|
Уровни правового регулирования общественных отношений в ОРД.Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для ОРД важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования: 1. Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Республики Беларусь и конституционных законов. 2. Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы. Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в ОРД образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование ОРД – это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно–розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования. 3. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают: · нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства Республики Беларусь и т.д.); · межведомственного характера; · сугубо ведомственного характера.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАКОН Понятие оперативно-розыскного закона Говоря о понятии оперативно-розыскного закона, следует отметить, что это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт Республики Беларусь высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Республики Беларусь, связанных с ОРД, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельностью. Преамбула Закона «об ОРД» Настоящий закон определяет содержание ОРД, регулирует правоотношения, возникающие в ходе ее осуществления, устанавливает систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Преамбула Закона определяет его назначение посредством формулировки главных целей принятия данного законодательного акта. Согласно преамбуле целями принятия Закона являются: · определение содержания ОРД; · регулирование правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления; · установление системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Путями и средствами реализации указанных целей посвящены последующие правовые нормы, которые непосредственно содержаться в Законе. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят 9 июля 1999 года № 289 – 3. Вступил в силу со дня его опубликования (ст. 24 Закона «Об ОРД»). В связи с его принятием утратили силу следующие законодательные акты: · Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1992 года «Об ОРД» (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, №32. Ст.513); · Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 12 ноября 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, №32. Ст. 514); · Закон Республики Беларусь от 18 января 1994 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»». (Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1994, №6. Ст. 71). · Раздел 5 Закона Республики Беларусь от 15 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь».(Ведамасцi Вярхоунага савета Рэспублiкi Беларусь. 1994, №6. Ст. 71). · Статья 2 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальноага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. №35. Ст. 517.). Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности состоит из преамбулы, 7 глав, включающих 26 статей. Одна из важнейших ролей Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства, все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в Республике Беларусь ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время совершения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД. Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяют сферу ОРД (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют. Закон Республики Беларусь «Об ОРД» по сравнению с ранее действовавшим оперативно-розыскным законом расширил перечень органов, осуществляющих ОРД. В соответствии с ч.1 ст. 7 оперативно-розыскного закона ОРМ сейчас вправе осуществлять: · органы внутренних дел · органы государственной безопасности · пограничные войска · органы государственной охраны: Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь · органы финансовых расследований · таможенные органы · органы внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь. Кроме того, с учетом наличия в Законе значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылает та или иная статья Закона «Об ОРД». В соответствии с ч. 10 ст. 6 за нарушение Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД наступает ответственность, предусмотренная законодательством Республики Беларусь.(Уголовная либо дисциплинарная). Действие Оперативно-розыскного закона в пространстве Согласно действующему оперативно-розыскному закону общими условиями проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь. В данном случае идет речь о действии Оперативно-розыскного закона в пространстве в соответствии с принципами территориальности. Нормы оперативно-розыскного закона полностью применяются на всей территории Республики Беларусь, включая внутренние воды, воздушное пространство. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|