Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. История этических учений (2 часа)





 

План:

1. Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика.

2. Нравственная философия древних греков и римлян: основные учения и их взаимосвязь.

3. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Нравственное содержание мусульманского вероучения.

4. Этическая рефлексия Нового времени. Этика Б. Спинозы, И.Канта, Г. Гегеля.

5. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

6. Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм).

7. Этика в России ХIХ-ХХ веков.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам: Кант И. Основоположение к метафизике нравов. 3-й раздел // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1997; Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендованного в качестве базового для данной дисциплины;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся наиболее значимых моментов истории этики в связи с профессией юриста.

 

Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности

(2 часа)

План:

1. Особенности этических категорий и нравственных ценностей в свете идеала.

2. Проблема добра и зла: история и современность. Добро как цель и средство. Понятие добродетели.

3. Соотношение понятий свободы и нравственности. Свобода и ответственность.

4. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости.

5. Долг, совесть, честь, достоинство в контексте приоритетных ценностей в современной России.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам, рекомендованным к лекциям по темам №1 и №2;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся основных категорий и моральных ценностей в их связи с профессией юриста.

 

Тема 4. Актуальные проблемы этики и право

(2 часа)

План:

1. Прикладная этика: факторы формирования и особенности.

2. Биоэтика: основные проблемы и принципы.

3. Моральное содержание права как предмет этики права.

4. Нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, клонирования, трансплантологии и др.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам: Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого в качестве базового для дисциплины;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся проблемы единства нравственных и правовых проблем.

 

 

Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Тема 5. Профессиональная этика и её взаимосвязь

С общей теорией морали. Юридическая этика.

Экспертная этика

(2 часа)

План:

1. Профессия и профессионализм. Предмет и особенности профессиональной этики, ее основные категории.

2. Нравственные особенности профессиональной деятельности юриста. Юридическая этика, ее виды и структура. Экспертная этика.

 

Задание для подготовки к лекции:

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендованного в качестве базового для данной дисциплины;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов соотношения профессиональной этики и философии морали.

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся проблем профессиональной этики юриста, профессиональной этики судебного эксперта.

 

Тема 6. Личность судебного эксперта и специалиста:

Нравственный аспект профессиональных качеств

(2 часа)

План:

1. Нравственный контекст компетенций, прав, обязанностей и ответственности судебного эксперта и специалиста.

2. Независимость судебного эксперта: содержание и нравственное наполнение принципа.

3. Моральная ответственность судебного эксперта за постижение истины, выбор путей и средств решения экспертной задачи. Внутренняя убежденность эксперта как нравственно-профессиональное основание принятия решения.

 

Задание для подготовки к лекции:

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся нравственных аспектов профессиональной деятельности судебного эксперта и специалиста.

 

Тема 7. Нравственно-правовые проблемы производства

Судебной экспертизы, профессиональной деятельности

Специалиста

(2 часа)

План:

1. Особенности нравственного наполнения деятельности судебного эксперта на различных стадиях экспертизы.

2. Нравственные принципы взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу, руководителем, коллегами.

3. Нравственные аспекты использования информации в процессе экспертного исследования.

4. Нравственные принципы и основания заключения эксперта, консультаций и показаний специалиста.

5. Нравственные начала допроса судебного эксперта на предварительном следствии и в суде. Моральная сторона деятельности специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу об административном правонарушении.

6. Моральная сторона экспертных ошибок.

Задание для подготовки к лекции:

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся нравственных аспектов производства судебной экспертизы, деятельности специалиста.

 

 

Практические (семинарские) занятия

Для очной формы обучения

 

РАЗДЕЛ I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

 

Практическое занятие № 1

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения. Нравственность и право

(2 часа; дискуссия)

План:

1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

4. Структура и функции морали.

5. Происхождение нравственности и права: что первично?

6. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

7. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

Задания для подготовки к дискуссии:

1. Продумать материал вводной лекции по проблеме.

2. Проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля.

3. Изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы.

4. Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания:

— «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне).

— «Нравственное — это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).

— «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А. Шопенгауэр).

— «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

— «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И. А. Ильин).

— «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

— «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

— «…Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

— «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).

 

Практическое занятие № 2

Тема: История этических учений

(4 часа; коллоквиум)

План:

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

9. Этика долга и категорический императив И. Канта.

10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.

12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.

13. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по истории этики.

2. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

— Аристотель Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. Книги II–VI.

— Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

— Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».

3. Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников.

4. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

— «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

— «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис).

— «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

— «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).

— «Живи незаметно» (Эпикур).

— «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

— «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой).

— «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

 

Практическое занятие № 3

Тема: Основные категории этики и нравственная аксиология

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики. Проблема идеала.

2. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.

3. Этическое содержание и правовые аспекты понятия достоинства.

4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес.

6. Стыд и совесть. Основные интерпретации совести в истории этических учений.

7. Свобода как фундамент нравственности и нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность.

8. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве.

2. Проанализировать следующие первоисточники:

— Камю А. Творчество и свобода: сборник. М., 1990.

— О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000.

— Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

- Фромм Э. Духовная сущность человека, способность к добру и злу // Философские науки. 1990. № 8.

3. Проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем свободы и ответственности:

— Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007.

— Ганс Й. Принцип ответственности. Опыт этики для технологи- ческой цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004.

— Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12.

4. Проанализировать следующие проблемы:

— Взаимосвязь служебного и нравственного долга.

— Долг и личный интерес.

— Честь и совесть как категория этики и права.

5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

— «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

— «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).

— «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк).

— «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).

— «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).

— «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант).

— «…Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).

— «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой).

— «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В. С. Соловьев).

— «Подлинный оптимизм… состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер).

— «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек» (М. А. Бакунин).

— «…Моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством» (В. С. Соловьев).

— «…Мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными ее врагами» (Э. Фромм).

 

Практическое занятие № 4

Тема: Актуальные проблемы прикладной этики

(2 часа; коллоквиум)

 

План:

1. Прикладная этика: сущность, факторы формирования и особенности.

2. Основные проблемы и принципы биоэтики.

3. Нравственно-правовые аспекты проблем смерти и эвтаназии, смертной казни.

4. Моральное содержание права как предмет этики права. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по проблемам, решаемым прикладной этикой, имея в виду их осуществление в праве.

2. Проанализировать следующие проблемы и ответить на вопросы:

— Возможно ли нравственное оправдание насилия?

— Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аргументы «за» и «против» смертной казни.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.