Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни правового регулирования общественных отношений в ОРД.





Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для ОРД важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования:

1. Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Республики Беларусь и конституционных законов.

2. Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.

Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в ОРД образуют единую систему ее законодательного регулирования.

Законодательное регулирование ОРД – это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно–розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.

3. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают:

· нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства Республики Беларусь и т.д.);

· межведомственного характера;

· сугубо ведомственного характера.

 

 

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАКОН

Понятие оперативно-розыскного закона

Говоря о понятии оперативно-розыскного закона, следует отметить, что

это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт Республики Беларусь высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Республики Беларусь, связанных с ОРД, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельностью.

Преамбула Закона «об ОРД»

Настоящий закон определяет содержание ОРД, регулирует правоотношения, возникающие в ходе ее осуществления, устанавливает систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Преамбула Закона определяет его назначение посредством формулировки главных целей принятия данного законодательного акта. Согласно преамбуле целями принятия Закона являются:

· определение содержания ОРД;

· регулирование правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления;

· установление системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Путями и средствами реализации указанных целей посвящены последующие правовые нормы, которые непосредственно содержаться в Законе.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят 9 июля 1999 года № 289 – 3.

Вступил в силу со дня его опубликования (ст. 24 Закона «Об ОРД»).

В связи с его принятием утратили силу следующие законодательные акты:

· Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1992 года «Об ОРД» (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, №32. Ст.513);

· Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 12 ноября 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, №32. Ст. 514);

· Закон Республики Беларусь от 18 января 1994 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»». (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1994, №6. Ст. 71).

· Раздел 5 Закона Республики Беларусь от 15 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь».(Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1994, №6. Ст. 71).

· Статья 2 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальноага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. №35. Ст. 517.).

Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности состоит из преамбулы, 7 глав, включающих 26 статей.

Одна из важнейших ролей Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства, все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права.

Действие оперативно-розыскного закона в пространстве

Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в Республике Беларусь ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время совершения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом.

Во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу.

Во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяют сферу ОРД (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Закон Республики Беларусь «Об ОРД» по сравнению с ранее действовавшим оперативно-розыскным законом расширил перечень органов, осуществляющих ОРД. В соответствии с ч.1 ст. 7 оперативно-розыскного закона ОРМ сейчас вправе осуществлять:

· органы внутренних дел

· органы государственной безопасности

· пограничные войска

· органы государственной охраны: Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь

· органы финансовых расследований

· таможенные органы

· органы внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Кроме того, с учетом наличия в Законе значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылает та или иная статья Закона «Об ОРД».

В соответствии с ч. 10 ст. 6 за нарушение Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД наступает ответственность, предусмотренная законодательством Республики Беларусь.(Уголовная либо дисциплинарная).

Действие Оперативно-розыскного закона в пространстве

Согласно действующему оперативно-розыскному закону общими условиями проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь. В данном случае идет речь о действии Оперативно-розыскного закона в пространстве в соответствии с принципами территориальности. Нормы оперативно-розыскного закона полностью применяются на всей территории Республики Беларусь, включая внутренние воды, воздушное пространство.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.