Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.





Возможность и действительность - категории, с помощью к-рых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условии их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации нек-рой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В. - важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они, возникают в развитом капиталистическом об-ве, и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и развивается в соответствии о ними. Это относится и к общественной жизни; напр., построение коммунистического об-ва невозможно без сознательной деятельности народа, руководимого Коммунистической партией, и деятельность эта должна осуществляться в соответствии с объективными законами социального развития. Итак, субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства практически действующего субъекта (напр. компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и др.). Каково же соотношение объективных условий и субъективного фактора?Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты - продуктивности. Объективные условия определяют в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы социальной активности. Однако наличия только объективных условий еще недостаточно для превращения возможности в действительность. Движущей силой исторического процесса являются определенные социальные силы: классы, слои, группы, партии, движения и т.д. От глубины понимания ими исторических задач, уровня их сознательности, ответственности, целеустремленности, организованности, воли, энергии во многом зависит решение этих задач. Но будучи сознательными существами люди в рамках возможностей, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю. Выбор же линии поведения определяется степенью зрелости субъективного фактора, о чем было сказано выше.

 

 

48. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.

1) биологизаторский подход - абсол-ся естеств сво-ва чел-ка.

Теория расизма – природа чел-ка явл сугубо бологич. Речь идет о первонач прир неравестве.

Соц дарвинизм (послед-ли Дарвина): переносят законы природы на общ-во: законы биологич развития опред-ют развитие общ-ва. Спенсер рассм общ-во по аналогии с сист-ами и подсист-ами организма. Этот подход искл к-л существ изменения в общ-ве. Никакие идеи не могут не могут изм-ть темпы развития общ-ва без изм-я биологич начал.

Социобиология – соц повед-е обусл сугубо биологич факторами. Сознат жизнь подчинена реал-и врожд инстинктов: выживание, голод, размож-е. Все опред-ют гены чел-ка. Морфологич признаки не имеют знач-я для биологич развития.

2) социологизаторский: абсол-ся соц-ое в чел-ке.

Платон: чел-к в полной мере подчин интересам целого (госуд-ва), инд-ть раствор в этом целом. Томас Мор: чел-к превращ в абстактную социологич схему.

Структурализм (нов течение): структуры все опред-ют в чел-ке, в общ-ве, игнорир элементы свободы чел-ка.

Маркс же подчерк соц сущность чел-ка, но не игнорир природу чел-ка. Деят-ть рассм как способ сущ-ния и развития общ-ва.

3) чел-к – соотнош-е прир и соц. Ущербность любой из граней одинак губительны для чел-ка. Симонов выд потр-ти. Ключ к построению междисциплин конструкции – потребности. Виды потреб-тей: * витальные/ биолог потр-ти – в пище…

* социальн – принадл к опред группе, пользоваться вним-ем, привяз-тью, уважением. Дел: потр-ти «для себя» = право и «длядругих» =обяз-ти.

3) идеал – позн-е мира, позн-е своего места в жизни, смусл и назнач-е в мире.

Сущ закон восхящего развития потр-тей, т.е. они пост растут, нельзя устан к-л огранич-й. На чел-ка возлаг тем самым больш отв-ть контроля.

Т.о., чел-к – это био-психо-соц сущ-во: уникальное, открытое миру, но не заверш, универсальн (способн к люб виду деят-ти), целостное.

На взаимоотношении личности и общества существуют две основные точки зрения:1 На общество могут оказывать влияние личности, обладающие властью.2 Каждый человек, проживающий в конкретном обществе, влияет на бытие данного общества.

 

Вопрос 49. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2]. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политичес-ких условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме - всего общества в целом. Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разно- образнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.