|
Проблемы гуманизации образованияЯ побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, широкоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов, забияка. Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не называя имени, портрет известного всему классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил: – Пусть Васька читает. – Пусть, – согласилась я. Вася встал и серьезно, я бы сказала проникновенно, начал читать... В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упустил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: „Замолчи! ”, затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих всевидящих глаз, убежать... „Если бы учительницей была не я, а другой, мудрый и бесстрашный человек... ”, – подумала я. Вася кончил. Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса: – Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкивающей внешностью, точно подметил все его черты, в которых вы без особого труда узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслужил оценку „пять ”. Садись, – и я четко вывела в журнале отметку „пять ”, потом добавила: – Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание... –Нет! – вдруг вспыхнул Вася. – Вы – не опрометчиво... Это я... это я... – И он, торопясь, стал рвать свою тетрадь. Мы все молча провожали глазами падающие на пол клочки (Львова Ю. Л. Педагогические этюды. – М.: Просвещение, 1990. – С. 12 –13). • Проанализируйте эту ситуацию. О гуманистической педагогике Несомненно, для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые, учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить способность творчески преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т. д.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на который ориентируется педагог. При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т. е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобранного содержания, форм и методов обучения обеспечивает корреляцию „внутреннего ” и „внешнего ”. Причем происходит и постоянная корреляция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая в русле антропоорганизованной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Они, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать „школой жизни ”. Гуманистическая педагогика – это педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь „очеловечить ” образование и ориентируясь на общество „с человеческим лицом ” (Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – С. 119 –121).
Гуманизация образования Гуманизация образования – ответ на технократический вызов. В СССР в бытность тоталитаризма общие цели образования, как ни странно, никогда не были предметом специальных исследований. Они декларировались партией и правительством, а педагоги довольствовались в лучшем случае ролью комментаторов спускаемых сверху формулировок... Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций в образовании должна быть их направленность на благо личности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции. Реальные угрозы дегуманизации, ценностного упрощения человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы — все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра „технократической парадигмы ”, сущность которой проявляется в том своеобразном мировоззрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком. Технократизм был объективно обусловлен... Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития. По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы „человек и мир ”, „человек и природа ”, „человек и общество ”, „человек и человек ”... Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и технологий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значимость которого оценивается в системе „человек – мир ”; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие императивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение. (Глейзер Г.Д. Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 6-7). • Проанализируйте позиции авторов. • Можно ли соединить свободное развитие ребенка с общественным характером его бытия? Почему? • Может ли существовать гуманистическая педагогика в тоталитарном обществе? • О чем говорит пример Я. Корчака, В. А. Сухомлинского? Форма отчета: тезисный конспект. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|