Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Как крокодил летать научился»





Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. По­буждать вести ролевой диалог. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль», учить различать их на слух и при про­изношении. Воспитывать речевое внимание.

птенец,

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Игрушки: крокодил.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель обраща­ется к детям:

— Мы с вами научились играть в разные игры. А сегодня узнаем новую игру со звуками. Есть два звука: «л» и «ль». Эти звуки живут в словах: лось, лес, луг, лев. Если услышите звук «л» — хлопните в ладо­ши, а если услышите звук «ль» — поднесите палец к губам.

Педагог произносит вразбивку звуки «л», «ль» и слова с этими зву­ками: л, л, ль, л, ль, ль, луг, луч, летчик, лед, лампа, ландыш, листок, лестница, лебедь, лиса, ласточка, лента, лапа, лодка, ложка. Звуки «л», «ль» произносятся с интонационным выделением.

Затем проводится игра «Летает — не летает». Воспитатель объяс­
няет детям правила этой игры: «Встаньте в круг. Я буду бросать мяч
11 и называть слово. Если о нем можно сказать «летает» — ловите мяч

и соглашайтесь — да, комар летает. А если «не летает», не соглашай­тесь — нет, арбуз не летает — и перекидывайте мяч назад.

В игре используются слова: оса, бегемот, ласточка, снегирь, носо­рог, воробей, голубь, галка, слон, шарик, вертолет, самолет, черепаха, ворона, муха, лягушка, снежинка, синичка, шмель, экскаватор, пы­лесос, журавль, холодильник, самосвал, цапля, орел, орленок, кроко­дил. Последним словом в игре должно быть слово «крокодил».

Далее педагог предлагает детям послушать историю «Что случи­лось с крокодилом»1. Кратко пересказывает сказку М. Москвиной.

1 Книга для чтения в детском саду и дома: 4—5 лет / Сост. В.В. Гербова. — М.: Оникс, 2005. С. 189.


Эта история о том, как крокодил ждал, когда из яйца появится маленький крокодильчик. Но вместо крокодильчика из яйца вылупился желторотый птенец. Птенец был совсем беззащитный. Он стал назы­вать крокодила папой.

Все остальные крокодилы смеялись и советовали съесть птенца. Но крокодил полюбил птенца и никому не давал его в обиду.

Крокодил очень волновался, когда птенец начал летать. Он говорил ему:

Осторожно/ Упадешь/ Вернись/

Не упаду/ — отвечал птенец.Я уже не птенец, я настоящая
птица. Научить тебя, папа, летать?

Научи, тогда я смогу охранять тебя даже в небе. Но у меня ведь
нет крыльев.

Птица что-то прошептала на ухо крокодилу. Крокодил разбежался, оттолкнулся хвостом от земли, взмахнул лапами и полетел по воздуху. А птица подбадривала его:

— Все хорошо, папа. Работай лапами, как будто в воде плывешь.
И они улетели.

Затем воспитатель разыгрывает ролевой диалог с игрушками и предлагает детям поиграть в эту сказку, показать, как птенец превра­тился в птицу, научился летать сам и научил летать своего папу-кро­кодила. Выслушивают 5—6 пар детей.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Про дружбу, заботу и помощь»

С. Козлов «Дружба», Н. Абрамцева «Как у зайчонка зуб болел»

Задачи. С помощью художественных произведений расширить представления детей о таком понятии как дружба. Учить вниматель­но слушать, вникать в смысл, размышлять, эмоционально реагиро­вать, высказывать свое мнение.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спра­шивает детей, что такое дружба? Выслушивает размышления детей. Если дети затрудняются ответить, можно поставить вопрос по-друго­му: «Часто взрослые говорят про детей, что они дружные. А что озна­чает это слово? Какие это дети?»

Педагог говорит, что сегодня прочитает детям два рассказа о друж­бе. Первый рассказ написал детский писатель Сергей Козлов и назы­вается он «Дружба». (Читает текст.) Спрашивает после чтения.

—О ком был этот рассказ?

—Что делал Медвежонок?

—Какие имена он придумал своему другу?


— Как вы думаете, понравилось ли Зайчонку это имя? Почему вы
так думаете? (Зайчонок погладил Медвежонка, так ему понравилось
имя. Медвежонок хотел выбрать такое имя, какого еще не было ни у
кого в лесу. Он давал ласковые имена.)

Далее воспитатель сообщает детям автора и название второго рас­сказа. После чтения беседует по следующим вопросам:

—О чем мы узнали из этого рассказа?

—Кто переживал за больного зайчонка? Как вели себя его друзья?

—Как вы думаете, почему зуб перестал болеть? (Потому что дру­
зья заботились о зайчонке.)

—Как заботились о нем друзья? (Лягушонок принес цветок, а
бельчонок предложил обмотать щеку Ушастика своим пушистым
хвостом.)

—Понравились вам зверята, о которых мы прочитали? Кто понра­
вился больше всех? Почему можно сказать, что они друзья?

—А у вас есть друзья? Расскажите какой-либо случай, когда вы
помогли или позаботились о своем друге. (Высказывания детей.)


АПРЕЛЬ. 30 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог в доступной детям форме будет говорить с ними об изобретениях, о том, что люди все время придумывают и изобретают что-то новое и полезное, например, телефон и компьютер; узнают, как рисунки мо­гут стать «живыми», превратиться в мультфильм.

С примерами проявления сообразительности и смекалки дети познакомятся во время чтения сказок В. Сутеева «Палочка-выруча­лочка» и «Разные колеса». На занятии по развитию речи дети пос­лушают рассказ Л. Н. Толстого об умной галке, будут учиться пере­сказывать его своими словами; в игре «Угадайка» — учиться задавать вопросы и придумывать загадки-описания. На занятии по констру­ированию педагог будет развивать воображение детей, инициируя поиск различных вариантов конструктивных решений по достраива­нию Г-образной плоскостной фигуры. Такой способ создания обра­зов — способ «опредмечивания» — будет закрепляться при создании аппликации.

Ярким событием этой недели станет создание самодельного «мультфильма» по прочитанной сказке Б. Заходера «Русачок». Дети будут экспериментировать с передачей движений аппликативных об­разов сказочных животных; создавать фоновую коллективную ком­позицию, овладевая навыками передачи в рисовании особенностей строения разных деревьев. Содержание этой сказки станет поводом к более подробному разговору педагога с детьми на занятии по озна­комлению с природой — воспитатель будет формировать у них пер­воначальные представления о росте и развитии некоторых животных на примере стадий превращения головастика в лягушку.


 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Развитие речи. «Умная галка». 2. Физкультура № 30.1. Контрольно-про­верочное занятие. Оценка уровня разви­тия основных видов движения (ходьба, ползание, прыжки). Тестирование физи­ческой подготовленности детей: сохра­нение равновесия при стойке — носок сзади стоящей ноги вплотную примы­кает к пятке впереди стоящей ноги, при открытых глазах (сек.); бег на 10 м с хода (сек). Могут быть использованы и допол­нительные методики контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Серсо». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-вы­ручалочка».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из геометрических де­талей. «Загадки». 2. Музыка № 30.1. Слушание музыки: К.Сен-Санс, «Аквариум». Пение: «Пе­сенка про окуня», муз. О. Ананьевой, ел. В. Гудимова, «Про водичку» муз. В. Жу-бинской, ел. И. Михайловой. Музыкаль­ное движение: игра с пением «Веселись, детвора!» (эстонская детская песенка в обр. Т. Попатенко, рус. текст и движения М. Черницкой), пляска парами «Спля­шем!» («Спляшем!» муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Сутеева «Разные коле­са».
Вечер Игры по инициативе детей. Дидактическое упражнение «Оживи круг» (предварительная работа к занятию по аппликации).
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Ком­пьютер». 2. Аппликация. «Сами делаем мульт­фильм».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: бег со средней скоростью 40-60 м; подвижные игры «Пе­релет птиц», «Серсо». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Б. Заходера «Русачок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Сами делаем мультфильм». 2. Музыка № 30.2. Слушание музыки: К. Сен-Сане, «Аквариум». Пение: «Пе­сенка про окуня», (муз. О. Ананьевой, ел. В. Гудимова), «Про водичку» (муз. В. Жу-бинской, ел. И. Михайловой). Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. песня «Я на горку шла», Р. Лещинская «Лошадки».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Перелет птиц». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа В. Зотова «Лось».
Вечер Игры по инициативе детей. Оформление и показ самодельного мультфильма по сказке «Русачок».
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Природа. «Как головастик превращает­ся в лягушку». 2. Физкультура № 30.2. Контрольно-проверочное занятие. Оценка уровня развития основных видов движения (бег, лазание, бросание и ловля). Тестирова­ние физической подготовленности детей: прыжок в длину с места (см). Могут быть использованы и дополнительные мето­дики контроля.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа В.Зотова «Лягушка».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Дети вместе с воспитателем продолжа­ют отмечать весенние изменения в природе, наблюдают за распус­канием растений, отмечают появление птиц и насекомых, рассмат­ривают первые почки, листья на деревьях и кустарниках, в ветре-


 




ную погоду играют с вертушками, помогают взрослым высаживать растения на клумбах и грядках. Если есть возможность, воспита­тель проводит экскурсию к водоему и предлагает послушать, не квакают ли там лягушки, обсуждает с детьми, какие лягушки могут здесь жить, как они выглядят. В южных районах можно поискать лягушачью икру.

Наблюдение в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в уголке природы живет декоративная лягушка, дети наблюда­ют за ней: как она плавает, вылезает ли на поверхность, прячется ли среди водорослей, чем питается.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры. Предметно-игровая среда побуждает детей к созданию того или иного замысла, особенно в тех случаях, когда в игре использу­ются игрушки и поделки, изготовленные детьми или просто при­сутствующие на занятиях. Так на занятиях по изобразительному ис­кусству дети совместно рисуют лес на рулоне бумаги и дополняют композицию сделанными ими персонажами сказки «Русачок». Уже сама эта работа формирует у детей навыки совместной деятельности. Педагог может поместить в игровое пространство сюжетные игруш­ки (лягушка, заяц, белка, лиса, медведь, волк и пр.), создав ситуа­цию, вызывающую у детей желание поиграть в игру на сюжет сказ­ки о Русачке. Кто-то из детей может захотеть разнообразить сюжет включением новых персонажей, новых действий и событий. Игра, развернутая по инициативе детей, будет способствовать развитию взаимодействия со сверстниками, развертыванию диалога, разви­тию связной речи. Сама ситуация игры с заданным сюжетом учит де­тей проявлять сдержанность, умение выслушать партнера и вовремя произнести свою фразу, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Воспитатель может предложить детям принести из дома сюжет­ные игрушки — героев современных мультфильмов. С ними могут быть организованы игры по сюжетам данных мультиков, а также вве­дение новых героев в привычные игровые сюжеты.

Дети этого возраста испытывают затруднения, связанные с рас­крытием характера персонажа, роли, которые дети принимают. На­строение, характер, особенности поведения, заключенные в роли, способствуют формированию ролевого поведения. Поэтому воспи­татель, играющий вместе с детьми, особое внимание уделяет раскры­тию этих характеристик. Ребенок может взять на себя известную роль только в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, знакома ребенку. В совместной игре взрослый пытает­ся «открыть» характер отношений разных героев между собой. После этого изменяется содержание игры, которое переходит от изображе­ния действий людей к изображению их отношений. Все взаимоот­ношения, в которые вступают персонажи, обязательно должны быть


названы словом и объяснены с точки зрения характера, личностных особенностей героев.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Умная галка»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить пересказывать новый рассказ своими словами. Побуждать задавать вопросы. Обогащать словарный запас одноко-ренных наименований. Развивать речевое внимание. Уточнять и за­креплять правильное произношение звуков «я», «ль».

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Игрушки: кастрю­ля, сковородка, утка, гусь, кораблик. Метка. Стакан с подкрашенной водой. Камушки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель говорит детям, что они научились играть со звуками «л» и «ль». Напомина­ет правило игры: если услышите звук «л» — хлопните в ладоши; если услышите звук «ль» — поднесите палец к губам. В игре используются звуки и слова в следующей последовательности: ль, ль, л, ль, л, л, л, ландыш, лед, ледник, леденец, ледоход, ледоруб, лягушка, лягушо­нок, лягушачий, лось, лосенок, лосиный, селедка, галка. Слово «гал­ка» обязательно произносится последним.

Затем педагог спрашивает детей, помнят ли они, кто такая галка, и предлагает послушать историю про одну умную галку. Читает рассказ Л. Н. Толстого «Галка и кувшин».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кув­шин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить\

После чтения рассказа педагог задает детям вопросы:

—Почему галка сначала не могла напиться из кувшина?

—Что она сделала, чтобы напиться?

Воспитатель проводит опыт и одновременно объясняет детям: «Если взять стакан с водой и положить в него камушки (демонстри­рует), то вода поднимется. Камушки вытеснили воду».

Затем педагог предлагает детям послушать этот рассказ еще раз. После повторного чтения дети пересказывают рассказ, держа в руках стакан с водой и камушками. Выслушивают всех желаю­щих.

1 Полная хрестоматия для дошкольников 3—4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 227.


 




Далее организуется игра «Плавает — не плавает». Воспитатель объясняет правила: «Я буду бросать мяч и называть слово. Если об этом предмете можно сказать «плавает», то перекидывайте мяч и со­глашайтесь — да, плавает, а если нельзя сказать, то перекидывайте мяч и не соглашайтесь — нет, не плавает.

В игре используются слова: головастик, лягушка, лебедь, кастрю­ля, лопата, лошадь, тюлень, котелок, голубь, лось, лимон, яблоко, плот, лодка, ложка. Листок, вилка, крокодил, люстра, булавка, зер­кало.

После этого проводится еще одна игра — «Угадайка». Воспита­тель выставляет на стол кастрюлю, сковородку, утку, гуся, кораблик и говорит: «У меня на столе предметы, те, которые плавают, и те, которые не плавают. Я спрячу под один из предметов метку. Что­бы отгадать, какой это предмет, надо задавать вопросы, например: «Этот предмет плавает? У него есть крылья? У него длинная шея? Это гусь?»

Педагог просит детей закрыть глаза и прячет метку. Затем дети открывают глаза, задают вопросы и отгадывают предмет. При пов­торении игры роль ведущего выполняют дети. Игра повторяется 4-5 раз.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«3 а г а д к и»

Задачи. Развивать воображение, инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г-образной плоскостной фигуры, состоящей из четырех квадратов.

Материалы, инструменты, оборудование. На каждого ребенка: один из вариантов Г-образной фигуры, которая отличается от других вари­антов данной фигуры цветом, величиной и пространственным рас­положением по отношению к ребенку; квадраты, треугольники, пря­моугольники, полукруги, трапеции (разные по цвету и сомасштабные по величине).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоми­нает детям про умного и сообразительного ежика — героя сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», который каждый раз придумы­вал, как обычная палочка может стать «выручалочкой» в разных си­туациях. Спрашивает детей, а умеют ли они придумывать и решать загадки. Каждому ребенку предлагается своя загадка — плоскостная Г-образная фигура (см. рис.).

Воспитатель привлекает внимание детей, показывая на Г-образ-ные фигуры, по-разному расположенные на поверхности столов, и говорит: «Каждому из вас я начала строить из квадратов разные фи-


гуры, но не достроила их. Думаю, вам будет интересно узнать, что я хотела построить. Попытайтесь отгадать! Одно условие — фигуру не переворачивать и не сдвигать с места. Чтобы вам быстрее отгадать эту загадку, внимательно посмотрите на эту фигуру. Кто отгадал, тот сна­чала потихоньку скажет мне отгадку, а затем достроит незавершен­ную конструкцию».

После ответа каждый ребенок достраивает свою фигуру, используя любые предложенные ему геометрические фигуры.

Воспитатель рассматривает, оценивает созданную конструк­цию, как правило, положительно: «Ты молодец! Построил замеча­тельный подъемный кран (или утенка, самолет и т. п.). Так, конеч­но, можно достроить эту фигуру, но я строила другую. Догадайся, какую?»

Воспитатель вместе с ребенком разбирает конструкцию до изна­чальной Г-образной фигуры. Так продолжается до тех пор, пока каж­дый ребенок не исчерпает своих возможностей.

Сконструированная ребенком конструкция, если она получилась интересной и достаточно оригинальной как по образу, так и по конс­труктивному решению, не разбирается. В этом случае воспитатель дает ребенку новую, но точно такую же модель, что была у него из­начально.

В конце занятия дети рассматривают удачные, оригинальные конс­трукции. Воспитатель подводит итог, говорит, что все дети старались, отгадывали трудные загадки и строили интересные конструкции.


 




ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Компьютер»

Задачи. Познакомить детей с тем, как работает компьютер, для чего он используется. Показать, как можно сделать мультфильм.

Предварительная работа. Чтение сказок В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и «Разные колеса».

Материалы, инструменты, оборудование. Компьютер с принте­ром, детские обучающие компьютерные программы. Сделанный педагогом простой рисованный «мультик» — изображения бегуще­го человечка на страницах маленького блокнота.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель вспоми­нает с детьми сказки про палочку-выручалочку и разные колеса, которые они читали накануне. Показывает иллюстрации к первой сказке и спрашивает детей, как палочка помогла ежику, была ли эта палочка волшебной или это ежик придумывал, как палочка может помочь ему в разных ситуациях: перепрыгнуть через ручей, выта­щить зайца из болота, вернуть в гнездо птенчика и др. Воспитатель напоминает детям, какими словами заканчивается сказка: «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!» Обсуждает вместе с детьми, почему так сказал заяц.

Затем педагог и дети вспоминают, что во второй сказке сделали с разными колесами мушка, лягушка, ежик и петушок, почему зайцу стало стыдно за то, что он смеялся над ними, когда они несли до­мой разные колеса, чем заканчивается сказка.

Воспитатель подводит итог обсуждения, делая вместе с детьми вывод, как важно уметь придумывать что-то новое и полезное.

Рассказывает детям, что люди все время что-то изобретают. Если бы не изобретения разных людей, то у нас не было бы ни те­лефонов, ни телевизоров, ни автомобилей, ни самолетов. Даже ко­леса бы не было, потому что его тоже придумали, правда, было это уже очень-очень давно. Педагог говорит детям, что сегодня они поговорят о том, что люди придумали совсем недавно, не тысячу, не сто, а всего двадцать лет назад, когда их родители были малень­кими.

Показывает на компьютер и спрашивает детей, знают ли они, что это такое, что можно делать на компьютере. Показывает де­тям, что на компьютере можно писать разные слова, в последнюю очередь, крупными буквами пишет слово «Русачок», распечатыва­ет его на принтере (изображения букв лучше сделать контурными, чтобы потом дети смогли их украсить и использовать для показа самодельного мультфильма). Рассказывает, что на компьютере


можно играть в разные интересные и полезные игры, открывает какую-нибудь подходящую по возрасту обучающую программу и показывает, какие задания можно в этой игре выполнять (напри­мер, http://solnet.ee/games/gl,html#l 1). Обращает внимание детей на то, как можно отдавать команды компьютеру: нажимать клави­ши на клавиатуре или пользоваться мышкой. Обсуждает с ними, почему, по их мнению, компьютерная мышка так называется. (Быстро «бегает», как настоящая мышка, в разные стороны, у нее есть длинный «хвостик» — провод и т. п.) Педагог показывает ков­рик для мышки.

Воспитатель объясняет детям, что долго пользоваться компью­тером (смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры) не­льзя, это вредно для глаз.

Педагог рассказывает, что на компьютере можно не только пи­сать слова, выполнять разные задания в компьютерных играх, но и рисовать. Показывает детям, как можно нарисовать разные фигу­ры, составляет из них простые образы (солнышко, шарик, рожи­ца и др.), раскрашивает их. Группирует отдельные части образа в единое целое и перемещает получившиеся изображения по экрану. Спрашивает детей, на что это похоже, подводит их к выводу, что это немного напоминает мультфильм.

Педагог вспоминает с детьми, какие мультфильмы они смот­рели недавно, рассказывает, что сейчас мультфильмы рисуют на компьютере, а раньше художники рисовали картинки на бумаге, но чтобы заставить их двигаться, нужно было нарисовать очень много картинок, которые отличались друг от друга лишь одной деталью. Показывает детям блокнот, в котором на разных страницах нари­сован бегущий человечек, рассматривает отдельные рисунки, нахо­дит вместе с детьми, чем одно изображение отличается от другого. Затем быстро пролистывает страницы блокнота так, что человечек начинает двигаться, объясняет детям, что когда похожие картинки очень быстро сменяют друг друга, нам кажется, что изображение движется.

Воспитатель рассказывает детям, что мультфильмы бывают не только рисованные, но и кукольные. Вспоминает, как они читали истории о мартышке, удаве, слоненке и попугае и смотрели мульт­фильм по этой сказке. Обсуждает с детьми, чем мультфильм отли­чается от книжки.

Последующая работа. Воспитатель может предложить детям в группе или дома с родителями посмотреть интерактивные мульт­фильмы, например, на сайте http://solnet.ee/games/g5.html. Можно также простым способом сделать себе мультфильм, например при помощи сайта http://www.raskraska.ru/animation.html.


 




АППЛИКАЦИЯ «Сами делаем мультфильм»

(по мотивам сказки «Русачок»)

Задачи. Учить детей создавать в аппликативной технике стилизо­ванные образы животных (персонажей сказки) на основе круга путем его преобразования (дополнения) конструктивным способом. Пока­зать возможность создания разных образов на основе одной формы путем дополнения деталями (ноги, уши, хвосты). Закрепить технику вырезания круга путем последовательного или попарного закругле­ния уголков. Развивать воображение.

Материалы, инструменты, оборудование. Круги из цветной бумаги, имитирующие величиной и цветом определенных животных и мел­кие детали (лапки, ножки, хвостики, ушки) такого же цвета. Изобра­жения героев мультфильмов про смешариков.

Предварительная работа. Выполнение упражнения «Оживи круг» по методике О. М. Дьяченко. Воспитатель раздает детям листы бу­маги с нарисованными кругами (4—6) и предлагает «оживить» фигу­ры — дорисовать так, чтобы они стали похожи на что-то или кого-то. В случае затруднений подсказывает варианты (солнышко, колобок, цветок), но просит не повторять эти образы, а придумывать свои.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает детям вырезанный из бумаги круг и спрашивает, кто это. Ве­роятно, дети скажут, что это круг или назовут какой-то неодушев­ленный предмет — шарик, мячик, тарелка или что-то иное. В этом случае педагог повторяет вопрос, делая акцент на слове кто, и, в случае необходимости, подсказывает, что это может быть птенчик, который сидит в гнездышке, или котенок, который свернулся клуб­ком, или ежик, у которого еще не выросли колючки, или головас­тик, который спрятал свой хвостик.

Педагог спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них мульт­фильмы про смешариков, показывает некоторые образы и просит детей найти, чем смешарики похожи друг на друга и чем отличают­ся. Уточняет, что у всех смешариков туловище и голова — это крут (и этим все герои похожи), а уши, хвосты, рожки у всех зверей разные.

Воспитатель предлагает детям сделать таким же способом на осно­ве круглых форм — по типу смешариков — образы разных животных: зайца, лисы, белки, волка, птицы, мышки, лягушки и лося. Уточняет, знают ли дети, кто такой лось, как он выглядит.

Затем педагог спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы «ожи­вить круг» и превратить его в какое-нибудь животное, например, зайчика или мишку. Дети догадываются, что нужно дополнить круг другими элементами — вырезать и приклеить или нарисовать ноги (лапы), уши, хвосты. Педагог показывает варианты превращений,


прикладывая к одному и тому же кругу разные детали (хвосты, лапки, уши и пр.)

Воспитатель показывает детям бумажные разноцветные круги и спрашивает:

—Какого зверя можно было бы сделать из оранжевого круга?
(Лису и Белку.)

—Из зеленого? (Лягушонка.)

—Из коричневого? (Мишку, Лося.)

—Серого? (Мышонка, Волка, Птицу и т. д.)

Воспитатель обращает внимание на то, что по цвету приготов­ленных деталей можно легко догадаться, для какого животного они предназначены. Затем воспитатель обсуждает с детьми, по какому ха­рактерному признаку можно узнать того или иного персонажа (зай­ца — по длинным ушам, лося — по рогам, лису и белку — по пушис­тому хвосту и пр.).

После этого воспитатель на примере фигурки зайца показы­вает, как можно передать не только внешний вид, но и разные движения, меняя положение лап и ушей. Предлагает детям со­здать образ зайчика и передать по своему желанию, что он делает: прыгает, сидит, спит, прячется от лисы или грызет морковку. Дети выполняют упражнение: создают образ зайчика, закругляя уголки квадрата для получения туловища и дополняя его деталями — вы­кладывают изображение на листе бумаги, затем перемещают дета­ли с целью передачи разных поз (движения) и один из вариантов приклеивают.

Затем педагог предлагает детям создать образ другого животного и помогает распределить героев будущей сказки так, чтобы при созда­нии мультфильма получились эпизоды с разными сказочными героя­ми. Делит детей на 8 групп (приблизительно по три ребенка в каждой группе). Каждая группа создает несколько вариантов одного и того же персонажа — зайца, лисы, белки, волка, птицы, мышки, лягушки и лося. Таким образом, создается несколько образов одного и того же героя сказки, чтобы при создании мультфильма можно было пока­зать действие и развернуть сюжет.

Последующая работа. Воспитатель собирает детские работы, что­бы использовать их при создании «мультфильма» по мотивам сказки Б. Заходера «Русачок».

РИСОВАНИЕ «Сами делаем мультфильм»

(по мотивам сказки «Русачок»)

Задачи. Учить детей рисовать лес, создавая образы лиственных и хвойных деревьев на основе готовых силуэтов, вырезанных педаго-


гом из цветной бумаги: ель — на основе треугольников разной вели­чины, контролируя длину веток и передавая общие очертания дерева; березу, рябину, дуб — на основе бумажных силуэтов сложной формы, близкой к овалу (в форме «облака»), свободно размещая гибкие ветви в пределах кроны. Продолжать учить рисовать концом кисти, изоб­ражая тонкие ветви. Закрепить представление о строении деревьев (ствол и ветви, образующие крону). Формировать композиционные умения — размещать образы деревьев по всему листу бумаги, запол­няя пространство.

Предварительная работа. Воспитатель заранее готовит для де­тей листы бумаги светло-зеленого цвета одного размера и форма­та. Накануне в вечернее время воспитатель привлекает желающих детей к изготовлению «телевизора» из картонной коробки (см. ри­сунок).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги одного раз­мера и формата. Бумажные силуэты зеленого цвета (разных оттен­ков) для создания образов деревьев — хвойных (треугольники разной величины) и лиственных (овалы, «облака»). Гуашь, кисти разных раз­меров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напомина­ет детям, что накануне они познакомились со сказкой «Русачок», и просит их сказать, где происходили события сказки (в лесу). Предла­гает детям сделать свой мультфильм по этой сказке. Сообщает, что у них уже есть сказочные персонажи — животные, которых они сделали на занятии по аппликации, напоминает, что они «оживляли» круги и превращали их в героев сказки. Просит детей вспомнить, кого встре­тил Русачок в лесу (лису, белку, волка, птицу, мышку, лягушку и лося). Воспитатель говорит: «У нас есть разные звери, но пока нет леса. Да­вайте нарисуем много деревьев, которые мы соберем вместе, чтобы получился большой, густой и красивый лес — дом животных. Каждый из вас нарисует два дерева — одно хвойное (ель) и одно лиственное (дуб). Все нарисованные деревья мы соберем и разместим на длинном листе бумаги (рулоне обоев).

Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображени­ями лиственных деревьев и елей, находит общее (у них есть ствол и ветки) и отличия (у елки ветки направлены вниз, а у лиственного де­рева — вверх). Затем показывает способ создания образов листвен­ных и хвойных деревьев:

• берем треугольник и превращаем его в... (елку), а делаем это так: приклеиваем треугольник острой верхушкой вверх и рисуем сначала ствол — проводим линию коричневого цвета сверху вниз так, чтобы макушка была тоньше, а книзу ствол утолщался. Затем рисуем вет­ки — проводим тонкие линии от стола в стороны и смотрим, чтобы


0етки не выходили за форму (рисуем в пределах треугольника, задаю­щего форму дерева);

• берем овал, слегка выщипываем края и сминаем, чтобы получи­лась крона лиственного дерева, расправляем, приклеиваем и превра­щаем в дуб: рисуем коричневой краской могучий ствол и ветки, не выходящие за пределы кроны. (См. рисунок).

Воспитатель обсуждает с детьми замыслы, помогает советами, подсказывает.

Те дети, кто быстро справился с работой, могут нарисовать в своем л^су цветы, бабочек и т. п. способом примакивания.

Последующая работа. Когда рисунки детей подсохнут, воспитатель скрепляет их в одну общую ленту и размещает на ней героев сказки, сделанных детьми на занятии по аппликации, в последовательности, соответствующей сюжету.

В вечернее время воспитатель организует просмотр мультфильма, перемещая ленту по экрану, имитируя смену действий персонажей. Н# «озвучивание» ролей приглашаются дети. Роли можно распре­делить по числу персонажей или по количеству эпизодов. Не стоит добиваться от детей дословного пересказа текста, достаточно пере­дать общий смысл своими словами, но выразительно, эмоциональ-нс»- Следует стараться привлечь к первому показу как можно большее количество детей, поручая тем, кто не умеет или стесняется, вклю­чать музыку, сопровождающую показ. А если желающих участвовать в озвучивании будет больше, чем героев сказки, можно назначить не-сколько составов «артистов».


 




ПРИРОДА «Как головастик превращается в лягушку»

Задачи. Вызвать у детей интерес к объектам живой природы, фор­мировать у них первоначальные представления о стадиях развития некоторых животных.

Материалы, инструменты, оборудование. Аудиозапись кваканья лягушек, фигурки игрушечных лягушек, картинки с изображением стадий развития лягушки: икра — головастик без ног — головастик с задними ногами — головастик с четырьмя ногами и хвостом — взрос­лая лягушка; настоящее или игрушечное яйцо, фигурки цыпленка и курицы.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет загадку:

Блестящая, глазастая,

В озере живет, по воде плывет.

На берегу сидит, на комариков глядит.

Зеленая квакушка — глазастая... (лягушка).

Воспитатель спрашивает, как лягушки «разговаривают», и после ответов детей включает аудиозапись со звуками голосов лягушек, по­казывает их изображения, игрушечные фигурки животных, раздает их детям. Затем показывает изображение головастика и спрашива­ет, кто из ребят знает, кто нарисован на картинке, объясняет, что это существо называют головастиком, потому что у него очень большая голова. Воспитатель подчеркивает, что лягушки в детстве не очень похожи на взрослых лягушек. Дети определяют, чем похож и чем не похож головастик на лягушку. Затем воспитатель показывает фигурку лягушки и предлагает детям послушать рассказ о том, как лягушки появляются на свет. (Рассказ сопровождается показом картинок, на которых отражены стадии развития лягушки.)

В одном тихом прозрачном озере жила большая зеленая лягушка. Ей очень хотелось, чтобы у нее появились деткилягушата. Когда на­ступила весна, лягушка отложила на берегу озера маленькие прозрач­ные шарикиикринки. Через некоторое время из икринок появились существа с маленьким тельцем, большой головой и хвостом. Лягушке они сначала даже не понравились, потому что были не очень похожи на свою маму. Ведь у самой лягушки не было хвоста, да и голова была не такая большая, а главноеу нее было четыре ноги. Головастики плавали, ели и росли. Прошло еще какое-то время, и у них появились сначала задние, а потом и передние ноги. Теперь они уже стали больше похожи на взрослую лягушку, хотя все еще оставались головастиками с


хвостами. Их мама никак не могла дождаться, когда же, наконец, го­ловастики превратятся в настоящих лягушат. Но вот такой момент настал: головастики выросли и стали красивыми, зелеными лягушата­ми с четырьмя ногами и







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.