Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные задачи, направленные на совершенствование и развитие высшего образования





Завершение работы по приведению ФГОС высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и разработка примерных программ.

Нормативное оформление механизма и развитие кадрового резерва для замещения должностей руководителей вузов.

Повышение эффективности механизма целевого обучения в интересах ключевых работодателей, включая совершенствование нормативной базы.

Дальнейшая поддержка программ повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров.

Развитие условий для обеспечения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Совершенствование нормативно-методического обеспечения подготовки кадров высшей квалификации.

Реализация двух федеральных приоритетных проектов в сфере высшего образования.

 

О взаимодействии Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России в рамках Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, заключенного на 2015-2017 годы

В 2017 году истекает срок действия Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Отраслевое соглашение). Система мероприятий и рабочих встреч, проводимых совместно Общероссийским Профсоюзом образования и Минобрнауки России в рамках реализации Отраслевого соглашения в большей степени направлена на защиту прав и интересов работников образовательных организаций высшего образования.

На содержание норм Отраслевого соглашения и деятельность Общероссийского Профсоюза образования по его выполнению, существенным образом влияют основные тенденции развития системы вузовского образования в России и необходимость снижения негативных последствий, которые возникают в процессе реформирования сферы образования.

Активное участие в работе по реализации Отраслевого соглашения принимает Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского Профсоюза образования (далее - КСП Профсоюза). Члены КСП Профсоюза участвуют в работе Отраслевой комиссии, на собраниях КСП Профсоюза, заседаниях Президиума КСП Профсоюза, региональных и всероссийских семинарах-совещаниях председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, обсуждают основные проблемы модернизации высшего образования на современном этапе.

На протяжении последних трех лет, как для работников, так и для руководителей образовательных организаций высшего образования, основными являются вопросы оплаты труда и переход на «эффективный контракт».

В рамках плана по выполнению Отраслевого соглашения ведется системная работа по мониторингу уровня и структуры заработной платы работников образовательных организаций высшего образования.

Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в 2013 году составляла 40,4 тыс. руб. и по сравнению с 2012 годом выросла почти на 30%. В 2014 году началось замедление темпов прироста средней заработной платы ППС:

- в 2014 году среднемесячная заработная плата ППС образовательных организаций высшего образования выросла до 47,2 тыс. рублей (прирост – 16,7% к аналогичному периоду 2015 года).

- в 2015 году среднемесячная заработная плата ППС образовательных организаций высшего образования выросла до 50,7 тыс. рублей (прирост уже всего 7,4% к аналогичному периоду 2014 года).

- в 2016 году по отношению к 2015 году прирост составил около 9%, а среднемесячная заработная плата ППС по итогам года составила 55 тыс. рублей.

Процесс увеличения среднемесячной заработной платы работников вузов сопряжен с оптимизацией штатного расписания, снижением численности работников и появлением в вузах системы краткосрочных контрактов (трудовой договор с работников из числа профессорско-преподавательского состава заключается на 1-2 года).

За последний год резко возросло число работников из числа ППС, трудовой договор с которыми заключается на срок 1 -2 года. Сокращение срока трудового договора приводит к нестабильности положения преподавателей в вузах, они вынуждены ежегодно, в лучшем случае, один раз в два года проходить процедуру конкурсного отбора. Заключение краткосрочных трудовых договоров приводит к дополнительной, и чаще всего неоправданной нагрузке на преподавателя, в том числе и к психологическому выгоранию, т.к. преподаватель постоянно находится под страхом потерять свое место работы.

Появление краткосрочных трудовых договоров в вузах связано с введением в сферу образования новых финансовых и организационно-управленческих механизмов (отказ от сметного финансирования и переход на выделение средств на выполнение государственного заказа), при которых на объем финансовых средств, выделяемых для организации образовательного процесса, в первую очередь, влияет численность обучающихся. Тенденция, связанная с уменьшением численности студентов образовательных организаций высшего образования, а значит и с уменьшением численности ППС, по-видимому, сохранится (доля студентов вузов в 2016 году составила 64% по отношению к уровню 2013 года). Своего дна показатель численности студентов вузов достигнет уже в 2019 году под влиянием демографических и социально-экономических факторов, а локального максимума численности студентов вузов стоит ожидать только к 2029 году, что потребует соответствующего расширения вузовской сети. Важно отметить, что наиболее значительное сокращение численности студентов произошло в частных вузах (на 28,4% от уровня 2015 года).

Штатная численность профессорско-преподавательского состава продолжает сокращаться. За последние 7 лет данный показатель упал на 1/3 (самое глубокое падение пришлось на 2013-2014 годы).

Согласно данным социологического опроса Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации в 2013 году 18,4% преподавателей вузов хотели бы сменить работу, однако в 2017 году этот показатель увеличился в 1,2 раза. Если в период вступления в реформирование системы вузов в 2013 году каждый десятый преподаватель российского вуза был моложе 30 лет, то к 2017 году уже только каждый шестой относился к категории «молодых» преподавателей.

Общероссийский Профсоюз образования еще в конце 2013 года обратил внимание на проблему заключения с ППС краткосрочных трудовых договоров. Для ППС в рамках российского трудового законодательства в настоящее время сохраняется возможность заключения с данной категорией работников срочных трудовых договоров на срок до 5 лет. Решение этой проблемы предлагается в пункте 4.4 Отраслевого соглашения:

«Минобрнауки России и Профсоюз рекомендуют предусматривать в коллективных договорах образовательных организаций высшего образования конкретные сроки трудового договора, заключаемого с научно-педагогическим работником, избранным по конкурсу на замещение должности научно-педагогического работника, в случае, если трудовой договор с ним не может быть заключен на неопределенный срок.

В случае если научно-педагогический работник успешно прошел конкурс, но в последующем стороны не смогли договориться о приемлемом конкретном сроке трудового договора, трудовой договор с таким лицом заключается на неопределенный срок».

Несмотря на снижение численности студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, уменьшение числа вузов, вопрос об эффективности действующих в системе вузовского образования финансовых и организационно-управленческих механизмов остается актуальным в условиях жестких бюджетных ограничений последних лет.

При этом объем финансирования в расчете на одного студента растет. В 2015 году он составил 201,1 тыс. рублей по государственным вузам (на 20,5 тыс. руб. больше, чем в 2013 году) и 245,7 тыс. рублей для негосударственных вузов (на 31,5 тыс. руб. больше относительно уровня 2013 года). В 2017 году в федеральном бюджете расходы на финансирование государственного задания вузов выросли на 14,6 млрд. рублей или на 5,7%. Средства будут направлены на повышение оплаты труда преподавателей, продолжение реализации программ развития студенческих объединений, программ развития университетов, приобретение лабораторного оборудования и другие цели.

Для выполнения целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации в 4 квартале 2017 года необходимо обеспечить средний уровень заработной платы ППС в размере не менее чем180% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) (далее -средней по экономике), а с 1 января 2018 года заработная плата ППС должна составлять 200% от средней по экономике.

По мнению Министра образования Российской Федерации О.Ю. Васильевой: «Преподаватель должен иметь достойную заработную плату, в том числе должен быть максимально задействован в работе учреждения, а не искать дополнительную работу за пределами вуза, зачастую снижая качество результатов своего труда». Принято решение, что вузы будут поддержаны дополнительным финансированием со стороны Минобрнауки России. Планируется довести дополнительные средства на эти цели до вузов не позднее 25 сентября.

За период с 2015 по 2016 год общее число образовательных организаций высшего образования сократилось на 8,8% (на 79 единиц). Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц), а количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 13,9% (на 51 единицу).

В 2016 году Минобрнауки России провело работу по оценке уровня качество финансового менеджмента подведомственных образовательных организаций высшего образования и планирует продолжить ее в 2017 году. Средства на развитие вузов в приоритетном порядке будут получать те руководители вузов, кто умеет эффективнее ими управлять, обеспечивая финансовую стабильность и достижение стратегических показателей. Кроме того, на дополнительное финансирование могут претендовать вузы, наиболее открытые в своих подходах к планированию финансовой деятельности, и в этом вопросе немаловажную роль играет конструктивное социальное партнерство между руководством вуза и профсоюзной организацией на уровне вуза.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.