Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О состоянии финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования





 

Образовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования (школы, дошкольные учреждения), в подавляющем большинстве, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, подведомственны муниципальным органам управления, которые являются их учредителями, и финансируются ими в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».

Часть расходов, которые связаны непосредственно с организацией учебного процесса, муниципалитеты производят за счет средств, получаемых ими в виде субвенций от субъекта федерации. Субвенции, которые получают муниципалитеты, также как субсидии, которые муниципалитеты направляют в образовательные организации, рассчитываются на нормативной основе. Но, как показали исследования, проведенные Центром универсальных программ (Типенко Н.Г.), эти расчеты строятся на разных методиках, что обусловлено сложившейся законодательной коллизией: субвенции муниципалитетам выделяются на «реализацию госгарантий», а субсидии учреждениям – на реализацию образовательных услуг.

Средства, которые направляются муниципалитетом в образовательные организации в виде субсидий, рассчитываются на основании 83-ФЗ как нормативы затрат на образовательные услуги на каждую из предоставляемых услуг. Средства, которые предоставляет субъект федерации муниципалитету в виде субвенции, рассчитываются без учета подходов 83-ФЗ, поскольку методика расчета и практика введения субвенций формировались еще до вступления в силу 83-ФЗ.

В результате этого возникает ряд негативных последствий.

Во-первых, муниципалитеты самостоятельно перераспределяют средства, полученные ими от субъекта федерации, в рамках их полномочий, не соблюдая зачастую требований 83-ФЗ и в порядке расчета нормативов затрат и в формировании перечня услуг, оформлении государственного (муниципального) задания на образовательные услуги, оформлении соглашения на предоставление субсидии между образовательной организацией и муниципалитетом.

Во-вторых, субъекты федерации лишены возможности контролировать целевой характер использования доведенных ими ассигнований в виде субвенций, хотя в соответствии с Бюджетным кодексом они должны определять и контролировать порядок использования выделенных ими средств в виде субвенций.

Это приводит, как показали вышеуказанные исследования, к неэффективному использованию части средств, выделенных субъектом РФ.

Данное положение усугубляется слабой финансово-экономической подготовкой специалистов соответствующего профиля в муниципальных органах управления образованием, а также отсутствием целевой плановой их подготовки, повышения их квалификации со стороны как муниципальных органов управления образованием, так и со стороны Министерства образования.

Если говорить о позиции Профсоюза по данному вопросу, то необходимо отметить, что мы заинтересованы в прозрачности финансирования и в гарантированном исполнении финансовых обязательств, принятых на себя финансирующей стороной. Федеральным законом № 83-ФЗ, при надлежащем его исполнении, дает возможность выполнения таких требований. В государственном (муниципальном) задании школ перечисляются виды услуг, которые предоставляют образовательные организации, и контингенты обучающихся и воспитанников, которые их получают; по платным услугам также приводятся предельные тарифы и контингенты детей, которые их получают. Все это, при наличии утвержденных нормативов затрат, дает возможность оценить объективность величины субсидии, предоставляемой образовательной организации. Наличие соглашения между учредителем и образовательной организацией дает возможность юридического закрепления обязательств учредителя по объему и срокам предоставления средств в виде субсидии образовательным организациям.

На данный момент в подавляющем большинстве субъектов федерации в их муниципалитетах допущены нарушения в реализации 83-ФЗ, о которых говорилось выше. В результате чего, мы не можем говорить ни о какой прозрачности, ни о каких-либо гарантиях, хотя бы в силу отсутствия соглашений или их ненадлежащего оформления.

В течение последних лет Профсоюз неоднократно обсуждал и с Министерством финансов и с Министерством образования и науки РФ (Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки) необходимость принятия мер по складывающейся ситуации в вопросах финансирования учреждений общего образования. Мы считаем, что субъекты федерации должны взять на себя расчет нормативов затрат по всем видам образовательных услуг, которые предоставляются, и в соответствии с Бюджетным кодексом и в директивной форме доводить эти нормативы до муниципальных образований, которым они направляют средства в качестве субвенций. Мы считаем необходимым провести мониторинг состояния организации финансового обеспечения учреждений общего образования и принять адекватные меры по устранению выявленных нарушений, провести с этой целью повсеместное обучение финансово-экономических работников субъектов федерации и муниципальных образований, занятых финансированием организаций общего образования.

После последних встреч в Департаменте финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки было достигнуто соглашение с Минобрнауки РФ о необходимости проведения вышеуказанного мониторинга и подготовки соответствующих методических рекомендаций по реализации Федерального закона № 83-ФЗ в адрес субъектов федерации. В свою очередь, Профсоюзу было предложено принять участие в подготовке этих методических рекомендаций.

 

Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования поддерживает идею стабилизации системы общего образования с целью воссоздания единого образовательного пространства, повышения эффективности региональных образовательных систем.

Профсоюз считает актуальными ключевые задачи и принципы прорабатываемой идеи, если их практическая реализация обеспечит формирование единых подходов к финансированию образовательных организаций, совершенствование системы оплаты и иных условий труда педагогических работников, в том числе устранение избыточной отчётности, необходимые для повышения качества образования в целом.

Одновременно Профсоюз обращает внимание на то, что реализация рассматриваемых положений озвученной идеи и их ретрансляция для общественно-профессионального обсуждения требуют предварительного серьёзного анализа действующего законодательства Российской Федерации, включая бюджетное.

Профсоюз выражает готовность к дальнейшему обсуждению предложенных инициатив.

 

О проблеме нарушения сроков выплаты заработной платы

И стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений ряда регионов Российской Федерации по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений

 

В Публичном отчёте о работе Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования за 2016 год и январь-апрель 2017 года была представлена подробная информация по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах этих учреждений из-за наличия неисполненных исполнительных документов (в рамках погашения кредиторской задолженности) или решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов.

Профсоюзом было сформулировано предложение по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающее применение положений статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным учреждениям (включая образовательные организации, относящиеся по организационно-правовой форме к бюджетным учреждениям), ведущим свои финансовые расчёты со счетов, открытых в финансовых органах. В частности, предложено абзац четвёртый пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) дополнить абзацем следующего содержания: «При недостаточности денежных средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к бюджетному учреждению требований списание денежных средств осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Предложение Профсоюза решением рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК было направлено в адрес федеральных органов исполнительной власти для рассмотрения и подготовки их собственных предложений (п.2 Протокола заседания 10 марта 2017 года № 3).

Предложения поступили от Минобрнауки России, Минфина России, Минюста России и были рассмотрены на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения РТК 6 июня 2017 года:

Минобрнауки России согласился с позицией Профсоюза в части внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в редакции, предложенной Профсоюзом;

Минфин и Минюст России посчитали нецелесообразным внесение изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ, т.е. предложение Профсоюза данными федеральными органами исполнительной власти поддержано не было.

В соответствии с решением рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК (п.2 Протокола заседания 6 июня 2017 года № 6) Минобрнауки России и ЦС Профсоюза совместно было подготовлено и отправлено в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец письмо с просьбой поручить Минфину России, Минюсту России, Минтруду России подготовить предложения по внесению изменений в законодательство для решения проблемы нарушения сроков выплаты заработной платы работникам бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных муниципальных образовательных учреждений. Поручение О.Ю.Голодец по рассмотрению сложившейся ситуации и подготовке предложений было дано Минтруду России (М.А.Топилину) и Минфину России (А.Г.Силуанову) 3 июля 2017 года.

Предложения Минтрудом России и Минфином России были даны 6 июля т.г.:

Минфин России повторил ранее сформулированную позицию о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в предлагаемой Профсоюзом редакции, но при этом указал на возможность в установленном порядке рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в собственной редакции в статью 30 упомянутого Федерального закона при условии, что данные изменения будут поддержаны Минтрудом России и Минюстом России.

Минтруд России повторил аргументацию Минфина России о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в предлагаемой Профсоюзом редакции, но при этом предложил поручить Минфину России представить, при необходимости, согласованные с Минобрнауки России и Минтрудом России предложения по внесению изменений в законодательство.

По итогам данных предложений заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 21 июля дано новое поручение Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову) провести совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникли рассматриваемые проблемы, детальный анализ причин возникновения недостаточности средств на счетах образовательных организаций, подготовить предложения по решению указанной проблемы и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.