Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН





ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ПРОКУРАТУРА РФ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Признаки прокуратуры РФ:

1) Прокуратура является государственным органом

2) Территориальный масштаб деятельности – вся территория РФ

3) Прокуратура является системным органом (Генеральная прокуратура, территориальные и специализированные прокуратуры)

4) Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

5) Не допускаются создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.

6) Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

7) Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

8) Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

9) Будучи государственным органом, прокуратура обладает государственной компетенцией, которая представляет собой совокупность полномочий и ее должностных лиц и прокурорских работников

10) Прокуратура РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти

11) Прокуратура осуществляет свою деятельность в строго установленных формах и видах. ФЗ «О прокуратуре» определяет конкретные направления деятельности органов прокуратуры

12) Прокуратура является надзорным органом

13) Деятельность органов прокуратуры осуществляется от имени государства

14) Заключается в проверки правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ

15) Направлена на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

 

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

А) обеспечение верховенства закона

Б) обеспечение единства и укрепления законности;

В) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина

Г) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР: КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ; КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления. Содержание надзора составляет деятельность по выявлению фактов правонарушений и реагированию на них. Выявление возможно путем проведения проверок, получения объяснений, изучения жалоб и заявлений, анализов материалов органов контроля. Реагирование – меры по устранению правонарушений, их профилактике, восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях.

Система курса делится на две части: общую и особенную.

Общая: В рамках общей части изучаются: принципы организации и деятельности

органов прокуратуры; компетенция прокуратуры, её виды, виды прокурорских полномочий; вопросы организации деятельности органов прокуратуры; система прокурорских органов; история развития прокуратуры.

В рамках особенной части изучаются: деятельность прокуратуры по отдельным направлениям; отрасли; методика осуществления надзора по отдельным вопросам; работа органов прокуратуры по разрешению поступающих заявлений, обращений (от граждан и организаций); надзор за соблюдением законодательства о молодёжи и несовершеннолетних.

 

 

3. МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ РФ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Прокуратура и судебная власть

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам. Кроме того, на сегодняшний день внесены поправки в название главы 7 Конституции, теперь она именуются «Судебная власть и прокуратура»

Прокуратура и исполнительная власть

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:

1) она не входит в структуру Правительства РФ

2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

Прокуратура и законодательная власть

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

Вывод

Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий. Прокуратура является надзирающим органом.

 

4. ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Функции прокурорской деятельности – это социально обусловленная и установленная законом совокупность видов деятельности органов прокуратуры, направленных на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Ни в К РФ, ни в Законе о прокуратуре не содержится перечень функций. В ст. 1 Закона говорится лишь о функции осуществления прокурорского надзора, а также об иных функциях прокуратуры. Однако какие это функции в ФЗ не указано.

Принято разделять:

· Надзорная

· Содействие осуществлению правосудия – это участие прокурора в рассмотрении дел судами и принятие мер прокурорского реагирования на противоречащие закону судебные акты. Это участие прокурора в рассмотрении гражданских, уголовных, арбитражных дел. А именно участие в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

· Организационная

 

Надзорная функция включает:

- общенадзорное направление:

а) общий надзор

- уголовно-процессуальное направление

а) надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие

- исполнительное направление

а) надзор за исполнение законов судебными приставами

б) надзор за соблюдениями администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключение под стражу

Организационная функция включает:

- координация деятельности правоохранительных органов

- правотворчество

- международное сотрудничество

- организационное обеспечение деятельности прокуратуры

 

ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соотв.с ФЗ и иными НПА, независимо от командований и органов военного управления.

Военная прокуратура состоит из 3 звеньев:

1) главная военная прокуратура, имеющая статус структурного подразделения Генпрокуратуры.

2) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, приравненные к прокуратурам субъектов.

3) военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы военной прокуратуры возглавляет главный военный прокурор (яв. заместителем генпрокурора). Военным прокуратурам посвящен отдельный раздел в фз о прокуратуре.

ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

Природоохранные прокуратуры действуют на уровне районных (городских) прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ. Осуществляют надзор за исполнением законов об охране окужающей среды и тд. Однако в виде исключения, образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, приравненная к статусу прокуратуры субъекта РФ, что обусловлено значимостью природного объекта – бассейна реки Волги.

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

Транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Верхнее звено межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по статусу к Прокуратурам субъектов РФ. Межрегиональным транспортным прокуратурам подчиняются региональные транспортные прокуратуры.

Региональные транспортные прокуратуры создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах.

Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:

надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере Деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

руководство деятельностью районных транспортных прокуратур;

взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА: предмет, объект, субъект, полномочия, правовые средства.

Предмет:

· соблюдение К РФ

· исполнение законов (активная деятельность по реализации предписаний)

· соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и ДЛ

Соблюдение конституции – следование установленным запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми (пассивное поведение).

Исполнение законов – активная деятельность объектов по реализации содержащихся в нем предписаний (активное поведение).

Объект: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;

Перечень является исчерпывающим.

Субъект: прокурорские работники любого уровня

Правовые средства реагирования: протест, представление, предостережение, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Правовые средства выявления: проведение прокурорской проверки, из СМИ, обращений граждан, материалов других органов

Полномочия:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

· требовать от поднадзорных объектов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями или ревизий

· проводить прокурорские проверки исполнения законов или законности правововых актов.

Все это составляет содержание общего надзора.

Пределы:

1) предмет: прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов (т.е. постановлениями правительства, ЛНА, ведомственными актами)

2) круг объектов: прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, судами, президентом, СФ

В теории ПН принято подразделять надзор за исполнением законов на виды в зависимости от отраслей законодательства: административного, трудового, жилищного и др.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.

В целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Федерации и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в
органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА

Прокурорская проверка – совокупность организационно-мыслительной деятельности прокурора, направленной на выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, выявление виновных лиц и причинение вреда, возмещение вреда и привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Прокурорская проверка - регламентированные законодательством действия прокурора по выявлению и установлению фактов нарушения законов, а также причин и условий ему способствовавших и заключающиеся в истребовании различных документов, отобрание объяснений по поводу факта нарушения закона, изучение статистических и иных сведений (по Потаповой).

Этапы проведения прокурорской проверки:

Подготовка к проверке

На данном этапе совершаются действия до выезда на место:

· 1. Ознакомление с материалами ранее проведенных проверок.

· 2. Изучение нормативных актов, касающихся деятельности поднадзорного объекта.

· 3. Изучение руководящих указаний вышестоящего прокурора в части предмета проверки.

· 4. Изучаются имеющиеся в прокуратуре инструктивные письма, пособия, рекомендации.

· 5. Определение методов и тактики проведения проверки (формулирование вопросов, подлежащих выяснению, круг проверяемых объектов)

· 6. Консультации с коллегами и специалистами, формулирование вопросов, которые ставятся перед специалистами.

· 7. Составление плана предстоящей проверки, в котором результаты предыдущих действий отражаются.

План проверки состоит из следующих элементов:

1) Предмет (перечень вопросов)

2) Сроки

3) Участники (объект и субъект)

4) Возложение контроля исполнения

5) Решение тактических вопросов (тактика и методика)

Если руководитель поднадзорного объекта не настроен на сокрытие, то нужно заранее сообщить его о проверке.

Проверка на месте

По прибытии на место прокурор должен вызвать руководителя или лица, его замещающего; руководитель может сам сопровождать прокурора или выделить кого – то из подчиненных, который содействует прокурору (знакомство с объектом, вызов лиц для объяснений). Проверочные действия: ознакомления с актами предшествующих проверок, с другими документами, правовыми актами, осмотр документов, а также предметов, территорий, помещений, использование помощи специалистов, получение консультаций на месте, назначение экспертиз, ревизий, беседы с руководителями и иными лицами, получения с них объяснений, снятие копий с документов и т.д.

Требование

 

Реагирование прокурора на выявленные коррупциогенные факторы. Согласно ст. 4 Закона об экспертизе и ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов. Возможные варианты способов устранения отражены в п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 28.12.2009 N 400, в том числе: а) внесение изменений в акт: б) отмена акта (или его отдельных норм); в) разработка и принятие иного акта, устраняющего коррупционный фактор. К названному приказу прилагается формализованный бланк требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которым необходимо пользоваться в практической деятельности.

В целом следует отметить, что по характеру адресации, порядку и срокам рассмотрения требование фактически идентично протесту прокурора, приносимому в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре. В частности, Законом предусмотрен стандартный 10-дневный срок обязательного его рассмотрения со дня поступления (сокращенный срок прокурор устанавливать не вправе). Требование, адресованное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании такого органа. Пункт 1.6 приказа предписывает руководителям органов прокуратуры лично участвовать в рассмотрении представительными органами регионального и муниципального уровней внесенного ими акта реагирования, а также обеспечить участие работников прокуратуры во всех иных случаях. При рассмотрении требований прокуроры обязаны занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Закон о прокуратуре предусматривает, что требование может быть отозвано внесшим его прокурором до рассмотрения акта реагирования адресатом, равно как допускает возможность обжалования его заинтересованными лицами.

Согласно п. 1.7 приказа Генпрокурора РФ от 28.12.2009 N 400 в случае отклонения требований надлежит использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Данный документ также требует от прокуроров регионального звена обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в акт с целью исключения коррупциогенных факторов из акта законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

 

Объект: следователи

1) СК

2) ФСБ

3) ОВД

4) ФСКН

перечень закрыт. К ДЛ относятся руководитель следственного органа (возглавляет соответствующее следственное подразделение и его зам), следователь (ДЛ, уполномоченное осуществлять ПС по делу и иные полномочия) и следователь-криминалист (ДЛ, уполномоченное осуществлять ПС по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве следственных и иных процессуальных действий или производить следственные действия без принятия дела к своему производству).

Полномочия и правовые средства: (в соответствии со ст. 37 УПК)

- проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру. По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела

А)проверка законности и обоснованности решений об отказе в ВУД. Постановление о ВУД должно быть направленно не позднее 24 часов с момента его принятия следователем. Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Б) проверка обоснованности и законности постановлений о возбуждении УД. В срок не позднее 24 часов с момента поступления данного постановления отменять его.

- Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

- Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Прокурору составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения.

- Требовать от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб на действия следователей

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной и передавать его (их) следователю Следственного комитета с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу

На стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Выносить согласно мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

- возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

- постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

- Рассматривая жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

- обязательное участие прокурора в рассмотрении судом жалоб на постановления следователя и руководителя следственного органа. Давать заключение по поводу обжалуемых действий или решений следователя и руководителя СО

Прокурор не может давать письменные указания следователю о направлении расследования, производстве процессуальных действий ранее того момента когда УД поступило вместе с обвинительным заключением. Не может отстранить следователя от производства расследования. Не разрешает заявленные следователю отводы. Не дает согласия на возбуждении перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения.

Правовое средство выявление – прокурорская проверка.

Правовые средства реагирования:

- мотивированное постановление (например, постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении УД)

- требование об устранении нарушений федерального законодательства

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

Нормативная база: глава 4 раздела 3 ФЗ О прокуратуре, приказ ГП от 30 января 2007 № 19 Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, СИЗО при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, УИК, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде ЛС», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении П»

Функция: надзорная. Направление: исполнительное. Отрасль: надзор за ИУ и т.д.

Предметом надзора являются:

· законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

· соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Все прокурорские проверки в данной отрасли можно разделить на несколько групп:

1) надзор за исполнением законом администрациями СИЗО

2) Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы

3) Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

4) Надзор за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом меры принудительного характера

Полномочия:

· посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

· опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

· требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

· отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.