Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потребность в познании и понимании





Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они

мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в

клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей

медицинско-терапевтический подход, где все силы персонала брошены на борьбу

с болезнью. В когнитивных позывах нет той причудливости и страстности, той

интриги, что отличает невротическую симптоматику. Когнитивная психопатология

невыразительна, едва уловима, ей часто удается ускользнуть от разоблачения и

представиться нормой. Она не взывает к помощи. Именно поэтому мы не найдем

упоминаний о ней в трудах Фрейда, Адлера или Юнга, этих "столпов"

психотерапии и психодинамического подхода.

Шилдер - единственный из известных мне психоаналитиков, обратившийся к

проблеме человеческого любопытства и стремления к пониманию с точки зрения

психодинамики.17 К этой проблеме обращались такие психологи, как Мерфи, Вертхаймер и Аш (19, 142, 466). До сих пор мы лишь походя упоминали

когнитивные потребности. Стремление к познанию универсума и его

систематизации рассматривалось нами либо как средство достижения базового

чувства безопасности, либо как разновидность потребности в самоактуализации, свойственная умным, образованным людям. Обсуждая необходимые для

удовлетворения базовых потребностей предпосылки, в ряду прочих прав и свобод

мы говорили и о праве человека на информацию, и о свободе самовыражения. Но

все, что мы говорили до сих пор, еще не позволяет нам судить о том, какое

место занимают в общей структуре мотивации любопытство, потребность в

познании, тяга к философии и эксперименту и т.д., - все наши суждения о

когнитивных потребностях, прозвучавшие раньше, в лучшем случае можно счесть

намеком на существование проблемы.

У нас имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить - в основе

человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты (тревога

и страх), но и позитивные импульсы, импульсы per se, потребность в познании, любопытство, потребность в истолковании и понимании (295).

 

1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у

высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается

разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели - одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с

физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

Эксперименты Харлоу (174) также можно счесть аргументом в пользу нашего

тезиса, достаточно убедительным и вполне корректным с эмпирической точки

зрения.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного

стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и

даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу

Галилея.

 

3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая

особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть

привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот - все известное, разложенное

по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

 

4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области

психопатологии. Компульсивно-обсессивные невротики (как и невротики вообще), солдаты с травматическими повреждениями мозга, описанные Гольдштейном, эксперименты Майера (285) с крысами - во всех случаях мы имеем дело с

навязчивой, тревожной тягой ко всему знакомому и ужас перед незнакомым, неизвестным, неожиданным, непривычным, неструктурированным. Но, с другой

стороны, описаны и феномены, диаметрально противоположные этим, такие как

нарочитый нонконформизм, протест против любой власти, любых авторитетов, так

называемая богемность, навязчивое желание шокировать окружающих, - эти

феномены также наблюдаются при некоторых неврозах, но могут отмечаться и в

процессе отторжения культурных ценностей.

Возможно, стоит упомянуть в этой связи и персеверативные детоксикации, описанные в главе 10, представляющие собой, по крайней мере, на поведенческом уровне, влечение к страшному, пугающему, таинственному и

непознанному.

 

5. Складывается впечатление, что фрустрация когнитивных потребностей

может стать причиной серьезной психопатологии (295, 314). Об этом также

свидетельствует ряд клинических наблюдений.

6. В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был

признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная

деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым

интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать

на скучной, тупой работе. Несколько раз я пробовал воспользоваться

подходящими случаю методами когнитивной терапии (я советовал пациенту

поступить на заочное отделение университета или сменить работу), и

представьте себе, это помогало.

Мне приходилось сталкиваться со множеством умных и обеспеченных женщин, которые не были заняты никаким делом, в результате чего их интеллект

постепенно разрушался. Обычно я советовал им заняться хоть чем-нибудь, и

если они следовали моему совету, то я наблюдал улучшение их состояния или

даже полное выздоровление, и это еще раз убеждает меня в том, что

когнитивные потребности существуют. Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником.

Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к

самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы

никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить

взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее.

Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность

- и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к

безропотному подчинению.

 

7. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве.

У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого

человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним

воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как

естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и

взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей

можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия

разворачивается в наших детских садах и школах (158).

8. И наконец, удовлетворение когнитивных потребностей приносит человеку

- да простят мне эту тавтологию! - чувство глубочайшего удовлетворения, оно

становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто, рассуждая

о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате

оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о

чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности

к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально

насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями

человеческой жизни.

Можно подвести черту под всем вышесказанным: на существование базовой

когнитивной потребности указывают многочисленные факты и наблюдения, клинические данные и результаты кросс-культуральных исследований.

Однако, даже сформулировав этот постулат, нам явно не удастся почить на

лаврах. Так и человек, узнав нечто, не останавливается на достигнутом, он

устремляется к более детальному, но в то же самое время и к более

глобальному знанию, он пытается вплести его в некую философскую или

теологическую систему. Новое знание, на первых порах очень предметное и

конкретное, заставляет человека искать возможности для того, чтобы вписать

его в некую систему, побуждает к анализу и систематизации. Некоторые

называют этот процесс поиском смысла, или значения. А мы можем выдвинуть еще

один постулат: человек стремится к пониманию, систематизации и организации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой

упорядоченной системы ценностей.

Если мы согласимся с этими двумя постулатами, то вынуждены будем

признать, что взаимоотношения между этими двумя стремлениями ' иерархичны, 52.

то есть стремление к познанию всегда предшествует стрем-[ лению к пониманию.

Все, что мы говорили об иерархии препотентности и 6 ее характеристиках, справедливо и по отношению к иерархии когнитивных потребностей.

Хочу сразу же предостеречь от искушения, с которым вы неизбежно

столкнетесь при обсуждении проблемы когнитивных потребностей. Нельзя

рассматривать эти потребности, или стремления, как самостоятельный феномен, в отрыве от описанных выше базовых потребностей. Когнитивные и конативные

потребности не противостоят друг другу. Само по себе желание знать и само по

себе желание понимать - конативны, то есть носят побудительный характер и

являются такими же неотъемлемыми характеристиками личности, как и все

описанные выше базовые потребности. Кроме того, и мы уже говорили об этом, иерархии когнитивных и конатив-ных потребностей тесно связаны между собой, переплетены друг с другом; между ними нет антагонизма, напротив, они скорее

синергичны, и у нас еще будет возможность убедиться в этом. Некоторые работы

более подробно освещают этот вопрос (295, 314).

 

Эстетические потребности

Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но

обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не

позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости, которые со всей

щедростью предоставляют нам история человечества, этнографические данные и

наблюдения за людьми, которых принято называть эстетами. Я предпринял

несколько попыток к тому, чтобы исследовать эти потребности в клинике, на

отдельных индивидуумах, и могу сказать, что некоторые люди действительно

испытывают эти потребности, у некоторых людей они на самом деле проявляются.

Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и

людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень

специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят

изнеможенными, и немощь их может излечить только красота (314). Эстетические

потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или

иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на

любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека.

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с

когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна.

Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре, - могут носить и

когнитивно-конативный, и эстетический, и даже невротический характер. Лично

я рассматриваю эту область исследования как почву для объединения

гештальт-психологии с психодинамическим подходом. Если мы видим, что человек

испытывает непреодолимое и вполне осознанное желание поправить криво

повешенную картину, то, в самом деле, стоит ли стремиться к однозначной

интерпретации его потребности?







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.