Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государство и иные субъекты политической системы общества: соотношение и взаимодействие.





Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления.

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления, с другой - оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:

а) структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;

б) обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;

в) в пределах своей компетенции издают правовые акты;

г) являются юридическими лицами;

д) не входят в систему органов государственной власти.

В политической системе общества наряду с государством и органами местного самоуправления важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в проведении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Функции политических партий составляют: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты и т.п.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

3) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию);

4) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) - инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

5) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Понятие "группа давления" раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Это - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).

Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед их требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

44. Традиции российской государственности.

Самая устойчивая и глубоко укорененная отечественная традиция, которая продолжается и сегодня, – традиция экстенсивной динамики. На протяжении последних пяти столетий в русле становления и укрепления этой традиции были подъемы и падения, сужения и расширения, даже взлеты и крушения. Но сам тип хозяйственной культуры, не допускающий инноваций радикальных социально-политических перемен, и присущая ему социально-политическая динамика с характерной неэффективностью и нерациональностью в государственных решениях, только усиливались оставаясь по существу, неизменными.

Наше движение – динамика роста, а не развития. Она складывалась, в первую очередь, на основе и в форме милитаризации, догоняющей модернизации, хозяйственно-административного реформирования и т. п. – известного из классики "административного восторга". И неизменно на пути роста в тот момент, когда могло бы начаться развитие, Россия утыкалась в барьер – мы не можем преодолеть его и сегодня. Итог хорошо известен: последовательное усиление самодержавия, диктатуры, тоталитаризма и вместе с тем усиление порабощения личностной инициативы и энергии.

Догоняющую модернизацию в России всегда осуществляли за счет заимствования инноваций в других странах, но – что очень важно – без понимания причин, ведущих к самим инновациям, и за счет овладения чужими результатами без усвоения и прохождения процессов, необходимо предшествующих таким результатам.

В области знания и образования овладение формами деятельности и организации знания в отрыве от первородного мыслительного, деятельного и организационного опыта неизбежно приводит к утрате смыслов. Их место неизбежно занимает власть форм знания. Они закрепощают человека внутри – духовной самостоятельности не получается, зато обретается опыт почтения и подчинения авторитету.

То же относится и к способам хозяйствования, и к культурным и социально-политическим заимствованиям.

Для развития необходимо самопознание и самосовершенствование. Без них жизнь становится театром абсурдов. Должным без сущего. Отсюда – бесконечная череда обманов и самообманов из платоновского или оруэлловского зазеркалья советской и постсоветской реальности: всевозможные верховные советы, думы, общественные палаты, партии, суды и прочие вполне современные формы – муляжи разделения властей в рамках вполне самодержавных, крепостнических, традиционалистских сущностей российского всевластья. Повсюду – имитация вместо созидания базовых условий раскрепощения инновационной энергии личности, вместо обретения необходимого опыта созидания – опыта неудач и их преодоления.

Причина этого проста и понятна: так работает золотое правило бытия – кто платит, тот и музыку заказывает.

Экстенсивность в качестве русской матрицы сложилась при слиянии ордынской и византийской традиций на почве Московского царства. В Орде – истоки типа нашего насильственного властвования и экспансионизма, в Византии – христианско-православной веры и самодержавно-имперского способа закрепиться в этом мире. Московское царство и Российская империя эти традиции синтезировали, во многом пополнили и укрепили. В частности, отечественное самодержавие во всех его проявлениях – будь то монархия, диктатура, авторитаризм или тоталитаризм, – обеспечивая рост за счет расширения территорий и приращения населения, превратило войну (в том числе и внутри страны, против "своих") в перманентное, обыденное многовековое состояние.

Говорят, чудес в истории не бывает. Но в этом случае чудо произошло, и извечное русское самовластие удивило и потрясло весь мир своим всеохватывающим размахом.

Веками нелегитимный и придавленный, частный интерес все-таки возобладал. Уже в царские времена мы научились, а в советские продолжали имитировать, двурушничать и под видом "беззаветного служения" власти служить самим себе.

Затяжной общественно-политический кризис России – на протяжении всего ХХ века – явно свидетельствует, что потенциал экстенсивной динамики исчерпан достаточно давно, где-то уже к середине прошлого века, но… Победа во Второй мировой войне, образование социалистического лагеря, ялтинское мироустройство, плюс природные ресурсы России/СССР продлили агонию социальной динамики нашего типа до очередной катастрофы – распада СССР, крушения Берлинской стены.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.