Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К.ф.н. Буланов Владимир Владимирович





Вышневолоцкий филиал

171158, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 149

тел. 8 (48233) 63378, факс 8 (48233) 63378

voloc2006@rambler.ru

К.ф.н. Буланов Владимир Владимирович

Факультет: Юридический

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

ГСЭ.Ф. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

 

 

Вышний Волочек 2009 г.

 

 

Утверждаю:

Декан юридического факультета

_____________/А.В.Николаев/

 

 

Отечественная история

Учебно – методический комплекс,

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б.

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №______, заведующая кафедрой «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин», к.п.н. Бурмистрова С.Р.

Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «______»_______________2009г. №_______, заместитель председателя совета зам. директора филиала Арсеньев А.В.

Утвержден деканом юридического факультета А.В.Николаевым

 

Составитель: к.ф.н. Буланов В.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предисловие стр.4
2. Государственный образовательный стандарт по дисциплине отечественная история для специальности юриспруденция стр.5
3. Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине отечественная история Юриспруденция – полный срок обучения (6 лет) стр.6
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине отечественная история Юриспруденция – сокращенный срок обучения (4 года) стр.6
4. Рабочая учебная программа стр.7
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы стр.13
6. Планы семинарских занятий стр.15
7. Методические рекомендации по написанию реферата (контрольной работы) стр.17
8. Самостоятельная работа 1 этап стр.18
9. Тематика рефератов стр.18
10. Методические указания по подготовке к экзамену стр.19
11. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) стр.19
12. Рекомендуемая литература стр.21
13. Тест по дисциплине отечественная история для самоаттестации студентов стр.21
14. Тестовые задания по уровню сложности стр.69
15. Опорные конспекты к экзамену стр.84
  Приложение стр.144

 

 

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Россий­ской Федерации изучение программы курса "Отечественная история" предполагает фор­мирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших тенденциях раз­вития нашего Отечества в контексте мирового исторического процесса в объеме, необходимом выпускникам учебного заведения. Отечественная история является одной из фундаментальных гуманитарных наук. Она изучает процессы развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени. Как учебная дисциплина отечественная история выполняет интеллектуально-познавательную, мировоззренческую, воспитательную, аксиологическую и практическую функции.

Курс "Отечественная история" во взаимодействии с другими гуманитарными, соци­ально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить под­готовку будущих юристов, отвечающих современным квалификационным требованиям, способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма. Важной задачей преподавания является также выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу и предусматри­вает органическое взаимопроникновение вопросов всеобщей и отечественной истории и их изучение в русле цивилизационного и других подходов к освещению мирового историчес­кого процесса.

Преподавание курса основывается на достижениях современной исторической науки, законах и закономерностях общественного развития, тесной связи с жизнью. Оно базируется на основных принципах исторического познания: диалектическом подходе: научной объектив­ности; историзме; системности; социальном детерминизме.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1) Иметь представление:

- о типах цивилизации и этапах их развития; о реальном вкладе своего отечества в мировую историю; об общем ходе развития мирового сообщества на современном этапе;

- о состоянии исторической науки в России и за рубежом, о наиболее актуальных пробле­мах истории;

- об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

2) Знать:

- историю Отечества как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории;

- основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей;

- общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию;

- основополагающие понятия, термины и категории истории как науки методологические основы ее изучения;

- конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и реко­мендованной учебной литературе.

3) Уметь использовать:

- полученные знания для обоснования своей позиции и взглядов по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

4) Владеть:

- методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государ­ственного и общественного устройства нашего Отечества на различных этапах его развития;

- выявления и обоснования значимости исторических знаний для анализа процессов, про­исходящих в России;

- определения связи знаний истории со спецификой и основными сферами деятельности юриста.

4) Иметь навыки:

- самостоятельной работы с учебными, научными, методическими и другими источника­ми по истории;

- сравнительного анализа исторических фактов, событий и явлений общественной жизни;

- ведения дискуссии и диалога по проблемам изучаемого курса; подготовки реферата, доклада, сообщения по исторической проблематике.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Отечественная история»

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и её влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота в 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события в 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

3. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.

Мировой исторический процесс: единство и многообразие. История России - неотъем­лемая часть всемирной истории. Предмет и задачи учебного курса. Смысл истории. Исто­рический процесс и проблемы выбора путей развития. Сущность, формы, функции исторического знания. Проблема истины в историческом познании. Общее и особенное, необходимость и случайность в истории. Субъекты истории.

Принципы изучения истории Отечества. Формационный, цивилизационный и другие подходы к изучению истории. Категории исторической науки: историческое пространство; историческое время. Методы и источники изучения истории России и историография. Понятие и классифи­кация исторического источника. Н.М. Карамзин и его "История государства Российского". С.М.Соловьев о единстве исторического пути и особой роли славян. В.О. Ключевский и его "Лекции по русской истории" о геополитическом положении России, главных событиях и направлениях русской истории. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Н. Милюков об особой роли государства в российской истории. Советская историческая школа и ее особенности. Современная историческая наука России. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть все­мирной истории. Значение изучения истории для будущих юристов.

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения экономических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.

Краткие рекомендации по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:

работа над лекционным материалом;

работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

изучение и конспектирование нормативного материала;

подготовка к семинарам;

написание рефератов;

подготовка к зачету или экзамену.

Рассмотрим некоторые их них подробнее. Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический экономический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из примерного тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса. Часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение студентами, прежде всего с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Последние не следует оставлять «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь. Беседа студента и преподавателя может дать многое - это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем науки.

 

  1. ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ (проводятся в классе)

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Отечественная история как наука и учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет отечественной истории как науки.

2. Методология отечественной истории.

3. Отечественная история как учебная дисциплина: структура, цели, значение для будущих юристов.

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЭТАП

(Задание: выполнить один из вариантов в виде реферата)

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Великое переселение народов.

2. Восточные славяне, их нравы и обычаи.

3. Предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

4. Причины раздробленности Киевской Руси и ее последствия.

5. Золотая Орда и ее роль в истории Отечества.

6. Государственно-политический строй Новгородской и Псковской республик.

7. Формирование Российского централизованного государ­ства.

8. Государственный строй и хозяйственный уклад московского княжества в XV веке.

9. Реформы Ивана IV и их итоги.

10. Смута: предпосылки, суть и последствия.

11. Традиции и новации в России XVII века.

12. Реформы Петра I и их значение.

13. Дворцовые перевороты в России в XVIII века: причины и последствия.

14. Екатерина II и Просвещение.

15. Внешняя политика России: Александр I и Николай I.

16. Реформы 1860-1870-хх гг. и их результаты.

17. Внешняя политика России в конце XIX - начале XX веков.

18. Первая мировая война и крах самодержавия в России.

19. Октябрьская революция: предпосылки и последствия.

20. Гражданская война и образование СССР.

21. Социально-экономическая политика СССР 1920-1930-х годов.

22. Становление советского тоталитаризма.

23. СССР в годы второй мировой войны.

24. Отношение к реформам в СССР: Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев.

25. СССР и «холодная война».

26. М.С. Горбачев и «перестройка».

27. Радикальные реформы 1990-2000-х годов: достижения и просчеты.

28. Проблема сепаратизма в современной России.

29. Место и роль РФ в мировом сообществе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Предмет отечественной истории, ее основные функции и принципы.
  2. Периодизация всемирной и отечественной истории.
  3. Методы и источники изучения истории.
  4. Понятие и классификация исторического источника.
  5. Место и роль России в системе мировых цивилизаций.
  6. Влияние природных и геополитических условий на историческое развитие России.
  7. Восточные славяне, их происхождение, расселение, отношение с другими народами.
  8. Древнерусское государство в контексте мировой истории (IX-ХII веков)
  9. Период феодальной раздробленности на Руси: причины основные политические центры, последствия.
  10. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русских земель.
  11. Северо-восточная Русь в условиях выбора между Востоком и Западом (XIII-XV веков)
  12. Основные этапы политического объединения Руси XIV- начала XVI веков.
  13. Русское государство в XVI веке Реформы Ивана IV и их значение.
  14. Причины, сущность и последствия опричнины.
  15. Смутное время" в истории России.
  16. Россия и сопредельные государства в XVI-ХVII веках.
  17. Церковь и ее роль в истории России в XIV-ХVIII веках.
  18. Особая роль государства в жизни российского общества.
  19. Мировая тенденция территориальной экспансии государств и колонизационная политика России.
  20. Преобразовательная деятельность Петра I.
  21. Сущность и особенности российского абсолютизма. Его отличие от европейского.
  22. Россия и Европа в XVIII веке: соотношение уровней развития и характер отношений.
  23. Культура России в XVIII веке.
  24. Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года.
  25. Духовное развитие российского общества и общественное движение в XIX веке.
  26. Начало промышленного переворота в России и его особенности.
  27. Россия на путях реформирования 60-х-70-х годов XIX века.
  28. Место России в мировом сообществе и проблема исторического выбора в конце XIX века.
  29. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
  30. Обострение кризиса самодержавия в России. Революция 1905-1907 годов.
  31. Парламентаризм в России в начале XX века.
  32. Столыпинская программа модернизации России: ее реализация и последствия.
  33. Первая мировая война как проявление кризиса европейской цивилизации.
  34. Россия в первой мировой войне: имперские амбиции и реальные возможности.
  35. 1917 год в судьбе России и мира.
  36. Гражданская война в России, ее причины, основные этапы, итоги.
  37. Образование СССР, основные предпосылки, документы, значение.
  38. Кризис западной цивилизации в межвоенный период и его последствия.
  39. Основные тенденции развития советского общества в 20-е-30-е годы.
  40. Вторая мировая война: причины, этапы, характер, состав участников, итоги.
  41. Внешняя политика советского государства в предвоенный период и в годы войны.
  42. Послевоенная система международных отношений: от сотрудничества к конфронтации и "холодной войне".
  43. СССР в послевоенный период. Упрочение советского влияния в странах Восточной Европы, ряде стран Азии.
  44. Основные тенденции политического и экономического развития СССР в 50-е-60-е годы.
  45. Советское общество и государство в условиях кризисного развития (70-е - середина 80-х годов)
  46. "Перестройка" в СССР, ее истоки и итоги.
  47. Распад СССР и его геополитические последствия.
  48. Политическое и экономическое развитие Российской Федерации 1990-х годов XX века.
  49. Россия 2000-х годов на путях суверенного развития.
  50. Место современной России в мировом сообществе.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Электронные учебники

2. История и культура отечества: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Гуляевой. - М., 2005.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М, 2003.

  1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.-3-е изд., изм. и доп. - М., 2003.

5. Наше Отечество: Опыт политической истории. В 2 т.- М., 1992.

6. Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

7. Сапожников В.Н. История государственного управления в России / Под ред. В.Ф. Козлова, Е.С. Иванцова. - М., 2007.

  1. Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. - М., 1994.
  2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М., 1997.

12. ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИИ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

(выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Формированию гражданских и нравственных ценностей призвана служить __________ функция истории.

1) воспитательная

2) познавательная

3) прогностическая

4) практически-рекомендательная

Функция исторической науки, которая позволяет выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта, -...

1) познавательная

2) практически-рекомендательная

3) воспитательная

4) социальной памяти

Функция исторической науки, которая способствует формированию моральных и нравственных качеств личности, -...

1) практически-рекомендательная

2) воспитательная

3) познавательная

4) прогностическая

Функция исторической науки, которая дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего, – это функция...

1) познавательная

2) воспитательная

3) практически-рекомендательная

4) социальной памяти

Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, -...

1) познавательная

2) воспитательная

3) прогностическая

4) социальной памяти

Сравнительный метод изучения истории заключается в…

1) описании исторических событий и явлений

2) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

3) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

4) классификации исторических явлений, событий, объектов

Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…

1) классификации исторических явлений, событий, объектов

2) описании исторических событий и явлений

3) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

4) изучении последовательности исторических событий во времени

Историко –генетический метод изучения истории заключается в …

1) раскрытии изменения явления в процессе его исторического движения

2) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

3) классификации исторических явлений, событий, объектов

4) описании исторических событий и явлений

Обнаружение сходства и различия, объяснение явления с помощью аналогии – цель __________ метода.

1) историко-генетического

2) историко-системного

3) историко-сравнительного

4) историко-типологического

Обнаружение сходства и различия, объяснение явления с помощью аналогии – цель ___________ метода.

1) типологического

2) системного

3) сравнительного

4) идеографического

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

1) марксизма

2) теологического подхода

3) эволюционизма

4) рационализма

Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название …

1) эволюционизм

2) синтетический

3) субъективизм

4) детерминизм

Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития, получил название …

1) эволюционизм

2) теологический

3) субъективизм

4) географический детерминизм

Подход, в соответствии с которым исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получил название …

1) географический детерминизм

2) рационализм

3) марксизм

4) цивилизационный

Методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …

1) волюнтаризм

2) субъективизм

3) объективизм

4) марксизм

После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …

1) субъективизм

2) волюнтаризм

3) рационализм

4) марксизм

Основоположником антинорманнизма считается российский ученый-энциклопедист…

1) М.В. Ломоносов

2) Л.Н. Гумилев

3) В.О. Ключевский

4) С.М. Соловьёв

У истоков исторической науки в России стояли…

1) С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский

2) В.И. Ленин, Г.В. Плеханов

3) В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов

4) Н. Данилевский, А. Тойнби

Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется …

1) история

2) логика

3) палеография

4) историография

Родоначальником антинорманнской теории происхождения государства у восточных славян был …

1) М.В. Ломоносов

2) Н.М. Карамзин

3) М.Н. Покровский

4) С.М. Соловьев

К истории Киевской Руси относятся такие два понятия, как…

1) бояре

2) патриарх

3) отрезки

4) полюдье

К истории Киевской Руси относятся такие два понятия, как…

1) вира

2) поместье

3) посадник

4) «Соборное уложение»

Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были…

1) бояре

2) поляне

3) рядовичи

4) закупы

Двумя предметами экспорта из Руси в Византию были…

1) меха

2) драгоценности

3) вина

4) мёд

Двумя племенными союзами восточных славян были…

1) варяги

2) поляне

3) древляне

4) чудь

Период политической раздробленности - это …

1) XV-XVI вв.

2) XIV-XVI вв.

3) XIII-XV вв.

4) XII-XV вв.

Одной из причин начала политической раздробленности считается…

1) стремление местных князей к самостоятельности

2) усиление власти великого Киевского князя

3) перерастание родовой общины в соседскую (территориальную)

4) складывание единого всероссийского рынка

Для русских земель в период политической раздробленности было (-а) характерно (-на)…

1) оформление крепостного права

2) ликвидация крестьянской общины

3) формирование абсолютизма

4) ослабление обороноспособности княжеств

Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности было (-а) характерно (-а)…

1) завершение промышленного переворота

2) ликвидация крестьянской общины

3) бурное развитие ремесла

4) ослабление крепостного гнета

Крупным княжеством в Северо-Восточной Руси было …

1) Черниговское

2) Новгородское

3) Владимиро-Суздальское

4) Киевское

Вторжение монголо-татарских войск на русские земли началось в____году.

1) 1245

2) 1240

3) 1242

4) 1237

Сражение на Куликовом поле произошло…

1) 15 июля 1410 г.

2) 11 августа 1478 г.

3) 3 октября 1382 г.

4) 8 сентября 1380 г.

Событие, происшедшее ранее всех нижеперечисленных-…

1) Невская битва

2) Ледовое побоище

3) Куликовская битва

4) поход Батыя на Русь

В 1242 г. русские воины сошлись в сражении с …

1) половцами

2) немецкими рыцарями

3) шведскими воинами

4) монголами

Одним из последствий ордынского владычества стал (-о) …

1) прекращение созывов вече

2) распространение православия на территории Золотой Орды

3) культурный расцвет в русских княжествах

4) расширение торговых отношений с западными государствами

Москва стала центром православной религии на Руси при князе …

1) Дмитрии Донском

2) Симеоне Гордом

3) Иване Красном

4) Иване Калите

Борьба с Тверью за ярлык, отмена института баскачества и экономическое возвышение Москвы и перенос в нее резиденции митрополита – все это произошло в период княжения…

1) Симеона Гордого

2) Ивана Красного

3) Даниила Александровича

4) Ивана Калиты

Победа в Куликовской битве означала…

1) прекращение агрессии крестоносцев

2) превращение Москвы в лидера объединения русских земель

3) присоединение Новгорода и Твери

4) окончание ордынского ига

Победа в Куликовской битве, строительство каменных стен Московского Кремля и передача ярлыка на княжение без согласия Орды связаны с именем…

1) Василия I

2) Ивана Калиты

3) Даниила Александровича

4) Дмитрия Донского

На Куликовом поле 8 сентября 1380 г. русские войска возглавил …

1) Иван Калита

2) Василий Темный

3) Дмитрий Донской

4) Андрей Боголюбский

Женитьба великого московского князя Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог позволила ему провозгласить два из нижеуказанных обстоятельства-…

1) Москву – столицей всего православного мира

2) освобождение от ордынского ига

3) себя преемником византийских императоров

4) объединение православных и католиков в одну церковь

Расширение и укрепление Московского государства при великом князе Иване III было связано с двумя событиями- …

1) освобождением Руси от вассальной золотоордынской зависимости

2) ликвидацией независимости Новгорода и его присоединением

3) завоевательным походом в Европу

4) присоединением Великого княжества Литовского

Централизация управления Московским государством при Иване III в XV в. была связана с двумя мерами-…

1) формированием общегосударственных органов управления – Дворец и Казна

2) формированием опричного войска

3) созданием Приказа тайных дел

4) введением единого свода законов – Судебника 1497 г.

Судебник 1497 г. установил для крестьян два условия – …

1) специальные органы сельского самоуправления

2) обязательную выплату «пожилого» феодалу

3) земельные раздачи государственных земель

4) ограничение на уход от своего феодала строго определенным сроком

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …

1) Василия III

2) Ивана III

3) Ивана II

4) Василия I

Впервые венчание на царство имело место в _____ году.

1) 1497

2) 1547

3) 1480

4) 1598

Впервые венчание на царство имело место в правление…

1) Ивана IV

2) Владимира I

3) Ивана III

4) Ивана Калиты

Поместьем называлось(-лась, -лся)…

1) торгово-ремесленная часть города

2) опричный удел Ивана IV

3) поселение, полностью или частично освобождённое от государственных налогов

4) земельное владен







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.