|
Основні ідеї в індивідуальній психології А. АдлераВ качестве основных принципов психической жизни индиви- да Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем про- шлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и аг- рессии) [7]. В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда отно- сятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гума- нистической психологии. В то же время ключевым понятием для него является комплекс неполноценности (или как сейчас уточняется [6] — комплекс не- достаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических раз- меров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические не- достатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.Комплекс неполноценности может возникнуть как в резуль- тате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родитель- ской семье. Чувство неполноценности вызывает стремление к превосход- ству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич- тожению противника, но скорее как сильную инициативу в пре- одолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к пре- восходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспом- ним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хи- лым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Ад- лер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества. Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега- тивной. Если она включает в себя общественные заботы и заинте- ресованность в благополучии других, то она развивается в конст- руктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стрем- ления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю- бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода — это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Самосовершенствование невозможно без формирования конк- ретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и сла- бости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту про- фессию уже в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознатель- ными и бессознательными жизненными целями, последние игра- ют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосход- ства и самопочитания. Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль- ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независи- мыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое 55значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны. основой целостности личности, по А.Ад- леру, является стиль жизни, из которого проистекают все осталь- ные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивиду- альная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле А.Адлер был, пожалуй, первым и наиболее последова- тельным «системщиком» в психологии. Можно указать на три основных стиля жизни ин- дивида: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результа- те совпадения стремления к превосходству с социальным интере- сом. Примером может служить успешная профессиональная карь- ера, связанная со служением людям. Представим себе замеча- тельного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это ог- ромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхища- ет. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему. 2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо- собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты или способности. Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсацией, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Ад- лера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, стра- дают прежде всего нормальные межличностные связи человека сдругими людьми. В таком случае талант может развиваться как спо- соб оправдать свою неполноценность. Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному раз- витию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подме- чено, что великие властители и полководцы часто были низкого роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был бо- лезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны, как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окру- жение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кро- вавый нарком Ежов. 3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальны- ми способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправ- дать свою неудачу [7]. В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, ко- торые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, сле- довать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. — против них на- правлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика. Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает», — это отстаивает свои привилегии с по- мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматри- вать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|