Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы гуманизации образования





Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, широко­плечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов, забияка.

Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не называя имени, портрет известного всему классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщи­чески блеснув глазами, предложил:

– Пусть Васька читает.

– Пусть, – согласилась я.

Вася встал и серьезно, я бы сказала проникновенно, начал читать... В не­красивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упустил вни­мательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одоб­рения в Васин адрес. Хотелось закричать: „Замолчи! ”, затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих все­видящих глаз, убежать...

„Если бы учительницей была не я, а другой, мудрый и бесстрашный чело­век... ”, – подумала я.

Вася кончил.

Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса:

– Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкивающей внешностью, точно подметил все его черты, в которых вы без особого тру­да узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслужил оценку „пять ”. Садись, – и я четко вывела в журнале отметку „пять ”, потом до­бавила: – Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание...

–Нет! – вдруг вспыхнул Вася. – Вы – не опрометчиво... Это я... это я... – И он, торопясь, стал рвать свою тетрадь.

Мы все молча провожали глазами падающие на пол клочки (Львова Ю. Л. Педагогические этюды. – М.: Просвещение, 1990. – С. 12 –13).

Проанализируйте эту ситуацию.

О гуманистической педагогике

Несомненно, для гуманистической педагогики присуща тенденция при­способить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые, учи­тель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловече­ских ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить спо­собность творчески преобразующей деятельности, умения самостоятель­но приобретать и использовать информацию и т. д.). Так как сам педаго­гический процесс представляет собой некую организацию жизни челове­ка, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на который ориентируется педагог. При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т. е. жить в соответствии со своими внутрен­ними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобран­ного содержания, форм и методов обучения обеспечивает корреляцию „внутреннего ” и „внешнего ”. Причем происходит и постоянная корреля­ция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая в русле антропоорганизованной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Они, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образо­вательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать „школой жизни ”.

Гуманистическая педагогика – это педагогика, в полной мере учитываю­щая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребен­ка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребен­ку; на признании самоценности человека в сочетании с учетом обществен­ного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рас­сматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь „очелове­чить ” образование и ориентируясь на общество „с человеческим лицом ” (Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – С. 119 –121).

 

Гуманизация образования

Гуманизация образования – ответ на технократический вызов. В СССР в бытность тоталитаризма общие цели образования, как ни странно, ни­когда не были предметом специальных исследований. Они декларирова­лись партией и правительством, а педагоги довольствовались в лучшем случае ролью комментаторов спускаемых сверху формулировок...

Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций в образовании должна быть их направленность на благо лич­ности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции.

Реальные угрозы дегуманизации, ценностного упрощения человека, ограб­ление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы — все это вместе вы­зывает настоятельную необходимость пересмотра „технократической па­радигмы ”, сущность которой проявляется в том своеобразном мировоз­зрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком. Технократизм был объективно обусловлен...

Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой техно­логической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценно­стей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения ин­струментальных задач общественного развития.

По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы „человек и мир ”, „человек и природа ”, „человек и общество ”, „человек и человек ”...

Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и техноло­гий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значи­мость которого оценивается в системе „человек – мир ”; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие импера­тивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение. (Глейзер Г.Д. Общее образование и образующееся общество // Педаго­гика. - 2000. - № 6. - С. 6-7).

Проанализируйте позиции авторов.

Можно ли соединить свобод­ное развитие ребенка с общественным характером его бытия? Поче­му?

Может ли существовать гуманистическая педагогика в тоталитар­ном обществе?

О чем говорит пример Я. Корчака, В. А. Сухомлинского?

Форма отчета: тезисный конспект.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.