Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обзор художественной литературы, рекомендованной для чтения старшим дошкольникам





Изучив особенности формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что активное восприятие литературного произведения формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного детства и влияет на его эмоциональную сферу. Юмористические произведения – особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора дошкольников. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни. Постепенно воспринимая «нотки» сатиры в юмористических произведениях изобразительного искусства, впитывая от них разнообразные ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Исходя из этого, был составлен комплекс занятий, игр и упражнений по ознакомлению с произведениями юмористического содержания. Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К. И. Чуковский, Б. Заходера, Г. Остер, Н. Н. Носова, Э. Успенского, Ю. Мориц, Тима Собакина.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» поможет установить положительную и весёлую эмоциональную атмосферу. Детский писатель утверждал, что воспитать в ребёнке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление любой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна из задач воспитания.

Б. Заходер увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл стершихся выражений, возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и остросюжетную комедию, где действующие лица – буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я». В многочисленных миниатюрах, посвященных животным, он страстно борется с людскими пороками: тупостью, чванством, подхалимством. Философская глубина в сочетании с афористичностью приближает их к народным притчам.

Чтение стихотворений Г. Остера «Вредные советы» сможет научить детей эмоционально реагировать на прочитанное.

Яркий юмористический талант Н. Н. Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для рассказов для детей характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.

Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи. Писатель изображает самые обычные события в жизни детей – поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя – мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающее те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица. Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев. Достоинства веселой книжки определяет множество условий. Любовь к ребенку и «чувство детства». Пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова. Современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа.

Рассказы Носова для детей рассчитаны и на взрослого читателя. У книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

Дети легко заметят элементы юмора при прочтении стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

Говоря о мастерстве детских писателей, Б. Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал как от маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни. У больших детских писателей и поэтов грустное, лирическое, героическое и смешное часто стоят рядом, как стоят они рядом и причудливо переплетаются в жизни ребенка.

Художественная литература оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Отбирая для образовательного процесса в детском саду юмористические произведения, необходимо опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. [5]

Произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, поэтому литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство – юмор. Это — интеллектуальная радость. Недаром еще древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных.

Что делают поэты и ребенок с миром? Они раскладывают его на кубики и складывают снова. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка. Фантазию, воображение надо развивать с детства. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевертышей и путаниц огромна. Ведь когда все идет привычным, заведенным порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу являются вопросы.

Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песен, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Среди детского фольклора необходимо обратить внимание на такие жанры как прибаутки, небылицы, дразнилки, частушки.

Небылицы строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К. Чуковский удачно назвал их «перевертышами». В своей книге «От 2 до 5» писатель обосновал психологическую, педагогическую и эстетическую целесообразность этой формы детского фольклора.

Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.

Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы.

По ритму и динамизму частушки напоминают многие народные детские песенки. Они служат детям прибаутками, приговорками, считалками и даже перевертышами. В фольклоре много частушек-нескладух которые, подобно перевертышам, забавляют слушателей тем, что приписывают людям несвойственные им поступки и действия.

Л. Токмаков писал, что детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное это искусство – детская книжка.

Активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства. Смеясь, дети учатся жить, размышлять, чувствовать.

На основании рассмотренной нами детской литературы, мы сделали вывод, что есть очень много художественных произведений для детей, которые могут поспособствовать развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Выводы по первой главе:

В первой главе мы проанализировали основные понятия исследования – «чувство юмора» и «чувство юмора дошкольника» и сделали вывод, что это особое чувство, которое не появляется при рождении или спустя некоторое время, его нужно развивать. Чувство юмора необходимо в нашей жизни, оно ослабляет стресс, укрепляет социальные связи, позволяет легче относиться к возникающим проблемам, повышает удовлетворённость деятельностью и её результативностью, а также, в целом, оказывает положительное влияние на здоровье человека. Чувство юмора дошкольника, как таковое, совсем не сформировано, у ребёнка только начинают зарождаться представление и интерес к юмору. Исходя из этого, очевидно, что развивать чувство юмора необходимо, и начинать нужно как можно раньше, всеми возможными методами, средствами и формами.

Нами были рассмотрены психолого-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. По нашему мнению, это самый оптимальный период для формирования и дальнейшего развития чувства юмора.

Просмотрев детскую литературу, мы выделили наиболее подходящую для чтения старшим дошкольникам. Также мы рекомендовали бы её для развития чувства юмора.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.