Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Косой или боковой подшаг вправо





Глава 1

Вступление

Манускрипт I.33 (читается как "один-тридцать-три", где I - римская цифра 1 - прим. авт.) является анонимным немецким фехтбуком, т.е. руководством по фехтованию, и в данным момент находится в коллекции Королевской оружейной палаты в английском городе Лидс. Данный текст имеет очень большое значение, будучи наиболее ранним из ныне известных фехтовальных трактатов. Манускрипт I.33, приблизительные датировки которого колеблются от конца XIII в. до самого начала XIV в., дает нам уникальную возможность взглянуть на способы ведения боя раннего средневековья.

Манускрипт целиком посвящен использованию меча с баклером (небольшим щитом с одной центральной ручкой - прим.авт.), и хотя с текстом связаны некоторые нераскрытые тайны, описываимая им система фехтования больше не входит в их число. I.33 описывает изощренный, сложный и эффективный стиль фехтования. Так же это один из немногих сохранившихся текстов, описывающих использование щита в Средневековье, и уж точно - наиболее обстоятельный из них.

Манускрипт I.33 состоит из тридцати двух листов пергамента с цветными иллюстрациями на обеих сторонах. На них изображено множество постановочных "пьес" между Священником и Учеником, а на последних двух листах - между Связенником и женским персонажем по имени Вальпургия. Иллюстрации сопровождаются латинским текстом, хотя некоторые технические боевые термины даны на немецком.

Персонажи в I.33 изображены облаченными в типичные одеяния клириков, а в случае Вальпургии - в типичную одежду обеспеченной женщины конца XIII в.

Учитывая существующий ныне огромный интерес к реконструкции средневекового фехтования, I.33 чрезвычайно важен. Элементы боевой системы I.33 подходят к любому типу щитов. Вкупе с более ранними работами авторов, посвященными сохранившимся источникам по бою с мечом и большим щитом (Stephen Hand and Paul Wagner, "Talhoffer's Sword and Duelling Shield Techniques as a Model for Reconstructing Early Medieval Sword and Shiled Techniques", in Stephen Hand (editor) SPADA, Union City, 2003, pp 72-86 - прим. авт.), теперь у нас достаточно информации для любого энтузиаста боев с мечом и щитом, чтобы он мог эффективно применять исторические приёмы, ради открытия и проверки на практике которых наши предпри проливали свои пот и кровь.

Доподлинно неизвестна область применения, для которой был разработан стиль I.33. Многие приёмы нацелены на поражение лица, которое исторически являлось основной непоражаемой зоной в дружеских поединках на мечах, поэтому весьма маловероятно, что стиль I.33 был разработан для дружеских или спортивных поединков. В I.33 так же не отражены поединки в полном доспехе, и многие приёмы будут бесполезны против человека в доспехах. (Доспехи в последней четверти XIII в - первой четверти XIV в преимущественно представляли собой cap à pied (с головы до ног) клепаную железную кольчугу. Тяжеловооруженные всадники и рыцари добавляли шлем для защиты головы, однако он оставлял лицо почти без защиты. Сохранились отдельные упоминания об усилении пластинами торса и конечностей, но остаётся неясным, идет ли речь о железе или варёной коже. Некоторые воины, особенно во Франции и Германии, носили закрытые шлемы типа "сахарная голова", которые обеспечивали защиту всей головы. Частная переписка, Брайен Р. Прайс, 16 мая 2003 г. - прим.авт.) Кроме самого манускрипта, все виденные авторами современные ему изображения применения баклера в сходном стиле (особенно Die Manessesche Liederhandschrift 1315 г. и коллекция ранних фехтбуков, созданных Йоргом Вильхальмом около 1520 г. - прим. авт.) демонстрируют людей в обычной гражданской одежде, поэтому наиболее вероятно, что I.33 описывает систему гражданской самообороны. В то же время его приёмы настолько агрессивны и брутально эффективны, что авторы и думать боятся о том, чтобы практиковать этот стиль на полной скорости, одетыми лишь в одеяния изображенных на иллюстрациях Священника и Ученика. Даже кольчужная рубаха и открытый шлем пехотинца XIII века не защитят основные зоны поражения, включая лицо. Таким образом, хотя указания на военное применение системы I.33 отсутствуют, не стоит снимать со счетов вероятность её использования легко защищенными воинами типа лучников, которые часто носили меч и баклер в качестве дополнительного вооружения.

I.33 очень сложно поддается анализу по многим причинам. Во-первых, средневековые изображения сильно стилизованы. Рисунки скорее репрезентативны, чем реалистичны. Например, дистанция между нарисованными бойцами едва меняется за время боя. Персонажи одеты в свободные свисающие одеяния, что часто даже не позволяет понять, правая или левая нога выставлена вперёд. Перспектива так же часто меняется на следующих друг за другом рисунках, и священник, бывший слева в предыдущем кадре, в следующем может оказаться справа. Баклер часто скрывает положение кистей рук, которое является важным элементом стиля. Кроме того, встречаются даже письменные ошибки в самом тексте. Возможно, главная проблема - это двумерность иллюстраций. Она делает отображение описанных движений, например, "уклоняйся вбок", довольно затруднительным. И всё же, не смотря на все ограничения, художник показывает важные детали. Поднятые ладони и вывернутые запястья, например, могут создать ощущение искаженности фигур фехтовальщиков, но они являются целенаправленными попытками показать положение кистей, что в свою очередь оказывается очень важным для выполнения приёмов. На самом деле авторы начали испытывать даже большее уважение к трудам художника, самостоятельно попробовав передать элегантность движений стиля I.33 серией неподвижных изображений.

I.33 представляет нашему вниманию сложный стиль боя, требующий от применяющих его людей настоящего профессионализма. Удары и уколы применяются в одновременной координации со щитом и сложной работой ног, включающей проходы, пересечения, скольжения и даже выпады. Подобно рапирному фехтованию Ренессанса, многие приёмы из I.33 требуют очень точного прицеливания при нанесении уколов, понимания одновременной защиты (контратака, которая включает одновременную защиту парированием или уворачиванием - прим.авт.) и использования противодействия. Чтобы фехтовать в стиле I.33, мечник должен уметь координировать не только работу меча и ног, но так же правильные движения баклера вокруг руки с мечом, что часто жизненно важно для успешного исполнения конкретного приёма. Кроме того, часть приёмов, связанных с соединением (мечей - прим.перев.), сближением и захватом, явно не подойдет слабонервным людям. Наконец, требуется определенное самообладание, чтобы воспользоваться мудростью Священника во всей её полноте и устоять от инстинктивного порыва развести в стороны меч и щит, что имело бы фатальные последствия.

Цель данной книги - представить на суд читателя описанный в I.33 стиль боя мечом и баклером настолько точно, насколько это возможно, чтобы современный читатель мог оценить сложность и изощренность средневекового боя. Это позволит читателю освоить стиль фехтования I.33, будь то из спортивного интереса, в целях исторической реконструкции, в качестве боевого искусства или для сценических постановок.

Стиль будет представлен практически в том же порядке, который использовал автор манускрипта - дань логике и систематике оригинальной работы. Однако, хотя манускрипт на удивление логичен и систематизирован, он всё-таки далеко не идеален в этом плане: некоторые последовательности рисунков незавершены, а о наличии ошибок и пропусков упоминается даже в самом тексте. Так же надо отметить, что этот текст определённо предназначен для людей, опытных в своём деле, поскольку в нём совершенно не рассматриваются основы фехтования, а так называемых "обычных фехтовальщиков" автор упоминает с лёгким пренебрежением. В нашем анализе мы постарались заполнить эти пробелы, описав базовые концепты и принципы, которые I.33 считает заведомо известными читателю. Мы так же продолжили некоторые последовательности; например, I.33 использует Длинную стойку для демонстрации пьесы из разных форм "соединений", и мы использовали те же принципы для завершения последовательностей для многих других стоек, из которых подобные соединения появляются в течение пьесы, но не упоминаются в самом манускрипте. В таких случаях мы постарались указать на это читателю конкретно.

Мы трудились над I.33 больше пяти лет и добились убедительных успехов в вопросе досконального понимания этой работы. Мы представляем систему так, как поняли её мы, но необходимо помнить, что любая интерпретация неизбежно будет эволюционировать и пересматриваться. Будь эта книга написана за один год, за пять лет или за двадцать, она бы обязательно чем-то отличалась от той, которую вы держите в руках сейчас. Однако мы верим, что это были бы лишь незначительные отличия, и что ядро стиля I.33 для меча и баклера в том виде, в каком оно представлено здесь, является точной реконструкцией самого раннего из систематически описанных боевых искусств Европы.

 

 

Глава 2

Начало

Главная цель этой книги - описание средневековой боевой системы I.33 в деталях, достаточных для того, чтобы её можно было использовать как современную систему фехтования. Чтобы фехтовать, используя систему I.33 для развлечения, исторической реконструкции, как боевые искусства или для театральной постановки, необходимо изучить некоторые основы, не представленные в манускрипте.

Оружие

Оружие, изображенное в I.33 - типичные для конца XIII века мечи и баклеры. Средневековый европейский меч того времени имел прямое обоюдоострое лезвие длиной примерно 81 см, обладал общей длиной примерно 98 см и весил от 1 до 1.35 кг. Рукоять позволяла держать меч только одной рукой и защищалась простой гардой,а балансировка обеспечивалась с помощью навершия в форме диска. Это было грозное рубящее оружие с широким тонким лезвием, достаточно жестким, чтобы превосходно колоть, буде возникнет такая необходимость, своим заточенным острием.

Мечи, показанные в I.33, судя по всему относятся к типу XII, XIII или XVI по классификации Оукшотта. (Средневековые мечи классифицированы в соответствии с типологией Эварта Оукшотта. Это единственная известная авторам типология мечей, основанная на морфологии клинков, или, другими словами, на том, как и для чего они использовались. Таким образом та типология чрезвычайно полезна для людей, которые на самом деле используют мечи для фехтования. Типология была представлена в классической работе Оукшотта " Меч в эпоху рыцарства " 1964 года - прим.авт.) Мечи, используемые авторами, являются копиями уцелевших оригиналов.

Меч Священника относится к типу XII по Оукшотту - это совершенно типичный для XIII века меч, может быть, несколько старомодный для 1300 года. Оригинал, находящийся в датском Национальном музее в Копенгагене, датируется между 1225 и 1275 гг. Обоюдоострый широкий клинок имеет в длину 81 см, один широкий дол длиной в три четверти клинка. Общая длина меча - 98 см, вес - 1,2 кг, точка баланса - 13 см от гарды.

Меч Ученика является типом XVI по Оукшотту, и на момент написания манускрипта I.33 был последним писком моды. Оригинальный немецкий меч, датируемый между 1300 и 1325 г, находится в Королевских оружейных в английском Лидсе. Клинок отличается от типа XII жесткой передней частью клинка, имеющей четырехгранное сечение, идеально приспособленной для уколов. Меч имеет в длину 1 м, длина клинка - 83 см, вес - всего 1,05 кг. Точка баланса - 14 см от гарды, слегка изогнутой в сторону острия, что обеспечивает большую свободу для движений запястья по сравнению с прямой гардой оружия Священника.

Баклер был маленьким и как правило круглым щитом с одной ручкой посередине, и удерживался левой рукой. Баклеры либо целиком делались из железа, либо собирались из дерева, с железным или стальным умбоном (полусферическая центральная часть баклера, которая закрывала кисть) и кожаным или металлическим рантом. Хотя все баклеры могли быть использованы как наступательное оружие, некоторые были даже более эффективны в этом смысле: с шипами или остриями, установленными в центре умбона, "острые шипы длиной 10-12 дюймов (25-30 см - прим.перев.), где они предназначались либо для того, чтобы ломать мечи врагов, если удар приходился на них, или чтобы наносить ими внезапные уколы, тыча шипом баклера в лицо, руку или тело противника." (" Анналы, составленные в конце сего 1614 года Эдмундом Ховсом из Гента ", Джон Стоу, Лондон, 1615 г., стр. 896 - прим. авт.)

Хотя изображенные в I.33 баклеры имеют разные размеры, обычно они имели приблизительно 1 фут (30 см - прим.авт.) в диаметре. Авторы предпочитают именно этот размер. Баклер должен быть достаточно маленьким, чтобы проходить под предплечьем противника при выполнении некоторых захватов; если баклер значительно шире фута, это становится физически невозможно.

Как видно на фото 2.4 и 2.5, баклеры в I.33 не плоские. Они слегка выпуклые, сформированные путём райзинга (способ обработки металла, при котором листовой металл формируется об наковальню или любой другой твердый предмет повторяющимися поочередными сеансами выколотки и отжига. Листовой металл, удерживаемый под углом к наковальне, формируется механическим способом путём ударов молотком прямо рядом с точкой упора. - Wikipedia) из единого куска стали толщиной 1.6 мм; вследствие особенностей технологического процесса в центре баклера имеется небольшой шип. Вес баклеров - около 1 кг. Выпуклая поверхность идеально подходит для отражения ударов, помогая при этом избежать ударного воздействия на руку защищающегося, в то время как центральный шип может причинить оппоненту существенный дискомфорт. Так же стоит заметить, что рукояти баклеров закруглены и слегка выступают назад, позволяя держать баклер лицевой стороной или рантом к противнику в зависимости от обстоятельств.

Мечи и баклеры были изготовлены для авторов Алексом Шейбнером, владельцем Кузницы Талервин в Райлстоне, Новый Южный Уэльс, Австралия.

Что надеть

На фотографиях в этой книге вы можете видеть авторов, одетых в туники и средневековую кожаную обувь. Причины этого просты: именно так одеты фехтовальщики из I.33, Священник и Ученик. Почему мы захотели облачиться в одежду XIII века? Для начала, как бы легкомысленно это ни звучало, нам просто нравится эта одежда, и нам всё равно надо было что-то надеть. Что существенней, это позволило нам прочувствовать эффект носимой одежды на качество фехтования. Современная одежда и особенно современная обувь с обеспечивающей хорошее сцепление подошвой оказывают влияние на то, как мы двигаемся, и, в свою очередь, влияет на нашу способность правильно выполнять исторические приёмы. Мы, конечно, не предлагаем всем фехтовать только в длинных свободных туниках, однако мы предлагаем каждому из вас хотя бы раз попробовать, каково это - фехтовать в историчной одежде, и почувствовать, какое влияние она оказывает на ваши движения. Отдельно заметим, что мы не рекомендуем проводить соревновательные поединки без должного защитного облачения.

Обувь более всего другого влияет на то, как мы двигаемся. Средневековая работа ног часто основана на способности стационарной ноги свободно проворачиваться на месте, что затруднительно в современной обуви с протектором. Конечно, этот момент во многом компенсируется тем фактом, что многие современные поверхности довольно скользкие. Фехтование в средневековой кожаной обуви на полированном деревянном полу напоминает катание на коньках. Мы рекомендуем, если возможно, использовать обувь с подошвой из гладкой кожи. Многие фехтуют в поношеных туфлях, и это довольно удобно.

Другой вопрос, касающийся одежды, заключается в том, сколько брони на себя надеть. Авторы твердо уверены, что наиболее фаждый фактор безопасного фехтования в историческом стиле - это контроль. Любое тренировочное оружие того же веса, что и исторический меч, будь это незаточенный стальной меч, деревянный вейстер (англ. "waster", букв. "бесполезная трата" - термин эпохи Ренессанса, обозначающий тренировочное деревянное оружие - прим.авт.) или тямбара (мягкий имитатор оружия на жесткой основе, от яп. «тянтян-барабара», звукоподражания, описывающего звук мечей в бою - прим.перев.), способно нанести серьезные ранения при безответственном использовании. Так же жизненно важно уважать своего партнера по тренировке и никогда не начинать атаку, которую вы не сможете остановить, если того потребуют обстоятельства. Безопасность вашего партнера всегда должна иметь для вас такое же значение, как и ваша собственная безопасность, и должна быть намного важнее возможности нанести удар.

Хотя доспехи не должны рассматриваться как замена контролю или уважению к вашему партнеру, некоторые элементы защиты необходимо иметь в любом контактном фехтовании, потому что никто не способен на абсолютный контроль своего оружия, а даже слабое попадание по некоторым частям тела, вроде головы и лица, может быть опасным. На рис. 2.6 можно увидеть авторов в их обычном фехтовальном облачении. Вес этих доспехов не особо велик, около 10 кг, и боец не почувствует особого изменения в сокрости и стабильности, если двигаться исторически корректным образом. Обратите внимания, что основные поражаемые зоны из I.33 защищены. Так же обратите внмание, что оба автора используют мечи со сложными эфесами. Это не соответствует I.33, где фехтовальщики используют мечи с крестовинами, но для нормальной защиты необходимо использовать либо сложный эфес с защитными дужками, либо очень прочные защитные рукавицы (мы рекомендуем точные реплики пластинчатых рукавиц XIV-XVIII вв). Дело в том, что руки и кисти - главные поражаемые зоны в I.33, они всё время оказываются на пути атак противника и в результате страдают больше, чем остальные части тела.

Защитное снаряжение, используемое авторами, позволяет им фехтовать безопасно друг с другом. Обратите внимание на выделенные курсивом слова "друг с другом". Есть люди, с которыми мы можем фехтовать, используя минимум защитного снаряжения. Есть и другие люди, с которыми мы не стали бы фехтовать в доспехах, менее надежных, чем танк "Тигр". Как уже говорилось выше, защитное снаряжение само по себе не может гарантировать безопасности от килограммового меча, и контролю над оружием должно уделяться очень большое внимание.

Лучший способ развить необходимый контроль и владение мечом или заменителем меча - это обучаться у хорошего инструктора. Мы настоятельно рекомендуем людям, незнакомым с историческим фехтованием, тренироваться у компетентного инструктора, вместо того, чтобы пытаться разобраться во всём самостоятельно. В приложении А приведены объяснения, как и где найти преподавателей исторического фехтования.

Позы

Интерпретация поз (англ. "stances" - прим.перев.) бойцов, как и многих других аспектов I.33, во многом зависит от того, насколько мы доверяем его рисункам. В I.33 используются довольно странные правила рисования: например, размер баклера удваивается, если он держится ребром к зрителю, а отсутствие перспективы делает почти невозможным оценить боковое движение. На рисунках I.33 мы можем увидеть две базовых позы. Первая: носки обеих ног направлены вперёд, с опорой на передние части ступней обеих ног. Оба колена полусогнуты, торс слегка наклонен вперёд, низ спины слегка оттопырен назад для компенсации. Ноги обычно расставлены слегка шире плеч. Некоторые иллюстрации этой позы показывают фехтовальщиков буквально стоящими на кончиках пальцев ног, что не смог повторить ни один из авторов данной книги. Скорее всего таким образом иллюстрируются позы, в которых нагрузка ложится на носки ступней, и хотя такое положение кажется неестественным для современной ноги, привыкшей к обуви на твердой подошве, в мягкой средневековой обуви такое положение ног позволяет избежать ненужного скольжения и дает возможность быстрого движения в любом направлении.

В варианте первой позы передняя стопа полностью опирается на землю, задняя стопа опирается на носок. Вторая поза: ступни под прямым углом друг к другу, задняя ступня опирается на землю полностью, передняя - на носок. Расстояние между ног и положение корпуса такое же, как в первой позе. Вес перенесён в основном на заднюю ногу. О причинах различного изображения поз в манускрипте остаётся только догадываться, поскольку обычные положения, как, например, стойки (англ. "wards" - прим.перев.), изображены в разных позах.

Возможно, разные позы - это попытка художника передать ощущение движения или распределения веса тела. Первая поза (пятки обеих ступней приподняты) может изображать движение вперёд, в то время как второй позой (где приподнята только пятка передней ступни) художник, возможно, пытался передать движение назад. С другой стороны, вторая поза, возможно, показывала, что вес должен быть перенесён на заднюю ступню, давая таким образом возможность быстро убрать переднюю ногу - первое движение во многих атаках и защитах в I.33.

Другой фактор, который надо иметь ввиду - это влияние положения рук на положение ступней. Если меч и баклер разнесены далеко друг от друга, поза с ногами под прямым углом более удобна, в то время как если они сведены вместе, удобней направить обе ступни вперёд, при чём задняя пятка отрывается от земли естественным образом, как в варианте первой позы. В большинстве случаев авторы предпочитали использовать вторую позу, поскольку она ощущается как более естественная и позволяет быстро двигаться в любом направлении.

Дистанция

Концепция дистанции критически важна для мечевого боя. В бою различается три дистанции: близкая, дальняя и небоевая (близкая и дальняя дистанции описаны во многих исторических фехтовальных трактатах, например Gran Simulacro Dell's Arte E Dell'Uso Della Scherma Ридольфо Капо Ферро, Сиена, 1610, Capitollo IIII, стр. 8-9. Небоевая - современный термин, используемый многими фехтовальными инструкторвами, обозначающий дистанции больше дальней - прим.авт.). На близкой дистанции бойцы могут поразить друг друга без подшагивания. Оставаться на этой дистанции крайне опасно, поскольку скорость атаки на этой дистанции, для которой требуется лишь движение руки, слишком велика, чтобы от неё можно было надёжно защититься, и, как правило, успешный удар наносит тот, кто успеет атаковать первым. Правильная дистанция для начала атаки или защиты - дальняя дистанция, для атаки из которой необходимо сделать шаг. Если ни один из бойцов не способен поразить другого, сделав один шаг, дистанция называется небоевой.

Контроль дистанции имеет в I.33 особое значение. Как будет показано ниже, выход на дальнюю дистанцию и уход с неё тесно связан с освоением стоек и поз, и таким образом определяет весь ход боя.

Стоит отметить, что иллюстрации в I.33 часто отображают дистанцию неточно. По неизвестным причинам - возможно, чтобы не отвлекать от важных деталей вроде положения меча и рук, или просто в соответствии со стилем художника - дистанция между бойцами практически не меняется, даже когда изменение дистанции конкретно упоминается в тексте и функционально необходимо. В качестве яркого примера можно показать приём "Отбивание щитом" из I.33, так же изображенный в паре других источников, включая манускрипт первой половины XIV в. Die Manessesche Liederhandschrift и фехтбук Йорга Вильхальма (ок. 1520 г.). Оба они показывают бойцов на дистанции, которую мы опытным путём определили как совершенно необходимую для выполнения этого приёма и соответствующую основным принципам фехтования. Сравнение между этими изображениями и рисунком из I.33 иллюстрирует ту степень, до которой можно полагаться на изображения из манускрипта. По этой причине читатель не должен удивляться, что фотографии в нашей книге не в точности повторяют иллюстрации I.33.

Работа ног

Работа ног - это базис любого направления мечевого боя. Изучение и отработка работы ног выглядит не особо эффектно, но мы бы посмотрели на человека, ставшего хорошим фехтовальщиком, не освоив правильную работу ног. Работа ног подобна фундаменту здания: мало кто обращает на неё внимание, но без неё качество всего остального не имеет значения. Ниже проиллюстрированы некоторые примеры работы ног. Тренируйте работу ног, пока она не въестся в подкорку.

Если вы попробуете махать средневековым мечом, используя только свою руку, он покажется вам тяжелым и неудобным. Атаки таким оружием получают свою силу из совместного движения руки и корпуса. Обычно этого добиваются шагом во время атаки. Таким образом, овладение правильной работой ног является абсолютно необходимым для освоения стиля I.33.

В I.33 работа ног не описывается так подробно, как в данной книге. Из иллюстраций часто сложно понять, что именно делается (и делается ли что-нибудь вообще) ногами на рисунке. Не всегда понятно даже, какая нога впереди. Более того, отсутствие перспективы на иллюстрациях может привести несведущего наблюдателя к выводу, что все движения осуществляются только вперёд и назад. Даже фраза "уход вбок" изображена таким образом, что уходящий в бок боец просто слегка смещён назад (Например, верх страницы 42, где Ученик выполняет действие, которое может быть выполнено, только если он сместится на значительную дистанцию вправо от себя - прим.авт.). Так что авторы часто были вынуждены экспериментировать с различными видами работы ног для каждого изображенного движения (Применяемые авторами типы шагов взяты из Di Grassi His true Arte of Defence, Лондон, 1594 - лучшего по мнению авторов раннего источника по работе ног - прим.авт.). Обычно это была довольно простая задача, но иногда очевидная работа ног не давала хороших результатов, и требовались дополнительные эксперименты, которые открывали нам менее очевидные, но более элегантные и эффективные комбинации движений. Вся работа ног, описанная ниже и используемая для реконструкции приёмов, соответствует тексту и иллюстрациям, обеспечивая выполнение приёмов в точности как это описано и изображено в I.33. Есть ограниченное количество способов выполнять нужные движения ногами, и ничто в I.33 не отличается радикально от работы ног, описанной в остальных текстах Средневековья и Ренессанса.

Вся работа ногами в фехтовании состоит из шагов - движений, при которых одна нога проходит мимо другой, и подшагов, при которых ноги не пересекаются. Подшаг или шаг может быть либо прямым (вдоль линии, соединяющей вас и оппонента), либо косым, т.е. под углом к этой линии.

 

 

Терминология

Все элементы работы ног в фехтовании имеют точные наименования, однако в I.33 они даже не упоминаются, если не считать расплывчатые рекоменадции продвигаться или отступать. (Например, на листе 3 Ученику рекомендуется "войти в соединение и продвигаться" - прим.авт.) Таким образом, для ясности при описании работы ног пришлось использовать термины из других источников. (Преимущественно Ди Грасси, которого мы упоминали в примечаниях выше, лучший из ранних источников по работе ног - прим.авт.) Хотя I.33 написан на немецком языке, названия различных движений ног по необходимости даны на английском (Имейте ввиду, что в отдельных случаях на самом деле даны непереведенные итальянские названия - прим.авт.), поскольку в немецких источниках отсутствуют точные термины на немецком. (В свою очередь, при переводе текста на русский для того, чтобы читатель окончательно не запутался, терминология приведена в более понятный для русскоязычного читателя вид - прим.перев.)

Подшаг вперёд

Прямой шаг вперёд, или продвижение, выполняется смещением веса вперед (движением бёдер, без наклона корпуса), подъемом передней ноги и отталкиванием задней ногой (отталкивание должно осуществляться только после того, как передняя нога оторвалась от земли). Передняя нога переносится вперёд, обычно примерно на длину ступни (30 см), прежде чем опустится на землю носком (обратите внимание на отличие от современного фехтовального шага, где первой ставится пятка - если вы попытаетесь сделать это в редневековой обуви, есть риск поскользнуться). Затем от земли отрывается задняя нога, переносится вперёд на такую же дистанцию, как ведущая нога, и опускается на землю, начиная с носка. Обратите внимание, что начальное смещение веса должно предшествовать движению ноги, но в идеале их должен разделять минимально возможный отрезок времени. Если нога двигается раньше корпуса, торс отклонится назад, значительно усложняя любые действия в верхней части тела.

Подшаг назад

Прямой шаг назад, или отступление, выполняется смещением веса назад, опять же движением бёдер, подъемом задней ноги от земли (одновременно всей ступни) и отталкиванием назад путём выпрямления передней ноги. Задняя нога перемещается назад примерно на длину ступни (30 см) и опускается на землю, опять же одновременно всей ступнёй. После этого передняя нога отрывается от земли и перемещается назад на ту же дистанцию.

Полувыпад

Прямой подшаг вперёд может быть использован для выполнения атаки. В этом случае шаг должен принять форму выпада, хотя в I.33 мы не видим акцентированных выпадов, как у рапирщиков вроде Николо Джиганти и Ридольфо Капо Ферро (Niccolo Giganti Teatro, Venetia, 1606, Ridolfo Capo Ferro, Gran Simulacro Dell' Arte Edell'Uso Della Scherma, Sienna, 1610. Оба автора используют слова lunga в его исходном значении итальянского прилагательного, означающего "длинный", выпад (англ. "lunge" - прим.перев.) таким образом - это просто "длинная атака" - прим.авт.). Выпад в I.33 - намного менее выраженное действие, которое более поздние фехтовальщики назовут полувыпадом (Например, Уильям М. Гоглер в The History of Fencing: Foundations of Modern European Swordplay, Bangor, Maine, 1998, стр. 6&13 - прим.авт.). Это просто шаг вперёд одной правой ногой, как описано выше. Обратите внимание, что в любой атаке надо вести оружием. Оружие создаёт угрозу, в то время как ваше тело является мишенью. Очевидно, что вы хотите показать вашему оппоненту угрозу, а не мишень, так что вы должны вести оружием и следовать телом. Более детальное рассмотрение этого принципа будет сделано ниже в разделе, посвященном полному шагу.

Из полувыпода фехтовальщик может вернуться в нормальную позу. Он может вернуться либо вперёд, либо назад. Чтобы вернуться назад, вес смещается назад соответствующим движением головы и возвращением корпуса в верхнее положение. Когда корпус тянется назад, передняя нога отталкивается от пола и возвращается в исходную позицию.

Чтобы вернуться вперёд из выпада, вес смещается вперёд и задняя нога переносится вперёд в завершение выпада, как при подшаге вперёд.

Косой подшаг влево

Косой подшаг влево является зеркальным отражением косого подшага вправо. Чтобы выполнить косой подшаг влево, вес тела смещается вперёд и влево влево, передняя (правая - прим.перев.) нога отрывается от земли, и задняя нога толкает вперёд и влево. Передняя нога переносится вперёд и влево и ставится на носок, направленной в центр массы оппонента. Обычно это требует поворота (ступни - прим.перев.) на 60°. Если мы представим воображаемый круг, о котором говорилось выше, косой шаг влево делается примерно в точку 10 часов на циферблате. Это может показаться очень неудобным положением для ног, но это необходимо для достижения точности поражения.

Как и с косым подшагом вправо, из косого подшага влево можно вернуться вперёд или назад. В I.33 обычно используется возвращение вперёд из косого подшага, о чём мы поговорим ниже.

Чтобы вернуться назад из косого подшага влево, просто сместите вес назад и вправо, используя бёдра, оттолкнитесь назад путём выпрямления передней ноги и верните её на исходную позицию.

 

 

Координация рук и ног.

Как говорилось выше, в любой атаке важно вести оружием (угрозой) и следовать телом (целью). Это особенно важно при атаке во время шага. Так же очень важно, чтобы движение рук и ног в любой атаке было скоординировано. Когда рука с мечом выполняет атаку, важно, чтобы оружие и нога достигли своих мест назначения одновременно. Меч должен поразить свою цель в тот же момент, когда выполняющая шаг нога опустится на землю. Невыполнение этого принципа может сделать удар слабым или даже неконтролируемым. Может быть трудно понять, как можно начать движение сначала быстрой рукой, потом более медленной ногой, но закончить обеими одновременно. Рука должна начинать движение быстро, но потом замедлиться до скорости ноги. Такая координация движения даёт преимущество тем, что позволяет выполнить контролируемую атаку, которая начинается с создания угрозы, и при этом позволяет замедлять руку, ускорять её или менять её направление во время атаки. Движение руки на полной скорости подобным образом изменить нельзя. Атака, выполненная правильно, даёт лучший контроль и больше возможностей.

 

Инкартата.

Последнее движение ног, используемое в системе I.33 - это инкартата, родственная упоминавшейся выше полу-инкартате. Как и полу-инкартата, инкартата является движением, при котором пятка задней ноги начинает движение. Однако, инкартата является полным шагом, при котором задняя нога проходит мимо передней ноги пяткой вперёд. В I.33 инкартата используется только для бросков оппонента из захвата.

 

 

 

 

Глава 1

Вступление

Манускрипт I.33 (читается как "один-тридцать-три", где I - римская цифра 1 - прим. авт.) является анонимным немецким фехтбуком, т.е. руководством по фехтованию, и в данным момент находится в коллекции Королевской оружейной палаты в английском городе Лидс. Данный текст имеет очень большое значение, будучи наиболее ранним из ныне известных фехтовальных трактатов. Манускрипт I.33, приблизительные датировки которого колеблются от конца XIII в. до самого начала XIV в., дает нам уникальную возможность взглянуть на способы ведения боя раннего средневековья.

Манускрипт целиком посвящен использованию меча с баклером (небольшим щитом с одной центральной ручкой - прим.авт.), и хотя с текстом связаны некоторые нераскрытые тайны, описываимая им система фехтования больше не входит в их число. I.33 описывает изощренный, сложный и эффективный стиль фехтования. Так же это один из немногих сохранившихся текстов, описывающих использование щита в Средневековье, и уж точно - наиболее обстоятельный из них.

Манускрипт I.33 состоит из тридцати двух листов пергамента с цветными иллюстрациями на обеих сторонах. На них изображено множество постановочных "пьес" между Священником и Учеником, а на последних двух листах - между Связенником и женским персонажем по имени Вальпургия. Иллюстрации сопровождаются латинским текстом, хотя некоторые технические боевые термины даны на немецком.

Персонажи в I.33 изображены облаченными в типичные одеяния клириков, а в случае Вальпургии - в типичную одежду обеспеченной женщины конца XIII в.

Учитывая существующий ныне огромный интерес к реконструкции средневекового фехтования, I.33 чрезвычайно важен. Элементы боевой системы I.33 подходят к любому типу щитов. Вкупе с более ранними работами авторов, посвященными сохранившимся источникам по бою с мечом и большим щитом (Stephen Hand and Paul Wagner, "Talhoffer's Sword and Duelling Shield Techniques as a Model for Reconstructing Early Medieval Sword and Shiled Techniques", in Stephen Hand (editor) SPADA, Union City, 2003, pp 72-86 - прим. авт.), теперь у нас достаточно информации для любого энтузиаста боев с мечом и щитом, чтобы







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.