Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Посуда»





Задачи. Продолжать знакомить детей с названиями посуды, ма­териалами, из которых она сделана (глина, стекло, дерево, металл, пластмасса, бумага). Учить соотносить форму предмета и его назна­чение. Познакомить с разными видами чайников и самоваров.

Предварительная работа. За несколько дней до занятия воспита­тель лепит из глины две чашки, которые должны успеть высохнуть.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением разной посуды (тарелка глубокая и мелкая, большая и ма­ленькая, чашка, блюдце, миска, блюдо, стакан, чайник, сахарница и др.). Глина, подготовленная для лепки, две чашки, вылепленные воспитателем из глины заранее, в одну чашку накануне должна быть налита вода. Глиняная чашка или тарелка фабричного производства, покрытая глазурью. Посуда, сделанная из разных материалов, — гли­няная, стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая и бу­мажная тарелки. Иллюстрации с изображением самоваров, настоя­щий самовар.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выстав­ляет по одной иллюстрации с изображением разной посуды и спра­шивает детей, что это такое, как называется тот или иной предмет. Задает детям вопросы типа: «Для чего нужна миска, глубокая та­релка? Можно есть суп из мелкой тарелки? Что мы едим ложкой? Что едят из блюдца?» Затем спрашивает, как можно назвать все эти предметы одним словом.

Вспоминает с детьми, как они лепили игрушечную посуду из пластилина, кто что сделал и как с этим играл. Рассказывает, что на­стоящую посуду часто тоже лепят, как и игрушечную. Но настоящую посуду — чашки, тарелки, блюдца, чайники — лепят не из пластили­на, а из глины. Показывает детям, как можно слепить посуду, посте­пенно придавая нужную форму одному комку глины. Воспитатель на глазах у детей лепит из глины предмет, спрашивает, на что он похож, преобразует его так, чтобы получилось похоже на блюдо — блюдце — тарелку мелкую — глубокую — миску — стакан — чашку — ложку — вилку — нож. Показывая превращения глины, воспитатель подчер­кивает, что форма предмета зависит от того, для чего он используется. Воспитатель своими действиями подчеркивает, что волшебные пре­ображения простой глины в чудесные, изысканные предметы посу-Ды — дело мастерства и техники.

Воспитатель показывает детям глиняную чашку, которая была слеплена за несколько дней до занятия и успела высохнуть. Предла­гает потрогать ее и сказать, какая она на ощупь. Показывает другую


чашку, в которую накануне была налита вода, рассматривает вмес­те с детьми, что произошло с глиной (она размокла, стала мягкой), какой стала вода в этой чашке (грязной, мутной). Объясняет детям, что, для того чтобы посудой из глины можно было пользоваться, ее обязательно нужно обжечь в специальной очень горячей печи. Толь­ко тогда она высохнет так, что уже не будет размокать. Показывает детям чашку или тарелку, частично покрытые глазурью, предлагает сравнить, какая поверхность гладкая, а какая немного шершавая. Объясняет, что глиняную посуду обычно покрывают глазурью, кото­рая не пропускает воду.

Педагог рассказывает детям, что глина бывает белой, желтой, красной, серой, черной. При обжиге глина меняет свой цвет. По­суда из белой глины называется фарфор. Посуда из фарфора мо­жет быть такой тонкой, что чашка будет весить легче, чем лист бумаги.

Воспитатель спрашивает детей, из чего еще, кроме глины, мож­но сделать посуду. Выставляет предметы посуды, изготовленные из разных материалов (дерева, стекла, металла, пластмассы, бумаги), вместе с детьми рассматривает и называет из чего они сделаны. Пред­лагает детям назвать ту посуду, которая может разбиться (глиняная, стеклянная) и ту, которая не может (деревянная, металлическая, пластмассовая, бумажная). Обращает внимание, на изготовление какой посуды нужно больше времени и умения, почему и как люди украшают посуду.

Рассказывает, что, оказывается, посуду можно не только сле­пить из глины или вырезать из дерева, но и сшить из кожи или бересты, выдолбить из бутылочной тыквы или кокосового ореха. А еще посуду можно сплести. Индейцы в Америке умеют плести такие чашки, тарелки и горшки для варки пищи, которые совсем не пропускают воду. Но ведь кастрюль, чашек и тарелок недоста­точно — нужно смастерить не только то, в чем готовить и из чего есть, но и то, чем есть разную еду. Конечно, брать еду можно и руками, но суп уже так не поешь, да и с другими блюдами тоже много сложностей будет. Поэтому появилась ложка, и очень дол­го люди только ложкой и ножом и пользовались. Вилку придума­ли намного позже и очень долго относились к ней как к чему-то очень странному. Воспитатель предлагает детям послушать шу­точное стихотворение о том, откуда появились большая ложка и маленькая вилка. Читает стихотворение Тима Собакина «О пользе овсяной каши»:

— Откуда появилась ложка?

— Она появилась
из чайной ложечки,
которая ела овсяную кашу
и выросла


в большую ложку!

—А откуда появилась вилка?

—А вилка появилась
из огромных вил,
которые не любили
овсяной каши

и превратились

в маленькую вилку1.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением самовара, спрашивает их, знают ли они, что это такое. Выносит са­мовар, сравнивает иллюстрации с настоящим самоваром. Расска­зывает, что самовар можно топить шишками или греть с помощью электричества. Спрашивает детей, почему самовар так называется.

Воспитатель показывает разные виды самоваров (на картинках). Спрашивает, как греют воду теперь, какие виды чайников знают дети. Сообщает, что раньше воду для чая грели в самоваре, описы­вает ритуал чаепития, предлагает выпить чай из самовара.

Последующая работа. Воспитатель организует дидактические игры: показывает разные наборы посуды, просит подобрать чашку к блюдцу, ложку к вилке и т. п. на основе сходства узоров, цвета, разме­ра, материала.

Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудни­чества, 2006. С.64


 


 




 


ЛЕПКА «Чайный сервиз для игрушек»

Задачи. Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, от­печатки). Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизиро­вать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа. Рассматривание предметов из кукольно­го чайного сервиза.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина или пластилин (на выбор педагога), стеки, колпачки фломастеров или авторучек, кле­енки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя поворотный диск и заготовки для показа способов лепки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие»:

Как у нашей Дунечки Чашечки и блюдечки. Как у нашей Люсеньки Чаю просят пупсики. — Милости просим — Приходите в гости. Приходите на печенье, На чаек и на варенье. Это просто объеденье — Торт у кукол в день рожденья! 1

Педагог уточняет представления детей о том, какие предметы вхо­дят в чайный сервиз: чайник заварочный, сахарница, 6—12 чайных пар (каждая состоит из чашки и блюдца), а также дополнительные предметы — сливочник или молочник, конфетница, сухарница, ва­зочки и розетки для варенья. Напоминает, что в сервизе все предметы оформлены одинаково — в горошек, цветочек, клеточку или как-то иначе.

Воспитатель предлагает слепить из глины или пластилина краси­вые чайные сервизы для кукол. Распределяет детей на 2—4 группы, чтобы получилось 2—4 сервиза на 6—12 персон (каждая группа будет лепить предметы для одного сервиза). Поясняет, что каждый ребенок слепит чайную пару — т. е. чашку и блюдце. При этом дети каждой

Из неопубликованного.


группы договариваются между собой, какого цвета будет посуда и ка­ким образом украшена (в горошек, с прямой или волнистой полос­кой, в цветочек и т. д.).

Затем воспитатель показывает и поясняет детям технику лепки чайной посуды.

Блюдце. Раскатываем шар, сплющиваем в лепешку (диск) и слег­ка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики — блюдце готово.

Чашка. Создаем цилиндрическую форму, в которой делаем уг­лубление указательным пальцем или каким-либо вспомогательным предметом (стекой, палочкой для мороженого, карандашом). Уве­личиваем полученную форму — расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу или вращая его на поворотном диске. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковы­ми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку делаем из отдельно вылеп­ленного цилиндрика или из половинки диска. Прикрепляем ручку и примазываем. Готовую чашку нужно украсить так, как договори­лись между собой в группе (ведь в сервизе все предметы оформлены одинаково). Украшением может быть отдельное изображение или орнамент, идущий полосой по окружности чашки. Такой орнамент называется ленточным. Он может располагаться на ровной плоскос­ти (полотенце, ленте) или на замкнутой форме поверхности (вазе, чашке, кашпо и пр.). Стекой намечаем схему или основные точки ор­намента и начинаем лепить.

Педагог показывает детям некоторые приемы оформления чай­ных чашек:

—«в горошек» — раскатывает мелкие шарики, сплющивает и рав­
номерно распределяет по всей поверхности чашки;

—«с полоской» — раскатывает длинный жгутик и выкладывает по
ободку — прямо или волной;

—«в цветочек» — прикрепляет к чашке 2—4 сплющенных шари­
ка — серединки цветов и с помощью колпачка фломастера или авто­
ручки ставит вокруг них отпечатки — лепестки.

Усложнение задачи.

Педагог может усложнить и разнообразить содержание работы: в каждой группе выбрать 2—3 детей с хорошо развитыми художес­твенными способностями и лепить вместе с ними более сложные предметы сервиза — заварочные чайники, сливочники (молочни­ки), конфетницы, вазочки для варенья, сахарницы. Или же пред­ложить создать эти предметы тем детям, которые быстро слепили чайную пару.

Чайник. Делим глину (пластилин) на 2—3 части и создаем ис­ходную форму: большой шар, «морковку» (конус) или валик (ци­линдр). Делаем углубление и начинаем равномерно увеличивать


 




форму, образуя полый сосуд, т. е. с отверстием внутри. При этом стараемся сохранить заданную форму и равномерно вытянуть стен­ки. Из отдельных кусочков глины лепим ручку, крышку, подходя­щую к отверстию, и подставку в виде низкого конуса, диска или 2—3 ножек. Украшаем чайник так, чтобы чашки и чайник состави­ли комплект.

Последующая работа. Завершение оформления чайных сервизов для игр. Сюжетно-ролевая игра в чаепитие. Изготовление салфеток для сервировки стола. Дидактические игры с чайными сервизами на сравнение, подбор пар, классификацию, сериацию.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №12

Задачи. Учить детей определять равенство и неравенство двух количественных групп; различать плоские фигуры (круг, квадрат) и объемные тела (шар, куб), находить их сходство и различие. Упраж­нять в счете до пяти, различать процесс и итог счета, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: квадрат, круг, квадрат, куб.

Раздаточный материал: квадрат, круг, квадрат, куб на каждого ре­бенка.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель орга­низует игру «Считалка» («Больше? Меньше? Сколько нас?»). Для этого она объединяет детей в небольшие подгруппы, называя их по


именам. Предлагает шести детям встать у одной стены комнаты, а семи — у другой. (Разница в количестве детей в двух подгруппах должна быть в 1 человека.) Остальные дети — наблюдатели, они встают у доски или в середине комнаты. Им воспитатель объясня­ет, что они будут внимательно наблюдать за действиями вызванных детей, определять — правильно ли они выполняют задания. Далее воспитатель обращается к вызванным детям и предлагает им при­думать общее название для своей подгруппы. Так как дети, по всей вероятности, еще не умеют договариваться, воспитатель предлагает сама на выбор несколько названий, привлекая к выбору и наблю­дателей: «Вы хотите быть «стрекозами» или «дельфинами»? У де­тей-наблюдателей она спрашивает: «Какое название больше всего подходит для этой подгруппы?» После определения названия групп воспитатель предлагает детям изобразить «стрекоз» и «дельфинов», показывая примерные движения:

— Стрекозы летают, машут крыльями, садятся на цветочки. А де­
льфины плавают, ныряют, выныривают из воды, «разговаривают»
друг с другом.

Дети вслед за воспитателем воспроизводят движения. По сигналу воспитателя (например, она хлопает в ладоши три раза) дети начи­нают двигаться в заданных образах. По сигналу «Стоп!» дети замира­ют. Воспитатель обращается к наблюдателям: «Как вы думаете: кого больше — дельфинов или стрекоз? Кого меньше? А, может быть, их поровну?» Наблюдатели высказывают свои предположения.

— Как можно точно узнать, кого больше или всех поровну?
Воспитатель добивается от детей решения поставить стрекоз и

дельфинов в пары. Комментирует: «Возьмитесь за руки так, чтобы в каждой паре был один дельфин и одна стрекоза». Дети выполняют. «Наблюдатели» определяют: кого же больше, кого меньше. Выясня­ется, что стрекоз меньше, т. к. один дельфин остался без пары.

— А как сделать так, чтобы и тех, и других было поровну?
Дельфин отходит в сторону, «наблюдатели» подтверждают, что те­
перь — поровну.

Воспитатель просит дельфина вернуться на свое место и спраши­вает всех:

— А что еще можно сделать, чтобы стало поровну?

Если дети сразу не ответят, воспитатель просит кого-то из них по­быть стрекозой. Вызвавшийся ребенок встает в пару с дельфином.

— А теперь кого больше, кого меньше или всех поровну?
Поскольку в компаниях по 6 и 7 человек, а дети научились считать

до пяти, воспитатель не предлагает пересчитывать, ограничиваясь определением количественных отношений.

Игра повторяется, игроки меняются местами. Теперь в группах будет 4 и 5 человек. Их названия сохраняются. На этот раз после того, как дети встанут в пары, воспитатель просит пересчитать «де­льфинов» и «стрекоз». Дети пересчитывают и определяют: стре-


коз — 4, дельфинов — 5; пять больше, четыре меньше, значит де­льфинов больше. В дальнейшем по ходу игры дети устанавливают: четыре и четыре — поровну; пять и пять — поровну, стрекоз и де­льфинов — одинаково.

Повторяя игру «Считалка» в последующих занятиях, воспита­тель произвольно меняет количество детей в группах, их названия, образы животных. В остальном содержание игры повторяется пол­ностью.

Далее организуется сравнение круга и шара, квадрата и куба. На столах перед каждым ребенком лежит шар и круг, куб и квадрат. Вос­питатель просит детей взять в руки квадрат, ощупать его. Затем взять куб и ощупать его. Воспитатель держит в руках перед детьми одновре­менно куб и квадрат, спрашивает, показывая на квадрат: «Что это та­кое? Как называется?» Показывая на куб, также просит детей назвать его. Дети называют и показывают такие фигуры у себя. Воспитатель спрашивает их:

— Квадрат и куб похожи?

— А чем они похожи? (И у квадрата, и у куба есть уголки.)

— А чем не похожи квадрат и куб?

Среди ответов детей могут быть и такие: квадрат худенький, тонкий, а кубик толстый. Воспитатель подхватывает эти суждения и использует их при характеристике плоской фигуры и объемного тела.

Воспитатель просит дотронуться до каждого уголка куба, посчи­тать их. Дети выполняют, но, досчитав до 5 и не зная названия чисел дальше, они могут сказать: «много», «больше пяти» или «не знаем сколько». Воспитатель в любом случае поощряет их высказывания. Если кто-то назовет число 8 — воспитатель подтверждает правиль­ность ответа. Затем она спрашивает:

— А чем похожи квадрат и куб? (Уголками.)

Воспитатель просит детей, дотрагиваясь до каждого уголка на квадрате, посчитать их вслух.

Так же, как с кубом и квадратом, воспитатель обговаривает с де­тьми сходство и различие шара и круга.

АППЛИКАЦИЯ «Салфетки под игрушечную посуду»

Задачи. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (ткачество, вышивка). Пояснить зависи­мость декора от формы и назначения изделия. Учить украшать край салфетки («берег»), создавать узор из готовых элементов на круге (салфетке) по алгоритму «вверху — внизу — справа — слева». Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы и размещая на


одинаковом расстоянии) и цвета (подбирать цвет фона и элементов узора).

Предварительная работа. Знакомство с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, созданными для интерьера (ткачеством, вышивкой). Рассматривание узоров на разных сал­фетках. Дидактическая игра на подбор цветовых диад (гармонич­ных пар).

Материалы, инструменты, оборудование. Декоративные салфетки для рассматривания узоров, бумажные круги разного цвета и гото­вые элементы, вырезанные педагогом из цветной бумаги (например: цветы и листики, ягодки и листики, цветы и бутоны, круги и тре­угольники) — не менее 8—12 для каждого ребенка. Фланелеграф или варианты композиций для показа и пояснения вариантов размеще­ния элементов.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показыва­ет детям сначала обычную салфетку без декора, а затем красивую сал­фетку с тканым или вышитым орнаментом. Предлагает рассмотреть, сравнить и полюбоваться. Спрашивает, какая салфетка нравится больше и почему? Обобщает ответы, чтобы уточнить представление детей о декоре: «Нам всем больше нравится салфетка с узором, пото­му что она нарядная, красивая, необычная, когда на нее смотришь, хочется улыбаться и даже угощение, поданное на такой салфетке, ка­жется более вкусным». Затем спрашивает детей, для чего нужны та­кие нарядные салфетки, и уточняет, что такие красивые вещи нужны и для пользы, и для красоты. Так, салфетками застилают стол, чтобы ставить на них посуду — чашки, чайник, вазы с цветами. В будние дни часто пользуются обычными вещами, а в праздничные дни — бо­лее красивыми и нарядными.

Затем педагог предлагает детям самим смастерить красивые и на­рядные салфетки для кукол. Напоминает, что они уже слепили по­суду для чаепития: чашки, блюдца, сахарницу, чайник, молочник, конфетницу. Но у игрушек скоро будет праздник, поэтому хорошо бы приготовить для них красивые салфетки для сервировки празднич­ного стола.

Затем педагог поясняет задачу: нужно взять круглые «салфетки» (вырезанные педагогом из цветной и белой бумаги) и украсить их узорами. Цвет салфетки каждый ребенок выбирает по своему жела­нию. И также по своему желанию выбирает элементы для узора, вы­резанные педагогом заранее: цветы и листики, бабочки и жуки, ягоды и листики, круги и треугольники и пр.

Показывает салфетку и спрашивает, как ее можно украсить. Вы­слушивает ответы детей и просит их подумать, как будет использо­ваться салфетка, что на нее будут ставить. Дети догадываются, что чашки будут ставиться по центру салфетки, середина не будет видна,


поэтому ее можно не украшать. Демонстрирует, как будет исполь­зоваться салфетка (ставит чашку на салфетку), и обрисовывающим жестом показывает, что виден будет только край (берег) салфетки. Повторно спрашивает, какую часть салфетки лучше украсить, чтобы узор был виден гостям во время чаепития. Просит детей обрисовать жестом край (берег) круга.

На фланелеграфе или композиционной схеме педагог поясняет, как строится узор на круге: элементы размещаются сначала вверху, внизу, справа, слева, а затем в промежутках между ними. Дети пов­торяют алгоритм (верху, внизу, справа, слева). Элементы могут быть одинаковыми (все цветы, все круги, все листики) или чередоваться: листик-ягодка, листик-ягодка или цветок-ягодка, цветок-ягодка).

Дети выбирают по своему желанию цвет круга и набор готовых элементов. Педагог просит приложить элементы узора к фону, что­бы проверить, красиво ли сочетаются цвета. В случае необходимости дети выбирают другой цвет фона или другой колорит элементов узо­ра.

Примечание. Воспитатель может упростить способ выполнения задания, предложив детям в качестве фона бумажные круги не цвет­ные, а белые.

Дети выкладывают элементы на фон по схеме (вверху-внизу, спра­ва, слева), рассматривают, показывают педагогу и затем аккуратно приклеивают. После того, как создана композиционная основа, они дополняют узор по своему желанию, заполняя промежутки одинако­выми или чередующимися по цвету или форме элементами. Педагог может предложить детям проверять узор, выставляя на салфетку чаш­ку или блюдце.

 

В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться «салфетками» друг друга и выставить на них чашки с блюдцами, вы­лепленные из пластилина на занятии «Чайный сервиз для игр».


Последующая работа. Педагог предлагает детям сервировать стол в кукольном домике для праздничного чаепития.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.