Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.





ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Направление подготовки (специальность): судебная экспертиза

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная

 

 

Москва

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

27 декабря 2016 года, протокол № 5

 

 

Автор:

Чернавин Ю.А. – доктор философских наук, профессор

 

Рецензенты:

Ксенофонтов В.Н.. – доктор философских наук, профессор

Гунибский М.Ш. – кандидат философских наук, доцент

Беляева Т.М. – ст. преподаватель

 

 

Профессиональная этика и служебный этикет: рабочая программа / Ю.А. Чернавин. М., 2017. – 42 с.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.05.03 «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) – специалист

 

 

© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

 

 

Оглавление

 

 

1. Цели освоения учебной дисциплины…………………………………......4

2. Место учебной дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП)………………………………………………………….....6

3. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………6

3.1. Тематический план для очной формы обучения.................................6

3.2. Содержание дисциплины (программа курса).....................................8

3.3. Лекции.................................................................................................14

3.4. Практические (семинарские) занятия.................................................18

3.5. Самостоятельная работа студентов....................................................26

4. Образовательные технологии………………………………………..….27

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов………………………………………………………..28

5.1. Методические рекомендации по выполнению реферата……………28

5.2. Примерные темы рефератов, эссе......................................................30

5.3. Контрольные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации......................................................................................................................32

5.4. Образцы тестов...................................................................................34

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………37

7. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение учебной дисциплины…………………………………………………………40

7.1. Основная литература..........................................................................40

7.2. Дополнительная литература..............................................................40

7.3. Интернет-ресурсы...............................................................................41

7.4. Сайты библиотек и электронных библиотек……………………...……42

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины…...42


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка:

экспертная;

технико-криминалистическая;

информационная;

организационно-управленческая;

организационно-методическая;

профилактическая.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:

- в области экспертной деятельности:

производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях; производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;

- в области технико-криминалистической деятельности:

исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования; участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях; участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях; участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- в области информационной деятельности:

участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем; в области организационно-управленческой деятельности: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

- в области организационно-методической деятельности:

обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения; обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз; распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;

- в области профилактической деятельности:

выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.

 

Формируемые общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК).

ОК:

– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

– способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

– способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

– способность принимать оптимальные управленческие решения (ОК-8);

– способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9).

ПК:

– способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказать первую медицинскую помощь, обеспечить личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-14);

– способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-16);

– способность выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-17).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» относится к обязательной (базовой) части ООП.

Требования к уровню подготовки студента (входные знания):

— устойчивое владение знаниями по предмету, основным вехам развития и современному состоянию философии, основным философским принципам, законам, категориям, а также их содержанию и взаимосвязи;

— владение мировоззренческими, онтологическими, гносеологическими, антропологическими и аксиологическими знаниями;

— наличие знаний о происхождении, основных законах и тенденциях развития общества, а также структуре общественной жизни, особенностях различных социальных групп и их взаимосвязи;

— наличие устойчивых представлений о роли философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

— владение логическими знаниями;

— наличие общих представлений о юриспруденции, основных правовых дисциплинах;

— владение мировоззренческими и методологическими основами юридического мышления;

— владение знаниями о человеке и его особенностях, общее понимание личностно нравственного измерения культуры и профессии судебного эксперта.

Условием успешного освоения данной дисциплины является изучение предшествующих дисциплин: философия, логика, социология, теория государства и права, психология в профессиональной деятельности.

В свою очередь, изучение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» будет способствовать более успешному освоению последующих дисциплин: гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, административное право, теория судебной экспертизы, участие специалиста в процессуальных действиях, основы управления.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тематический план для очной формы обучения

 

№ п/п   Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Образовательные технологии Формы текущего контроля  
лекции   практические занятия СРС
  Этика как нравственная философия. Нравственные основания профессии юриста       Электронная презентация этических концепций и категорий в ходе лекций; коллективное мыслетворчество; тематическая дискуссия; проблемная лекция; лекция-беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций Решение модельных задач, комментирование первоисточника; реферирование литературы; подготовка и оценка презентаций; тестирование
  Профессиональная этика судебного эксперта и служебный этикет       Электронная презентация профессиональных кодексов; анализ публикаций в СМИ в плане их нравственно- правовой экспертизы; разбор конкретных ситуаций; тематическая дискуссия; обсуждение в малых группах; обсуждение и разрешение проблем: «мозговой штурм», «анализ казусов».   Творческие групповые и индивидуальные задания; подготовка и оценка презентаций; философско-этическое эссе  
  ВСЕГО          

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Нравственности и права

Этика как практическая философия. Нравственность и мораль: общее и особенное. Нравственность и мораль в их развитии. Понятие и феноменология морали. Структура и функции морали. Корни императивности морали: религиозный и философский подходы. Функции морали и задачи этики.

Проблема происхождения нравственности и варианты её решения (теологический, социально-исторический, натуралистический и др.).

Возникновение нравственных норм, запретов и обычаев в условиях родового общества. Первобытное равенство и коллективизм. Сословно-корпоративная мораль Древнего мира. Золотое правило нравственности. Христианская мораль Средневековья. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Морально-нравственный кризис современной цивилизации и проблема нравственного прогресса.

Нравственная деятельность как способ реализации нравственных ценностей. Моральный выбор как результат "противоборства" разума и чувств. Проблема нравственной личности. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Всеобщие нормы нравственности и национальные, религиозные, профессиональные моральные ценности.

Противоречие между сущим и должным как источник развития нравственности. Уровни и виды этического знания. Этика долга и этика добродетелей.

Проблема соотношения нравственности и права: реальность и перспективы. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

 

Экспертная этика

Понятие профессионализма. Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; определение соответствия интересов профессиональных групп населения интересам всего общества; участие в согласовании интересов общества и личности; теоретическое обеспечение реализации подлинных моральных ценностей и принципов в профессиональные отношения применительно ко всем сферам общества.

Роль профессиональной этика в повышении позитивного имиджа профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Общий нравственно-философский фундамент всех видов профессиональной этики.

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи моральных и правовых норм. Сущность, содержание и структура профессиональной этики юриста. Виды юридической этики.

Профессиональная этика судебного эксперта (экспертная этика) как система нравственных требований и норм, выступающих продолжением принципов общей морали во всех областях профессиональной экспертной деятельности, а также научная дисциплина, исследующая специфику реализации правил нравственности в данной сфере.

Общие требования и принципы юридической этики. Принципы гуманизма и оптимизма. Гуманизация правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности.

Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Принцип справедливости и законности в деятельности юриста как правовая и нравственная норма.

Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения юристов к людям.

Профессиональный долг и ответственность в деятельности юриста. Профессиональная честь - моральная основа оценки заслуг.

Независимость как принцип юридической этики. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.

 

Специалиста

Особенности нравственного наполнения деятельности судебного эксперта на различных стадиях экспертизы – подготовительной, аналитической, стадии оценки результатов исследования. Проблема соотношения творческого начала и стандарта в процессе исследовательской деятельности.

Внутренняя убежденность эксперта как нравственно-профессиональное основание принятия решения.

Нравственные принципы взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу, руководителем, коллегами. Моральные особенности коммуникации эксперта при проведении комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Такт в обеспечении принципиальности и умение убеждать оппонентов. Нравственные особенности отношений руководителя и эксперта при обеспечении независимости экспертизы.

Нравственные аспекты использования информации в процессе экспертного исследования. Соблюдение принципов правового регулирования отношений в сфере информации и ее защиты, информационных технологий в профессиональной деятельности эксперта.

Нравственные принципы и основания заключения эксперта. Обеспечение квалифицированности, определенности, доступности выводов. Внутренняя убежденность эксперта при формулировке категорического или вероятного вывода.

Нравственные начала допроса судебного эксперта на предварительном следствии и в суде. Моральные особенности разъяснения данного экспертом заключения, объяснения сущности специальных терминов и формулировок, обоснования использования избранной методики исследования. Безнравственность принуждения эксперта к даче определенных показаний.

Нравственные основы и принципы профессиональной деятельности специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу об административном правонарушении: нравственные основы и принципы. Моральная сторона консультаций, показаний, заключений специалиста.

Моральная сторона экспертных ошибок. Специфика ошибок процессуального характера, гносеологических и деятельностных ошибок. Субъективные причины ошибок и их нравственные аспекты.

 

Лекции

Экспертная этика

(2 часа)

План:

1. Профессия и профессионализм. Предмет и особенности профессиональной этики, ее основные категории.

2. Нравственные особенности профессиональной деятельности юриста. Юридическая этика, ее виды и структура. Экспертная этика.

 

Задание для подготовки к лекции:

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендованного в качестве базового для данной дисциплины;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов соотношения профессиональной этики и философии морали.

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся проблем профессиональной этики юриста, профессиональной этики судебного эксперта.

 

Тема 6. Личность судебного эксперта и специалиста:

Специалиста

(2 часа)

План:

1. Особенности нравственного наполнения деятельности судебного эксперта на различных стадиях экспертизы.

2. Нравственные принципы взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу, руководителем, коллегами.

3. Нравственные аспекты использования информации в процессе экспертного исследования.

4. Нравственные принципы и основания заключения эксперта, консультаций и показаний специалиста.

5. Нравственные начала допроса судебного эксперта на предварительном следствии и в суде. Моральная сторона деятельности специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу об административном правонарушении.

6. Моральная сторона экспертных ошибок.

Задание для подготовки к лекции:

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся нравственных аспектов производства судебной экспертизы, деятельности специалиста.

 

 

Для очной формы обучения

 

Практическое занятие № 1

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения. Нравственность и право

(2 часа; дискуссия)

План:

1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

4. Структура и функции морали.

5. Происхождение нравственности и права: что первично?

6. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

7. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

Задания для подготовки к дискуссии:

1. Продумать материал вводной лекции по проблеме.

2. Проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля.

3. Изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы.

4. Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания:

— «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне).

— «Нравственное — это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).

— «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А. Шопенгауэр).

— «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

— «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И. А. Ильин).

— «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

— «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

— «…Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

— «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).

 

Практическое занятие № 2

Тема: История этических учений

(4 часа; коллоквиум)

План:

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

9. Этика долга и категорический императив И. Канта.

10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.

12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.

13. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по истории этики.

2. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

— Аристотель Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. Книги II–VI.

— Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

— Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».

3. Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников.

4. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

— «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

— «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис).

— «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

— «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).

— «Живи незаметно» (Эпикур).

— «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

— «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой).

— «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

 

Практическое занятие № 3

Тема: Основные категории этики и нравственная аксиология

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики. Проблема идеала.

2. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.

3. Этическое содержание и правовые аспекты понятия достоинства.

4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес.

6. Стыд и совесть. Основные интерпретации совести в истории этических учений.

7. Свобода как фундамент нравственности и нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность.

8. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве.

2. Проанализировать следующие первоисточники:

— Камю А. Творчество и свобода: сборник. М., 1990.

— О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000.

— Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

- Фромм Э. Духовная сущность человека, способность к добру и злу // Философские науки. 1990. № 8.

3. Проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем свободы и ответственности:

— Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007.

— Ганс Й. Принцип ответственности. Опыт этики для технологи- ческой цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004.

— Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12.

4. Проанализировать следующие проблемы:

— Взаимосвязь служебного и нравственного долга.

— Долг и личный интерес.

— Честь и совесть как категория этики и права.

5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

— «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

— «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).

— «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк).

— «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).

— «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).

— «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант).

— «…Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).

— «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой).

— «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В. С. Соловьев).

— «Подлинный оптимизм… состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер).

— «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек» (М. А. Бакунин).

— «…Моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством» (В. С. Соловьев).

— «…Мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными ее врагами» (Э. Фромм).

 

Практическое занятие № 4

Тема: Актуальные проблемы прикладной этики

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Прикладная этика: сущность, факторы формирования и особенности.

2. Основные проблемы и принципы биоэтики.

3. Нравственно-правовые аспекты проблем смерти и эвтаназии, смертной казни.

4. Моральное содержание права как предмет этики права. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по проблемам, решаемым прикладной этикой, имея в виду их осуществление в праве.

2. Проанализировать следующие проблемы и ответить на вопросы:

— Возможно ли нравственное оправдание насилия?

— Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аргументы «за» и «против» смертной казни.

 

Практическое занятие № 5

Тема: Понятие и виды профессиональной этики.

Юридическая этика. Этика судебного эксперта

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Профессиональная этика: сущность и социальные функции.

2. Профессиональная этика ученого и педагога: общая характеристика.

3. Профессиональная этика государственного служащего: общая характеристика.

4. Специфика нравственных проблем юридической деятельности.

5. Юридическая этика, ее виды и структура.

6. Сущность и содержание этики судебного эксперта (экспертной этики).

6. История формирования юридической этики.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по основным вопросам, выражающим содержание различных видов профессиональной этики.

2. Проанализировать рекомендованные лектором материалы по проблеме специфики видов профессиональной этики.

3. Проанализировать содержание существующих кодексов профессиональной этики представителей юридических специальностей.

4. Ответить на следующие вопросы:

— Какие виды профессиональной этики ближе всего к юридической этике?

— В чем специфика профессиональной этики сотрудников различных служб и правоохранительных органов?

— В чем нравственный смысл различных кодексов работников юридических профессий?

– Обоснуйте свой взгляд на проблему кодекса этики судебного эксперта.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Личность судебного эксперта: нравственный аспект

профессиональных качеств

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Нравственный контекст компетенций, прав, обязанностей и ответственности судебного эксперта.

2. Независимость судебного эксперта: содержание и нравственное наполнение принципа.

3. Моральная ответственность судебного эксперта за постижение истины, выбор путей и средств решения экспертной задачи. Внутренняя убежденность эксперта как нравственно-профессиональное основание принятия решения.

4. Нравственные аспекты экспертной инициативы.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по теме.

2. Проанализировать следующие проблемы:

- особенности нравственного облика судебного эксперта как представителя одной из юридических профессий;

- специфика профессиональной деятельности судебного эксперта, порождающая соответствующие требования к его личностным моральным качествам;

- условия и границы независимости эксперта в нравственном и правовом понимании.

 

Практическое занятие № 7

Тема: Нравственно-правовые проблемы производства судебной экспертизы и представления ее результатов следователю и суду

(4 часа; коллоквиум)

План:

1. Особенности нравственного наполнения деятельности судебного эксперта на различных стадиях экспертизы.

2. Нравственные принципы взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу, руководителем, коллегами.

3. Нравственные аспекты использования информации в процессе экспертного исследования.

4. Моральная сторона экспертных ошибок.

5. Нравственные принципы и основания заключения эксперта.

6. Нравственные начала допроса судебного эксперта на предварительном следствии и в суде.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по теме, проанализировать его применительно к проблемам, возникающим в профессиональной деятельности судебного эксперта.

2. Проанализировать следующие проблемы:

- проблема обеспечения независимости эксперта в отношениях с руководителем учреждения;

- объективные и субъективные причины профессиональных ошибок субъекта. Нравственные аспекты субъективных ошибок;

- нравственный анализ недопустимости давления на эксперта на предварительном следствии и в суде.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Нравственные основы деятельности специалиста в

уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу

об административном правонарушении

(2 часа; дискуссия)

План:

1. Нравственные начала помощи специалиста в назначении судебной экспертизы, консультаций по произведенной экспертизе.

2. Моральная сторона консультаций, показаний, заключений специалиста.

3. Профессиональная деятельность специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу об административном правонарушении: нравственные основы и принципы.

Задания для подготовки к дискуссии:

1. Продумать рекомендованный лектором материал применительно к нравственным аспектам деятельности специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производству по делу об административном правонарушении.

2. Проанализировать следующие проблемы:

- наличие или отсутствие нравственных особенностей (различий) в профессиональной деятельности судебного эксперта и специалиста;

- укажите на нравственные особенности деятельности специалиста при назначении экспертизы и в ходе консультации по уже произведенной судебной экспертизе;

- моральные начала справочно-консультационной деятельности специалиста в непроцессуальной форме.

 

Практическое занятие № 9

Тема: Служебный этикет в деятельности судебного эксперта

(2 часа; коллоквиум)

План:

1. Этика и этикет: соотношение понятий.

2. Виды и особенности юридического этикета.

3. Основные правила служебного этикета судебного эксперта.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Проанализировать рекомендованную лектором литературу.

2. Продумать следующие темы для обсуждения:

— Определить понятия: этикет, служебный этикет.

— Назвать основные нравственные принципы служебного этикета.

— В чем заключаются особенности юридического этикета?

— Перечислить этические требования к проведению деловых бесед, встреч, обсуждений профессиональных проблем.

— Назвать основные требования делового этикета во взаимоотношениях с руководителем, коллегами.

— Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?

— Назвать основные этикетные правила, используемые при подготовке деловых бумаг, документов.

— Каковы особенности общения судебного эксперта в суде, на предварительном следствии?

— Как проявляются и способствуют успеху в работе чувство такта, вежливость, любезность, уважение к коллегам и официальным лицам?

 

 

3.5. Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое продуктивное мышление обучаемых, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная внеаудиторная работа является высшей формой самоорганизации познавательной деятельности студента и решает разнообразные дидактические задачи: закрепление, углубление, расширение, систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом, формирование навыков самостоятельного умственного труда,







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.