Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основная величина психологии





Трудно сказать в точности, чем конкретно является эта основная

величина, проще сказать, чем она не является. Было предпринято немало усилий

для ее определения по принципу "ничего, кроме...", но все попытки по ее

редуцированию закончились неудачей. Мы знаем, что исходная величина

психологии не является ни мускульным сокращением, ни рефлексом, ни

элементарным ощущением, ни нервной клеткой, ни даже наблюдаемым элементом

внешнего поведения. Она является чем-то более значительным. Все большее

число психологов считают, что, по меньшей мере, она так же важна, как и

адаптационные, и скопированные действия, которые присущи любому организму и

прослеживаются в любой ситуации, цели или причине. Но в свете того, что мы

говорили о немотивированных реакциях и простом выражении чувств, даже такой

взгляд кажется слишком ограниченным.

Одним словом, мы приходим к парадоксальному заключению, что основная

величина психологии является изначально сложным понятием, которое введено

самими психологами для того, чтобы разложить его на отдельные составляющие

или исходные единицы. Используя концепцию основной величины в целом, надо

помнить о том, что это весьма специфичная концепция, ссылающаяся на

комплексные, а не симплексные понятия, скорее на целое, чем на его части.

Если мы станем размышлять над этим парадоксом, то вскоре должны прийти

к пониманию того, что поиск основной величины психологии сам по себе

является отражением множества взглядов, целой научной философией, которая

предполагает существование атомистического мира - мира, в котором сложные

вещи состоят из простых элементов. Тогда первоочередной задачей ученого

будет сведение так называемого сложного к так называемому простому. Это

должно быть сделано с помощью анализа, посредством дробления на все более и

более мелкие части - до тех пор, пока мы не придем к чему-то далее

неделимому. С этой задачей удалось довольно успешно справиться в других

234.

науках - по крайней мере, на какое-то время. В психологии же она до сих пор

остается нерешенной.

Этот вывод демонстрирует сущность теоретической природы всех

редуктивных усилий. Необходимо понять, что эти усилия вытекают не из

естественной природы науки в целом. Они являются лишь отражением присутствия

в ней атомистического, механистического мировоззрения - а мы имеем серьезные

основания в нем сомневаться. Критикуя редуктивные усилия, мы критикуем не

науку вообще, а, скорее, одно из возможных отношений к науке. Однако, мы

по-прежнему имеем ту исходную проблему, с которой начали. Давайте теперь

перефразируем вопрос и спросим не:

"Что такое основная величина психологии?", а: "Что является предметом

изучения психологии?" и: "Какова природа психологических данных и каким

образом мы можем их исследовать?"

Холистико-аналитическая методология

Как же мы будем изучать нашу индивидуальность, если не с помощью

сведения ее к "элементарным составляющим"? На самом деле, можно доказать, что это является более простой проблемой, чем считают те, кто отвергает

редуктивный подход.

Сначала следует понять, что возражения выдвигаются не против анализа в

целом, а только против той его части, которую мы назвали редукцией. Не стоит

отрицать ценность концепций анализа, частиц и т.п. Просто нужно заново

определить эти концепции так, чтобы они помогали нам выполнять нашу работу

более обоснованно и плодотворно.

Так, если в качестве примера рассмотреть появление краски смущения на

лице, нервные судороги или заикание, то нетрудно заметить, что их можно

изучать двумя различными способами. С одной стороны, их можно исследовать

как изолированные, отвлеченные явления, замкнутые в себе и воспринимаемые

только сами по себе, а с другой стороны - можно считать их выражением

деятельности всего организма, попытаться рассмотреть эти явления во всем

многообразии их связей с организмом в целом, а также с другими его

проявлениями. Это различие в подходах можно сделать еще отчетливее, если

воспользоваться аналогией с двумя возможными способами изучения такого

органа, как желудок: его можно вырезать у трупа и положить на стол

патологоанатома, а можно изучать "на месте" in situ - то есть

непосредственно в живом организме. Современные анатомы понимают, что

результаты, полученные при использовании этих подходов, будут во многом

различаться. Знания, приобретенные при использовании второго способа

исследования, более полезны и более достоверны, чем те, что добыты

искусственно, in vitro. Разумеется, современные анатомы не пренебрегают

исследованием желудка после вскрытия. Эти методы по-прежнему используются, но их применение осуществляется на фоне знаний, полученных непосредственно в

живом организме, знаний о том, что человеческое тело не является набором

отдельных органов, с пониманием того, что структура мертвого тела и

структура тела живого человека - это отнюдь не одно и то же. Короче говоря, анатомы делают то же самое, что делалось и раньше, но, во-первых, они делают

это с другим отношением; во-вторых, при этом они идут дальше, прибегая к

новым методам исследования - в добавление к тем, что традиционно

использовались в прошлом.

Точно так же - с двух разных позиций - можно подойти и к изучению

личности. Можно представить, что мы изучаем либо нечто дискретное, состоящее

из разрозненных частей, либо - нечто, являющееся частью целого. Первый метод

можно назвать редуктивно-аналитическим, второй - холистическо-аналитическим.

В современной практике одним из непременных условий холистического анализа

личности является то, что при его использовании мы осуществляем

предварительное исследование организма для лучшего его понимания в целом и

только потом приступаем к изучению той роли, которую отдельная часть этого

целого играет в устройстве и функционировании всего организма.

В двух сериях исследований, на которых основан материал этой главы

(изучение синдрома самоуважения и синдрома защищенности, то есть уверенности

в безопасности своего положения) использовался холистическо-аналитический

метод. Фактически, эти результаты могут быть выражены не как исследование

самоуважения и защищенности сами по себе, а как исследование их роли в общей

235.

характеристике личности. Если трактовать вышесказанное с методологической

точки зрения, то это означает, что, прежде чем приступать к попыткам

выяснения вопроса о самоуважении личности, автор посчитал необходимым понять

каждый субъект исследования как цельную, действующую и адаптирующуюся

личность. Таким образом, прежде чем субъекту начали задавать конкретные

вопросы о его чувстве собственного достоинства, были проведены исследования

взаимоотношений в его семье, характерных особенностей субкультуры, в которой

он жил, стиля его адаптации к основным жизненным проблемам, его надежд на

будущее, его идеалов, его разочарований и его конфликтов с окружающими. Это

изучение длилось до тех пор, пока автор не почувствовал, что понял субъекта

настолько хорошо, насколько это только возможно при использовании данной

методики. И лишь тогда у него появлялась уверенность, что он сможет понять, какую роль играет самоуважение в тех или иных поступках исследуемого

субъекта.

То, что такая подготовка действительно необходима для лучшего

объяснения поведения человека, можно продемонстрировать на следующих

примерах. Известно, что люди с низким чувством самоуважения обычно более

религиозны, чем люди с высоким чувством самоуважения, но, вместе с тем

очевидно, что существует и множество других факторов, определяющих

религиозность. Чтобы выяснить, не объясняются ли религиозные чувства

человека его потребностью отыскать дополнительные источники силы, необходимо

получить сведения о его религиозном воспитании, о влиянии на него различных

внешних воздействий, направленных против религии или в ее поддержку, узнать, являются ли его религиозные чувства поверхностными или глубокими, искренними

или пришедшими извне. Короче говоря, надо понять, что значит для человека

религия. Человек, который регулярно ходит в церковь, на самом деле может

быть менее религиозным, чем тот, кто не ходит в нее вовсе. Причины посещения

им церкви при этом могут быть следующими: 1) он ходит в церковь, чтобы

избежать общественной изоляции; 2) он делает это, чтобы не расстраивать свою

мать; 3) религиозность у него является не выражением покорности и смирения, а средством осуществления господства над другими людьми; 4) посещение церкви

подчеркивает его принадлежность к более высокому слою общества: 5) он

говорит себе: "Это нравится невежественным массам, и я должен им

подыгрывать" и т.д.

Человек может вовсе не быть сознательным верующим, и все же вести себя

так, как будто он им является. Очевидно, нам нужно узнать, что значит для

него религия как для личности, прежде чем мы сможем оценить ее роль в его

жизни. Сам по себе факт посещения церкви может означать все что угодно, поэтому для нас он не означает практически ничего.

Другой, возможно, более впечатляющий пример, показывающий, как сходное

поведение может означать в психологическом плане сугубо противоположные

вещи, относится к политико-экономическому радикализму. Если он будет взят

per se, сам по себе - то есть с точки зрения бихевиоризма, отвлеченно, вне

связи с общей ситуацией - то, задавшись целью изучить связь поведения с

ощущением собственной безопасности, мы получим крайне запутанные результаты.

Некоторые радикалы чувствуют себя в полной безопасности, другие же пребывают

в состоянии крайней неуверенности в собственном положении. Но если

проанализировать этот радикализм в общем контексте ситуации, то можно с

легкостью выяснить, что некоторые люди становятся радикалами потому, что у

них жизнь тяжела, потому, что они расстроены и разочарованы, и не имеют

того, что имеют другие. При более тщательном изучении жизни таких людей

нередко обнаруживается, что, как правило, они враждебно настроены к своим

ближним, причем иногда это чувство бывает сознательным, а иногда -

бессознательным. О таких людях справедливо говорят, что они Принимают свои

личные проблемы за общемировой кризис.

Но существуют и другие радикалы, представляющие собой совершенно иной

тип личности - хотя внешне они ведут себя так же, как и те люди, которые

были нами только что описаны. Для них радикализм может иметь совершенно

иную, иногда даже абсолютно противоположную мотивацию и внутренний смысл.

Такие люди обеспечены, счастливы, довольны собой, но, однако, из-за глубокой

любви к ближнему они испытывают непреодолимое желание улучшить положение

тех, кому меньше повезло в жизни, они борются с несправедливостью, даже если

она не затрагивает их лично. Такие люди могут реализовывать свои устремления

236.

разными путями: они могут заниматься филантропической или религиозной

деятельностью, произносить проповеди о терпении и покорности, а могут все

свои силы отдавать радикальной политической активности. Их политические

убеждения имеют тенденцию быть независимыми от колебаний уровня их доходов, их личных трагедий и прочих подобных обстоятельств.

Другими словами, радикализм представляет собой форму выражения, которая

может иметь под собой абсолютно разную мотивацию и проявляться у людей с

непохожими типами характера. У одних он может возникнуть из-за ненависти к

ближним, а у других - из любви к ним. Если изучать радикализм просто таким, какой он есть, вряд ли можно прийти к подобному выводу.3

То, что еще осталось сказать о холистическом анализе, будет изложено

гораздо подробнее ниже, после обсуждения ряда других вопросов.

Холистическо-динамическая точка зрения

Общая точка зрения, предлагаемая здесь для обсуждения, является скорее

холистической, чем атомистической, скорее функциональной, чем

таксономической, скорее динамической, чем статической, скорее динамической, чем каузальной и скорее целенаправленной, чем просто механистической.

Вопреки тому, что столь противоположные факторы обычно считаются набором

дихотомий, автор книги подходит к их рассмотрению иначе. По его мнению, на

все это нужно смотреть как на тенденцию к единству и борьбе

противоположностей. Этот взгляд разделяют и некоторые другие авторы - те, кто думают динамично и считают более простым и естественным мыслить скорее

холистически, чем атомистически, скорее целенаправленно, чем механистически

и т. д. Тут вполне уместно также определение "организмен-ный" - в трактовке

Гольдштейна.

Такой интерпретации противостоит организованная, единая точка зрения, которая одновременно является атомистической, таксономической, статической, каузальной и просто механистической. Люди, мыслящие в рамках атомизма, в

свою очередь считают более естественным думать статически, чем динамически, механистически, чем целенаправленно и т. д. Эту общую точку зрения я буду

называть общеатомистической. Лично у меня нет никаких сомнений в том, что

можно продемонстрировать не только то, что эти взгляды имеют тенденцию к

совместному развитию, но и то, что по логике вещей они должны развиваться

совместно.

Здесь необходимо сделать несколько специальных замечаний о концепции

причинности. На мой взгляд, она не просто является одним из аспектов общей

атомистической теории, но имеет первостепенное значение; большинство

авторов, писавших о психологи, относились к ней с незаслуженным

пренебрежением. Эта концепция лежит в самом сердце атомизма и является

естественным, даже непременным его следствием. Если кто-то видит мир как

скопление внутренне независимых реально существующих объектов, то ему все

равно не избежать объяснения очевидного феномена их взаимодействия друг с

другом. Первая попытка разрешить эту проблему привела к появлению идеи: объяснить все с помощью простой модели бильярдных шаров, в которой один

изолированный предмет воздействует на другой изолированный предмет, но при

этом каждый из них сохраняет присущую ему идентичность. Правильность такого

взгляда легко отстаивать, и он казался абсолютно верным до тех пор, пока

картина мира основывалась на старых представлениях физики. Но прогресс

физики и химии поставил вопрос о необходимости модификации подобных

взглядов. Так. в наши дни наиболее софистические доказательства обычно

представляются в терминах множественной причинности. Общепризнанно, что

внутренние связи нашего мира являются слишком сложными и запутанными, чтобы

описывать их так же, как описывается движение шаров по бильярдному столу.

Однако часто бывает так, что в качестве ответа на новые требования

предлагается просто усложнить исходную идею, не подвергая ее фундаментальной

реорганизации. В итоге вместо одной причины мы получаем несколько, но при

этом подразумевается то же, что и прежде: что они действуют изолированно и

независимо друг от друга. Теперь в бильярдный шар ударяется не один, а

десять шаров одновременно, и мы должны просто выполнить более сложные

вычисления, чтобы понять происходящее. Суть методики сводится к тому же

элементарному суммированию независимых предметов для получения "and-sum"

(итогового), как называл это Вертхаймер. По-прежнему не ощущается

237.

потребности в фундаментальном рассмотрении случившегося в комплексе. Каким

бы сложным ни было явление, все равно в его описании все остается

по-старому. Но для того, чтобы более соответствовать растущим потребностям, такое понятие как "причина" все сильнее и сильнее растягивается - и это

длится до тех пор, пока однажды не оказывается, что претерпевшая столь

существенные изменения концепция уже не имеет ничего общего со старой - за

исключением исторических связей. Хотя, по правде сказать, даже столь разные

на вид концепции по сути своей все равно остаются идентичными, так как

продолжают отражать прежний взгляд на мир.

Несостоятельность теории причинности со всей очевидностью проявилась

при рассмотрении личностных данных. Легко можно доказать, что в каждом

личностном синдроме присутствуют не только причинные связи. А это говорит о

том, что, если мы будем использовать причинную терминологию, то нам придется

признать, что каждая часть синдрома является одновременно и причиной, и

следствием влияния любой другой его части или любой группы его частей; далее, нам придется признать, что каждая часть является причиной или

следствием того целого, частью которого он является. Такой абсурдный вывод

будет единственно возможным, если мы будем пользоваться исключительно

причинной концепцией. Даже если в своих попытках соответствовать требованиям

ситуации мы внедрим более современную концепцию циркулярной или реверсивной

причинности, то все равно мы не сможем досконально описать ни

взаимоотношения внутри синдрома, ни взаимосвязи части с целым.

Но это является не единственным недостатком причинной терминологии, с

которой нам приходится иметь дело. Возникают также сложные проблемы с

описанием взаимодействий или взаимовлияний между синдромом в целом и всеми

теми силами, что действуют на него "снаружи". Синдром самоуважения, к

примеру, имеет тенденцию изменяться в целом. Если мы попытаемся вылечить

Джонни от заикания и сосредоточим свои усилия только на этом дефекте речи, то имеется большая вероятность того, что мы либо не изменим ничего, либо

изменим не только его заикание как таковое, но и его общую самооценку или

даже его как личность в целом. Внешние воздействия обычно стремятся изменить

личность в целом, а не только отдельные ее стороны.

Есть и другие особенности подобных ситуаций, которые не поддаются

описанию с помощью обычной причинной терминологии. В частности, существует

одно явление, описать которое очень трудно. Наиболее точно я могу отразить

его, сказав, что организм (или синдром) "проглатывает причину, переваривает

ее и выделяет результат". Когда человек подвергается воздействию

действенного стимула - например, травмы, - возникают определенные

последствия подобного опыта. Но эти последствия практически никогда не несут

на себе точный отпечаток причинного опыта. На самом деле опыт, если он был

по-настоящему действенным, меняет личность в целом. Теперь эта личность уже

отлична от той, которая существовала ранее, и проявляет себя по-иному.

Предположим, например, что в результате какого-то внешнего воздействия у

человека несколько усилились лицевые судороги. Было ли это десятипроцентное

усиление нервного тика вызвано травматической ситуацией? Если мы скажем

"да", то если хотим быть последовательными, должны также сказать, что и

каждый единичный эффективный стимул, который когда-либо воздействовал на

организм, также является причиной этого десятипроцентного усиления лицевого

тика. Каждый опыт, полученный организмом, подобно переваренной и усвоенной

пище, также становится его неотъемлемой составляющей. Не в сэндвиче ли, который я съел час тому назад, кроется причина того, что я пишу сейчас

именно эти слова? А, может быть, все дело в выпитом кофе или вчерашнем

обеде, или в прошлогодних уроках правописания, или в прочитанной на прошлой

неделе книге?

Кажется очевидным, что любое значительное действие - к примеру, составление важного документа, в котором кто-то глубоко заинтересован, - не

вызывается чем-то одним, а является выражением или творческим проявлением

личности в целом, что, в свою очередь, является результатом почти всего

того, что происходило с ней раньше. Также для психолога кажется естественным

думать о стимулах или причинах, осмысливая их в свете последующей адаптации

личности, как о вещах, столкновение с которыми не проходит для организма

бесследно. Полученным результатом здесь будут не причина и воздействие, остающиеся раздельными, а просто новая личность (однако, как правило, 238.

изменившаяся совсем незначительно).

Существует еще один способ продемонстрировать, что общепринятые

причинно-следственные представления не соответствуют требованиям психологии.

Он состоит в том, чтобы показать, что организм является отнюдь не пассивным

агентом, на который воздействуют причины или стимулы, а сам выступает как

активный агент, вступая в сложные взаимоотношения с причиной и также

оказывая на нее влияние. Для людей, читающих литературу по психоанализу, это

вполне очевидно, поэтому нам следует только напомнить читателям о том, что

мы можем не замечать стимулов, можем изменять их, можем восстанавливать или

преобразовывать их, если они искажены. Мы можем стремиться к ним или

избегать их. Мы можем, рассмотрев варианты, сделать свой выбор. Наконец, если понадобится, мы можем создавать их.

Концепция причинности опирается на предположение атомистичности мира, все части которого остаются изолированными даже тогда, когда взаимодействуют

между собой. Однако личность не является изолированной от своих проявлений, поступков и даже воздействующих на нее стимулов (причин), и поэтому, по

крайней мере, при рассмотрении психологических характеристик, эту концепцию

необходимо заменить другой.4 Такая холистическо-динамическая концепция

подразумевает фундаментальную реорганизацию мировоззрения, поэтому она не

может быть просто продекларирована, а должна излагаться поэтапно, шаг за

шагом.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.