|
Глава 6. Работа режиссера с конферансье ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 му (необходимо время для оценок, пристроек и т. п.). Поэтому заботиться о лаконичности выступлений конферансной пары нужно всегда в большей степени, чем при работе с конферансье-солистом. Инсценированный конферанс Если конферанс сам по себе является одним из самых сложных жанров эстрады, если дополнительные трудности появляются в парном конферансе, то инсценированный конферанс — еще сложнее. Имеется в виду ситуация, когда конферансье выступает не от собственного лица, а от лица какого-то персонажа. Классическим примером конферанса в маске является творчество К. Гибшмана, создавшего образ неуклюжего, стесняющегося человека, которому очень неловко на эстраде. Импровизировать в общении с публикой от собственного лица уже достаточно сложно. Импровизировать же от лица характера, персонажа, маски — еще сложнее. Здесь реприза будет выражать не только отношение самого артиста, но и его персонажа. Это будут уже не слова конферансье вообще, а речь персонажа с присущей ему характерностью, внешним видом, профессией, возрастом, отношением к жизни и так далее. Анализ специфики инсценированного конферанса нужно начинать с эстрадного образа конферансье (маски), потому что это один из главных приемов такого конферанса. Солист-конферансье очень редко может прибегнуть к использованию драматургии, так как у него нет партнера. Нет партнера — нет конфликта (или — гораздо труднее его найти и выразить). Свой конфликт конферансье в этом случае выстраивает зачастую со зрительным залом в прямом общении. В инсценированном конферансе больше театрально-выразительных возможностей в использовании реквизита, элементов декорационного оформления, костюма, грима. «Зрители всегда с Удовольствием воспринимают комический образ конферансье, °снащенный театральными атрибутами (гримом, костюмом и Др.). Чаще, конечно, появляются в качестве ведущего бытовые типы, но встречаются и литературные персонажи: Хлестаков, дед i Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров Щукарь, Василий Теркин и т. д. На детских концертах — доктор Айболит, дядя Степа, Буратино. До войны блистательно вел концерты А. Корзаков в образе театрального пожарного»13. Вместе с тем, инсценированным мы называем также конферанс, который использует драматургию в построении концерта. Таким образом, сборный концерт сразу превращается в ревю (обозрение), так как связки между номерами и сами номера объединяются единым сюжетом. Режиссер эстрады всегда должен помнить, что сюжет эстрадного представления — дело очень условное, часто схематичное. Главным в любой форме эстрадного представления остается эстрадный номер. Если сюжетное построение будет сильнее и выразительнее номеров, — исчезнет основной признак эстрадного искусства. Связки станут важнее содержания. А наличие интересного сюжета в связках всегда грозит заслонить собой выступления артистов в эстрадных номерах. Многое здесь решает чувство меры и профессионализм режиссера концерта. Он должен не только отвести надлежащее «служебное» место сюжетному построению, но и, по возможности, подобрать и выстроить номера таким образом, чтобы они тоже в какой-то мере находились в канве драматургического построения театрализованного эстрадного представления. Основные положения для конспектирования: О конферанс является искусством импровизированного общения со зрительным залом; импровизированное общение с публикой отличает конферансье от ведущего; О основной формой конферанса является доверительная беседа со зрительным залом; О конферанс подразделяется на сольный, парный и инсценированный; О режиссерская работа с конферансье в основном сводится к педагогической составляющей, за исключением подготовки собственного номера конферансье, где роль режиссера гораздо значительнее; Глава 6. Работа режиссера с конферансье О режиссеру принадлежит важная роль в нахождении маски конферансье, в инсценировании конферанса, в определении конфликта в конферансной паре; q режиссерская работа с артистом-конферансье включает в себя создание «домашних заготовок», которые импровизационно проявляются в ведении концерта; q ведущей функцией конферансье является информационная; О важной частью конферанса является создание праздничной атмосферы концерта, раскрытие его темы (если такая имеется); О конферансье является посредником между артистами и зрительным залом, в связи с чем одним из его ведущих качеств становится приспособляемость к аудитории; О важным профессиональным качеством конферансье является проявление его гражданской и нравственной позиции в своем выступлении; О термин «предлагаемые обстоятельства» имеет на эстраде двойственное толкование: как состав и реакция зрительного зала, так и собственно предлагаемые обстоятельства рассказа, монолога и т. д.; режиссерская работа с конферансье должна учитывать этот специфический фактор эстрадного искусства, необходимо добиваться от артиста-конферансье проявления навыка постоянной смены позиции рассказчика и собеседника; О конферансье часто является режиссером концерта, особенно в его сборной форме, что требует от него режиссерских навыков; к частному приему конферанса относится «провокация» зрительного зала; О работа режиссера с конферансье включает в себя оказание ему помощи в подготовке обязательных аспектов выступления: вступительного фельетона, собственного номера конферансье, финала концерта. 1 Райкин А. Воспоминания. СПб., 1995. С. 167. 2 См.: Немирович-Данченко В. Театральное наследие. В 2 т. Т. 1. М., 1952. С. 256. 3 Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 157. 4 Райкин А. Указ соч. С. 168. Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров 5 Дудник Г. «Я встретил вас...» // СЭЦ. 1984. № 6. С. 26. 6 Райкин А. Указ. соч. С. 166-167. 7 Гершуни Е. Указ. соч. С. 166. 8 Мороз Н. Право на общение // СЭЦ. 1984. № 4. С. 5. 9 См.: Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. Книга первая. С. 103. 10 Милявский О. О конферансе // СЭЦ. 1984. № 4. С. 5. 11 Цит по: Гершуни Е. Указ. соч. С. 160. 12 Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987 13 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 112. 14 Алексеев А. Серьезное и смешное. М, 1973. С. 258-259. 15 Ардов В. Указ. соч. С. ПО. М, 1972. С 179. ГЛАВА 7 Эстрадный фельетон Слово «фельетон» ассоциируется в первую очередь с газетной или журнальной публикацией. Действительно, первоначально фельетоном назывался листок-вкладыш в газету, в котором печатались наиболее злободневные, сатирические, публицистические материалы (в таком виде фельетон впервые появился во Франции, и в дословном переводе это слово означает «листок»). Исторически эстрадный фельетон сохранил многие характерные черты и приемы своего газетного прародителя. Эстрадный фельетон — это всегда выступление на какую-то актуальную тему (или несколько тем, связанных между собой), в нем, как правило, предстает сатирическое отношение автора и рассказчика к тем или иным событиям общественно-политической жизни. Таким образом, эстрадный фельетон, как и газетный, несет в себе публицистическое начало, но создается он автором специально для произнесения с эстрады. «Характерно, — писал В. Ардов, — что когда на эстраде исполняются лучшие из наших печатных фельетонов (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова, Д. Заславского, Г. Рыклина и других), их всегда относят к жанру художественного чтения, а не к репертуару эстрадных фельетонистов. Печатный фельетон на эстраде практически расценивается как явление литературы, а не как чисто эстрадный репертуар»1. Отличие фельетона от монолога Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что смешиваются понятия «фельетон» и «монолог». Так, к примеру, в оби-ХоДе иногда говорят: «Конферансье выступил со вступительным Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров монологом». Путаница происходит, оттого что формы подачи фельетона и монолога очень похожи. Действительно, выходит на] эстраду артист и начинает разговор со зрителем. По форме это! всегда (или почти всегда, исключение составляют фельетоны, исполняемые конферансной парой) — монолог, то есть речь одного лица. Но сходство это формально и не несет в себе сущностного признака эстрадного фельетона. В чем же существенное отличие эстрадного фельетона от эстрадного монолога? «Эстрадный фельетон, — отмечал В. Фролов, — рассчитан на 15—20 минут сценического времени (сегодня короче. — И. Б.). Он; должен, как передовая статья газеты, вобрать в себя самые актуальные проблемы, которые необходимо подать в яркой, порой заостренно-сатирической, порой гиперболизированной форме. Это как бы короткое международное обозрение или отклик на события внутренней жизни страны. Искусство эстрадного фельетониста должно быть гибким, целенаправленным по отбору фактов, отточенным по меткости их подачи, оно сродни искусству журналиста. Исполнителю необходимо обладать всесторонним образованием, высокой эрудицией, острым классовым чутьем и быстрой реакцией на события»2. Фельетон обязательно публицистичен. В нем артист от собственного лица выражает свои оценки тех или иных актуальных событий, говорит от своего лица зрительному залу о своем отношении к тому или иному явлению. И, несмотря на то, что фельетоны для артистов пишут эстрадные авторы, этим произведениям придается такая форма изложения, которая создает впечатление, что высказывается личная позиция артиста. «В других разновидностях репертуара тема, идея произведения, как правило, выражаются исключительно беллетристически — стихами или в драматургической форме, — писал В. Ардов. — А фельетонист вправе сообщать своей аудитории определенные мысли о явлениях общественной и частной жизни, oj событиях за рубежом и у нас в стране... При этом он, конечно, т острит, и шутит, рассказывает смешные истории и вообще пользуется всей палитрой драматургии, поэзии, сатиры и юмора. Но это не отменяет того факта, что в зримой и доступной для всех основе фельетона лежит публицистика. Фельетон без оби- Глава 7. Эстрадный фельетон няков называет отрицательные явления, с которыми он борется. g этом жанре исполнитель (и автор) без опосредовании, свойственных художественной литературе, говорит о социальных явлениях современности. Фельетонист в такой же мере оратор, пропагандист и агитатор, как и артист»3. Этот важный момент должен учитывать режиссер в работе с автором эстрадного фельетона: нужно добиваться такой структуры и формы литературного материала, которая могла бы создать подобное впечатление у публики. То, что фельетон должен содержать личную позицию артиста к тому, о чем он говорит, совершенно логично заставляло многих из них быть авторами своих эстрадных фельетонов. Наиболее ярким примером в этом смысле является творчество Н. Смирнова-Сокольского, который сам был автором своих фельетонов. Безусловно, одним из условий его успеха как эстрадного фельетониста было то, что он соединял в себе искусство литератора и искусство артиста в одном лице. Он сам выбирал тему выступления, волнующую его лично, он сам отыскивал слова для ее выражения, и он же сам своими же словами предъявлял эту собственную позицию публике. Вообще такое явление, как артист-автор, очень часто находит выражение именно в эстрадном фельетоне. При этом совсем не обязательно, что исполнитель заранее пишет текст своего фельетона. Довольно часто он только выбирает тему выступления (или эту тему подсказывают ему обстоятельства концерта). А далее эстрадный фельетон возникает импровизационно. Артист импровизирует на тему. Это очень высокий класс профессионального мастерства. Но известные конферансье не раз демонстрировали блестящие примеры такого рода. Так известный петербургский конферансье Г. Баскин на концерте в Центральном концертном зале «Россия», посвященном Дню учителя, импровизационно произнес прекрасный публицистический фельетон. Тема была подсказана самим праздником, к которому был приурочен концерт. А вот разработка ее и конкретное воплощение были сделаны в импровизационной манере. В этом фельетоне у артиста нашлись слова и о проблемах, которые волнуют учительский корпус, и об отношении власти к учителю, и об огромной важности работы учителя, и о том, что все мы в неоплатном долгу перед нашими учителями; Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|