|
V. Подбор глаголов-синонимов.1. Работа над упражнением 529. 2. На доске записаны слова: Блестеть, сиять,... (сверкать, искриться, светиться). Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать). Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить). – Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы. Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя. 3. Составление предложений с глаголами-синонимами. (упр. 531.) VI. Подбор глаголов-антонимов. 1. Работа над упражнением 535. 2. На доске записаны слова: смеяться – … (плакать) говорить – … (молчать) бледнеть – … (краснеть) любить – … (ненавидеть) греть – … (охладить) обороняться – … (нападать) ложиться – … (вставать) спасти – … (погубить) – Подберите глаголы-антонимы. Подчеркните орфограммы. 3. Чтение правила, с. 73. VII. Итог урока. – Чему учились сегодня на уроке? – Как называются слова, близкие и противоположные по смыслу? Домашнее задание. Упражнение 536.
Урок 145. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ГЛАГОЛА В РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – В каких словах орфограммы можно проверить? – Какой синоним к слову очутился вы подобрали? III. Минутка чистописания. На доске записаны слова: п..льто, с..поги, к..ртина, к..р..ндаш. – Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – непроверяемая безударная гласная а, значит, слова словарные.) – Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – пальто, оно двусложное. Остальные слова – трехсложные. 2) Лишнее слово – карандаш, в нем нужно запомнить правописание двух орфограмм. 3) Лишнее слово – сапоги, оно стоит во множественном числе. Остальные – существительные в форме единственного числа.) – Сегодня мы составим цепочку букв из орфограмм данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (Во всех словах орфограмма – буква а, в слове пальто – ь, в слове сапоги – о, в слове каранда ш – ш. Значит, мы напишем цепочку из четырех букв: а, ь, о, ш.) аьош аоьш аошь ьаош … – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Во всех цепочках только мягкий знак меняет свое местоположение.) IV. Упражнение в употреблении одних и тех же глаголов в разных значениях. 1. Работа над упражнением 538. Чтение сведений по языку, с. 75. 2. На доске записано стихотворение: Кто что мелет? Мельники мелют зерно жерновами, Перец в горошинах мелем мы сами. Но одного мы никак не поймем, Что это мелет болтун языком? – Так кто же что мелет? Объясните. – Как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту – пустословить, говорить пустые слова.) 3. Работа над упражнением 539. 4. На доске запись: (Костры, щёки) горят. (Ребёнок, речка) спит. (Морозы, кузнечики) трещат. (Молоко, жизнь) кипит. (Весна, ученик) спешит. (Радость, хор) поёт. (Лицо, пламя) пылает. – К данному глаголу выберите имя существительное так, чтобы глагол был употреблен в переносном смысле. – Объясните, что означают получившиеся выражения. 5. Самостоятельная работа. (упр. 540.) V. Итог урока. – С чем познакомились сегодня на уроке? – Где можно уточнить смысл одного и того же слова? Домашнее задание. Упражнение 541.
Урок 146. ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-рассуждения; развивать умение употреблять в тексте глаголы. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Какие глаголы автор употребил в переносном смысле? – С какой целью мы употребляем в предложении слова в переносном смысле? Приведите примеры. III. Минутка чистописания. На доске записана загадка: Белые сапо..ки, Зелёные сере..ки. – Прочитайте загадку. Что это такое? (Берёза.) – Какие слова вам помогли отгадать загадку? – Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж – это пропущенная орфограмма данных в загадке слов: сапо ж ки – сапо ж ок, серё ж ки – серё ж ечки.) – Букву ж мы будем писать в цепочке вместе с буквами, которые являются окончаниями данных существительных. Какие это буквы? (В существительном сапожки окончание , в существительном серёжки окончание тоже .) Жижи Жижи … – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|