Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основні ідеї в індивідуальній психології А. Адлера





В качестве основных принципов психической жизни индиви-

да Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в

идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида

к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство,

направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал,

что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем про-

шлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего

целью превосходства и овладения средой (мотив власти и аг-

рессии) [7]. В то же время человеку врождены так называемые

кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не

удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда отно-

сятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм,

желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д.

Эти идеи в значительной степени противоречат классическому

психоанализу и во многом способствовали возникновению гума-

нистической психологии.

В то же время ключевым понятием для него является комплекс

неполноценности (или как сейчас уточняется [6] — комплекс не-

достаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают

чувство неполноценности вследствие их малых физических раз-

меров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается

детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические не-

достатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего

недостатка.Комплекс неполноценности может возникнуть как в резуль-

тате наличия реального физического недостатка, так и в случае

недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же

успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности,

насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родитель-

ской семье.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосход-

ству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы».

Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы

за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич-

тожению противника, но скорее как сильную инициативу в пре-

одолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю

к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к пре-

восходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать

себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспом-

ним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хи-

лым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки

в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Ад-

лер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного,

более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни

человечества.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега-

тивной. Если она включает в себя общественные заботы и заинте-

ресованность в благополучии других, то она развивается в конст-

руктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стрем-

ления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради

более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю-

бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и

подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру,

борьба за личное превосходство такого рода — это невротическое

извращение, результат очень сильного чувства неполноценности

и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конк-

ретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве

как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и сла-

бости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту про-

фессию уже в детстве как средство справиться с ощущением

небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется

значительное расхождение и даже противоречие между сознатель-

ными и бессознательными жизненными целями, последние игра-

ют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосход-

ства и самопочитания.

Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль-

ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независи-

мыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое

55значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что

психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться

изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или

стороны.

основой целостности личности, по А.Ад-

леру, является стиль жизни, из которого проистекают все осталь-

ные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивиду-

альная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом

смысле А.Адлер был, пожалуй, первым и наиболее последова-

тельным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни ин-

дивида:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результа-

те совпадения стремления к превосходству с социальным интере-

сом.

Примером может служить успешная профессиональная карь-

ера, связанная со служением людям. Представим себе замеча-

тельного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это ог-

ромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство

над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхища-

ет. В то же время это реализация добрых социальных чувств как

со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к

нему.

2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо-

собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты

или способности.

Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта

является гиперкомпенсацией, талант может развиваться и по пути

нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Ад-

лера, является обратной стороной определенной ущербности,

которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, стра-

дают прежде всего нормальные межличностные связи человека сдругими людьми. В таком случае талант может развиваться как спо-

соб оправдать свою неполноценность.

Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному раз-

витию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости,

подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подме-

чено, что великие властители и полководцы часто были низкого

роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был бо-

лезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны,

как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме

того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окру-

жение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кро-

вавый нарком Ежов.

3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства

неполноценности, не может прийти к компенсации нормальны-

ми способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправ-

дать свою неудачу [7].

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не

идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, ко-

торые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его

властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям

социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к

любым естественным обязанностям: он не может заниматься

домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а

днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, сле-

довать логике, хранить верность, работать, признавать чужие

права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое

принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота

о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. — против них на-

правлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого

невротика.

Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по

сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и

все, что он «делает», — это отстаивает свои привилегии с по-

мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и

даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматри-

вать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.