Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моя сестра Зинаида Леонидовна Филиппова (Майорова).





Мой брат Арсентий Мой брат Валерий

.

 

 

 

 

Мы: Петр Майоров, Татьяна Майорова

И наши дети Леонид и Евгений.

 

 

 

 

Лев Ильич Пантелеймонов с внуком Сашей.

Сыновья Анатолий Львович и Виталий Львович.

 

Петр Леонидович Майоров

Т.Г.Майорова (Федотова)

Моя Камчатка

 

 

Рассказ Татьяны Федотовой - Майоровой, моей жены, записанный мной почти дословно.

Стен Бергман в своей книге «По далекой Камчатке» пишет о том, с каким трудом он из поселка Ключи через Еловский перевал зимой 1920 года добрался до Седанки. Он пишет: «Седанка – очень оригинальная деревня. Она расположена в 50 верстах в стороне от главной дороги, идущей по западному побережью, поэтому ее очень редко посещают, Было замечено по всему, что в ней камчадалы очень мало смешаны с русскими (конец цитаты)». Дальше он пишет о том, как они уехали из Седанки, следуя по долине рек Седанка и Тигиль. Он пишет: «Мы доехали до большого села Тигиль» Я пишу о селе, о моем родном селе, расположенной близко к Серединному хребту Камчатки. Именно это село упоминает Бергман, село, которое позже назвали Седанка Оседлая, в отличие от села Седанка Кочевая, которое появилось позже, и живут кочевые коряки. Это село Седанка, которое находится недалеко от Серединного хребта, по ительменски называли «Эсхлин», что в переводе с ительменского языка значит «просыпаться». По-русски на Камчатке большинство сел названо по названиям рек, на берегу которых расположены села. Старое село Седанка было расположено на берегу реки Седанка – притоке реки Тигиль. Севернее этого села недалеко течет полноводная река Калгауч, тоже приток реки Тигиль. Причем, говоря об этом селе, который упоминает Бергман, не следует его путать с селом на новом месте, тоже названным Седанкой, тоже «Эсхлин» на 40-50 километров ближе к селу Тигиль, ближе к берегу Охотского моря, тем более с селом Седанкой-Кочевой, которое расположено на берегу реки Напана. Итак, в этом селе был Бергман в 1920 году, в то время, когда в нашей стране менялся государственный строй, когда шла гражданская война. В этом селе в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого века жили только ительмены, и не было в селе русских. В это время в селе было всего семнадцать дворов. Дома были большие, деревянные, с небольшими окнами, крытые сухой травой. Семьи ительмен были большие, в каждом доме было по пять-шесть и более детей, порою и молодые семьи жили вместе с родителями. Все жители села имели всего семь фамилий. Фамилии были русские или заимствованные от русских. Были четыре семьи Федотовых, по три семьи - Беккеревых и Притчиных, по две семьи – Понамаревых, Запороцких и Слободчиковых, одна семья Черных. В селе кроме жилых домов были деревянные здания школы, церкви, магазина, два склада к магазину. Дома стояли не в ряд, стояли в разброд, как шахматные фигуры, не было улицы. Около каждого дома были хозяйственные постройки, вспаханные огороды, Местные жители в своих огородах выращивали картофель, репу, брюкву, морковь, капусту, свеклу, которые пришли к ним вместе с русскими. В каждый год был хороший урожай картофеля и других овощей. Конечно, ительмены, живя на берегу реки, ловили лососевую рыбу: кету, горбушу, кижуч, нерку, чавычу, гольцов. Бергман пишет: «Рыболовство прошедшим летом было совсем неудачным. Когда лосевые ловушки уже были выставлены, вода поднялась настолько необычно высоко, что все их сорвало. Вся деревня оказалась залитой, и пришлось между домами грести на батах». Конечно, бывают «разные урожаи» и для рыб. Не каждый год бывает плохой улов рыб. Я помню: ловили много рыб, ведь село наше было расположено на берегу реки. А лососевая рыба поднималась вверх против течения реки для нереста. Наша семья каждый год заготавливала много рыбы. Пойманную рыбу «пластали» (так говорили местные жители), солили в бочках, соленую рыбу хранили в погребах, сушили в балаганах, коптили, готовили юколу и балык. У большинства жителей были коптилки и балаганы. Каждая семья имела свой «транспорт» - нарту с десятью ездовыми собаками (породы сибирской лайки). Для собак рыбу или сушили, или закапывали в яму, а ямы открывали зимой по мере необходимости. Мужчины на батах доезжали до Усть-Тигиля, откуда доставляли туши морских зверей: нерпы и лахтака. Выделывали их шкуры, из выделанной шкуры изготавливали ремни. Ремни считались самым ходовым товаром и обменивались на оленье мясо у кочевых коряков, которые занимались оленеводством. Чтобы изготовить нарты, нужны были только ремни, не использовалось ни одного гвоздя. На Камчатке нарта с собачьими упряжками - это «такси» того времени.

Но настоящая работа для мужчин зимой была охота. Они охотились на соболей, горностая, росомаху, лису, медведя, горных баранов, зайцев, диких оленей. Бергман пишет: «Соболь и лосось – альфа и омега Камчатки». Еще: «Соболь – деньги Камчатки». Все мужчины, конечно, охотились преимущественно на соболя. Мой отец Федотов Григорий Гаврилович, мои дяди Стратилат, Елисей, позже старшие братья Савватий и Николай были неплохими охотниками. В то время не было никаких ограничений (никаких лимитов) для охоты на зверей/. Добывали много соболей и везли для обмена на товары через Еловский перевал серединного хребта в Еловку и Ключи. Еще раньше до октябрьской революции везли шкуры зверей к представителям Свенсона – американца, которые обеспечивали охотников – камчадалов всеми необходимыми для жизни товарами: ружьями, капканами, боеприпасами для охоты, для питания мукой, сахаром, (и не только), даже одеждой. Об этом Бергман пишет так: «Ежегодно Свенсон приходит из Сиэтла на судне, нагруженным всем, что можно представить для нужд Камчатки, Часть судна – настоящая лавка, в которой можно купить все. Когда аборигены заходят в эту лавку, они охотно покупают все, что видят, то есть столько, сколько хватит их пушнины. Шкурки пушнины – соболиные, лисьи, выдры, медвежьи и т. п. – оценивает Свенсон, затем охотники могут покупать как в обычной лавке».

Мой отец и мои дяди в это время покупали товары у представителей Свенсона или у самого Свенсона в Ключах таким способом. Поэтому, по рассказам моего отца, в это время наша семья жила обеспеченной жизнью. Я родилась здесь в 22 декабря 1928 года. Я росла на лоне природы. Хорошо, обеспеченно жили, когда я была ребенком. Такая жизнь создавалось трудом, обеспечивали себя всем, что собирали ягоды ведрами, Заготавливали впрок, создает природа. Ведь наше село Эсхлин находилось в таком месте, где природа была необычно богата. Летом было изобилие ягод: жимолость, клубника, брусника, княженика. Женщины варили варенье. Заготавливали на зиму скопище витаминов черемшу – дикий чеснок. Недалеко от села был лес, казалось, что он бескраен, росли высокие каменные березы – березы Эрмана, тополя. Тополь - это дерево, из ствола которого делали баты. Баты – это своеобразные камчатские лодки. Я видела, как отец мой делал бат. Я воспользуюсь рассказом старого камчадала Анатолия Артимоновича Пенизина, жителя Тигиля. Он говорит такими словами: «Чтобы сделать бат, нужен тополь длиной до десяти метров. Сначала надо изготовить «колоду», потом долбить теслом, сделать изделие похожее на длинное большое корыто, доводить толщину «стен» до пяти сантиметров. Потом сделать опорки и разводить «корыто» этими опорками. Чтобы разводить, нужно сначала в это «корыто» наливать воду, накаливать камни на костре и бросать в бат, пока вода не станет горячей, при этом постепенно расширять, разводить так, чтобы получилась длинная лодка. Чтобы при расширении дерево не раскололось, на концах колоды надевают металлические кольца – обручи, ранее это кольца делались из тальника, из черемухи. В результате получается бат большой вместимости, надо, чтобы он выдержал груз до 700 килограммов. На одном бату могут ехать два-три человека, Я учился делать бат у мастера Г.Г.Федотова из Седанки Оседлой». Продолжу от себя. Такой бат напоминает велосипед, плывущий по воде, может в любой момент опрокинуться, хотя бат должен быть остойчивым. Надо знать, что на борт бата не только садиться, даже касаться опасно, можем моментально опрокинуться. Пенизин продолжал: «Остойчивость бата зависит от мастера, от изготовителя бата». Но вверх против течения бурных рек Камчатки в обычных лодках плыть невозможно. Плывут обычно против течения, отталкиваясь от дна реки шестами. Для безопасности могут сделать плот из двух (иногда из трех) батов. Так делают обычно тогда, когда возят груз, или людей, особенно детей.

Я опять вернусь к природным богатствам нашего края. Женщины нашего села ходили в лес за кимчигой и сараной. Выкапывали из земли кимчигу – эту мелкую сладкую дикую картошку. Мать наша рассказывала, как находила корни кимчиги, как прощупывала длинные, идущие на десятки метров в земле, корни, и обнаруживала «гнезда» нескольких десятков клубней. Кимчигу мыли, варили, делали пюре, ели с соленой рыбой или юколой. Сарану использовали для заправки супов и использовали когда готовили рыбные блюда.

В селе Седанка в тридцатые годы двадцатого века действовала церковь. Христианское учение проповедовал батюшка _ отец Василий (я точно не уверена, что его звали так, может, я забыла). Отец Василий общался со всеми жителями села дружелюбно. Люди ходили в церковь, искренне верили в добро, которое проповедовал он. Я помню, как он часто приходил к нам, разговаривал с моими родителями, любил играть со мной. Я помню его примерно с 1933 года, когда мне было пять лет. Бывало, посадит меня- маленькую девочку на колени, поднимет камень и говорит, обращаясь ко мне: «Это по-русски называется «камень». Потом спрашивает меня: «как это называется?» Я отвечаю: «кох». Он: это по-ительменски «кох», а по-русски «камень». Другой раз берет в руки нож, опять спрашивает меня, раньше говоря, что это «нож». Я: «вальч». Он снова заставляет меня повторять, что это «нож». Таким же способом заставлял запоминать меня русские слова «ложка», «лицо», «глаза» и т. п. Я каждый раз на все его вопросы отвечала сначала по-ительменски, А он переводил эти слова на русский. Так он учил меня русскому языку. Когда я училась в Ленинградском пединституте имени Герцена, на факультете русского языка и литературы я часто вспоминала как учил меня русскому языку отец Василий. Еще, отец Василий учил меня простым, понятно только детям, стишкам:

Рано- рано по утру







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.