Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ





Происхождение человека и становление общества. Проблема антропосоциогенеза. Религиозная и эволюционная концепции возникновения человека. Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Деятельность, структура деятельности человека. Многообразие видов деятельности.

Проблема сознания. Сознание и мышление. Сознание и язык, мышление и речь. Сознательное, подсознательное и бессознательное в поведении человека. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука чётко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Теории происхождения человека:

1. Эволюционная теория (Ч.Дарвин)

Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

2. Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад.

3. Теория креационизма - Данное ответвление получило названием креационизм. Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Этапы эволюционного развития человека:

Австралопитек (2 млн.лет) -> Питекантроп (1,9-0,8 млн.лет) -> Синантроп (400 тыс.лет) -> Неандерталец (35-40 тыс.лет).

Формирование человека как социального существа прошло два этапа:

1) Стадо (непостоянный коллектив, охота, схожесть с животными).

2) Усложнение трудовой деятельности, влияние обычаев, введение табу.

Проблема антропосоциогенеза:

1. Мифологическая - Зевс, Юпитер.

2. Креационизм (Ф. Аквинский) - отрицаются все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

3. Философско-теологическая концепция (Теярде Шарлей) - вселенная и божественное едино; наука есть средство познания божественного замысла.

4. Философская ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ (Ф.Г. Гегель) – саморазвитие абсолютного разума, человек есть носитель высшего и действующий с заложенной в нём необходимостью.

5. Философская МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (К.Маркс) –.саморазвитие природы в основе которой лежит развитие материи.

6. Естественно-научная (Ч.Дарвин) - теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Животное Человек
1. Приспособление к окружающей среде; 2. Инстинкт; 3. Эпизодическое использование орудий труда; 4. Чувственное восприятие окружающего мира; 5. Непосредственная полезность действий. 1. Изменение окружающей среды; 2. Социальные нормы; 3. Индустрия производства; 4. Сознание, разум, мышление; 5. Нравственные и эстетические ценности.

Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческую переработку окружающего мира (по К. Марксу).

Деятельность – это способ существования человека и его развития.

Виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, общение.

Структура деятельности (по К. Марксу):

Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действия -> Результат.

Мотивы деятельности

Ш. Монтескьё Т. Мор Г.Ф. Гегель К. Маркс М. Вебер
Природные условия Идеи правят миром Мировой разум Экономическое положение Духовный и экономический фактор

Юрген Хабермас (р. 1929) — немецкий социолог, автор теории коммуникативного действия, которая является синтезом рациональности социального действия и интеракции.

Понятие коммуникативного действия отражает интеракцию по меньшей мере двух взаимодействующих субъектов, владеющих речью и вступающих в межличностное отношение. Особое значение в этой модели принадлежит языку. Только с языком зарождаются действия, ориентированные на взаимопонимание.

Все действия по ориентации акторов делятся на два больших класса: ориентированные на успех — формальные; ориентированные на понимание — коммуникативные.

Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность.

Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.

Проблема сознания:

1. Космоцентризм (познание окружающего мира)

2. Теоцентризм (познание себя, самоконтроль)

3. Антропоцентризм (разум) Р.Декарт «Я мыслю, значит я существую».

 

Источник индивидуального сознания есть отражаемая реальность, посредствам мозга.

 

Социальные условия появления сознания (по К.Марксу):

 

1. Труд

2. Членораздельная речь

3. Жизнь в коллективе

4. + Язык (Маргарет Мид).

 

Виды психической деятельности:

 

1) Бессознательный уровень (удовлетворение биологических потребностей, инстенктивно-рефлекторная деятельность);

2) Подсознание (стереотипы поведения, поведение сформированное в детстве, «вторая натура человека», мареры, привычки, штампы, нереализованные желания, подавление, желания, интуиция);

3) Внесознательное (вера, надежда, любовь, фобии, тревога, безотчётность, непроизвольность).

 

 

Структура сознания (личности) по З. Фрейду.

Психоанализ – теория разделения психики на сознательное, предсознательное, бессознательное.

Работы З. Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих учёных того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих учёных со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного:

· Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

· Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошёл дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

· Коллективное бессознательное. Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы К.Г. Юнга

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеёй или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Общественное сознание Индивидуальное сознание
1) Совокупность идей, взглядов, оценок, свойственные данному обществу в осознанном им собственном бытие. 2) Складывается на основе сознаний отдельных людей. 3) Объединение индивидуальных сознаний. 4) Продукт индивидуального сознания. 5) Общественное проникает в индивидуальное сознание. 1) Совокупность идей, взглядов, оценок, чувств, свойственные конкретному человеку. 2) Ярче и многообразней. 3) Индивидуальное сознание есть продукт общественного.

 

Неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющих друг на друга.

Уровни общественного сознания:

1. Обыденное (эмпирическое)

2. Научно-теоретическое.


 

ПОЗНАНИЕ

Познание как процесс освоения мира и самого себя. Субъект и объект познания. Формы познания. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема познаваемости мира.

Проблема истины и ее критериев.

Особенности познавательной деятельности в современном информационном обществе. Феномен реальной виртуальности (М. Кастельс).

Объяснение и понимание. Герменевтика и педагогика. Проблема понимания в педагогической деятельности. Образование как межсубъектная коммуникация. Модели понимания (Л.А. Беляева), их применение в образовании.

Феноменология и педагогика. Использование положений феноменологической социологии при изучении обществознания.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

житейское – носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей.

научное – понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов.

Особенности научного познания:

- принцип объективности – отражение объекта таким, какой он есть на самом деле.

- рационалистическая обоснованность – научное знание выражается в форме теорий.

- системность знания

- проверяемость

практическое – овладение вещами преобразование мира.

рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях. иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему, предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, некоторые явления, например, аномальные.

личностное – зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы ненаучного знания: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания.

Процесс познания включает:

субъект познания – это носитель познавательной активности: познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив, все общество.

объект познания – это всё то, на что направлена познавательная деятельность субъекта: познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека), весь окружающий мир.

Условия познания – это материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы), информация, социальная среда, условия труда и т. д.

Результат – Знание.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Познавательный пессимизм, присутствующий в двух формах агностицизм и скептицизм особое внимание уделял субъективности знания и активности субъекта в его достижении, ставил актуальную проблему обоснования достоверности знания, указывал на трудности ее решения. 1. Агностицизм стремится более глубоко, нежели скептицизм обосновать субъективность наших знаний (Протагор, И. Кант «Критика чистого разума») – это отрицание возможности познания сущности вещей, объективных закономерностей природы, признание возможности познания лишь продуктов человеческой познавательной деятельности.

Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достаточных сведений о мире. Распространенной разновидностью агностицизма является конвенционализм. Согласно которому существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, которые не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Скептицизм (Пиррон-основатель античного скептицизма – не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Д. Юм - обратил внимание на ограниченность причинно-следственных отношений в механических взаимодействиях. Следствие отличается от причины и поэтому, не может быть в ней выявлено, следовательно нет и объективных причинно-следственных связей, есть лишь субъективная причинность)

Оптимизм (К. Маркс, Гегель и др.)– утверждает принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний о мире. Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента они отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов, общезначимость полученных результатов, невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Виды познания:

- Научное

- Обыденное

- Религиозное

- Мифологическое

- Художественное

- Социальное

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание имеет два уровня – чувственное познание и рациональное (логическое) познание.

1. Чувственное познание – осуществляется с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания:

ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление – наиболее сложная форма чувственного познания, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается – чувственно наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Нередко в представлении действует и воображение, при его помощи человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике, или же представления нереальные, например, о русалке, домовом и т. п.

2. Рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы рационального познания:

- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

- умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Выделяются: индуктивное умозаключение от частного к общему и дедуктивное умозаключение от общего к частному, а также умозаключение, получаемое по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

В Новое время складывается ситуация, когда неспособность объяснения мира «старыми» методами привела к возрождению скептицизма – воззрения, ставящего под сомнение возможность найти удовлетворительный критерий для отделения истинного знания от ложного.

Попытки решения этой проблемы предпринимались в рамках двух противоположных теорий познания эмпирической и рационалистической.

Эмпиризм (опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания и недооценивает роль мышления.

Рационализм (разумный) – это направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания.

Среди наиболее заметных представителей эмпирического подхода в Новое время можно выделить, в первую очередь, взгляды английского философа Френсиса Бекона (1561 – 1626).

Свои идеи он изложил в произведениях «Новый органон» и «О достоинстве и приумножении наук».







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.