Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности семьи как малой первичной группы





По мнению М.С. Комарова первичная группа способствует: - самораскрытию индивида в интимно-личностных отношениях; - получению личного удовлетворения от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми; - снятию стрессов, напряжения, тревоги, беспокойства вследствие социально- психологических перегрузок на работе; - формированию самооценки индивида, пониманию его реального статуса в обществе. Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы:

- наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи;

- существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. К таким параметрам относят композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов).

Структура семьи – это совокупность элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую,

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): - сплоченность (связь, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения.

Идея социального капитала восходит к работам Алексиса де Токвиля (1805–1859), Адама Мюллера (1779–1829), Макса Вебера (1864–1920) и Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Их концепции можно рассматривать как интеллектуальный ответ индивидуализму, распаду традиционных сообществ под действием первичной модернизации в Европе ХIХ в., торжеству капитализма и его самоописания в экономической теории, начиная с трудов шотландского экономиста Адама Смита (1723–1790).

В современном понимании, утвердившемся в социальных науках, социальный капитал базируется на отношениях между людьми и отличается от человеческого, означающего совокупность знаний и способностей индивида. Понятие социального капитала активно используют антропологи, социологи, политологи и экономисты.

Известный американский политолог, культуролог и философ истории Ф. Фукуяма определяет этот феномен как «свод неформальных правил и норм, разделяемых членами группы», основанный на доверии между ними, и сводит его истоки к социальности человека: «Нормы, составляющие социальный капитал, должны брать начало в реальных взаимоотношениях индивидов».

— Французский социолог П. Бурдьё, американский историк и политолог Р. Патнэм связывают социальный капитал с доверием, нормами, взаимностью отношений, положением человека в системе неравенства. Согласно Бурдьё, социальный капитал формируется обязательствами, то есть связями и отношениями.

— Согласно экономической трактовке американского социолога Дж. Коулмана, социальный капитал считается личным ресурсом для достижения личных и коллективных целей, исходя из максимизации пользы.

— Американский политолог Р. Патнэм рассматривает социальный капитал в контексте анализа институтов, политического и социального нормотворчества на их основе.

В дискуссиях о социальном капитале особенно влиятельны позиции Пьера Бурдьё (1930–2002), Роберта Патнэма (1941 г.р.) и Джеймса Коулмана (1926–1995). Бурдьё пишет о нём уже в 1970-е годы.

Благодаря работам Патнэма это понятие с 1990-х гг. принято в мировом научном сообществе.

В формировании супружеской пары различают два периода:

добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера — на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

Теории выбора брачного партнера

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться - каким образом люди выбирают брачного партнёра? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты — на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса, «круговая теория любви» А.Рейса.

Фактический брак (в российском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» - отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном порядке даже при ведении общего хозяйства и наличии общих детей. Встречаются браки, где муж и жена, проживая в течение рабочей недели раздельно, проводят вместе выходные (так называемый брак выходного дня, гостевой). Такая форма сожительства возможна как для зарегистрированного, так и незарегистрированного брака (в последнем случае - при условии регулярности совместного времяпрепровождения).

Фактический брак, называемый «пробным», сожительство:

а) выполняет роль своего рода фильтра, способствующего оптимизации подбора брачных пар;

б) адаптирует к последующей брачной жизни, это касается и конкретного брака, и брачного состояния как такового, особенно если речь идет о младших возрастных группах и о лицах, долго не вступавших в брак;

в) способствует формированию у индивида личной семейной идеологии (представлений о желательных и нежелательных обязанностях и правах);

г) облегчает процедуру расторжения брака.

Неформальный брак может социально, психологически стабилизировать лиц, переживших неудачный брак и развод или, напротив, очень счастливое супружество.

Одновременно он может стабилизировать не только самих брачных партнеров, но их ближайших родственников, друзей, если те в силу каких-либо из отмеченных причин опасались этого брака. Различные препятствия к официальному браку (нравственного, имущественного, социального, психологического характера) преодолеваются полностью или частично благодаря возможности фактических, «свободных» отношений. Автору представляется, что не имеет значения, объективные это препятствия или мыслимые. Те и другие для индивидов реальны в равной степени.

БРАКИ И РАЗВОДЫ

«Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества. С.И. Голод выделяет три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный). Патриархальный тип семьи базируется на жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, – абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья характеризуется малодетностью, планируемостью рождения детей, ограниченностью репродуктивного периода (5 —10 лет). Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Характерными особенностями такой семьи является забота о развитии каждого из ее членов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.

Особенности современной семьи (С.И. Голод):

1. Особая роль родительства, как института первичной социализации человека.

2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка.

3. Семейная система является достаточно открытой. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму.

4. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети), которая становится наиболее типичным вариантом семейной системы.

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют следующие психологические особенности российских семей:

1. Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;

2. Спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;

3. Дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;

4. Борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.

Выделяют ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия (О.А. Карабанова): - снижение рождаемости; - диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин; - увеличение числа разводов; - возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях - депривации общения с родителями и близкими взрослыми с сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.); - демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке; - возрастание числа несовершеннолетних родителей – подростковое родительство; - рост числа преступлений на семейно-бытовой почве; - увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» – сознательный выбор супругов; - появление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В последнее время возрастает количество людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни, трансформируется отношение к браку.

Р. Зидер выделяет следующие альтернативные формы брачно-семейных отношений: - одиночество; - незарегистрированное сожительство; - сознательно бездетный брак; - открытый брак; - внебрачный секс; - свингерство; - интимная дружба; - гомосексуальность; - групповой брак, жилые сообщества, коллективные семьи. Однако за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определенно растет.

Анализ семьи как института и малой социальной группы.

Исторически исследование семьи как социального института и малой группы складывались параллельно, пересекаясь друг с другом, хотя отдель­ные представители этих традиций иногда увлекались абсолюти­зацией различий этих подходов и в полемике отказывали вправе называться наукой противоположной стороне.

Среди социологов, пытавшихся совместить «микроанализ» и «макроанализ» семьи, надо назвать прежде всего функционалистов Т. Парсонса и К. Дэвиса. Согласно подходу стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социо­культурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущ­ность семьи как социального феномена, и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом через Установление «инструментальных» отношений с другими соци­альными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Дэвиса переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости.

Среди представителей фамилистской парадигмы можно отметить А. Карлсона, Бриджит Бергер, Дж. Дэвиса, Д. Бланкенхорна, Р. Уайтфилда, Патриция Моргана, Д. Попеное.

Б. Бергер — самая известная из них по многим своим работам. Ее главная идея заключается в том, что семья в своей нуклеарной форме (отец, мать, их дети, объединенные совместной работой в домохо­зяйстве, взаимными обязательствами и первичностью связей) спо­собствовала становлению не только рыночной экономики, но и либеральной демократии.

Попеное, социолог Рутгерского университета, пришел к выводу о кризисе всех форм семьи и семьи как социального института. На основе эмпирических данных по каждому из имеющихся в теории социальных институтов критериев их эффективности (влияние на индивида, выполнение основных функций, влияние на другие социальные институты). Независимость эгоцентри­ческих индивидов делает семью не сплоченной группой, а конгло­мератом конфликтующих одиночек, семейный образ жизни перестает быть привлекательным, на первое место выходит индивид, а не семья. Таким образом, упадок семьи являет­ся и функциональным, и структурным.

А. Карлсон раз­матывает теорию естественной семьи, но «естественной» не в смысле близости к природе или в качестве биологического происхождения парной моногамии, а в сугубо социальном смысле исторического становления социальных институтов. Естественная семья трактуется им в противовес эволюционно-прогрессистской теории развития, где все в обществе изменяется в лучшую сторону. Семья в качестве социального института участвует в социальном процессе изменений, где часто то, что было явной «причиной» в один момент, указывается «следствием» в иной период времени.

В альтернативной социологии общепризнано, что институт се­мьи оказывается в упадке, если выполнение функций по отноше­нию к обществу начинает зависеть от потребительской ячейки, все члены которой постоянно находятся вне дома и, подпадая под те или иные категории индивидов, не могут не быть клиентами соци­альных учреждений и служб «государства благоденствия», как бы берущего на себя роль семьи по заботе о личности. Государство активно способствует развалу семейного производства и домохозяй­ства, втягивая всех членов семьи в виды деятельности, создающие стоимость.

Таким образом, разрешение проблем разводов и низкой рожда­емости (и других проявлений социальной патологии) ставится в за­висимость от успеха радикальных преобразований в социальной системе, сфокусированных на принципиальное изменение положения института семьи в обществе. Фактически задача соединения семьи и работы на основе компьютерного труда в рамках домохозяйства, внедрения (дополнительно к существующей практике дополнительного образования) домашнего обучения детей родителями является, по сути, социальным проектом школы альтернативной социологии.

Социологические теории индивидуального типа.

Структурный функционализм.

Основатель структурного функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979) В первой половинеXXв., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий общество механизм.

Толкотт Парсонс говорил о необходимости возвращения к признанию традиционных половых ролей, назвав муж­ские роли «инструментальными», или ориентированными на действие, и соответственно женские роли «экспрессивными», или ориентированными на заботу и уход. Первые, утверждал Парсонс, помогали сохранению и разви­тию социальной системы, в то время как вторые — способствовали снятию внутригрупповых напряжений и укреплению семейной солидарности. Мужчины и женщины обладают совершенно различными особенностями и возможностями, вытекающими из их разной природы. Мужчины сильнее и для них естественнее быть добытчиками и производителями благ, служить в армии. Женщины рожают детей, и это делает их более восприимчивыми к потребностям других людей. Вместе они образуют единое целое. Любовь между мужчиной и женщиной — это притяжение между дополняющими друг друга силами, каждая из которых равно полновластна и могущественна в своей сфере: мужчина — в мире, женщина — дома.

Символический интеракционизм. Основатель интеракционизма Дж. Г. Мид (1863-1931) является ведущим направлением в социологическом исследовании семьи. Интеракция т.е. взаимодействие.

Термин «символическая инте­ракция» относится к совершенно определенному, особому виду взаимодействия, которое осуществляется между людьми. Особенность такого взаимодействия заключается в том, что люди интерпретируют или опреде­ляют действия друг друга (т.е. действия придают определенное значение), а не просто реагируют на них.

Символический интеракционизм опирается на теорию ро­лей, ключевым термином является «принятие роли» другого. Этот про­цесс позволяет описать, как возникает согласованное взаимодействие, в т. ч. в семье при социализации ребенка и формировании Я.

Теория обмена. Создатель американский социолог и психолог Джордж Хоманс (род. в 1910).

Согласно Хомансу социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа. Люди, которые дают много другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают мно­гое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от первых. Взаимодействие продолжается до тех пор, пока продолжается обмен. При нарушениях «нормы обмена» взаимодействие оказывается конфликтным и прекращается.

Поэтому применение теории обмена в социологии семьи не идет дальше моделирования брачного выбора. Поведение супругов в пред-разводных ситуациях, нарушающих правило «распределенной справед­ливости», не поддается описанию, но именно посредством разреше­ния конфликтов и устанавливается семейное благополучие.

Психоанализ. Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоци­альной терапии, социальной работы.

Фред конструирует социальную реальность исходя из решающей роли детского опыта семейной социа­лизации. Сложность семейных взаимодействий, лабиринты символики внут­рисемейных взаимосвязей кладется в основу теоретических построений.

Фред разработал такие понятия как Эдипов комплекс (сексуальное влече­ние к матери)гиперсексуальность, агрессивность бессознательного, мифологизация патриархальности и патернализма, превращение механиз­мов психологической самозашиты в социокультурные механизмы фун­кционирования социума и т д.

Психоанализ породил бурю негодования не призывами к переуст­ройству общества — с методологической точки зрения представляет интерес реакция публики на введение в теорию всем давно известных положений из приватного опыта, но их интерпретация оказалась со­вершенно необычной и, более того, перенасыщенной «неприличной» символикой. Откровенное проникновение в психологическую теорию интимных подробностей семейной жизни, вселенское вынесение «сора из избы» плюс абсолютно «неповседневная» интерпретация этой ин­тимности составляют достоинство психоанализа.

Значительный вклад в разработку теории семьи внес А.С.Макаренко. Не называя семью системой, он фактически раскрыл многие ее компоненты, поставив перед собой задачу выявления структуры семьи. А.С.Макаренко полагал, что семья - это коллектив, т.е. группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. В структуре семьи он выделил:

- состав семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная),

- родительский авторитет, режим (его результат- дисциплина),

- рациональное распределение обязанностей,

- половое воспитание.

А.С.Макаренко отмечает в семейном воспитании такие направления, как: гражданское, политическое, половое, воспитание красоты, чувств, воли и характера. Он выделяет следующие принципы семейного воспитания: принцип соблюдения меры активности и тормозов, принцип последовательности, принцип ответственности.

В педагогической науке А.С.Макаренко был одним из первых, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом». Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета:

- авторитет подавления (вызывает детскую ложь, трусость, жестокость);

- авторитет расстояния (ведет к отчужденности, снижению ценности семьи);

- авторитет чванства (формирует высокомерие, авторитарность);

- авторитет педантизма (формирует пассивность, покорность); • авторитет резонерства (приводит к отчуждению);

- авторитет подкупа (формирует безнравственность, конформизм);

- авторитет «любви» (слепая, демонстративная любовь формирует неискренность, лживость, эгоизм);

- авторитет «доброты» («неумный авторитет» слабых родителей формирует эгоизм, авторитарность);

- авторитет «дружбы» (навязываемая родителями «дружба» формирует беспринципность, цинизм).

Истинными источниками авторитета А.С.Макаренко считает достойную жизнь и работу родителей, их «гражданское лицо», их поведение, знание жизни ребенка, помощь ему, чувство ответственности за воспитание. Разрабатывая вопрос о родительском авторитете, автор, по сути, сформулировал частную закономерность семейного воспитания: чем выше авторитет родителей, тем эффективнее семья как педагогическая система.

Подходы к исследованию семьи Исследователи Основные направления исследовательской работы
Деятельностный И.В. Гребенников, О.Р. Кунц, А.Я. Студенте В процессе взаимодействия школы и семьи школе отводится главенствующая, доминирующая роль. Школа - организатор сотрудничества с родителями
Подход с позиции «теории конфликтов» Н. Смелзер, М.Н. Буянов, В.А. Сысенко, Д.Г. Скотт, А. Фуруган Рассматриваются деструктивные и конструктивные аспекты конфликтных ситуаций, возникающих в семье
Системно-структурный К. Витек, И.В. Бестужев-Лада, СИ. Голод, А.Б. Орлов, И.А. Вальков-ская, А.С. Макаренко Характеристика типов семейных взаимосвязей
Социологический А.Г. Харчев, O.K. Васильева, З.А. Янкова, Т. Парсонс, Р. Бэйлз, А.И. Антонов, Ю.В. Василькова Анализ социальной сущности семьи и характер ее взаимодействия с другими социальными институтами общества
Функциональный М.С. Мацковский, А.П. Заостровцев, А.Г. Хрипкова А.И. Антонова, В.М. Медков Определение функций семьи, направлений работы школы в процессе взаимодействия с семьей
Ценностный Л.М. Архангельский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, А.В. Петровский, B.C. Собкин, И.В. Власюк. Г.В. Иванова Анализ внешних и внутренних сторон процесса взаимодействия школы и семьи, актуализация субъектной позиции всех участников этого процесса

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.