Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление церковью на Востоке. Иерархические должности.





Восточные церкви также унаследовали иерархию наследственной преемственности, которая зиждется на рукоположенном священстве: «Но так как Церковь должна, по обещанию Христову, пре­бывать до скончания века, то и полнота правительственной вла­сти, дарованной от Христа Апостолам, должна была не окон­читься с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. По сему Апостолы передали свои полномочия избранным преемникам своим с тем, чтобы оно продолжалось в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (блюстителей), Апостолы поручили в основанных христианских общинах высший надзор и управление (архипастырство), чего Апостолы не могли всегда удержать за собою лично, как обя­занные распространять христианство во всем мире»[2]

Вследствие распределения обязанностей между служителями церкви образовалась первая иерархия, состоящая из особого разряда членов церкви, которую назвали клиром (в пер. жребий; доставшийся по жребию удел). Другие члены церкви стали называться братьями, а затем мирянами (принадлежащими к народу).

Таким образом, высшая, в собственном смысле, прави­тельственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам — преемникам их; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении, а другие члены клира — служебными лицами». («Лекции по цер­ковному праву», заслуженного профессора Императорского Учи­лища Правоведения протоиерея В. Г. Певцова)[3]

Епископы, клир и миряне составляли собою единую Церковь, имея одну Главу — Христа. Епископы и члены клира управляли, учили и совершали богослужение; миряне были «пасомыми», но и они также принимали участие в богослужении, в управлении церковными делами и даже в избрании епископов и членов клира.

Епископские округа получили потом название епархий. Это название заимствовано от гражданского разделения Римской империи времен Константина Великого. Епископы поддерживали единство друг с другом, собирали, по примеру Апостольского собора, совещания соседних епископов. Постепенно созда­вались округа, центром которых были главные города Римской империи. Они имели значение в церковном отношении, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов-митрополий были пер­венствующими и именовались архиепископами, председательствуя на окружных соборах. С IV в. в восточных Церквях им присвоено было название митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами. До учреждения патриаршеств митрополиты ставились на должность собором епископов округа.

В первые же столетия приобрели особое значение и влияние в Церкви митрополиты Рима, Александрии и Антиохии Сирийской, так как в этих городах епископские кафедры были основа­ны самими Апостолами.

После основания Константинополя, новой столицы империи, или нового Рима, его епископу дана была власть митрополита, на втором же Вселенском Соборе предоставлено преимущество чести и старшинства за римским епископом. В V в., со времени Халкидонского Собора, этим первенствующим митрополитам, называвшихся иногда экзархами (начальниками), присвоено бы­ло почетное звание патриархов (начальники отцов). Во внимание к той чести, которую в глазах христиан имел город Иерусалим, наименование патриарха получил и митрополит Иерусалимский.

По постановлению Трулльского Собора, порядок старшин­ства патриарших кафедр был установлен следующим образом: рим­ская, константинопольская, александрийская, антиохийская и иерусалимская. С конца XVI в. шестое место заняла патриархия мос­ковская.

«Если отдавались преимущества некоторым церквам и их предстоятелям, то это происходило по особым обстоятельствам, указанным выше, и было только первенством чести, а не господством; епископы церквей больших и главных горо­дов были только первыми между равными. Несмотря на это, уже во II и III веках со стороны римских епископов были сделаны попытки образовать главенство в Церкви, т. е. поставить рим­ского епископа во главе всей Вселенской Церкви с правом вер­ховной власти.

Эти попытки обосновывались на преимуществе чести римской церкви, которое отдавалось ей во всех западных и даже восточных церквах. В конце II века возникли споры по вопросу о времени празднования Пасхи.

«Управление каждой местной церковью сосредоточивалось в лице ее предстоятеля, епископа, как преемника апостольской власти. Он заведовал всеми церковными делами: без его во­ли пресвитеры и диаконы не могли ничего совершать (39-е Апост. прав.), и тем менее устраивать отдельные богослужебные собрания без его благословения (31-е Апост. прав.). Вследствие той тесной связи, которая объединяла между собою всех членов Церкви в одно целое, епископское управление имело характер управления семейного, и самому епископу, поэтому, часто присваивалось звание отца (рара). Под главным надзором еписко­па принимали деятельное участие в управлении клир и миряне. По всем важнейшим церковным делам епископ всегда совещался со своими пресвитерами и диаконами и выбранными стар­цами из мирян. К таким делам относились: обсуждение вопросов об избрании на церковные должности, дела о членах, впавших в ереси, дела о падших во время гонений, суд над теми и другими, важнейшие вопросы по распоряжению церков­ным имуществом и т. п. Пресвитеры, диаконы и старцы из мирян, таким образом, составляли при епископе как бы глав­ный совет его. Ближайшими же советниками и помощниками епископа по управлению церковью были вообще пресвитеры. При их участии епископ избирал кандидатов на церковные долж­ности, главным образом через них наблюдал за жизнью па­ствы, вместе с ними распоряжался церковным имуществом и вообще обсуждал с ними все церковные дела. Пресвитеры, во главе с своим архипресвитером (лицом ближайшим к епископу), составляли при последнем пресвитерский совет.

При смерти или отсутствии епископа, они заведовали всем церковным управлением. Значение диаконов в церковном управлении состояло в том, что они были первыми исполните­лями всех поручений, решений и распоряжений епископа по всем церковным делам. По поручению епископа они собирали справ­ки, нужные ему по тому или другому делу, раздавали по назначению его из церковных сумм бедным и другим нуждающимся лицам, объявляли верующим решения епископа (напр., о времени и месте богослужебных собраний, и т. д.). Первое место между диаконами занимал архидиакон (тот, который был ближайшим и доверенным у епи­скопа лицом). Он имел в своем ведении всех диаконов и низших клириков, наблюдая за их жизнью и руководствуя при богослужении. Вследствие своих непосредственных отношений с епископом и близости к нему, а также вследствие постоянных и близких отношений с мирянами, диаконы, и особенно архидиаконы, приобретали иногда большое влияние на управление церков­ными делами, даже большее, чем пресвитеры, от чего и отно­сились к последним так, как будто бы они занимали выс­шую иерархическую степень.

«Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были, так называемые, хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень, и особо уполномоченные от епископа города. Имея под своим руководством определенный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при помощи клира и мирян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомственных им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа, даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же, хорепископы находились в подчинении у епископа:

1. Архипресвитеры, как полагают, появились в первые века христианской Церкви.

2. Архидиаконство также, как полагают, появилось в первые века, даже во времена апостольства, когда первым архидиаконом был св. Сте фан, один из семи диаконов Иерусалимской Церкви. Поэтому 1-й Вселенский собор счел нужным указать диаконам настоящее их место в иерархии города, так как и самое назначение их на должность зависало от него» (Е. Смирнов).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.