Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Понятие коммуникации. Коммуникация и общение





 

Последнее столетие ознаменовалось масштабными изменениями в человеческой коммуникации. Только за два последних десятилетия люди пережили возникновение и массовое распространение двух новых коммуникативных технологий:

 

мобильной телефонии, дополнившей классические электронные масс-медиа (радио, телевидение, стационарный телефон);

 

Интернета, сделавшего возможной мировую коммуникацию и связавшего отдельные миры в единую сеть.

 

Огромный прорыв в развитии медиатехнологий привел к возникновению фундаментальной, обобщающей науки о коммуникациях – теории коммуникации (в англоязычной традиции – коммуникативистики, в русскоязычной – коммуникологии).

 

Одно из основополагающих понятий данной науки – «коммуникация» (от лат. communicatio ‘сообщение,передача’, communicare ‘делать общим,беседовать,связывать,сообщать, передавать’). В 20-е годы XX века этот термин был введен в научный обиход американским социологом Чарльзом Хортоном Кули (1964 -1929). В своей монографии «Социальный процесс» ученый называл им механизм, обеспечивающий существование и развитие человеческих отношений, который включает все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во вр мени.

 

С тех пор термин «коммуникация» широко спользуется в кибернетике и теории информации. Во множественном числе (коммуникации) он называет технические системы, которые обеспечивают перемещение материальных предметов, веществ, энергии или информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и т.п.). В единственном числе (коммуникация) означает:

 

средства связи любых объектов живой и неживой природы, материального и духовного мира;

 

вербальное и невербальное взаимодействие и взаимовлияние людей друг на друга (социальная коммуникация, собственно общение);

 

передачу и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).

 

Особенности про екания информационных процессов в технических, биологических

 

и социальных системах обусловливают необходимость выделения нескольких разновидностей коммуникации.

 

Передачу информации в живой природе подразделяют на биокоммуникации и зоокоммуникации. Биокоммуникации включают все способы связи в мире флоры,вчастности связь растений с энергией солнца и почвой. К зоокоммуникациям относят обмен сигналов в мире фауны: язык дельфинов, танец пчелы-разведчика, нашедшей нектар, перед пчелами-фуражирами (заготовителями пищи), бои за добычу и брачные ритуалы птиц и животных, испанская коррида как танец лошади перед быком и пр. Передачу информации в созданных человеком технических устройствах, машинах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) называют техническими коммуникациями. Информационное взаимодействие в человеческомобществе определяют как социальную коммуникацию (Human communication), или общение. Различные сферы общества,познавательно-трудовой и творческойдеятельности людей, отраслевые особенности коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере обусловливают выделение многочисленных видов социальной

 


коммуникации (бизнес-коммуникации, политические коммуникации, коммуникации в социальной работе и пр.).

 

Наиболее ярко сущность человеческого общения (социальной коммуникации) проявляется в сопоставлении с зоокоммуникациями.

 

  Признак   Зоокоммуникации     Социальная  
               
      коммуникация  
               
              присутствует  
        отсутствует (человек сознательно  
Коммуникативное (животные вступают в стремится передать другому  
коммуникацию в силу человеку информацию,  
намерение  
унаследованных инстинктов и зачастую предполагая,  
       
      приобретенных рефлексов) какой эффект она  
                произведет)  
Коммуникативные являются частью инстинктов, являются частью традиции,  
знания, умения,  
наследуются рефлекторно приобретаются в общении  
  навыки  
                   
Усвоение кодовой   не возможно     возможно  
(животные различных видов (человек способен изучить  
системы другого  
практически не общаются друг с иностранный язык; феномен  
  вида  
    другом)   билингвизма)  
           
  Форма   невербальная     вербальная  
коммуникации   (без слов) (речевая, словесная)  
  Знаки   демонстрации   единицы языка  
  (телодвижения, позы, звуки и пр.) (слова, предложения и пр.)  
       
            значение каждого знака  
      не имеют определенного значения уникально (единицы языка  
      призваны отразить все  
Семантика (слишком просты и неопределенны  
многообразие объектов  
  знаков вне общения, но в каждой ситуации  
    окружающей  
      чрезвычайно конкретны)    
      действительности, мыслей и  
             
            чувств говорящего)  
                открыта  
        закрыта (пополняется новыми  
        словами, морфемами и  
      (новых сигналов не прибавляется)  
      синтаксическими  
             
Знаковая система       конструкциями)  
  линейна     иерархична  
             
      (сигналы – готовые «предложения»: (меньшие единицы служат  
      характеризуют ситуацию в целом, не для организации больших,  
      делятся на меньшие элементы, не   образуют текст)  
      образующие текста)            

 

Обратим внимание, что понятия «коммуникация» и «общение» близки, но не совпадают. Их объединяет использование языка, связь с обменом и передачей информации. Отличают тип, связь, характер и сфера протекания.

 

  Признак процесса     Коммуникация   Общение  
      информационный информационный  
  Тип   (духовный), практический  
      (духовный)  
        (материальный)  
             
  Связь   субъектно-объектная субъектно-субъектная  
                 

 


  (есть отправитель и (есть со беседники,  
  получатель сообщения) со участники общего дела)  
Характер однонаправленный двунаправленный (диалог)  
(монолог)  
     
Сфера протекания всюду, где передают и только между людьми  
получают информацию  
     

 

Общение является решающим фактором возникновения языка и речи. Участвуя в этом процессе, люди узнают психологические особенности друг друга, устанавливают контакты, обмениваются информацией (в том числе культурным и общественным опытом), организуют различные виды совместной деятельности.

 

Анализ действия естественного отбора на групповом уровне и изучение коммуникации животных позволили установить, что любая коммуникативная система предназначена не для выгоды особи, подающей сигнал, и не для выгоды особи, его принимающей. Она возникает, развивается и существует как механизм управления в системе популяции в целом, поскольку представители одного вида неизбежно конкурируют за ресурсы (территорию, пищу, укрытия, половых партнеров и т.п.). Коммуникативное взаимодействие помогает им распределить эти блага таким образом, чтобы этих благ (пусть и разного качества) в итоге хватило всем особям. Таким образом, средствами общения любая популяция, в том числе человечество во всех своих формах (от семьи до мирового сообщества), воспроизводит и орга зует себя.

 

Играя важную роль в общественных отношениях, социальная коммуникация имеет колоссальное значение для отдельной личности. В общении оформляются и проявляются социально-психологические и психологические особенности человека, приобретается его жизненный опыт. Каждый нуждается в общ нии, чтобы познать себя и войти в цивилизованное общество. В общении и через него происходит социализация, т.е. сложный процесс вхождения человека в то или иное национально-лингво-культурное

 

сообщество, «врастания ребенка цивилизацию» (А.Н. Леонтьев). Социализация начинается с рождения человека заключается в трансляции культуры, основным

 

каналом которой является язык. На начальном этапе социализации культура транслируется в том числе в виде фольклорных текстов и детской литературы (сказок, песен, стихов, игр).

 

Система внутренних ресурсов, необходимых человеку для достижения успеха в межличностном, корпоративном и деловом общении, называется коммуникативной компетентностью. В нее входят:

 

уровень кода (вербальный опыт, владение необходимым набором языковых средств, знание правил их верного использования в соответствии со своими намерениями и интересами окружающих, умение сосредоточиться на искусности речи, навыки успешных публичных выступлений);

 

когнитивный уровень (система ценностей, картина мира, познавательный опыт);

 

прагматико-мотивационный уровень (ситуативный опыт, коммуникативные намерения, установки, мотивы, способности).

 

Коммуникативная компетенция – часть коммуникативного потенциала, т.е. возможностей человека, определяющих качество его общения (владение инициативой в общении, формирование и реализация индивидуальной программы общения).

 

Развитие коммуникативного потенциала предопределяет судьбу и успех человека в современном обществе. Так, специалисты Эдинбургского университета, несколько лет интервьюировавшие очень удачливых и ужасно невезучих людей, установили, что люди, чья жизнь полна счастливых шансов, чрезвычайно разговорчивы, коммуникабельны. Им постоянно везет просто потому, что они широко общаются с людьми, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. «Удачники» выбирают работу, связанную с общением, а в свободное время активно поддерживают контакты с окружающими (встречаются с друзьями, ходят на вечеринки, заговаривают с незнакомцами). Постоянно

 


расширяя круг знакомых, они увеличивают возможность встретиться с людьми, которые могут помочь им в жизни, в том числе продвижении по службе. Таким образом, «удачники» подсознательно следуют одному из основных правил продвижения по карьерной лестнице в современном обществе, согласно которому успех обеспечивает не столько профессионализм (он воспринимается как нечто само собой разумеющееся), сколько мастерство общения.

 

Так, среди президентов США наибольшей популярностью у электората пользовались экстраверты. Их общительность и даже болтливость стали преимуществом в политической борьбе и управлении государством по двум причинам. Во-первых, американцы уверены, что глава исполнительной власти США обязан общаться с людьми, которые его выбрали. Во-вторых, текстовые послания (официальные речи, интервью, записи в блогах) позволяют президенту обращаться за поддержкой к обществ нности. Если эта поддержка предоставляется, у него появляется намного больше пространства для политического маневров и рычагов влияния, прежде всего на высший орган законодательной власти – Конгресс.

 

Таким образом, идет ли речь о президенте США или любом другом члене социума, в наши дни наиболее успешным оказывается не тот, кто более сведущ, а тот, кто участвует в большем количестве операций передачи информации (коммуникаций). Колоссальная значимость интеллектуального продукта, огромное количество его трансляций и активное тиражирование посредством системы высшего образова ия СМИ приводят к тому, что в основе современного общества лежит умение всех и каждого работать с информацией. В связи с этим в начале 50-х годов прошлого столетия философы определили его как информационное. Особенно активно этот термин стал употребляться ближе к концуXXвека, в связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией.

 

Литература:

1. Больц Н. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.

2. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Ли гвокультурологический словарь. – М.: Гнозис, 2004.

– 318 с.

3. Бурлак С. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. – М.: Астрель:

CORPUS, 2011. – 464 с.

4. Вайзман Р. Фактор удачи. – М.: ЗАО «Мой Мир», 2004. – 224 с.: ил.

5. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для тудентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ,

2008. – 216 с.

6. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС,

2010. – 256 с.

7. Иванов Д. Общество как виртуальная реальность / Информационное общество. –

СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 355-427.

8. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учеб. пособие. – М.:

Флинта: Наука, 2009. – 240 с.: ил.

9. Лактионов А. Информационное общество: через тернии к звездам? /

Информационное общество. – СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 5-6.

10. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-

Традиция, 2009. – 320 с.

11. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука,

2009. – 296 с.: ил.

12. Психология личности. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 633 [3] с. – (Образовательный стандарт).

 


13. Торп К. Искусство непринужденной беседы. – М.: Издательство «Омега-Л»:

 

СмартБук, 2008. – 137 с.: ил., табл. – (ЛАБОРАТОРИЯ УСПЕХА. Бизнес-рецепты!).

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.