Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовка к обучению грамоте в детском саду





В настоящее время в нашей стране принята новая программа обучения и воспитания, отвечающая более высоким требованиям, предъявляемым к уровню познавательной деятельности ребенка.
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития».
Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.
Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.
Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.
В связи с этим мы рассматриваем обучение ребенка-дошкольника чтению как фундамент будущей грамотности человека. Следовательно, обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.
В основе методик начального обучения чтению, существующих в советской педагогической практике, лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звуковой стороны речи в процессе обучения, так и синтеза ее уже при чтении.
Исходя из этого, предлагаемая здесь подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).
Советский психолог Д. Б. Эльконин создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка.
Специальное введение в мир звуков помогает дальнейшему изучению языка: освоению его грамматики, стилистики, ритмики, поэтики и т. д.
В связи с этим утверждением, а также учитывая детскую «языковую одаренность», обучение грамоте должно непременно начинаться с погружения ребенка в звуковую сферу родного языка.
Данный метод предусматривает также последовательное формирование умственных действий: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. Учитывая это, система обучения грамоте включает два раздела: первый — формирование широкой ориентировки в звуках, второй — обучение чтению. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте.
Программа, действующая в нашей стране, предполагает начинать обучение с подготовительного этапа в четыре года, т. е. в средней группе детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения четырехлетними детьми звуковой стороны речи.
Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности. Занятия, проводимые в средней группе, помогают предотвратить их.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки (не употребляя при этом самих терминов твердый и мягкий согласный), подбирает слова на заданный звук.
Основной задачей становится формирование способа интонационного выделения звука в слове, т. е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.
Например, рррак или макаррроны: кот или мышка и т. д. При этом выделяются только согласные звуки, поскольку выделять гласные не составляет труда — они поддаются протяжному произнесению.
Существует два приема выделения согласных звуков в слове: первый — длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак, кошшшка, носсс, и т. п.); второй — громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыбка, дом, рот и т.п.).
Это зависит от самого согласного звука — одни можно длительно произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные).
Детей нужно учить интонировать звук, помогать им овладеть своей актикуляцией и управлять ею. Следует обязательно называть звуки так, как они слышатся в словах, т. е. конкретной фонемой. В слове лллес первый звук ль, а в слове лллак — л и т. д.
В русском языке есть твердые и мягкие согласные звуки, которые, как правило, обозначаются одной буквой (М — м, мь; Б — б, бь; К — к, кь; Р — р, рь и т. д.). Это и составляет основную трудность в дальнейшем, при чтении прямых слогов: ма, мя,- ло, лё; ру, рю...
Детям четырех лет не сложно научиться различать на слух твердые и мягкие согласные: дети работают над звуковой стороной речи, называют звуки так, как они слышатся в словах. Термины они не употребляют, а называют звуки «старшими братцами» (твердые согласные) и «младшими братцами» (мягкие согласные).
Помогает детям сравнение отдельных звуков с природными и бытовыми шумами — с песенкой ветра, водички, колокольчика и т. д. Например, звук с — это песенка большого насоса, а сь — маленького насоса, звук р — песенка большого мотора, рь — маленького мотора, з — песенка большого колокольчика, зь — маленького и т. п.
В работе с четырехлетками желательно ограничиться определением только первого звука в слове. Не случайно приходится отказываться от определения места звука в слове (начало, середина, конец), которое сопутствует многим методикам обучения грамоте.
Дети этого возраста плохо справляются с такой задачей, даже с помощью взрослого. И происходит это потому, что они еще не в состоянии усвоить абстрактные понятия (начало, середина, конец). Определение места звука в слове до обучения звуковому анализу не выражено для детей четырех лет в той конкретной материальной действительности, которую они могут ощутить.
В средней группе ребята имеют дело со звучащим словом, никак не представленным для них материально. С материализованными моделями слов (схемами) они знакомятся позднее, в старшей группе. Тогда дети и научатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Программные задачи реализуются в доступной и интересной для детей этого возраста форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала, игрушек.
Так, например, используется игра, где каждому ребенку дают куклу, которая может совершить определенное действие (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовет первый звук своего имени (за куклу отвечает ребенок).
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую. Аналогичная работа с детьми четырех лет занимает всего лишь пять-семь минут в речевом занятии. Это начало подготовки к обучению звуковому анализу слов.
Дети пяти и шести лет неодинаково восприимчивы к разным этапам обучения грамоте. Поэтому начинать обучать звуковому анализу и предоставить возможность вплотную заниматься только звуковой стороной речи необходимо именно в пять лет, и не позднее, поскольку шестилетки уже не достигают таких высоких результатов в данной области. Они теряют особую восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению.
Обучение в старшей группе детского сада начинается непосредственно с обучения пятилеток звуковому анализу. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.
Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Получившаяся модель слова отражает отдельные звуки и их последовательность.
Дети разбирают вначале трехзвуковые слова (мак, кит, лес и др.), потом четырех- и пятизвуковые (луна, лиса, гуси,- мышка, мишка, грибы).
Когда дошкольники работают с трехзвуковыми словами, они обозначают все звуки фишками одного нейтрального цвета (серого). После того как дети научились разбирать трехзвуковые слова, их нужно познакомить с гласными звуками.
Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что гласные звуки — особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть, спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
Так они отгадывают «волшебные» звуки а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки, которые с этого момента обозначаются красными фишками. Дети самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и поэтому легко запоминают этот материал.
О согласных звуках дошкольники узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору четырехзвуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды: губы, зубы, язычок.
Выделение звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар (л-ль, р-рь, б-бь и т. д.), твердых и мягких согласных.
Например, выделив первые звуки в словах луна и лиса — ли ль, дети, как уже отмечалось раньше, дают им название двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» — л звучит жестко, твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший», ль, — нежно, мягко и называется мягким согласным.
С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные — зелеными.
Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки), отражает качественные характеристики звуков и дает детям возможность наглядно воспринимать различные звуковые структуры.
Например, слово луна представлено следующими фишками: синяя, красная, синяя, красная, что означает: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный; лиса — зеленая, красная, синяя, красная, т. е. мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный; слон — синяя, синяя, красная, синяя, т. е. твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный; утки — красная, синяя, зеленая, красная, т. е. гласный, твердый согласный, мягкий согласный, гласный и т. д.
При этом ребенок видит модель, ориентируется на цвет и работает с ней как с реальностью, постигая особенности фонетики родного языка (некоторые согласные звуки не имеют мягкой пары — ж, ш, и твердой пары — й, ч).
В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача — определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу с детьми пяти лет, так как она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами.
Дети пяти лет уже способны вычленить словесное ударение, различить ударные и безударные гласные звуки. Они выделяют звуки интонационно, знают, что ударный гласный произносится в слове громче, длительнее, при этом слово сохраняет свой смысл.
Такая работа не вызывает у детей особых трудностей. Ударные гласные обозначаются дополнительно фишкой черного цвета, которая длиннее красной и ставится за ней так, чтобы ее было видно.
Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.
У ребенка-дошкольника игра — его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д.
В результате дети уже в пять лет приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения шестилеток чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.
В шесть лет дети, научившись проводить звуковой анализ слов, начинают активно интересоваться буквами и чтением.
Подготовленные шестилетки успешно занимаются ив первом классе, и в подготовительной к школе группе детского сада. Описанная выше система обучения грамоте проводится в русле общего речевого развития детей.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.