Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В отличие от унитарного государства федерация сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.





Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью.11 Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. № 8-9. С. 155. Субъекты, составляющие федеративное государство, имеют собственное административно-территориальное деление.

Федеративные государства, в отличие от унитарных, обладают следующими характерными чертами:

1. В них существуют две системы органов высшей государственной власти - федеральные и субъектов федерации, которые формируются отдельно путём их избрания населением, соответственно, всей страны или субъекта федерации и которым подчинены соответственно другие федеральные органы или органы субъекта федерации.

В унитарных государствах высшие государственные органы одни. Они называются центральными или главными. Все остальные органы на всей территории страны подчинены им.

2. Субъекты федерации обладают учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции или иного основного закона, определяющего структуру высших органов власти субъекта федерации, регулирующего порядок их взаимоотношений и деятельности.22 Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320.

В унитарных государствах одна конституция, которая и определяет характер и структуру центральных органов.

3. Субъекты федерации являются государственными образованиями и обладают определённым суверенитетом. Однако их суверенитет не полный, не такой, как у самостоятельных государств, а ограничен суверенитетом федеративного государства. Это обстоятельство выражается в том, что компетенция между центральными федеральными органами и органами субъектов федерации разграничена федеральной конституцией. При этом субъект федерации в пределах своей компетенции принимает независимо от центра самостоятельные решения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пределах этих полномочий субъекты Федерации суверенны в законодательной, исполнительной и судебной сферах своей деятельности.

В унитарных государствах административно-территориальные образования никаким суверенитетом не обладают.

4. Субъекты федерации имеют свои системы законодательства и судебных органов. Система законодательства субъекта федерации складывается из нормативных правовых актов, принятых законодательными и иными органами данного субъекта федерации в пределах их компетенции. К примеру, судебная система субъекта Российской Федерации состоит из конституционного или уставного суда субъекта федерации и мировых судей.

В унитарном государстве система законодательства и судебная система едины на всей его территории.

5. В федеративном государстве, как правило, двухпалатный парламент. При этом одна палата избирается всем населением страны, а другая - формируется из представителей субъектов федерации.

В унитарном государстве парламент, как правило, однопалатный.11 Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320-321.

6. В федеративном государстве существуют две системы государственных налогов - федеральная и налоговая система субъектов федерации, и соответственно формируются два государственных бюджета.

В унитарных государствах одна система государственных налогов и один государственный бюджет.11 Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 321.

По мнению некоторых учёных, федерации бывают симметричными и несимметричными. При этом под симметричными федерациями понимаются такие, в которых субъекты федерации образуются по одному основанию, например национальному или административно-территориальному, и являются равноправными. Такими федерациями являются США, ФРГ.

13. Закон, как основной источник права.

Закон в юриспруденции — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.[1]

Первый письменный свод законов был создан в Месопотамии царём Хаммурапи.

закон объективно признается основным источником права. Он регулирует все наиболее важные, принципиальные общественные отношения. Это вызвано такими существенными преимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкость изложения материала, длительность существования и действия. Помимо этого, закон наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Остальным же источникам права отводится хотя и существенная, но все же вторичная роль. Ониобладают меньшей юридической силой.

Благодаря своим преимуществам, закон выступает главным регулятором общественных отношений и гарантом законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что закон, как источник права, имеет исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве.

14. Правовая культура. Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние, как отдельной личности, так и общества в целом.
Структура правовой культуры:
• Состояние правосознания в обществе.
• Действенность функционирования правовых органов и учреждений.
• Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).
• Состояние законности и прочность правопорядка.
Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры.

15. Механизм государства: понятие, основные признаки.

Механизм государства - это "набор" и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства. Признаки механизма государства:

наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

сложная структура;

взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций. 16. Понятие законности. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.
Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права.
Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

17. Высшие органы государственной власти и управления.

1. Глава государства, его роль, статус и полномочия.
2. Парламент, его характеристика, организация работы и полномочия.
3. Правительство, его характеристика, порядок формирования, полномочия

1.В государстве имеется разветвленная система высших органов государственной власти, среди которой важнейшую роль играют органы исполнительной власти (глава государства, правительства), законодательной власти (парламент) и судебной власти. Эти три ветви власти должны быть разделены, независимы и уравновешены друг с другом с помощью системы сдержек и противовесов.
1. Глава государства - центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Это либо монарх, либо президент. Статус главы государства:
1 - олицетворяет собой единство нации;
2 - является символом государства;
3 - представляет страну на международной арене;
4 - выполняет высшие государственные функции во внутри-политической жизни страны;
5 - служит связующим звеном между высшими органами власти.
Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. В монархиях, как известно, главой государства становятся по наследству. Монарх имеет особый титул "император, царь, король, султан, шах, и т.д." и государственные регалии "трон, корону, скипетр, и др.". После того, как монарх начинает царствовать, на содержание двора (т.е. штата лиц, ведающих частными делами монархии) выдаётся цивильный лист, это определенная сумма денег. Также монарх получает доход от принадлежащих ему акций, недвижимости и т.д.
В случае, когда монарх не имеет возможности исполнять функции (малолетство, болезнь), его обязанности возлагаются на регентский совет или опекуна.
Главное отличие президента республики от монарха заключается в том, что это пост выборный. Президент может избираться:
1 - парламентом, это характерно для парламентских республик;
2 - специальной избирательной коллегией;
3 - коллегией выборщиков;
4 - прямым голосованием избирателей, это характерно для президентских республик. Так избирается президент в Республике Беларусь.
В конституциях стран, как правило, провозглашается право граждан выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Ограничения связаны с возрастом, гражданством. Так, в Республике Беларусь президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не мене 10 лет непосредственно перед выборами.
Срок полномочий в разных странах не одинаков. В Республике Беларусь - 5 лет. В ряде стран ограничивается срок пребывания на президентской должности одного и того же лица. В Республике Беларусь - 2 срока.
Если по каким - либо причинам президент не может выполнять свои функции, на его место назначается либо вице-президент, либо премьер-министр (Беларусь).
Как известно, в президентской республике полномочия президента значительны, он обладает реальной властью. В парламентской же республике президент, как правило, выполняет чисто представительские функции. Фактически полномочия главы государства принадлежат премьер-министру.
В президентских республиках президент, как правило, с ведома и согласия парламента, формирует правительство и возглавляет его. И оно ответственно перед президентом, а не перед парламентом.
Республика Беларусь является президентской по Конституции и глава государства имеет соответствующий правовой статус. Президент не может быть депутатом парламента, однако обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе парламента, выступать перед депутатами в любое время с речью или сообщением. Президент имеет право досрочно распустить парламент в случаях, предусмотренных Конституцией. При отказе в доверии правительству парламентом, выражении парламентом вотума недоверия правительству, при двукратном отказе Палатой представителей в даче согласия назначения Премьер-министра. Также полномочия палат могут быть прекращены досрочно на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь.
На весь срок полномочий президент приостанавливает членство в политических объединениях.
Президент Республики Беларусь имеет широкие полномочия в международных делах, является Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент назначает членов Верховного суда и других судов с согласия Совета Республики, имеет право помилования и амнистии, но вмешиваться в судебный процесс не должен.
Президент страны решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлению убежища. Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.
Президент Республики Беларусь в любое время может подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Президент считается смещенным, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и Палаты представителей. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.
Таким образом, президент наделен широкими полномочиями, что дает ему возможность консолидировать общество, быть гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
2. Парламент (от фр. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государственной власти. Представительные учреждения существовали уже в Древней Греции и Риме. Были они в период Киевской Руси в Новгородской и Псковской феодальных республиках, в Великом княжестве Литовском. В Англии парламент был образован в 1215 г. Однако своё назначение они стали выполнять после буржуазных революций XVII-XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей. С этого времени были разделены функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
В разных странах высший представительный орган называется по разному. В Великобритании, Франции, Италии он называется парламентом. В США и странах Латинской Америки - конгрессом. В России - Федеральным собранием, в Республике Беларусь - Национальным собранием.
Парламент бывает однопалатный и двух палатный. Однопалатные парламенты в Швеции, Дании; двух палатные - в США, Германии, Великобритании, Франции, России, Белоруссии. Нижние палаты и однопалатные парламенты всегда формируются путем прямых выборов. Верхние в разных странах по разному: либо назначаются главой государства (Канада, Иордания), либо избрания (США, Франция, Италия). В Республике Беларусь от каждой области и г.Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Нижняя палата, как правило, ответственна за решения повседневных вопросов внутренней и внешней политики, обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели высшая. Например, в США депутаты палаты представителей избираются на два года, в то время как сенаторы - на шесть лет. Во Франции соответственно - на пять и девять лет. В нашей республике обе палаты на четыре года избираются.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если один млн. человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. У нас в нижней палате насчитывается 110 депутатов.
Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. По этому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум. У нас кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.
Важнейшим условием качественной работы парламента является профессионализм и компетентность депутатов. В большинстве стран требования к депутатам весьма высоки. Как правило, депутатами становятся юристы, политологи, журналисты, бизнесмены.
Кроме того, важно чтобы депутаты работали на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий депутаты не совмещали бы работу в парламенте с какой либо другой деятельностью. Наша Конституция закрепляет работу депутатов Палаты представителей на профессиональной основе.
Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь депутаты имеют парламентерские привилегии. Первая - иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля. Вторая - индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживает голосованием.
Основными элементами внутренней организации палат парламента являются партийные (депутатские) фракции, парламентские Комиссии (комитеты), руководящие органы палат.
Обычно депутаты в каждой палате объединяются по партийным интересам, образуя фракции. Признанная фракция имеет право на свое помещение в здании палаты, участие в формировании органов палаты, в определении повестки дня, участие в дебатах и т.д.
Парламентские Комиссии (комитеты) играют важную роль в организации работы парламента. Они бывают постоянные и временные. Возглавляет комиссию председатель. Комиссии разрабатывают основу законопроекта.
Руководит работой парламента (палаты) председатель (спикер). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты. Он выполняет функции председательствующего, представляет палату в её отношениях с другими органами власти, следит за расходом финансовых средств палаты, за работой её административного аппарата.
Таким образом, в число руководителей палаты входят председатель палаты, председатели комиссий (комитетов), лидеры партийных (депутатских) фракций.
К важнейшим полномочиям парламента относятся:
1 - полномочия законодательного характера (принятие законов);
2 - утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении;
3 - участие в формировании правительства, других государственных органов, контроль над их деятельностью;
4 - внешне политические полномочия.
Законодательная деятельность парламента осуществляется в соответствии с регламентом парламента. Первая стадия законодательного процесса - внесение законопроекта. Парламент в праве рассматривать только тот законопроект, который вносит лицо или орган, обладающий правом законодательной инициативы. В Республике Беларусь это Президент, Совет Республики, правительство, избиратели (не менее 50 тыс. человек). Вторая стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарном заседании палаты. Как правило, законопроект в начале рассматривается в соответствующих комиссиях. Затем законопроект рассматривается в нижней палате, где вносятся поправки и дополнения. Как правило, законопроект рассматривается в нескольких чтениях. После принятия законопроекта нижней палатой он поступает на рассмотрение в верхнюю палату. В большинстве стран, в том числе и у нас, верхняя палата одобряет или отклоняет законопроект, принятый нижней палатой.
Третья стадия законодательного процесса - подписание закона президентом. В Республике Беларусь президент может принять в отношении этого документа следующие действия. Подписать в течении двух недель, если в течении этого срока президент не подписывает законопроект, он считается подписанным.
При несогласии с текстом закона Президент может воспользоваться правом отлагательного вето, т.е. вернуть закон в парламент со своими возражениями. Вето Президента может быть преодолено, если обе палаты проголосуют не менее двумя третями голосов от полного состава. После преодоления вето Президента он подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
Контроль над деятельностью исполнительной власти - важнейшая функция парламента. Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы; интерпелляции, адресуемые депутатами премьер-министру, министрам с требованием дать объяснение по тому или иному факту.
В некоторых странах существует особый институт парламентских комиссаров (омбедеманов), назначение которых - контроль над соблюдением законов государственными чиновниками. В ряде стран парламент имеет счётную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счёта по использованию государственного бюджета.
3. Для реализации полномочий в исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся правительство. Правительство - формально-коллегиальный орган исполнительной власти, несущей ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс.
Правительство чаще всего официально называется Кабинетом Министров, у нас - Советом Министров. Глава правительства называется в большинстве стран Премьер-министром, в Республике Беларусь так же. В ФРГ, Австрии глава правительства - канцлер.
Правительство является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. При этом в странах с парламентской формой правления (и в монархиях и в республиках) правительство является органом общего политического управления и занимает центральное место в системе высших органов власти. Решающую роль на практике играет, как правило, глава правительства.
Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику в зависимости от формы правления, но общая черта - партийная основа.
В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. Президент, как правило, является и главой правительства, он пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, хотя и по согласованию с парламентом. В Республике Беларусь президент назначает с согласия палаты представителей только Премьер-министра. Остальных членов правительства назначает и освобождает по своему усмотрению.
В государствах с парламентскими формами правления правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающиеся на современное парламентское большинство этих партий. Как правило, такое правительство является нестабильным, и часто досрочно уходит в отставку.
В странах с парламентскими формами правления правительство ответственно перед парламентом.
Важнейшие полномочия правительства:
1 - осуществлять общее руководство и управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства;
2 - направляет законодательную деятельность парламента, используя для этого право законодательной инициативы;
3 - координирует деятельность всех министерств и ведомств;
4 - готовит проекты государственного бюджета;
5 - обеспечивает его выполнение;
6 - соответствующие министерства и ведомства осуществляют руководство своих отраслей.
7 - в случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности правительство может вводить чрезвычайное или военное положение;
8 - Внешнеполитические полномочия - право на проведение международных переговоров и принятие решений об их вынесении на ратификацию парламентом.
Во всех странах правительство обладает разветвлённым чиновничье-бюрократическим аппаратом, важнейшими органами которого являются министерства (департаменты), специальные ведомства.
Правительство Республики Беларусь подотчётно Президенту и ответственно перед парламентом.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей, и министров, а также иных руководителей республиканских органов управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Правительство или любой член правительства вправе заявить президенту о своей отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о недоверии правительству по предоставленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена правительства.
Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяется на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

18. Понятие правопорядка, гарантии.

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированности и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.Основные признаки правопорядка: 1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;7) устанавливает строгую общественную дисциплину;8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.Содержание правопорядка — система правовых и не правовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано норма- ми права и достигло целей правового регулирования.Различают содержание правопорядка:1. Материальное — система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности.2. Юридическое (государственно-правовое) — система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства. Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка можно разделить на:• общесоциальные;• специально-социальные – юридические и организационные. Общесоциальные гарантии законности:1) Экономические 2) Политические 3) Идеологические Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы: Юридические — предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение; Организационные — мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противодействия случаям организованной преступности, борьбе с коррупцией и т.п.

19. Высшие законодательные органы, их полномочия.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это:

утверждение программ социально-экономического развития региона;

установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ);

установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

проведение выборов в органы местного самоуправления;

определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;

утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

20. Правовое сознание. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально “перестроить” и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания. Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Студентам необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой, — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разно-векторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья. В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

21. Высшие исполнительные органы, их полномочия.

Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999г. К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

государственная и территориальная целостность РФ;

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

единство системы государственной власти;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

самостоятельное осуществление своих п







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.