Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ





Основным и самым важным последствием удовлетворения всякой потребности

нужно считать исчезновение этой потребности и замещение ее другой, более

высокой потребностью.19 Все прочие последствия являются вторичными, эпифеноменальными по отношению к этому, фундаментальнейшему следствию.

Приведем несколько примеров вторичных последствий удовлетворения

потребностей.

1. Человек обретает независимость от прежних источников удовлетворения

потребностей, прежде желанных и необходимых, в известном смысле он даже

презирает их. Одновременно с этим возникает зависимость от новых источников

удовлетворения потребностей, прежде казавшихся неважными, несущественными, второстепенными. Смена источников удовлетворения со старых на новые влечет

за собой множество третичных последствий, например, смену интересов.

Человека начинают интересовать вещи и явления, прежде не пробуждавшие ни

малейшего интереса, и в то же самое время то, что раньше было ему интересно, теперь вызывает скуку или даже отвращение. Этот феномен можно трактовать как

смену ценностей. Как правило, он характеризуется следующими тенденциями: 1) преувеличенной оценкой возможных источников удовлетворения наиболее насущных

из неудовлетворенных потребностей; 2) недооценкой источников удовлетворения

менее насущных из неудовлетворенных потребностей; 3) недооценкой и даже

обесцениванием источников удовлетворения уже удовлетворенных потребностей (и

значения этих потребностей). Глобальный феномен смены ценностей конкретно

проявляется, например, в следующем: изменяются взгляды индивидуума на

будущее, происходит ревизия жизненной философии, представлений об идеальном

обществе, о рае и аде, о хорошей жизни, перестраивается бессознательный

образ удовлетворенной потребности, причем в совершенно предсказуемом

направлении.

Короче говоря, то, что у нас есть, особенно если это досталось нам без

труда и борьбы, мы принимаем как должное. Если у человека всегда была пища, если он всегда был в безопасности, всегда любим, ценим и свободен, если

человек никогда не испытывал недостатка во всем этом, то он игнорирует

значимость этих ценностей, но мало того - он может считать их

малосущественными, может презирать стремление других людей к ним, может

пренебрежительно относиться даже к самим условиям, обеспечившим ему

удовлетворение этих потребностей. Подобная неспособность дорожить ценными

дарами судьбы антиреалистична, и потому ее можно считать формой патологии. И

лучшим средством лечения такой патологии может стать депривация, например, боль, голод, нищета, одиночество, отвержение, несправедливость и т.п.

На мой взгляд, до сих пор в теориях мотивации феномену угасания или

недооценки значимости удовлетворенной потребности не уделялось должного

внимания, а между тем он имеет весьма важное значение и влечет за собой

крайне важные последствия. Подробный анализ данного феномена можно найти в

моей работе Eupsychian Management: A Journal в главе "Жалобы низших уровней, жалобы высших уровней и мета-жалобы" (291), в работах Ф. Герцберга (193), а

также в концепции St. Neot margin, Колина Уилсона (481, 483).

До тех пор, пока мы не произведем глубокого, подробного анализа этого

феномена, мы не сможем понять, почему в одних случаях богатство и изобилие

становится фактором личностного роста, поднимает человека на высшие уровни

мотивацнонной жизни, а в других - провоцирует различные разновидности

ценностных патологий, о которых мы говорили выше. Адлер (2, 3, 13) говорил о

"растлении" хорошей жизнью, о том, что "жизнь балует", и нам, возможно, 60.

стоит принять на заметку его терминологию для того, чтобы приучиться

отличать патогенное удовлетворение от здорового, необходимого.

2. Наряду со сменой ценностных ориентации трансформируются и

когнитивные способности человека. Процессы внимания, восприятия, научения, запоминания, забывания, мышления принимают совершенно иную направленность, продиктованную новыми интересами и ценностями индивидуума.

3. Новые интересы, цели и потребности индивидуума не только новы, но в

определенном смысле они более высокие (см. главу 7). Удовлетворив

потребности уровня безопасности, индивидуум начинает искать любви, независимости, уважения, самоуважения и так далее. Если мы поставим перед

собой задачу отучить человека от приверженности к низким, материальным, эгоистичным потребностям, то прямая дорога к этому лежит через

удовлетворение этих потребностей. (Разумеется, существуют и иные способы.) 4. Удовлетворение любой потребности, если это не невротическая

потребность и не псевдопотребность, влияет на структуру характера

индивидуума (см. ниже). Более того, удовлетворение любой истинной

потребности делает человека более сильным, более совершенным, более

здоровым. То есть, удовлетворение потребности само по себе способствует

оздоровлению человека, повышает его устойчивость перед опасностью

невротического заболевания. Похоже, что именно эту тенденцию имел в виду

Курт Гольдштейн, когда говорил, что каждый отдельно взятый акт

удовлетворения базовой потребности в конечном итоге является шагом в сторону

самоактуализации.

5. Кроме перечисленных здесь общих последствий удовлетворения

потребностей, удовлетворение любой потребности вызывает присущие только ей

специфические эффекты, эффекты ad hoc. Например, удовлетворение потребностей

уровня безопасности порождает субъективное чувство покоя, снимает симптомы

тревоги, делает человека более храбрым, улучшает его сон и т.п.

НАУЧЕНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ БАЗОВОЙ

ПОТРЕБНОСТИ

Первое ощущение, которое испытываешь, попытавшись обобщить результаты

исследований, посвященных изучению эффектов базового удовлетворения, - это

нарастающее раздражение, вызванное осознанием того, что роль ассоциативного

научения неправомерно преувеличивается его апологетами.

В целом, эффекты удовлетворения, например, потеря аппетита после

насыщения, качественные и количественные изменения защитных реакций после

удовлетворения потребности в безопасности и другие, демонстрируют тенденцию

к исчезновению 1) при многократном удовлетворении (подкреплении, поощрении) потребности и 2) при возрастающем подкреплении (вознаграждении). Феномены

удовлетворения, перечисленные в специальной таблице в конце этой главы, не

желают подчиняться законам ассоциаций (причем вопреки тому факту, что сами

они являются приобретенными адаптивными навыками), но мало того, пристальный

анализ причин такого явления показывает, что навязываемая им связь с

механизмом ассоциирования на самом деле играет не более чем второстепенную

роль. Таким образом, всякое определение, в котором научение трактуется

просто как изменение взаимосвязи между стимулом и реакцией, должно

признаваться неудовлетворительным для анализа процессов удовлетворения

потребностей.

Удовлетворение потребности практически всецело зависит от факта наличия

или доступности соответствующего объекта, который единственный может

удовлетворить данную потребность. Здесь нет места произволу, случайности, о

них можно рассуждать только в случае удовлетворения небазовых потребностей.

Любовный голод не удастся утолить мороженым, изучением астрономии или легкой

интрижкой; единственным, истинным способом его удовлетворения будут честные

и нежные отношения с другим человеком. Точно так же сексуальному влечению

требуется только секс, голодные спазмы в желудке можно снять, только сытно

поев, и от жажды можно избавиться, только напившись воды. Это именно та, внутренняя, структурно детерминированная необходимость, о которой писали

61.

Вертхаймер (456), К"лер (238) и современные гештальт-психологи, такие как

Аш, Арнхейм, Катона и др., рассматривая ее в качестве центрального понятия

любого раздела психологии. Здесь неуместны условные сочетания или

произвольные наложения. Все эти лампочки, звоночки и прочие ассоциированные

с удовлетворением сигналы не могут служить источником удовлетворения

потребности, - потребность может быть удовлетворена только с помощью

истинного "удовлетворителя". Пожалуй, в данном случае правильнее было бы

говорить не об ассоциации, а о канализировании, как это делал Мерфи.

Главный упрек в адрес ассоциавивной, бихевиористской теории научения

состоит в том, что она отказывается от изучения желания (цели, стремления) организма, видимо, принимая их за некую данность, и ограничивается

манипуляциями со средствами достижения этих необозначенных, непонятых целей.

Представленная мною теория базовых потребностей, напротив, оперирует целями

и ценностями. Эти цели имеют внутреннюю, подлинную ценность для организма.

Для достижения этих целей организм готов на все, даже на то, чтобы обучиться

бессмысленным, глупым, тривиальным процедурам, которые навязывает ему

экспериментатор в качестве единственно возможного способа достижения этих

целей. Понятно, что эффекты подобного научения будут краткосрочными, они

угаснут сразу же, когда утратят свою "покупательную способность", то есть

перестанут приносить организму удовлетворение.

Мне кажется совершенно очевидным, что поведенческие и субъективные

изменения, перечисленные мною на стр. 155-160, невозможно объяснить, опираясь на одни лишь законы ассоциативного научения. На мой взгляд, законы

эти играют второстепенную роль. Если мать достаточно часто ласкает ребенка, то потребность ребенка в ласке просто-напросто угаснет - ребенок отучится

мучительно ждать нежных прикосновений, он привыкнет не жаждать ласки (268).

Большинство современных авторов, пишущих о личности, ее чертах, установках и

вкусах, склонны видеть за этими явлениями некий конгломерат привычек, приобретенных в соответствии с законами ассоциативного научения, но мне

кажется, что пришла пора пересмотреть это представление, внести в него

некоторые поправки.

Даже согласившись с более правдоподобной трактовкой научения, понимаемого как обретение инсайта, прозрения, понимания (гештальт-научение), мы не сможем объяснить одним лишь научением такой психологический феномен, как характер. Понятие "научение", даже в том виде, как оно трактуется

гештальт-психологами, представляется мне ограниченным - отчасти потому, что

оно не объемлет собой психоаналитического знания, а отчасти из-за сокрытого

в нем рационалистического стремления объяснить любой феномен с точки зрения

внутренней структуры внешнего мира. Понятие "научение" требует более

широкого толкования, нежели то, что дают ему теории ассоциативного научения

и гештальт-научения, такого толкования, корни которого лежали бы внутри

личности и которое позволило бы нам связать конативные и аффективные

процессы. (Советую обратить внимание на работы Курта Левина (274), которые, несомненно, вносят некоторую ясность в этот вопрос.)

Не предпринимая попыток детального анализа проблемы, рискну, однако, выдвинуть концепцию внутреннего научения или тренировки характера, концепцию, в которой за отправную точку исследований принимаются не внешние, поведенческие изменения, а изменения структуры характера. Главными

характеристиками такого обучения являются: 1) образовательные последствия

уникальных (неповторимых) и глубоких личностных переживаний; 2) аффективные

изменения, вызванные повторяющимся опытом (309); 3) конативные последствия

удовлетворения и фрустрации; 4) влияние некоторых видов раннего опыта на

формирование установок, ожиданий и даже философских взглядов (265); 5) конституциональная обусловленность избирательной восприимчивости к тем или

иным переживаниям.

Эти соображения позволяют нам не только сблизить концепцию научения с

концепцией формирования характера, но и в конечном итоге приведут нас к

осознанию того, что любое научение или обучение необходимо трактовать как

процесс личностного развития, как изменение структуры характера, то есть как

движение личности в сторону самоактуализации и за ее пределы (308, 315, 317).

62.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.