Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пути развития самоуправления в учебной группе.





Учебная группа является центром учебно-воспитательной работы в колледже. С точки зрения отечественной и гуманистической зарубежной педагогики такая группа выступает как инструмент полноценного развития личности каждого своего члена, как средство, обеспечивающее ей возможность самовыражения себя в деятельности. При этом, каждая входящая в группу личность выступает как саморегулируемая система, обладающая способностью управлять собой на интеллектуальном, чувственном и поведенческом уровнях.

Формой проявления этой способности является реализация личностью собственной индивидуальности, собственного "я", ответственности в принятии решений посредством согласования своих потребностей с реальными достижениями. Через формирование способности к саморегуляции можно помочь человеку стать самим собой, осознать свою неповторимость, уникальность и обеспечить возможность реализации себя в деятельности.

При проведении воспитательной работы в условиях конкретных коллективов, необходимо способствовать формированию личности, как представителя определенной профессии с учетом тех требований, которые предъявит к нему содержание его профессиональной деятельности. Иначе говоря, самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, т.е. готовности к жизни в будущем трудовом коллективе.

Важной особенностью жизнедеятельности учебной группы является то, что все ее члены одновременно участвуют во многих видах деятельности: учебной, общественной, спортивной и т.д. Включенность учащихся в многообразные виды деятельности влечет за собой формирование сложной структуры внутренней организации группы, существенно влияет на характер складывающихся здесь отношений, определение позиции каждого, выделение лидирующего звена. Чем сложнее и многограннее по содержанию совместная деятельность учащихся, тем богаче и сложнее внутренняя жизнь группы. Это обстоятельство следует непременно учитывать при организации самоуправления, которое должно реализовываться через все виды деятельности учащихся.

Разнообразные виды деятельности оказывают далеко не одинаковое влияние на процесс становления группы как коллектива, на формирование личности каждого учащегося. Среди многих из них, как правило, выделяется один или несколько наиболее значимых для учащихся видов деятельности. В учебной группе колледжа к такой деятельности относится учебная деятельность учащихся. Именно она выступает в качестве отправной точки личностного развития каждого учащегося и формирования учебной группы как коллектива. По уровню и качеству учебной деятельности в первую очередь можно судить о каждом учащемся и о группе в целом, соизмерять с ней степень его активности в других видах деятельности. Т.е. коллектив сплачивается не в деятельности вообще, а конкретно в той, которая составляет основное содержание его жизни на данном этапе. Поэтому при организации самоуправления в учебной группе необходима ориентация прежде всего на учебную деятельность. Показатели учебы и дисциплины целесообразно принять в качестве главных критериев оценки деятельности отдельного учащегося и всей группы, которая должна дополняться оценкой участия учащихся в других видах деятельности.

Для включения учащихся в разнообразные виды деятельности на основе самоуправления прежде всего, необходимо учитывать закономерности развития самой группы. Формирование учебной группы - это процесс ее внутренней организации или внутреннего упорядочения с известным распределением взаимоотношений между отдельными индивидами. В этом процессе можно выделить три основных этапа.

Первый этап. Становление внутренней структуры группы и организация совместной деятельности учащихся. Этот этап включает 1-2-й месяцы жизни группы. Характерной особенностью его является преобладание эмоционально-личностных отношений между учащимися. В группе царит общая приподнятая атмосфера, связанная с осознанием своей новой роли учащегося колледжа, положительной установкой на будущую профессию, учебное заведение, преподавателей, группу. Вместе с тем на фоне общей положительной атмосферы резким диссонансом выступает неразвитость деловых учебных отношений, неподготовленность учащихся к новым для них требованиям к обучению, сочетающаяся нередко с серьезными упущениями в знании общеобразовательных дисциплин. Это может вызвать достаточно высокий уровень тревожности, присущей в данный период значительной части учащихся.

Таким образом, на первом этапе чрезвычайно важна разносторонняя педагогическая помощь учащимся в организации их жизнедеятельности. Поэтому, в учебном плане этот этап выделяют в качестве самостоятельного направления педагогической деятельности, определив его как "Введение в специальность". институт социализация учебный группа

Второй этап. Вычленение ядра группы как основного инициатора и организатора самоуправления. Время реализации этого этапа, как правило, проходит в течение 1-го года обучения. На данном этапе продолжается процесс упорядочения внутренней структуры группы. Это находит свое отражение в четко выраженной картине не только личных, но и деловых отношений. Группа структурируется, т.е. идет процесс выделения в ней более мелких группировок (референтных групп) в составе 3-7 человек, с характерной для каждой микрогруппы системой ценностей и наличием своего лидера.

Наиболее важной особенностью внутреннего развития группы на втором этапе является вычленение ядра наиболее предпочитаемых учащихся, или так называемого актива группы. Для дальнейшего поступательного развития группы исключительно важно, чтобы актив был не формально избранным, бездейственным, а обеспечивал реальный процесс управления группой изнутри. Такой актив и должен составить основу совета самоуправления группы.

На этом этапе среди учащихся наблюдается заметный эмоциональный спад, связанный с адаптацией к новой социальной роли, и вместе с тем уходят тревожность и неуверенность в своих силах и возможностях. На смену этим настроениям нередко приходят традиционно передающиеся от старшекурсников чувство беспечности, негативный опыт использования хитроумных приемов в целях "проскочить" через учебный предмет, равнодушие к делам своих товарищей по группе. В отдельных случаях закономерно сложившиеся референтные группировки могут характеризоваться негативным отношением к учебе, колледжу, преподавателям, что неизбежно влечет за собой разобщенность и конфликтность во взаимоотношениях между учащимися.

В этой связи особую значимость в развитии группы приобретают готовность и умение актива обеспечить действенное руководство ею, а также характер взаимодействия группы с куратором, другими административными органами и общественными организациями. Третий этап. Включение всех учащихся группы в процесс самоуправления. Время этого этапа связано с процессом становления зрелого коллектива. Переход группы на третий этап своего развития - свидетельство реальных успехов самоуправления учащихся. Об этом можно судить по бодрому тону жизни, организованности и сознательной дисциплине его членов, сложившимся положительным традициям, стойкому общественному мнению, на которое ориентируются учащиеся, связям с другими коллективами и др.

Между группировками наблюдается постоянное взаимодействие и сотрудничество, границы их, как правило, размыты. В целом общая атмосфера группы характеризуется доброжелательностью, товарищеской взаимопомощью и поддержкой, высокой требовательностью учащихся по отношению друг к другу.

Характеристики трех этапов в развитии группы касаются механизмов внутренней ее самоорганизации. Но такая группа есть первичный элемент социальной структуры общества, успешность жизнедеятельности и развития которой обеспечивается социальными инструментами руководства и координирования извне. Отсюда формирование ее как коллектива представляет собой двуединый процесс, при котором спонтанное внутреннее развитие группы корректируется и направляется посредством внешних педагогических воздействий со стороны преподавателей, администрации и общественных органов учебного заведения. Основным проводником всей совокупности воспитательных воздействий на учебную группу является куратор.

Наибольший воспитательный эффект достигается тогда, когда управленческие функции куратора и самоуправленческие функции самой группы и ее актива гармонично согласуются. В этом случае идет процесс последовательной передачи куратором своих управленческих полномочий органам самоуправления учащихся.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.