Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИЗАНТИЙСКИЙ ВОСТОК И ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ





Красота мира

Удивительно то, что параллельно с неоплатоническим разделением живых существ на тех, кому дана свобода (ангелы и люди) и всех остальных, возникает другое искажение этого вопроса, порожденное стоицизмом. Стоицизм подвигает христианскую мысль на созерцание природы, что, разумеется, не расходится с библейским отношением. Но он может повести опасным путем, который тоже отделяет человека от других живых существ.

Творения Божии, возможно, прекрасны, и мы не устаем взирать на них, чтобы воздать им хвалу и извлечь из них пользу. Но все вновь приводит к человеку. Только он способен возносить хвалы, только он имеет право извлекать пользу из Творения. Другие твари существуют затем, чтобы человек возблагодарил Господа, создателя материальных, эстетических и нравственных плодов, которые они Ему приносят. Но они не могут быть самостоятельными, они сведены до состояния инструментов, за ними не признается ни их изначальное состояние, ни способность проявлять инициативу.

Природа становится для человека вдохновляющим зрелищем, но ее элементы не воспринимаются как партнеры, пусть даже и не равноправные. Так, Василий Кесарийский в своем "Шестодневе" устремляет взгляд на красоты ночи и дня, преходящие чудеса мира служат ему предлогом для того, чтобы возвыситься до вечных чудес. Если видимое так прекрасно, то каково же невидимое?"

Параллельно Августин в "Граде Божьем" позволяет свободно изливаться своему лиризму, как живописному, так и кулинарному, чтобы прославить прелести Творения: "Что за грандиозное зрелище являет собой море, когда оно словно наряжается в многоцветный плащ всех оттенков зеленого, пурпурного и лазурного! И какое изобилие пищи спасает нас от голода, какое разнообразие вкусовых оттенков избавляет от отвращения - и все это без устали подает нам многощедрая природа!"

Этим рассуждениям далеко до псалмов или до песнопения трех отроков в пещи огненной, где растения и животные были не только объектами, но и субъектами восхваления. Эти песнопения начинают именно с них, а затем соединяются с восхвалениями человека, которому предназначено быть руководителем космического концерта, литургии, которая вбирает в себя, проясняет и возносит к Богу голоса всех Его созданий.

Христианам стоического направления было бы полезно прислушаться к "Спасительной речи, обращенной к девственнице", где анонимный автор начала V века говорил: "Знаешь ли ты, что дикие звери и скот ведают Бога и благословляют Его? Послушай Духа Святого, который внушил песнь: "Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите его во веки" (Дан 3.81). Если бы они не могли прославлять Бога, то и не получили бы этого приказания. И не одни они благославляют Бога, но и все категории созданий, видимые и невидимые, непрерывно славят Его."3

В предыдущем столетии Ефрем Нисибийский тоже присоединился к этой библейской традиции, когда воспевал Господа в своем "Комментарии к четырем евангелиям": "Ветра хвалят Тебя, когда взмывают воды. Земля хвалит Тебя, раскрывая свое чрево и отдавая в должное время плоды земные. Моря хвалят тебя устами волн своих, когда голос их вещает, что Ты господствуешь над ними. И эти восхваляют тебя - столь разнообразные растения и яркие цветы, впитывая дождь, увлажняющий их и испарения ночных рос."

Дикие звери-сотрапезники

Начиная с этой эпохи и на много столетий вплоть до арабского завоевания, нужно обратиться к пустыням Сирии, Палестины и Египта, чтобы посмотреть, как переживали аскеты то, что богословы формулировали с таким трудом: сотрапезничество, установленное Христом между всеми тварями. Предвестие конца времен, сближение с дикими зверями - это один из верных знаков, чей смысл очень хорошо понимали некоторые отшельники.

Так, Макарий Египетский проявляет по отношению к животным буквально такое же милосердие, как Иисус, излечивший слепорожденного своей слюной. "Однажды гиена принесла ему своего слепого детеныша. Макарий взял его, смазал слюной глаза, сотворил молитву: животное тотчас же обрело зрение. Покормив детеныша, мать унесла его. Но она вернулась на следующий день, принеся в подарок святому руно большого барана."

За восемь столетий до Франциска Ассизского Теодорет де Сир рассказывает весьма францисканскую историю об одном сирийском монахе, который жил в пещере возле гробницы. У этого анахорета был странный помощник, приносивший ему пищу. "Это брат", - объяснил отшельник. А посетители увидели льва, который, положив перед отшельником гроздь фиников, развернулся, улегся неподалеку и уснул.

Здесь лев стал слугой человека, как это было в раю. Он ведет себя не как укрощенный раб, но как смиренный брат. Также случается, что человек служит зверю, как тот монах, который положил себе на колени пищу для дикого звери, или другой, который по установленному меж ними соглашению давал зверю хлеб и зерна турецкого гороха, при условии, что он больше не причинит вреда другим животным.

Лев аввы Герасима, излеченный святым от раны, не желает расставаться с ним и как верный ученик сопровождает повсюду, питаясь хлебом и вареными овощами. Подозреваемый в съедении осла, который тоже был их спутником и товарищем, он обречен таскать воду вместо него вплоть до дня, когда, оправданный, он снова обретает милость хозяина и через пять лет умирает на его могиле.

И таких историй у Отцов-пустынников множество. Те, кто жил в Африке, знают, что приручить льва вполне возможно. Но, помимо фактической стороны, здесь есть еще символическая. Это сильное животное из семейства кошачьих, обладающее гордым и независимым характером, воплощает природу в самом чуждом и опасном для человека аспекте. Дружба со львом - это примирение с космосом, и даже восстановление господства человека над Вселенной.

Благоухание рая

В VII веке Исаак Сирин замечательно выразил это, говоря в смирении сердечном, то "самые опасные дикие звери, завидев его, приближаются к нему как к хозяину. Они радостно кланяются ему, лижут его руки и ноги, ибо они чувствуют, что от него исходит то же самое благоухание, какое источал Адам до своего преступления и какое Иисус возвращает нам Своим пришествием".

Вот почему Исаак, преисполняясь сострадания ко всему миру, имеет сердце, "которое пламенеет любовью ко всему Творению - к людям, животным, птицам, бесам, ко всякой твари. Он не может вынести зрелища малейшего зла, малейшей печали. Он в слезах молится во всякий час за неразумных животных, за врагов истины, чтобы спасти их. В великом и безмерном сострадании, которое поднимается в его сердце по образу Божьему, он молится даже за змей"10.

В следующем столетии его ученик Иоанн из Далиаты тоже прославляет человека, охваченного "святой Божественной любовью". Эта любовь заставляет его являться "добрым ко всем существам. Хищники пребывают с ним в мире, также как и дикие звери, птицы и ядовитые гады, ибо они чувствуют исходящее от него райское, Божественное благоухание. Даже камни, деревья и вся природа, лишенная чувств, находится с ним в согласии"11.

В другом тексте Иоанн славит Бога, за то что Он сотворил человека "связующим звеном между Богом и остальным Творением, дабы благодаря человеку все твари могли возносить Богу свою благодарность"12. Другой сирийский мистик, живший немного раньше, Симон, выражает ту же самую мысль в великолепном послании: "Осознай, человек, различающий духов, что ты есть образ Божий и связь между всем творением, земным и небесным. Когда ты склоняешь голову, чтобы почитать и славить Бога, то все земные и небесные создания склоняются, чтобы славить Его; а когда ты не поклоняешься Богу и не славишь Его, все твари печалятся о тебе и отворачиваются от тебя."13

Иоанн Дамаскин, четвертый сирийский автор, подхватывает эту тему в своей "Беседе на Рождество Божьей Матери" и раскрывает ее в свете воплощения Слова: "Пусть все Творение празднует и воспевает святой жены святое рождение. Ибо Она породила в мир нетленное сокровище благодати. Благодаря Ей Создатель перевел всю природу в лучшее состояние с помощью человечества. Ибо если человек, находящийся посередине между духом и материей, есть связь между видимым и невидимым мирами, то творящее Слово Бога, соединяясь с человеческой природой, соединяется через нее со всем Творением."14

Хоть это прямо и не говорится в тексте, логически следует, что с помощью Марии Слово обрело плоть, чтобы искупить не только человека, но и всю совокупность Творения. Спасая человека, Богочеловек спасает всю Вселенную. Можно оценить это утверждение, подумав еще и о том, что Иоанн Дамаскин, великий защитник икон, - классический автор восточной традиции.

Чудо с оленем

Тот же Иоанн Дамаскин приводит в своей антологии, которую он присоединил к "Трем трактатам об иконах", чудо, произошедшее с Евстахием, который стал мучеником в Риме в 118 году. Это известное чудо, потому что в Средние века на Западе его приписывали бельгийскому епископу, жившему в VIII веке, Юберу Льежскому, покровителю охотников.

Однажды Евстахий во главе своих солдат преследовал стадо оленей. Его лошадь неслась быстрее всех, и в конце концов он оказался в одиночестве в чаще густого леса и вдруг заметил прекраснейшего оленя, стоящего на большом камне. Он долго смотрел на животное, восхищаясь его размерами. Тогда Господь сотворил чудо. "Подобно истории Валаама, когда Бог вошел в ослицу, он явил Евстахию Святой Крест на рогах оленя. Этот Крест был ослепительней и великолепнее солнца. И среди рогов явилось ему тело Господне."

Подобно Павлу на пути в Дамаск, Евстахий услышал голос, говорящий: "Евстахий, почему ты преследуешь меня? Смотри, из-за тебя Я явился в виде этого животного. Я Иисус Христос, Которому ты поклоняешься, даже не зная этого, ибо до Меня дошли известия о благодеяниях, которые ты оказывал узникам. Поэтому Я пришел, чтоб открыться тебе в виде оленя, захватить тебя в плен и уловить тебя в сети Моего человеколюбия."15

Очень волнует зрелище животного, которое не только обращает язычников, но и бессознательно объединяется со Христом. Здесь подчеркивается образ уловленного ловца, хищника, восхищенного в сети его святой жертвы. Но нет ли другого, более скрытого сближения между мучеником-оленем, которого хотел убить Евстахий, и мученичеством Иисуса, преданного грешникам, словно жертвоприношение животного таинственно участвует в жертвоприношении Христа, чей спасительный Крест возникает между рогов оленя?







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.