Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ступай лучше в винную лавку, нас вдоволь поящую





Господь не сказал: «Горе тем, кого вино опьяняет!»

Напротив. Сказал Он лишь: «Горе молящимся!»

Только задумайтесь, если Аллах обещает горе тем, кто лишь небрежен в своих молитвах, то чего заслуживает тот, кто вообще ее не совершает?! Такому как он не просто горе, ему величайшее горе и беспрестанные проклятия от Аллаха вплоть до Дня Воскресения, если он не покается! (См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/233-234)

[44] Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Адама из горсти разносортной глины, собранной со всей земли, из-за чего потомки Адама появились на свет такими же как и эта земля: кто-то красный, кто-то белый, кто-то черный, кто-то взявший от всех понемногу, кто-то податливый, кто-то грубый, кто-то уродливый, а кто-то прекрасный». (Ахмад 4/400, 406; ‘Абд ибн Хумейд/549; Абу Дауд/4693; ат-Тирмизи/2955. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’»/1759 и «Ас-Сильсиля ас-Сахиха»/1630)

[45] В эти дни солнце всегда восходит в одном и том же месте, и всегда заходит в одном и том же месте.

 

[46] В эти два дня солнце и восходит, и заходит в двух разных местах.

 

[47] Так как в течение года солнце сменяет места своего восхода и заката относительно горизонта многое количество раз.

 

[48] В комментариях к аяту «Господь обоих восходов и Господь обоих закатов» Ибн Касир, да помилует его Аллах, писал: «Имеется в виду восход и закат солнца летом, и восход и закат солнца зимой. В другом аяте Аллах упоминает, что восходов и закатов больше чем только два, говоря: «Клянусь Господом восходов и закатов» - здесь имеется в виду, что день ото дня в течение года восход солнца смещается относительно линии горизонта и солнце появляется перед людьми в разных местах. А еще в одном аяте Аллах говорит: «Господь восхода и заката» - здесь восход и закат упоминаются в единственном числе как два природных явления». (См. «Тафсир аль-Куръан аль-Карим» 4/290)

[49] В комментариях к данному аяту имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах, писал: «Катада, а также аль-Кальби и Мухаммад ибн Ка’б сказали: «Здесь имеется в виду День Воскресения. Так, этот День продлился бы пятьдесят тысяч лет, если бы руководство им было поручено кому-то иному, а не Аллаху. Аллах же управится со всем за один час». (См. «Фатх аль-Кадир» 5/404)

[50] Имам ас-Суюты, да помилует его Аллах, писал: «’Абд ибн Хумейд, Ибн Абу Шейба, Ибн Джарир, Ибн аль-Мунзир, Ибн Абу Хатим, а также Абу аш-Шейх приводят сообщение о том, что по поводу слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» Муджахид сказал: «Эти слова скажут многобожники, когда увидят, как грехи людей будут прощаться им. Однако Аллах не простит многобожников. Далее Аллах сказал: «Посмотри, как они лгут о самих себе!» - пытаясь соврать Аллаху про свои деяния». (См. «Ад-Дурр аль-Мансур» 3/259)

[51] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «И не скроют они от Аллаха никакого события!» («Женщины», 42) Этот аят указывает на то, что в День Воскресения неверные не будут утаивать ничего из того, что творили в земной жизни. Вместе с тем, существуют аяты, которые указывают на обратное. Как, например слова Аллаха: «Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» («Скот», 22-23)

или «Те, кого ангелы умертвили, когда они грешили во вред себе, проявят показную покорность и скажут: «Мы не совершили никакого зла». («Пчелы», 28)

или «Затем им скажут: «Где те, кому вы поклонялись помимо Аллаха?» Они ответят: «Они куда-то скрылись от нас. Да и вообще, мы раньше никому не молились!» («Верующий», 73-74)

Указания этих аятов можно согласовать между собой на основе тех пояснений, что дал Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда его спросили об аятах «…Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» и «…И не скроют они от Аллаха никакого события!» - когда языки неверных станут произносить: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками», Аллах запечатает их уста и свидетельствовать об их деяниях будут их руки и ноги.

Таким образом, получается, что когда речь идет о том, что неверные будут утаивать истинное положение дел, в расчет нужно принимать действие их языков, а когда речь идет о том, что они не будут ничего скрывать, в расчет нужно принимать действия их рук и ног. В пользу такого согласования текстов свидетельствуют слова Всевышнего: ««Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они вершили». («Йа син», 65)

Некоторые же ученые объяснили указания этих аятов тем, что в День Воскресения люди пройдут ряд различных ситуаций, в некоторых из которых они будут утаивать свои дела, а в некоторых – нет.

Доподлинное же знание об этом лишь у Аллаха!» (См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/57-58)

[52] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «В тот день, когда Аллах соберет посланников и скажет: «Что вам ответили?» – они скажут: «У нас нет никакого знания. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное». («Трапеза», 109) Из этого аята можно понять, что посланники не будут свидетельствовать против своих общин в День Воскресения. Тем не менее, существуют другие аяты, которые указывают на то, что они, напротив, будут выступать свидетелями против них. Как, например слова Аллаха:

«А что же будет в Судный день, когда Мы от каждой общины верующих выставим свидетеля, а тебя выставим свидетелем над ними?» («Женщины», 41)

или «В тот день Мы выставим против каждой общины свидетеля из их числа, а тебя выставим свидетелем над ними». («Пчелы», 89)

Ответить на это видимое противоречие можно с трех сторон:

1) Сразу надо отметить, что этому объяснению отдал предпочтение Ибн Джарир ат-Табари, а Ибн Касир и вовсе сказал: «Это вне всяких сомнений, является хорошим объяснением!» Это объяснение заключается в том, что слова посланников «У нас нет никакого знания!» означают «По сравнению с Твоим всеобъемлющим знанием, о Аллах, у нас нет никакого знания! Даже если мы и узнали среди этих людей тех, кто ответил на наш призыв, то в любом случае нам стала известна лишь внешняя сторона дела, тогда как то, что осталось скрытым в их душах нам абсолютно неизвестно. Ты же, о Аллах, Ведаешь обо всех секретах и тайных помыслах, а посему наше знание в сравнении с Твоим все равно что полное неведение».

2) Следующее объяснение является мнением Муджахида, ас-Садди и аль-Хасана аль-Басри, как это передает от них Ибн Касир и другие ученые. Они сказали: «Посланники скажут: «У нас нет никакого знания!», так как будут охвачены сильным ужасом от событий Дня Воскресения. Спустя некоторое время они придут в себя и тогда уже начнут свидетельствовать против своих общин».

3) Осталась еще одно объяснение, но оно считается самым слабым из имеющихся. Оно заключается в том, что слова Аллаха «Что вам ответили?» означают «Что делали эти люди после того как вы умерли, и что они ввели нового после вас?» (Как бы в значении «Чем вам ответили?» - прим. Пер.) и поэтому посланники ответят: «У нас нет никакого знания!» О том, что существует такое мнение упоминает Ибн Касир, а также другие ученые.

(См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/79-80)

[53] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «Взоры не могут постичь Его». («Скот», 103)

Может показаться, что этот благородный аят гласит о том, что Всевышний Аллах не может быть увиден в принципе. Тем не менее, другие аяты говорят об обратном. Как, например, слова Аллаха:

«Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа». («Воскресение», 22-23)

или: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». («Йунус», 26)– в которых под «Наилучшим» имеется в виду Рай, а под «добавкой» - возможность взглянуть на Благородный Лик Аллаха, как и в словах: «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка» согласно одному из толкований.

или слова Аллаха, сказанные о неверных: «В тот день они будут укрыты от своего Господа завесой» («Обвешивающие», 15) из которых понимается, что верующие, в отличие от них, не будут укрыты от Аллаха какими-либо завесами.

Ответить на это видимое противоречие можно с трех сторон:

1) Слова «Взоры не могут постичь Его» касаются мира ближнего, и не отрицают, таким образом, возможности лицезреть Аллаха в жизни будущей.

2) Указание этого аята является обобщенным, а аяты о том, что верующие увидят Аллаха, конкретизируют его. Это объяснение близко по смыслу к первому.

3) Третье объяснение является самым верным и заключается оно в следующем: В рассматриваемом аяте отрицается не лицезрение как таковое, а именно постижение сущности Аллаха взором. Что касается самой возможности увидеть Аллаха, то этим аятом данный факт не отрицается. Более того, он подтверждается другими кораническими аятами, достоверными хадисами, а также единогласием последователей Сунны и единой общины.

Суть данного объяснения сводится к тому, что постижение (идрак) взором, это гораздо большее понятие, нежели просто видение и наблюдение, поскольку под постижением взором имеется в виду полный зрительный охват. Так, например, арабы говорят: «Я увидел нечто, но не полностью». Таким образом, смысл слов Аллаха «Взоры не могут постичь Его» заключается в том, что взоры не могут охватить Его полностью. Это подобно тому, что творения Аллаха знают о нем, однако не могут охватить Его своим знанием полностью.

Никто из находящихся в здравом уме не будет спорить о том, что отрицание чего-то конкретного из некого явления вовсе не означает отрицание всего этого явления как такового. Отрицание возможности постижения Аллаха взором не означает, что Аллаха нельзя увидеть. Это означает лишь, то, что, даже увидев Его, никто из Его творений не сможет постичь Его истинную сущность.

Доказательством правильности такого взгляда на этот аят служит хадис, переданный со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покрывало Его — свет, (согласно другой версии «…огонь…»), — если бы Он снял его, то лучи света исходящие от Его Лика сожгли бы все Его творения, которых достигает Его взор». (См. «Сахих Муслим»/179)

Данный хадис прямо заявляет о том, что никто не увидит Аллаха в земной жизни, однако из его текста понимается также и то, что постичь и охватить Аллаха взором не представляется возможным в принципе.

Вывод из всего этого таков:

Возможность увидеть Аллаха в мире будущем, равно как и в мире ближнем, не является чем-то недопустимым с точки зрения разума, поскольку в отношении любого существующего в реальности объекта разум допускает возможность того, что он может быть увиден. Доказательством того, что разум не исключает возможности увидеть Аллаха даже в мире этом, являются слова Мусы, мир ему, сказавшего: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». («Преграды», 143)

Однако, если по этому вопросу обратиться к шариатским текстам, то они разъяснят нам, что увидеть Аллаха можно будет лишь в мире будущем, где это и произойдет. Что же касается мира ближнего, то в нем это будет невозможно. И одним из наиболее конкретных доводов этому является хадис, переданный имамами Муслимом и Ибн Хузеймой, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине вы не увидите вашего Господа до тех пор, пока не умрете».

Следует отметить, что количество хадисов о том, что верующие будут видеть Аллаха в День Воскресения, достигли степени мутаватир*.

Доподлинное же знание обо всем лишь у Аллаха!»

(См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/84-85)

* - Хадисы мутаватир (непрерывно следующие друг за другом) – это хадисы, обладающие настолько большим количеством передатчиков в каждом своем звене, что вероятность сговора этих передатчиков для фальсификации текста исключается как невозможная.

 

Имам Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал: «…Еще одним доказательством, которым отрицающие божественные качества Аллаха пытаются оправдать свои убеждения, являются слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры». («Скот», 103)»

Поистине использование ими этого аята в качестве довода на свои заблуждения крайне удивительно.

Объясняя смысл, на который в действительности указывает данный аят, наш учитель шейх аль-Ислам отметил одну тонкую и в тоже время прекрасную мысль. Так, он сказал мне:

«Готов ручаться, что какие-бы аяты и достоверные хадисы не приводили заблудшие, пытаясь доказать свою ложь, указания этих текстов будут прямо противоположны тому, что они заявляют. И данный аят относится к категории именно таких их аргументов. Они используют его в качестве доказательства того, что Аллаха невозможно увидеть, тогда как этот аят гораздо больше подходит для того, чтобы доказывать им возможность Его лицезрения.

Дело в том, что Аллах сказал «Взоры не могут постичь Его» в контексте самовосхваления. А известно, что хвалятся чем-то имеющимся, а не тем чего нет. Само по себе отсутствие какого-бы то ни было качества, никоим образом не может указывать на совершенство, и не пригодно для того, чтобы им хвалиться.

Отсутствие чего-либо у Всевышнего и Всеблагого Господа только в том случае является достойным похвалы, когда оно подразумевает наличие у Него некой безупречности. Так, например, когда Аллах восхваляет Себя тем, что у Него нет таких качеств как дремота и сон, под этим подразумевается беспрестанность Его контроля и заботы о Своих творениях. Отсутствие у Него смерти – подразумевает абсолютность и вечность Его Бытия. Отсутствие у Него утомления и усталости – подразумевает Его нескончаемую силу и мощь. Отсутствие у Него сотоварища, супруги, детей и помощника – подразумевает Его безраздельное Господство, исключительную сущность как Бога и подчинение всех лишь Своей воле! Отрицание того, что Он ест и пьет – подразумевает Его абсолютную Самодостаточность и ненуждаемость в чем бы то ни было! Отрицание того, что кто-то может являться заступником и ходатаем перед Аллахом без Его позволения – подразумевает Его единоличное право на обращение к Нему с мольбами и отсутствие у Него нужды в посредниках! Отрицание от Него несправедливости – подразумевает полноту Его справедливости! Отсутствие у Него такого качества как забывчивость, а также отрицание того, что нечто может ускользнуть от Него – подразумевает всеохватность Его знания! Отсутствие у Него подобия Себе – подразумевает уникальность Его сущности и бесподобность Его атрибутов…

Если бы смысл слов «Взоры не могут постичь Его» заключался в том, что Аллаха просто невозможно увидеть, то в этом вообще не было бы никакого восхваления или указания на Его совершенство, поскольку означало бы, что он был подобен любому несуществующему объекту. Полное небытие тоже нельзя ни увидеть, ни постичь взором, однако Великий Господь превыше того, чтобы восхвалять Его этим.

Таким образом, выясняется, что смысл слов Аллаха «Взоры не могут постичь Его» заключается в том, что Аллаха можно увидеть, но вместе с тем невозможно постичь и охватить взором. Другими словами этот аят нужно понимать в таком же ключе, как и аят: «Ничто не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу» («Йунус», 61), который означает, что Аллах знает абсолютно все; или аят: «Нас ничуть не коснулась усталость» («Каф», 38), указывающий на неиссякаемую мощь Аллаха; или аят: «Твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» («Пещера», 49), означающий, что Аллах абсолютно справедлив; или аят: «Не овладевают Им ни дремота, ни сон» («Корова», 255), указывающий на непрерывность Его заботы о всем сущем».

(См. «Хади аль-Аруах»/207-208)

[54] Имеются в виду чародеи, которые уверовали в Аллаха после того, как Муса одолел их чудом, которое даровал ему Аллах. Аллах сказал:

«Колдунов собрали в назначенное время в назначенный день. Людям сказали: «Собрались ли вы? Возможно, нам придется последовать за колдунами, если они одержат верх». Явившись, колдуны сказали Фараону: «Будет ли нам награда, если мы одержим верх?» Он сказал: «Да. В этом случае вы непременно окажетесь в числе приближенных».

Муса сказал им: «Бросайте то, что вы собираетесь бросить». Они бросили свои веревки и посохи и сказали: «Во имя могущества Фараона! Мы непременно одержим верх!» Затем Муса (Моисей) бросил свой посох, и тот проглотил все, что они лживо измыслили. Тогда колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна». («Поэты», 38-48)

[55] Имам ас-Суюты, да помилует его Аллах, писал: «‘Абд ибн Хумейд и Абу аш-Шейх приводят сообщение о том, что по поводу слов Мусы «И я – первый из верующих» Абу аль-‘Алия сказал: «До Мусы уже были верующие, и своими словами он хотел сказать лишь то, что он первый из тех, кто уверовал в то, что никто из творений Аллаха не увидит Его до Дня Воскресения!» (См. «Ад-Дурр аль-Мансур» 3/547)

[56] В комментариях к аятам: «Он сказал: «Неужели вы поверили ему до того, как я позволил вам? Воистину, он –старший из вас, который научил вас колдовству! Но скоро вы узнаете! Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас всех!» Они сказали: «Не беда! Воистину, мы возвратимся к нашему Господу. Мы жаждем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи за то, что мы стали первыми верующими» («Поэты», 49-51) имам ас-Суюты, да помилует его Аллах, писал: «Ибн Джарир приводит сообщение от Ибн Зейда о том, что по поводу слов «Не беда!...» он сказал: «Чародеи сказали: «Нам нисколько не повредит то, что ты говоришь, и даже если ты сотворишь с нами задуманное и распнешь нас, то «…воистину, мы возвратимся к нашему Господу» и Он вознаградит нас за терпеливое снесения твоего наказания, а также нашу стойкость в вере в Него Одного и отказе от неверия. Что касается слов: «мы стали первыми верующими» - то имеется в виду, что в тот день они стали первыми из тех, кто уверовал в знамения Аллаха, увидев их». (См. «Ад-Дурр аль-Мансур» 6/293)

[57] Имам ас-Суюты, да помилует его Аллах, писал: «’Абдур-Раззак, Ибн аль-Мунзир и Ибн Абу Хатим приводят сообщение о том, что по поводу слов «Я являюсь первым из покорившихся» Катада сказал: «Имеется в виду, что он был первым мусульманином этой общины». (См. «Ад-Дурр аль-Мансур» 3/410)

[58] В общем контексте эти слова звучат так: «Иса, сын Марьям, сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты – Наилучший из дарующих удел». Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну их такому наказанию, которому не подвергну никого из миров». («Трапеза», 114-115)

 

[59] Сказал Аллах: «Воистину, Геенна – это место, обещанное всем им. Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть». («Аль-Хиджр», 43-44)

Имам ас-Суюты, да помилует его Аллах, писал: «Ибн Абу Хатим приводит сообщение о том, что Ибн’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, по поводу слов Аллаха «Там – семь врат» сказал: «И это Геена (Джаханнам), Полымя (Са’ир), Пламя (Ляза), Сокрушилище (Хутама) Преисподняя (Сакар), Ад (Джахим) и Пропасть (Хавия)».

Ибн Джарир и Ибн аль-Мунзир сообщают, что Ибн Джурейдж, да будет доволен им Аллах, по поводу слов «Там – семь врат» сказал следующее: «Первые из них это Геена (Джаханнам), затем Пламя (Ляза), затем Сокрушилище (Хутама), затем Полымя (Са’ир), затем Преисподняя (Сакар), затем Ад (Джахим), а затем Пропасть (Хавия). И Абу Джахль будет находиться именно в Джахиме».

‘Абдур-Раззак, Ибн аль-Мунзир и Ибн Абу Хатим приводят сообщение о том, что Аль-А’маш сказал: «Названия врат Ада следующие: Хутама, Хавия, Ляза, Сакар, Джахим, Са’ир и Джаханнам. А все вместе они называются Огонь (Нар)». (См. «Ад-Дурр аль-Мансур» 5/80-82)

[60] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Что касается слов Всевышнего Аллаха: «Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну их такому наказанию, которому не подвергну никого из миров» («Трапеза», 115) - то они указывают на то, что самое сильное наказание в День Воскресения постигнет тех людей, которые не уверовали даже после того, как Аллах ниспослал им трапезу с небес.

Вместе с тем, существуют аяты, указания которых, как может показаться, противоречат этому. Как, например слова Аллаха: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня». («Женщины», 145)

или Его слова: «Когда же настанет день Судного часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» («Верующий», 46)

Ответом на это будет следующее:

Аяты о роде Фараона и лицемерах не противоречат друг другу. Ни что не мешает сказать, что на нижайшей ступени Ада будут находиться и те и другие, так как ни в одном из этих аятов не сказано, что одни из них будут получать большее наказание, нежели другие.

Что же касается аята о «людях трапезы», в котором сказано: «Я подвергну их такому наказанию, которому не подвергну никого из миров», то согласовать его указание с указаниями предыдущих аятов можно двумя путями:

1) Это мнение высказал Ибн Касир. Он сказал: «Под «мирами» в этом аяте подразумеваются не абсолютно все творения, когда-либо населявшие Землю, а только те, кто жил именно во времена «людей трапезы». Это сродни словам Аллаха: «О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» («Корова», 47). (прим. Пер. – другими словами, имеется в виду, не то, что данные люди будут наказаны неким особым способом, которым не будет наказан никто из людей вообще, а то, что их наказание, будет самым суровым из тех, которым подвергнут всех неверных и ослушников, живших с ними в одно время).

2) Некоторые сказали, что под самым суровым наказанием в аяте о «людях трапезы» имеется в виду наказание не в Судный День, а наказание в земной жизни, которое заключалось в том, что тех, кто не уверовал в Аллаха, после того как Он явил им Свое знамение, Он обратил в свиней.

Тем не менее, в пользу того, что под наказанием в аяте о «людях трапезы» имеется в виду наказание в жизни будущей, свидетельствуют слова ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: «Самого жестокого наказания в День Воскресения удостоятся три группы людей: лицемеры; неверные из числа «людей трапезы»; и род Фараона». Данное сообщение приводит Ибн Джарир.

(См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/80)

[61] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «Сегодня здесь у него нет любящего родственника и нет пищи, кроме гыслина (гноя) ». («Неизбежное», 35-36) Внешне этот аят указывает на то, что единственной пищей обитателей Ада будет «гыслин». Согласно наиболее правильному толкованию «гыслин» - это жидкий гной, текущий из ран обитателей Ада. Судя по морфологической структуре слова «гыслин», можно предположить, что оно образовано от слова «гасль» (досл. – мытье), и используется в значении гноя потому, что гной словно бы омывает раны обитателей Ада. Да упасет Аллах нас и всех мусульман от него!

Вместе с тем, существует другой аят, который указывают на то, что единственной пищей обитателей Ада будет не «гыслин», а «дари’». Речь идет о словах Всевышнего: «Не будет у них иной пищи, кроме дари‘а (сухих колючек) ». («Покрывающее», 5) Согласно наиболее правильному толкованию «дари’» - это сухие колючки.

Ученые дают разные объяснения этому видимому противоречию, однако самыми лучшими из них мне представляются лишь два:

1) Наказания в Аду разнообразны, а люди, которых будут подвергать этим наказаниям, будут занимать в Аду различные уровни. Так, обитатели одного уровня Ада будут питаться лишь гноем, обитатели другого - лишь колючками, обитатели третьего – лишь плодами дерева Заккум. В пользу этой версии свидетельствует аят: «Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть». («Аль-Хиджр», 43-44)

2) Второе объяснение заключается в том, что на самом деле оба эти аята указывают на одно, а именно на то, что у обитателей Ада не будет еды вообще, так как ни колючки, ни гной не могут являться едой в подлинном смысле этого слова. Так, колючки не станут, есть не то, что люди, но даже животные, а что касается гноя, то он вообще не является пищей. Исходя из этого, можно сказать что, у того, чьей едой являются лишь колючки, нет еды вовсе, равно как и у того, кто питается лишь гноем. Арабы часто используют подобные обороты в своей речи. Так, например они говорят: «У такого-то нет иной тени, кроме солнца» или «У такого-то нет иной скотины, кроме той, из чьей шерсти его одежда». Под этими выражениями арабы подразумевают совершенно конкретные вещи, а именно, что «У такого-то нет никакой тени» или «У него нет никакой скотины». При таком объяснении любые трудности в понимании этих аятов исчезают сами собой.

Доподлинное же знание об этом лишь у Аллаха!»

(См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб» 10/201)

[62] В комментарии к этому аяту имам Ибн Касир, да помилует его Аллах, писал: «Слова Всевышнего: «В соответствии с предписанием Аллаха» - т.е. Его Законом «кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и переселенцы» означают – что кровные родственники имеют больше прав на наследование имущества друг друга, нежели мухаджиры и ансары. Данный аят отменил действовавшее прежде постановление о том, что мухаджиры и ансары наследуют друг другу по принципу взаимной договоренности и братских союзов, имевших место среди них.

Как поведал Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, и другие ученые, раньше мухаджир наследовал имущество своего названного брата из числа ансаров, а не имущество своих кровных родственников. Они поступали так на основании взаимного братания, которым их скреплял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. То же самое говорил Са’ид ибн Джубейр и другие ученые из числа первых и последующих поколений.

Относительно данного аята Ибн Абу Хатим приводит следующие слова аз-Зубейра ибн аль-‘Аууама, да будет доволен им Аллах: «Аят: «Кровные родственники ближе друг к другу» Всемогущий и Великий Аллах ниспослал исключительно о нас, о курайшитах и ансарах. Когда мы, курайшиты, прибыли в Медину, у нас не было абсолютно никакого имущества. Однако в лице ансаров мы нашли состоятельных братьев, и стали брататься с ними, становясь их наследниками. Так, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, побратался с Хариджей ибн Зейдом, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, - еще с кем-то, ‘Усман, да будет доволен им Аллах, - с одним мужчиной из рода Зурайка ибн Са’да аз-Зарики. Я же побратался с Ка’бом ибн Маликом. Когда я пришел к нему и стал обнимать, мне показалось, что его оружие слишком тяжело для него. И клянусь Аллахом, о сынок, если бы он покинул этот мир в те дни, никто не унаследовал бы его кроме меня. Так было до тех пор, пока Всевышний Аллах не ниспослал о нас, курайшитах и ансарах, этот аят, после которого мы вернулись к прежним правилам наследования». (См. «Тафсир аль-Куръан аль-Карим»)

[63] Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «Поистине, те, которые уверовали и переселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу. А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними, пока они не переселятся! А если они попросят у вас помощи в религии, то вам надлежит помочь им, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете». («Добыча», 72)

Всевышний говорит: «Поистине те, кто признали истиной Аллаха и Его посланника, и «…переселились…» - т.е. покинули свой народ, родню и жилища, а их соплеменники и родственники в свою очередь покинули их,

и «…боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха…» - т.е. не жалели своих душ и жертвовали ими в войне против врагов Аллаха из числа неверных, сражаясь на пути Аллаха, ради Его религии, которую Он сделал путем, ведущим к снисканию Его милости и спасению от Его наказания,

а также «…те которые дали убежище…» - т.е. те, которые приютили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и переселившихся вместе с ним, предоставив им кров и укрытие в своих жилищах взамен домов, из которых их изгнали,

«…и помогли…» - т.е. помогли им против их врагов и врагов Аллаха из числа многобожников,

«…эти близки друг к другу…» - т.е. эти две категории людей, мухаджиры и ансары, являются помощниками друг для друга и опорой в борьбе против многобожников. Их руки едины против тех, кто не уверовал в Аллаха, и они и есть настоящие брать друг другу, тогда как их неверная родня не имеет к этому отношения.

Также есть мнение, что в словах «…эти близки друг к другу…» имеется в виду лишь то, что эти две категории людей имеют больше прав на наследование имущества друг друга. А именно, что этими словами Аллах установил наследственные связи между верующими, обусловив их не кровным родством, а переселением и предоставлением помощи и убежища переселившимся. Это постановление действовало до тех пор, пока Аллах не отменил его Своими словами: «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие (мединцы) и переселенцы». («Сонмы», 6)

Рассказал мне аль-Мусанна, а ему Абу Салих, а ему Му’авия, а ему ‘Али, а ему Ибн ‘Аббас, что в словах «Поистине, те, которые уверовали и переселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу» имеется в виду, что эти люди близки друг к другу в наследовании имущества. Так Аллах установил, что наследство полагается мухаджирам и ансарам, а не кровным родственникам. Аллах сказал: «А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними, пока они не переселятся!» - т.е. нет вам ничего из наследства, оставленного ими. И мусульмане действовали в соответствии с этим установлением до тех пор, пока Аллах не ниспослал аят «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие (мединцы) и переселенцы». Этот аят отменил предыдущее постановление, и наследство вновь стало распределяться по принципу кровного родства».

Рассказал мне Мухаммад ибн Са’д со слов своего отца, а тот со слов своего дяди, а тот со слов своего отца, а тот от своего отца, а тот от Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: «Словами «Поистине, те, которые уверовали и переселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха…» - Аллах дает понять, что после покорения Мекки уже не будет переселения, и единственное, что останется это мученическая смерть на пути Аллаха. Далее Аллах говорит: «…и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу. А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними, пока они не переселятся!» - Эти слова указывают на то, что во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все верующие делились на три категории. Первые – это верующие переселенцы, покинувшие своих соплеменников и отправившиеся к своим единоверцам, обладавшим своими землями, жилищами и имуществом. Вторые – это те верующие, которые дали убежище переселенцам, провозгласив о своей вере, так же как и они, и обнажив свои сабли против каждого кто, считал ложью и отрицал их религию. И третьи – это те, кто уверовал, но не переселился. Верующих из первых двух групп Аллах сделал близкими между собой, и они стали наследовать друг другу свое имущество. Так если умирал верующий мухаджир, то ему наследовал его брат ансар на основании родства по вере, а кровный родственник этого мухаджира, который уверовал, но не переселился, не наследовал ему, именно по причине того, что он не совершил переселение и не оказал помощи религии. Также Аллах постановил, что мухаджиры непричастны к наследству своих не переселившихся родственников. Это и имеется в виду под близостью, о которой Аллах сказал: «А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними, пока они не переселятся!» Тем не менее, если бы верующих, предоставивших приют переселенцам, их не переселившиеся единоверцы попросили о помощи в сражении с врагом, то те были бы обязаны оказать им ее, за исключением случаев если бы их просили помочь против народа, с которым они заключили мирный договор.

Спустя время Аллах ниспослал аят о том, что наследственные связи между кровными родственниками из числа переселившихся и не переселившихся верующих восстановлены, и каждому верующему стала полагаться обязательная доля из наследства его умершего родственника. Об этом сказано в словах Аллаха: «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие (мединцы) и переселенцы».

(См. «Джами’ аль-Баян»)

[64] Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «Ему (шайтану) подвластны только те, которые считают его своим помощником и покровителем и которые приобщают к Аллаху сотоварищей». («Пчелы», 100)

Этот благородный аят содержит в себе прямое указание на то, что шайтан имеет власть над своими почитателями. Нечто похожее по смыслу упоминается и в словах Аллаха: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой». («Аль-Хиджр», 42)

Однако в других аятах содержится указание на то, что у шайтана нет власти даже над ними. Как, например, в словах Аллаха: «Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих. Не было у него над ними (последовавшими за ним) никакой власти. Но он искушал людей, чтобы Мы узнали и отличили того, кто верует в Последнюю жизнь, от того, кто сомневается в ней». («Саба», 20-21)

Или «Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня». («Ибрахим», 22)

Ответом на это является то, что в данных аятах речь идет о двух разных видах власти. И этому можно дать два объяснения:

1) Под властью, закрепленной за Иблисом над своими последователями, подразумевается его возможность ввести их в заблуждение, приукрасив его для них. А под властью, которой у него нет над своими последователями, имеется в виду власть довода. Так Иблис не располагает доказательствами, благодаря которым он может установить свое господство над ними. Он лишь призывает их к заблуждению, а они отвечают ему, безо всяких доказательств и доводов. Слово власть в значении довода используется в Коране во многих местах.

2) Аллах вообще не говорит, что у Иблиса существует из







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.