью установления с ним дипломатических отношений К признанию государств применяются 2 теории: 1) Конститутивная-только признание создаёт новоё гос-во) 2) Декларативная(за неё РФ)-достаточно факта провозглашения нового гос-ва и акт лишь констатирует это событие Формы признания гос-в: 1) Де-юре-полное, официальное признание гос-в или их правительств 2) Де-факто-неполное и неокончательное признание(т.е.не установлены дип отношения,однако заключаются двусторонняя торговля,финансовые и др. соглашения) 3) Ад хок(неофциальное)-разовое временное признание «для этой цели» ДОП Признание же правительств,прищедших к власти неконституционным путем(при революцияхили перевоотах) осуществляется в большинстве случаев установлением внешних связей с гос-вом при условиях: 1) Правительство должно независимо осуществлять действительное фактическое обладание властью на данной территории 2) Правительство пользуется поддержкой народа и реализует и не нарушает права человека 3) Правительство устанавливает демократический режим 4) Не было вмешательства др гос-в во внутренние дела гос-ва 5) Соблюдение всех принципов мп 6) Разоружение 13. Правопреемство государств- это переход прав обязанностей гос-ва другому гос-ву или смена одного гос-ва другим в несении ответственности за межд. отношения на какой-либо территории Субъекты РФ как Субъекты мп Согласно ст.72 Конституции РФ: “ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ". 17. Государственно-подобные образования как субъекты международного права имеют территорию, обладают суверенитетом, органами власти, могут заключать международные договоры, участвовать в работе международных конференций и организаций, иметь своё постоянное представительство за рубежом(выучить) В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями (выучить). Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира, обмениваясь соответствующими представительствами. Российская Федерация имеет с ними официальные отношения. Ватикан имеет представительства (постоянных наблюдателей) при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда,имеет с некоторыми государствами специфические двусторонние договоры, именуемые конкордатами и затрагивающие преимущественно вопросы положения католической церкви (выучить) Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и при ряде других международных организаций.
18. Понятие и классификация международных договоров Источники:
Государство • Г 3.ФЗ "о межд. договорах РФ" 1995
СНГ CНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
Основными целями организации являются: · сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; · всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; · обеспечение прав и свобод человека; · сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; · взаимная правовая помощь; · мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации
В 2015 году председателем СНГ стал Назарбаев, Нурсултан Абишевич (Казахстан)
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет Европы 1949 г - международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. . В его состав входят 47 государств Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге
Цели СЕ указаны в первой главе (которая состоит всего из 1 статьи) Устава: · обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, · содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, · защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, · развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. -деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека
Понятие,предмет и метод мп МП -это система договорных и обычных норм, регулирующих отношение субъектов межд. системы в процессе их международного общения Предмет мп (то, на что направлено правовое регулирование)-международные отношения Метод мп (способ взаимодействия отрасли на предмет регулирования)- согласование взглядов, подходов, интересов и воли субъектов мп Соотношение мп и нац права Существует 2 концепции соотношения: 1) Монистическая теория-мп и нац право-части 1 правовой системы I. Первый подход-Приоритет нац права II. Второй-Приоритет МП (РФ ст 15 Конституции РФ) 2) Дуалистическая концепция-мп и нац право-2 част независимых правовых систем-разные субъекты, источники, предметы ДОП: Трансформация-процесс, в ходе которого государство через свои органы обеспечивает выполнение норм м путем создания НПА Может быть в виде: Инкорпорация-новый НПА, внешне идентичный межд. Договору Отсылка-нет НПА, просто ссылка на норму межд. договора Система мп. Иерархия норм мп 1) Отрасли- группы сложившихся норм(международное экономическое право, мормкое, космическое и т.д. 2) Подотрасли-мини-комплексы по конкретным вопросам(Дипломатическое право и консульское право) 3) Институты-комплекс норм определенного назначения(институт признания*, правоприемства*, отвестственности, правотворчества) *-существуют только в мп 4) Принципы-основополагающие положения-императивны(вопр.8) 5) Нормы мп-правила поведеня, которые выработаны межд. сообществом и которые оно самостоятельно и добровольно готово выполнить-имеют усеченную структуру-гипотезу и диспозицию Нормы мп: 1) По содержанию: a) Нормы-цели- определяют цели документа b) Нормы-принципы-на чем основаны документы c) Нормы-нормы- то,что содержится в любом договоре ил соглашении, где есть права и обязанности сторон 2) По функциям: a) Материальные-определяют права и обязанности сторон b) Процессуальные- где,когда,с помощью чего 3) По юр силе: a) Императивные-недопустимость отступления от нормы b) Диспозитивные- отступить можно в часть большей детализации(например, выполнить условие договора в большем размере) 4) По сфере действия: a) Универсальные/Глобальные(ООН) b) Региональные c) Локальные(не перекрывают региональные) История мп 1. Предыстория МП (с древнейших времен 3-2 век до н.э. Нил, Тигр, Евфрат до Средних веков)-ничего не было, зачатки межд. Общения 2. МП Средневековья (до середины 17века) –пополнение правилами и требованиями; появление новых вольных городов 3. Классическое МП (с Вестфальского договора 1648 до 1917 года) Вестфальский договор после 30-летней войны ü Религиозный фактор перестал играть существенную роль в межд. отношениях ü Межд. договор становится главным источников МП(межд. договор достаточно сформировался) ü Утвердилось понятие территориального моря ü С созданием Священного союза 1815,был дан новый импульс в развитии межд организаций ü Запрещалось отравляющее оружие, но война-законный способ решения межд. конфликтов ü Появление норм, закрепляющих демократические начала в МП 4. Современное МП (от создания Лиги Нации в 1919 до настоящего времени) ü Заложена идея мирного сосуществования гос-в с разными экономическим и политическим строем ü 1919 Лига Наций-Статут, который ограничивал права гос-в членов прибегать к военным действиям как к орудию внешней политики ü Определение агрессии в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 ü Появление народов и наций, борющихся за самоопределение, как субъектов МП ü «Холодная война» и гонка вооружений дали толчок для развития права межд. безопасности 5.Международный договор как источник мп источник международного права – это та внешняя форма, в которую «облекается» воля субъекта международного права. источники международного права: 1. Основные - международные договоры, международные (международно-правовые)обычаи и общие принципы права 2. производные - решения международных конференций; акты международных организаций 3. вспомогательные - судебные решения и доктрины международного права Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет, что международный договор – это международное соглашение, заключённое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования(выучить) Письменная форма является доминирующей в составлении подобных актов. Бывают «классические» договоры, которые состоят из преамбулы, основной и заключительной части, и «упрощённые» в виде обмена нотами. Международный договор: 1. нормативным 2. индивидуальным (для однократного применения). Договор – это международноправовой акт, который закрепляет волеизъявление(1) как минимум двух участников международных отношений(2); обеспечивается принудительной силой участников (как правило, государств)(3) и регулируется международным правом(4)(просто рочитай,тут основные черты-цифры) 6. Международно-правовой обычай как источник права формируется двумя путями: 1. эволюционным - Так, если государства впервые «вторглись» в ту сферу отношений, в которой ранее они ещё не контактировали, то они начинают нарабатывать определённую практику, которая находит своё закрепление в обыкновениях. Обыкновения соблюдаются сторонами в силу удобства, целесообразности, но отступление от них ещё не влечёт международно-правовой ответственности. Постепенно обыкновения обретают три качества и становятся обычаями(обыкновения->обычаи): 1.Всеобщность распространения 2.Единообразие в применении 3.Признание в качестве юридически обязательного правила Установить точно, с какого момента появляются эти признаки, невозможно, да и на становление самого обычая уходят десятилетия. 2. Быстрый путь появления международного обычая состоит в том, что государство впервые предпринимает какое-либо действие на международной арене, а реакции со стороны других субъектов международного права в виде возражений или протестов не поступает. (например, до подписания соответствующих международных соглашений, с момента запуска первого искусственного спутника Земли возник обычай мирного исследования околоземного космического пространства) 8.Принципы МП- основополагающие положения-императивны Источники: Устав ООН 1945, Декларация о принципах мп 1970г., Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. 1. Суверенное равенство всех членов ООН - классическое юридическое равенство гос-в 2. Добровольное выполнение межд. Обязательств -акцент делается на добровольном выполнении норм 3. Разрешение любых споров мирными средствами 4. Неприменение силы или угрозы силы 5. Невмешательство во внутренние дела государства 6. Сотрудничество государств 7. Равноправие и самоопределение народов – против колониальных стран; за всем народами признаётся право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять своё экономическое, соц. и культурное развитие; этот принцип дает этим субъектам право на защиту со стороны мп, право применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, право заключать международные соглашения + с 1 августа 1975 Хельсинский акт 8. Нерушимость границ 9. Территориальная целостность государства 10. Уважение прав человека и основных свобод «Декларация прав и свобод человека и гражданина» в РФ с 1991 Функции принципов: Стабилизирующая, Фиксирующая 9. Резолюции международных организаций относятся к производным источникам международного права. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции. Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Как известно, резолюции международных конференций и организаций не обладают юридически обязательной силой.(выучить) Решения международных организаций являются источниками международного права в том случае, если в соответствии со своими правоустанавливающими документами (уставами) они содержат обязательные нормы для членов данных организаций. Например, решения Потсдамской конференции в июле–августе1945 г. зафиксировали территориальные изменения в послевоенном мире; а конференция ООН по морскому праву завершилась подписанием Конвенции ООН по морскому праву в декабре 1982 г. Участники вправе придать итоговому документу нормативный и юридически обязательный характер. Так, неоднократные ссылки государств в своих законах и официальных заявлениях на Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. являются признанием за ним юридического статуса и позволяют рассматривать его как источник международного права (выучить). «Мягкое право» является набором правил и руководств, юридическая сила которых находится на этапе "обсуждения", в отличие «общеобязательности» права(выучить) «Мягкое право» основывается на принципе «договоры должны соблюдаться»,т.к. не создает юридически-обязательных норм, отдавая соблюдение на собственное усмотрение сторон. термин "мягкое право" включает в себя (выучить):
+ Инструменты мягкого права обычно рассматриваются как необязательные соглашения, которые, тем не менее содержат много потенциала для оформления в "жёсткое право" в будущем. являются первым шагом к процессам договаривания + Мягкое право оказалось очень важным в поле международного экологического/средового права, где государства неохотно брали на себя обязательства за многие экологические инициативы (выучить), когда пытались балансировать между решением экологических задач, с одной стороны, и экономическими и социальными целями, с другой. Оно также важно в поле международного экономического права и международного права в вопросах устойчивого развития.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|