Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 4. СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ






Глава 4 Серьезные последствия

Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположе­ние одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последо­вателя агрессора. Приведу еще один пример.

Пятиклассник Саша очень страдал от того, что у него не было в классе друзей, часто становился объектом насмешек со стороны одноклассников; сначала он дрался с обидчиками, затем стал специально дурачиться на уроках, чтобы повеселить остальных. Когда в класс пришел Вася, Саша сначала пытался с ним по­дружится. Но у Васи не сложились отношения с лидерами — Ми­шей и Филиппом. И тогда те стали подговаривать Сашу делать Васе разные неприятные вещи (прятать его портфель, обзывать обидными словами, подбросить ему огрызок на парту). Саша охотно подчинялся ребятам, потому что считал, что таким обра­зом завоевывает их дружбу (естественно, ни Миша, ни Филипп не воспринимали Сашу всерьез). Вася же часто дрался с Сашей, считая его виноватым во всех своих неприятностях. Понятно, что такая ситуация способствует развитию весьма неприятных черт ха­рактера всех ее участников. Саша превращается в безвольного ис­полнителя, в шестерку. Вася перестает доверять окружающим, озлобляется, а Миша и Филипп упиваются собственной безнака­занностью, получают удовольствие, управляя людьми, стравливая двух одноклассников.

В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уве­ренность ребенка в своем положении может способствовать раз­витию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверст­никами влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит


к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано»*. Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстни­ками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополу­чия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов от­мечается, что неблагоприятные отношения в коллективе спо­собствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причи­ной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

Ложь и хвастовство

Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внима­ние, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки — это обычно непопуляр­ные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родствен­никами, обладающими чем-то, что считается престижным в данной кампании. Это может быть, например, какая-нибудь

* Развитие личности ребенка / Общ. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс
1987. С. 222. '


- 39


 

 

------ ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рас­сказывает, как здорово было прокатиться на этой «суперма­шине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети при­думывают свое родство с каким-нибудь известным человеком, и это, несомненно, способно повысить их статус. В большин­стве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все рас­крывается, он делается еще менее привлекательным для окру­жающих.

В детской художественной литературе описано множество подобных случаев. Приведу пример из собственной практики.

Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказа­ла, что ее сын-третьеклассник, недавно переведенный в нашу школу, уже целую неделю носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он говорил, что взял их, чтобы по­казать ребятам. Мама не понимала, почему ребят могут интере­совать эти фотографии. Надо сказать, что я давно наблюдала за этим классом, и у меня сложилось впечатление, что с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достиже­ния сверстников, а их «крутость» (это слово они сами употребля­ли, отвечая на мой вопрос о качествах идеального друга). Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-ино­марки, регулярное посещение «Макдоналдса», обладание дороги­ми игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в классе. Мальчик, о котором я рассказываю, очень хотел быть принятым в новый коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэто­му он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам побывал в Оксфорде. Это произошло как раз в то время, когда интерес к загранпоездкам был в разгаре. (Я не раз наблю­дала, как ребята оживленно рассматривали чьи-нибудь фотогра­фии, интересовавшие их, к сожалению, только с точки зрения «крутости»).


ГЛАВА 4. СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Воровство

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их лю­бовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собствен­ную значимость или пытается обратить на себя внимание окру­жающих единственно возможным, по его мнению, способом.

В другом случае воровство становится средством мести ок­ружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказа­ла учительница.

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (руч­ки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчи­ка, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окру­жающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумени­ем, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учитель­ница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в уче­бе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и счи­тали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на глав­ные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссо­рилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тет­радку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким


 




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

образом. Правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опо­рочить его в глазах окружающих.

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные из­девательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пеш­ками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возмож­ный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.


Часть 2 Преодоление

Разобраться в причинах явления — сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задейство­ваны и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Пере­ломить сложившийся стереотип отверженного — задача непро­стая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс и даже другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учи­теля, ни психологи, ни родители не должны оставаться в сторо­не от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным фор­мам взаимодействия.

Глава 1 Роль учителей

Вспоминая ситуации из собственной школьной жизни, я все время пытаюсь понять, могли ли окружающие нас взрослые (в первую очередь учителя) предотвратить все эти ситуации? Неуже­ли, когда в четвертом классе несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал? Нет, когда слу­чались драки, к нам приходили и проводили воспитательные бе­седы, нас ругали, убеждали и т.д. Но все это было малоэффек­тивно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.


 




ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ


 


Для того чтобы в классе сложилась критическая ситуация, необходимы соответствующие условия. На мой взгляд, появле­ние в классе (группе) отвергаемых детей связано не столько с определенной психологической предрасположенностью к подоб­ному явлению учащихся, но в большей степени — с непрости­тельным попустительством учителей и родителей.

Важные мелочи

Когда я училась во втором классе, некоторые мои одноклассни­ки за что-то невзлюбили одну девочку. Я помню, как несколько человек с воплями гонялись за ней на перемене по школьному стадиону (была весна), стремясь задрать подол школьного платья, а большинство со смехом наблюдали за этим. Девочке удалось убежать от преследователей. После этого случая завуч собрала наш класс на линейку (построила в рекреации на одном из этажей) и долго сердито, очень эмоционально рассказывала о том, как не­хорошо так делать, потому что опасно, неприлично, негигиенич­но. Но ни слова не сказала, как это обидно, унизительно, что чувствует человек, оказавшийся жертвой, как ему страшно. Как отвратительно поведение тех, кто гонял, смеялся, просто наблю­дал... Возможно, сравни она наше поведение с фашизмом, это произвело бы на нас большее впечатление, чем медицинские под­робности и ее гнев сам по себе.

Я твердо убеждена, что проблемы непопулярных детей долж­ны решать в первую очередь педагоги, а родители и психологи — оказывать им посильную помощь. Бывает, что учителя неволь­но усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложив­шуюся в классе. А иногда своим поведением провоцируют по­явление насмешек.

Однажды я присутствовала при том, как учительница рассказы­вала третьеклассникам о результатах их письменной работы. Они


должны были ответить на несколько вопросов. Учительница за­читывала наиболее удачные и самые неудачные работы детей, комментировала их, называя фамилии авторов. И вот она со сме­хом зачитала работу весьма непопулярного мальчика, добавив несколько нелестных комментариев. Остальные дети злорадно подхватили ее смех. Правда, мальчика не было в этот день в клас­се, тем более непонятно, зачем учителю было лишний раз «на­травливать» на него класс?! Все равно принять к сведению заме­чания учителя ребенок не мог. Зато для его одноклассников эта ситуация послужила своеобразным одобрением насмешливого отношения к сверстнику.

Когда я только начинала работать в школе и вела уроки во вторых классах, я имела неосторожность насмешливо проком­ментировать письменные работы своих новых учеников, назы­вая фамилии и указывая на особенно повеселившие меня во время проверки ошибки. Ученики посмеялись вместе со мной. Но после урока присутствовавшая на нем классная руководи­тельница попросила меня никогда не провоцировать детей на насмешки друг над другом и, по возможности, обсуждать резуль­таты работ не называя фамилии тех, кто ошибся, поработал пло­хо: «Я не хочу, чтобы они учились злорадствовать».

Специалисты, исследовавшие влияние учителя на отношения между одноклассниками, отмечают, что в начальной школе уче­ники с большей симпатией относятся к детям, которых учитель часто хвалит, и не любят тех, к кому учитель равнодушен, кому делает много замечаний. В старших же классах чрезмерное зах­валивание отличников порождает их зазнайство и зависть к ним.

В первом классе учительница разработала сложную систему бал­лов за аккуратную и красивую работу в прописях. Результаты она каждый месяц вывешивает «для родителей» на доске объявлений перед классом. Там указаны общие баллы и конкретные успехи каждого ученика. Естественно, не только родители, но и сами дети понимали, что Миша, набравший 23 балла, — молодец, а Маша,


 


 


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ


 


получившая всего 5, — плохая ученица. И хотя учительница стре­мится всего лишь дать родителям информацию об успехах и проб­лемах детей, все эти списки очень расстраивают некоторых детей и их родителей. А мне они напоминают Стенд почета и Стенд позора, которые создавали учителя в моем детстве, вывешивая перед родительским собранием тетради отличников и двоечников. Было стыдно, что все видят твою мятую, исчерканную красными чернилами тетрадь. И вовсе не хотелось исправляться, а хотелось никогда больше не приходить в школу.

Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сей­час все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки — в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Та­ким образом учитель настраивает детей друг против друга и про­воцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних козлами отпущения. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в млад­шей школе такого педагогического приема, как публичное «об­суждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив»*.

Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек.

Вот как описывает свое первое появление в классе Лена Бессольцева, героиня повести «Чучело»: «Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс.

* Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дуб­ровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 281-282.


Мы шли с Ры­жим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: пе­рехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота». Получается, что классная руководительница остави­ла Лену без поддержки, предоставила ей самой строить отно­шения с ребятами. Возможно, приведи она новенькую в класс, представь ее ребятам, предупреди Лену об отношениях, сложив­шихся в классе, — и все было бы по-другому.

Не менее важно для благополучия ребенка и то, где и с кем он сидит в классе. Почему-то непринимаемых детей учителя всегда стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем са­мым их изоляцию. Или сажают с тем, кто не будет активно воз­мущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвер­гаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, мож­но обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка ока­зать помощь и поддержку новому соседу.

Важно также обращать внимание на ситуации, когда более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья.

Первоклассница Маша была маленького роста и поэтому сидела за первой партой, к ней посадили Сергея, который все время от­влекался и учительница хотела чтобы он был у нее на виду. Сер­гей от скуки больно пинал Машу под столом ногой, отбирал у нее ручки и ластики (на время уроков, но потом отдавал), а если ему что-то не нравилось или Маша ему пыталась противостоять, то сильно бил ее по руке или тыкал в бок ручкой. У Маши левые рука и нога были в синяках. Но Маша не решалась пожаловаться учительнице после одного случая. Однажды Маша сильно опоз­дала на первый урок — родители проспали и поздно подняли ее. Учительница всех опоздавших оставила до конца урока стоять под



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ


 


дверью. На перемене им разрешили войти и приготовится к сле­дующему уроку. Маша обнаружила, что Сергей с приятелями рас­положился за ее партой и играет в фантики. Она не решилась их прогнать и поэтому стала готовиться после звонка на урок. Учи­тельница рассердилась на Машу: «Мало того, что опоздала, еще и на перемене ничего не делала!» — и поставила ее в угол. Маша пыталась объяснить, что Сергей занимал ее парту, но учительни­цу это рассердило еще больше: «А сказать ему ты не могла?» Все это было несправедливо и унизительно, но пожаловаться Маше было некому, только спустя много лет она с обидой рассказала эту историю своим друзьям.

Поработав в качестве педагога в начальной школе, я поня­ла, как важно учителю обращать внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе. Ни в коем случае нельзя пренебрегать детскими жалобами! Не всегда следует немедленно реагировать на них, но принимать во внимание надо всегда. Благополучие ребенка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдатель­ности его учителей.

Как помочь

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необхо­димо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не полу­чается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое за­мечание.

Также необходимо пресекать любые пренебрежительные за­мечания в адрес одноклассников.


Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или форми­рует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Фу! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, можно поинтере­соваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело?»

Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

С Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята это за­метили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопроса­ми, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, про­сили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание на то, как много Витя знает, как интересно может рассказывать, эти его качества вышли на первый план, а о происшествии все забыли.

Важно помочь непопулярным детям показать свою полез­ность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). На­пример, отношение к Пете, которого недолюбливали за его мед­лительность и занудство, изменилось, после того как он в похо­де очень артистично рассказывал страшные истории у костра. Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представ­ляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе. «Мотивируя свои выборы, дошкольники, как и испыту­емые старших возрастов, часто указывают на такие причины, как «хорошо рассказывает», «знает много сказок», «с ним интерес­но»*. Естественно, именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.

* Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (об­щие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. С. 338.


 





ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

Следует избегать обсуждения и оценивания личностных ка­честв ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном слу­чае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полез­но и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребен­ка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

Помогают объединить класс совместные мероприятия, поезд­ки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее друг к другу во время «Зарниц» и подготовок к смотру строя и песни.

Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет соб­ственных способностей.

Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные рабо­ты не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж раз­бор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их до­пустил, либо индивидуально.

Иногда учитель может стать инициатором появления у учени­ка обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить по­ложение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно про­износить сложные.

Очень травмируют непопулярных детей ситуация распреде­ления по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

На физкультуре учителя часто выбирают двух учеников и дове­ряют им формировать команды. Естественно, всегда остаются те, кого не хотят брать ни в ту, ни в другую команду. В про­цессе выбора они слышат, как капитаны обсуждают с выбран­ными: «Этого берем? Ну его! Мы из-за него проиграем. Тогда этого?» А потом учитель сам распределяет оставшихся, которых встречают с недовольными гримасами.

В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распре­деление по командам не должно обсуждаться с детьми.

Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать со­ревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.

Моя коллега собрала свой пятый класс в отсутствие намечающе­гося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились про­тив него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора они стали терпимее. Да и сам Слава, почувство­вав перемены, стал вести себя более адекватно.

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Мне не раз приходилось слышать от коллег и от администрации совет определить ребенка с каким-либо дефектом в класс к определенному учителю: «Татьяна Михайловна не допустит, чтобы его обижали одноклассники!» Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа от­ношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от колле­ги, но ему понадобится помощь психолога и родителей.


 




ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ


Глава 2

Помощь родителей

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Ко­нечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей за­мечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него пло­хие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас­сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контро­ля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

• Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в об­щении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде­лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испы­тывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительс­ких собраниях и праздниках обычно сторонится других родите­лей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится на­пряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ре­бенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с дру­гими людьми, подают детям родители.


• Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учи­теля, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неуда­чами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одно­классников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет*.

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при­выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чув­ством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заклю­чаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (напри­мер, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравне­нию с окружающими)**.

Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоци­ровано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно пе­редалось и остальным учащимся.

* Описание методики см. в Приложении 3.

** Проблемы общения и воспитание. Т. 2. Тарту, 1974.



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедли­вое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вре­дят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникает­ся еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре­следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разреше­ния» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребен­ку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка при­выкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослы­ла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

• Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ре­бенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководите­лем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей — это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жерт­вой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.


------------------------------------------------ ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ------------------

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-пресле­дователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти - шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволитель­но. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом напа­дал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребе­нок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговид­ные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятель­ности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик — куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окру­жающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить ком­промиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «под­ливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце кон­цов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.