Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовой режим территориального моря и внутренних вод.





Внутренние воды – это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 8), они считаются государственной территорией прибрежного государства, находящейся под его полным суверенитетом. К внутренним водам относятся:

а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11);

б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили (ст. 10);

в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов во внутренние воды осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море. Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия (ст. 25, п. 3).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства (ст. 19).

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;

♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т. п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, включая права России в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления. К внутренним морским водам относятся воды:

♦ портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

♦ заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

♦ заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов (с шириной входа в них более чем 24 морские мили), которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в издании «Извещения мореплавателям».

Законодательство России определяет правила плавания и пребывания военных кораблей в военно-морских базах и пунктах базирования, условия захода, в том числе вынужденного, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты России, а также правила мирного прохода военных кораблей. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 г., а также Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. являются фундаментальными концептуальными документами, на которых строится современная деятельность Российского государства как великой морской державы.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.