Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.





Известный лингвист А. А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета... Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.»

Особой изобразительной силой обладают местоимения разных разрядов. По богатству экспрессивных красок на первом месте, конечно, личные местоимения. Приём субъективации авторского повествования («от первого лица») – один из самых распространённых в художественной литературе.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Именно этим качеством отличается стихотворение А.Блока, где использован этот приём:

 

О да, любовь вольна, как птица,

Да, всё равно – я твой!

Да, всё равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!..

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь – звездам!

Ты встанешь бурною волною

В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою,

Кармен, твоих духов <…>

Показательно, что в полном собрании сочинений А.Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49 – местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы – только 2. Второе место при таком подсчёте у А.Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой – 9.

На противопоставлении личных местоимений я-ты, на эффекте зеркального отражения этих местоимений построен отрывок пьесы «Небо и море» русского поэта конца XIX века К.М.Фофанова:

 

Ты – небо тёмное в светилах,

Я – море тёмное. Взгляни:

Как мертвецов в сырых могилах,

Я хороню твои огни.

Но если ты румяным утром

Опять окрасишься в зарю, -

Я эти волны перламутром

И бирюзою озарю;

И если ты суровой тучей

Нахмуришь гневную лазурь, -

Я подниму свой вал кипучий

И понесусь навстречу бурь!

Очень часто в произведениях местоимения он и она используются для обозначения возлюбленных, как, например, в отрывке из романа В.В.Крестовского «Любовь в двух часах»: «из-за портьеры явилась она... Вы, конечно, не потребуете, чтобы я назвал её по имени... Я буду звать её просто она. Он а моя героиня... Это, если хотите, напоминает несколько таинственно-сентиментальные времена тридцатых годов...время патентованной «мечты, луны, девы».

Тот же приём находим и в «Евгении Онегине»:

 

<…> Я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

На особую роль местоимений в художественных текстах обратил внимание русский лингвист Р.Якобсон. В своей программе выступления «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» он отметил, что в пушкинском шедевре «Я вас любил: любовь ещё быть может...» преобладают местоимения я, вас, мой, она, вам... (из 50 слов текста – 14 местоимений). Лингвист делает вывод, что в этом стихотворении, в котором нет ярко выраженных тропов, звуковых эффектов, основную эстетическую нагрузку несут именно местоимения как насквозь грамматические слова, лишённые собственно лексического, материального значения.

Исследования последних лет показывают, что сравнительно высокий процент местоимений вообще характерен для лирических произведений в отличие от прозаических. Обращение к местоимениям вместо существительных создаёт наибольшую меру обобщённости образа лирического героя и лишает его малейшей меры пластической индивидуальности, благодаря чему внимание сосредотачивается на внутреннем состоянии.

В связи с этим любопытны наблюдения за черновыми набросками «Медного всадника». Знаменитая фраза «Стоял он, дум великих полн» не сразу сложилась в поэтическом знании А.С.Пушкина, о чём свидетельствуют варианты этой строфы: «Стоял глубокой думы полн

Великий Пётр», «Стоял однажды царь», «Стоял великий муж». В концеконцов поэт остановился на местоимении он, обладающим исключительно широким смысловым диапазоном.

Традиционен в русской литературе приём замены личного местоимения множественного числа (вежливое, но отдаляющее собеседников друг от друга – вы) местоимением в форме единственного числа (дружеское, тёплое и даже интимное – ты).

Такая замена помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений между мужчиной и женщиной. На такой замене построено знаменитое стихотворение А.С.Пушкина, которое называется – «Ты и вы»:

 

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: «как вы милы!»

И мыслю: «как тебя люблю!»

Поразителен по своей эмоциональной силе и искренности переход к обращению «на ты» в письме Татьяны к Онегину:

 

Я к вам пишу <…>

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать <…>

И неожиданно:

 

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом...

Используя особенность семантики местоимения, которое не называет конкретное лицо, а только указывает на него, писатели и поэты создают разнообразные стилистические приёмы, например, «обманутое ожидание»: только в конце текста открывается имя, которое до сих пор заменяло личное местоимение.

 

Задание: определите роль местоимений в следующих текстах.

 

Текст № 1

 

А.С.Пушкин «Она»

«Печален ты, признайся, что с тобой».

- Люблю, мой друг! – «Но кто ж тебя пленила?»

- Она...

- ... «Кому ж ты жертвуешь душой?»

- Ах! ей! – «Ты скромен, друг сердечный!

Но почему ж ты столько огорчён?

И кто виной? Супруг, отец, конечно...»

- Не то, мой друг! – «Но что ж?» - Я ей не он

 

 

Текст №2

«... Он успел напечатать <…> начало одного глубочайшего исследования – кажется, о причинах необычного нравственного благородства каких-то рыцарей в какую-то эпоху или что-то в этом роде. По крайней мере проводилась какая-то высшая и необыкновенно благородная мысль<…> Прекратил же он свои лекции <…> потому, что перехвачено было как-то кем-то <…> письмо к какому-то с изложением каких-то «обстоятельств», вследствие чего кто-то потребовал от него каких-то объяснений.

(Ф.М.Достоевский «Бесы»)

Текст №3

 

Проснуться было так неинтересно,

настолько не хотелось просыпаться,

что я с постели встал,

не просыпаясь,

умылся и побрился,

выпил чаю,

не просыпаясь,

и ушёл куда-то,

был там и там,

встречался с тем и тем,

беседовал о том-то и о том-то,

кого-то посещал и навещал,

входил,

сидел,

здоровался,

прощался,

кого-то от чего-то защищал,

куда-то вновь и вновь перемещался,

усовещал кого-то

и прощал,

кого-то где-то чем-то угощал

и сам ответно кем-то угощался...

(Ю.Д Левитанский «Песочные часы»)

 

Текст №4

М.А.Волошин «В вагоне»:

 

Снова дорога. И силой магической

Всё это вновь охватило меня:

Грохот, носильщики, свет электрический,

Крики прощанья, свистки, суетня…

Снова вагоны, едва освещённые,

Тусклые пятна теней,

Лица склонённые

Спящих людей.

Мерный, вечный,

Бесконечный,

Однотонный

Шум колёс.

Шёпот сонный

В мир бездонный

Мысль унёс…

Жизнь… работа…

Где-то, кто-то

Вечно что-то

Всё стучит.

Та-та… то-та

Вечно что-то

Мысли сонной

Говорит…

Текст №5

Читая текст, следите за тем, какой смысл вы вкладываете в личное местоимение она. Совпало ли ваше предположение с выводом автора?

Моя «она»

 

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю...Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...

Её зовут – Лень (А.П.Чехов)

 

Покажите, что прочитанный вами текст А.П.Чехова построен на приёме «обманутого ожидания». В чём смысл этого приёма? Попробуйте сами сочинить небольшой текст юмористического содержания, используя этот приём.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.