Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об участии представителей Общероссийского Профсоюза образования в заседании Комитета Госдумы по образованию и науке в июне 2017 года в г. Владивосток.





На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке, проведенном в июне 2017 года во Владивостоке, по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования» члены Совета предложили рассмотреть возможность внесения изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части формирования и введения единых подходов к финансированию образования дошкольного, общего и дополнительного, полагая, что этот системный подход к вопросам развития дополнительного образования детей позволит выполнить те задачи, которые поставлены перед системой образования страны в целом.

В 2017 году введён специальный код бюджетной классификации, который позволяет увидеть объём средств, направляемых на развитие системы дополнительного образования детей. До этого средства передавались, как правило, в муниципалитеты через дотацию, и трудно было оценить объём участия государства в поддержке и развитии организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Сегодня уровень финансирования системы дополнительного образования детей сопоставим с уровнем финансирования системы среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

На сегодняшний день остаются нерешенными вопросы процедуры разработки и внедрения механизма персонифицированного учёта обучения детей в системе дополнительного образования через введение именных сертификатов.

Эти проблемы обозначили члены Совета, специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования, работая на секциях «круглого стола» во Владивостоке: сертификат должен быть у каждого ребенка в возрасте от 5 до 18 лет и не должен носить заявительный характер, иначе на практике он приобретет характер заявления о зачислении в какое-либо объединение; контроль за количеством детей, охваченных услугами дополнительного образования, должен осуществляться не через внедрение сертификатов, а ограничиться АСУ РСО (автоматизированная система управления региональной системой образования), так как возможности данной системы позволяют более эффективно управлять финансами.

Необходимо четко определить количество часов, которые гарантированно будут финансироваться государством по сертификату. Еще с советского периода в системе дополнительного образования ребёнку дано право заниматься одновременно в нескольких объединениях. Средняя норма часов определяется из расчета 4 часа в группе первого года обучения, 6 часов в группе второго и третьего годов обучения.

Участники «круглого стола» говорили о необходимости разработки четкого механизма контроля исполнения обязательств муниципальных образований при реализации исключительной компетентности по организации дополнительного образования в организациях, реализующих программы дополнительного образования детей; механизма использования сертификата при реализации предпрофессиональных программ.

На практике существует опасность подмены сертификата в дополнительном образовании внеурочной деятельностью в школе, поскольку в общеобразовательном учреждении имеются определенные «рычаги» воздействия для того, чтобы ребенок принес сертификат в школу. Результатом может стать значительное снижение охвата детей, осваивающих общеразвивающие образовательные программы в муниципальных организациях, реализующих программы дополнительного образования.

По мнению экспертов ЦС Профсоюза, в современных условиях развитие школьного дополнительного образования является перспективным и необходимым, особенно это актуально для сельских школ. Значительные преобразования, происходящие в системе образования России, приводят к тому, что общее и дополнительное образование детей становятся взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы должна явиться средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развития творческих способностей и задатков, удовлетворения индивидуальных потребностей, социальной адаптации и становления личности.

На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке рассматривались вопросы о необходимости в рамках сетевого взаимодействия разграничения видов деятельности обучающихся, а также предложения Министерству образования и науки Российской Федерации о внесении поправки в понятийный аппарат ФГОС, разграничив внеурочную деятельность, внеклассную деятельность и внешкольную работу, утверждении порядка организации внеурочной деятельности, в том числе посредством сетевых форм реализации образовательных программ. В действующих нормативных актах эти понятия размыты и во многом пересекаются. Члены Совета отмечали, что основные принципы проведения внеурочной деятельности - это количество часов, реализуемых на каждом уровне общего образования, - заложены в нормативных правовых актах федерального уровня. Внеурочная деятельность должна быть выведена из состава основной общеобразовательной программы и может быть реализована за счет дополнительного образования детей, различных форм воспитательной работы.

На выездном заседаниикомитета Госдумы по образованию и науке была обсуждена возможность предоставления права образовательным организациям, реализующим программы среднего общего образования, засчитывать обучающимся результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ в качестве внеурочной деятельности, что потребует внесения изменений в федеральные законы в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образовательного процесса за счет средств региональных бюджетов, отдельно обозначив обязательства по финансовому обеспечению внеурочной деятельности в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти изменения позволят нормативно и финансово обеспечить комплексное развитие дополнительного образования в интеграции с общим образованием, с решением задачи увеличения охвата детей дополнительным образованием в интеграции с другими уровнями образования.

Очевидно, что программы дополнительного образования детей могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально значимыми. В современных социально-экономических условиях возрастает потребность в технологическом образовании, связанном с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями.

Также, наряду с развитием сетевого взаимодействия традиционных участников социальной сферы участники «круглого стола» выездного заседания Комитета Госдумы по образованию и науке отметили рост негосударственного сектора в сфере дополнительного образования, развитие сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями. Федеральный закон от 25 ноября 2013г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечил участие негосударственных организаций в реализации программ дополнительного образования детей. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных учреждений.

Это - новые системные ресурсы, которые позволяют говорить о становлении новой системы дополнительного образования в России: центры молодёжного инновационного творчества, «Лига Роботов» и кванториумы, ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества) и «Города мастеров», которые сегодня завоёвывают пространство России, развиваясь в разных субъектах Российской Федерации на принципах частно-государственного партнёрства, на принципах участия негосударственного сектора в реализации этих программ. Помимо задач воспитания и социализации личности развитие инновационных площадок дает возможность реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей; обучающиеся в детских технопарках получают возможность научиться работать с информацией, решать реальные производственные задачи, которые стоят перед предприятиями, получать практический опыт деятельности в разных сферах жизни. Это и взаимодействие кванториумов в Калининграде с янтарным заводом, технопарков с "Атомэнергомашем", реальные заказы от ОРКК, Сибур Холдинг, Ростех, ОАК, Intel, КамАЗ и других промышленных объединений. К концу 2017 года более 12 тысяч детей на постоянной основе будут проходить обучение в 50 детских центрах. Целью новых проектов является подготовка будущих инженерных кадров, которая должна начинаться задолго до поступления в высшие учебные заведения.

Те субъекты Российской Федерации, которые сегодня апробируют новые механизмы ресурсного обеспечения, новые модели организации дополнительного образования детей, решают задачи подготовки будущих кадров производственных предприятий, планируют инвестиционное развитие своего региона, тем самым обеспечивают инновационное развитие страны. Таким образом, программы дополнительного образования детей становятся одним из серьезных факторов развития территорий Российской Федерации.

Однако при реализации всех этих проектов на практике встает проблема лицензирования учебных центров, готовых принимать детей и реализовывать программы дополнительного образования, но расположенных на территории промышленных предприятий либо в промышленной зоне. Участники заседания комитета подготовили предложения Правительству Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в нормативные акты, регулирующие работу с детьми старшего школьного возраста.

При выборе программ критериями для большинства родителей становятся прежде всего педагоги и их квалификация, то, что они готовы передать детям, то, каким образом они способны раскрыть талант творчества и способности каждого из детей. Приходится признать, что общеразвивающие дополнительные программы для детей сегодня реализуются в большинстве своем опираются на авторство, на инициативу тех педагогов, которые их реализуют.

2018 год – год 100-летия создания в Российской Федерации системы дополнительного образования детей, история развития которой формировалась из уникальных российских методик лучших педагогов- организаторов внешкольной работы как особого вида образования, позволяющего подрастающему поколению приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве.

В целях повышения статуса педагогических работников дополнительного образования детей при поддержке Общероссийского Профсоюза образования Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об установлении профессионального праздника - Дня работника дополнительного образования», но в настоящее время этот проект не согласован с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Участники заседания «круглого стола» Комитета Госдумы по образованию и науке подготовили предложение Правительству Российской Федерации о принятии решения по данному вопросу в кратчайшие сроки.

Учитывая, что дополнительное образование детей включено в ряд приоритетов государственной образовательной политики и на основании решения Совета по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Профсоюза от 28 марта 2017 № 2, руководителям региональных (межрегиональных) профсоюзных организаций целесообразно обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональные Координационные советы Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», в иные институты гражданского общества с целью объединения усилий по подготовке и проведению в 2018 году мероприятий, посвященных 100-летию создания российской системы дополнительного образования детей, популяризации достижений организаций дополнительного образования детей.

Представители организаций дополнительного образования детей из 23 регионов Российской Федерации, члены Совета по дополнительному образованию детей при ЦС Профсоюза, участвуя в работе секций заседания Комитета Госдумы по образованию и науке: «Направления развития дополнительного образования детей», «Финансовое обеспечение дополнительного образования детей», «Мониторинг дополнительного образования детей», «Развитие правового обеспечения дополнительного образования», говорили о том, что на практике сложно решаются вопросы, связанные с правоприменением профессионального стандарта педагога дополнительного образования.

Была озвучена позиция Общероссийского Профсоюза по пересмотру требований к образованию и обучению, содержащихся в разделе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Также на выездном заседании комитета ГД РФ по образованию и науке рассматривался вопрос о предоставлении социальных гарантий педагогических работникам системы дополнительного образования детей в части права на досрочную страховую пенсию. По итогам обсуждения было принято решение о подготовке обращения в Правительство Российской Федерации по организации работы по восстановлению права на досрочную страховую пенсию педагогическим работникам организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.