Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б. Современная унитарная вера (отрицание учения о святой Троице)





Приблизительно в тот же период, когда философы-рационалисты начали провозглашать свои антихристианские идеи, зародилось еще одно течение, оказавшее разрушительное действие на многие церкви того времени. Это течение оказало значительное влияние на религиозную жизнь как в Англии, так и в Соединенных Штатах. Назвали это течение унитарной верой, потому что это учение противоречило учению Библии о Троице. Отрицая святую Троицу, унитарианцы тем самым отвергают божество Господа Иисуса Христа. Инициатором унитарной веры считают англичанина Джона Биддла (1615-1662). Первая унитарная община была основана в Англии в 1774 г. В конце восемнадцатого века унитарная вера стала распространяться в Америке среди конгрегационных церквей Новой Англии. А так как возникновение унитарной веры имеет прямое отношение к исследуемому нами вопросу о распространении лжеучений и позиции сепаратизма, то оправданной будет постановка вопроса: а с чего же все это началось? Не странно ли, что такое явное лжеучение, как унитарная вера, распространилось среди тех церквей, которые были основаны пуританами? Один из унитарных писателей сам отвечает на этот вопрос и его ответ заслуживает серьезного внимания. Он утверждает, что "унитарная вера возникла в результате компромисса". Во введении к своему исследованию о лидерах унитарной церкви, этот автор пишет: "Они обращали больше внимания на те вопросы, по которым они приходили к взаимному согласию, чем на те, которые приводили их к разногласиям. Во имя мира в церквах они готовы были пойти на уступки и компромисс" (Самуил Элиот, "Вестник либеральной веры"). Становится ясно, что даже в самых строгих церквах, придерживавшихся всех истинных библейских доктрин, нашлись служители, которые дорого поплатились потом за свой мягкий и дружелюбный подход к серьезным проблемам, не заметив смертоносного яда лжеучений в протянутой к ним руке, символизировавшей дружелюбие. Мы и сегодня должны остерегаться тех, кто готов идти на всевозможные компромиссные уступки за счет Библии, под предлогом сохранения "мира в церквах".

В. Современный религиозный либерализм бросает вызов христианской вере

Во второй половине девятнадцатого века можно было наблюдать стремительное объединение между собой вышеописанных течений, а также и многих других. Во внешнем течении жизни Церкви не было заметно никаких существенных перемен, так как все изменения производились постепенно и неприметно. В 1859 году был опубликован труд Чарльза Дарвина "Происхождение видов". Высказанные в нем мысли потрясли многих ученых. Его книга "Происхождение человека" вызвала противоречивые отзывы, так как содержала открытый вызов библейскому описанию сотворения человека в книге Бытие. В этот период и в Америке, и в Европе религиозные либералы начали провозглашать свои взгляды более открыто. Для того, чтобы придать новому учению больше веса, кто-то предложил назвать его,евангельским либерализмом". В первой половине двадцатого века возрасла популярность Хореса Бушнелла и его эволюционных взглядов на христианское образование, отвергшего необходимость духовного возрождения. В. Гладден, Ф. Брукс и Ш. Маттью подчеркивали социальное значение религии, отвергая при этом существенно важные основы веры. Все они находились под влиянием доминировавших в то время в обществе гуманистических и эволюционных идеч. Подобные явления наблюдались во второй половине прошлого века не только в Америке, но и в Великобритании: так, в Англии произошло одно из первых открытых выступлений против либерального богословия, когда Чарльз Сперджен, один из самых выдающихся сепаратистов всех веков, открыто бросил вызов модернизму.

Г. Полемика, разгоревшаяся в Англии по вопросу сепаратизма

Давайте постараемся поглубже вникнуть в сущность известной английской полемики, разгоревшейся внутри Баптистского Союза в Англии, так как она является своеобразным критерием в конфликте между сторонниками сепаратизма - с одной стороны, и сторонниками компромисса с либеральными богословами и либеральными служителями - с другой стороны, и может проиллюстрировать очень важные принципы фундаментального подхода к евангельскому служению.

Предмет разногласий

Религиозный либерализм постепенно развивался и в восемнадцатом веке значительно утвердился. Либеральный дух проник в различные сферы общества, оказывая свое влияние и на религиозные круги, и в результате Библию к тому времени уже перестали считать Книгой, заслуживающей безусловного доверия, так как либеральные богословы объявили, что она не является откровением Бога. Человека они уже не рассматривали, как погибшего во грехах, а наоборот, смотрели как на существо, постоянно совершенствующееся. Многие не верили в существование ада и в возможность вечного осуждения. Такие явные религиозные либералы, как Р. В. Дейл, считались самыми авторитетными евангельскими богословами. Закваска неверия, не встретив сопротивления, проникала на кафедры церквей большинства христианских деноминаций. Баптисты первыми открыто противостали завуалированному распространению нового лжеучения. К тому времени модренизм стал проникать в круги баптистов, живших на Британских островах, хотя истинная суть модернизма все еще прикрывалась призывами к верности евангельской вере (так как руководители Баптистского Союза всеми силами старались избежать всякой полемики и конфронтации). Но Чарльза Сперджена, пастора самой большой в мире баптистской церкви того времени, не удовлетворяла эта поверхностная видимость благополучия. Сперджен был не только замечательным проповедником, но также обладал глубоким пониманием библейских основ веры и был верным последователем евангельской веры, переданной апостолами. Тревога Сперджена о состоянии упадка среди братьев-баптистов в Англии привела к знаменитой полемике, вызванной в первую очередь тем, что многие баптистские церкви в Англии пошли на компромисс, отвергая основы веры в божественное происхождение Божьего Слова. Они также отвергали учение апостолов, записанное на страницах Библии, согласившись с чисто человеческим модернистским толкованием Священного Писания.

Суть полемики

В марте и апреле 1887 года в издаваемом Спердженом журнале "МЕЧ И ОТВЕС" были опубликованы две статьи. В них обсуждалась проблема религиозного либерализма и были высказаны предупреждения об опасности влияния модернизма. В последующих номерах своего журнала Сперджен также выразил тревогу по поводу проникновения либеральных идей в среду баптистов. Содержание этих статей и вызвало полемику в Баптистском Союзе (объединявшем баптистские церкви Британских островов). Основной причиной разногласий был вопрос о божественном происхождении Священного Писания, так как компромисс в понимании этого вопроса неизменно приводит также и к компромиссу в области веры. Сперджен открыто заявил, что среди баптистов отдельные служители придерживались ошибочных взглядов в толковании целого ряда библейских доктрин, потому что они не признавали божественного происхождения Библии. "Обвинения, выдвинутые Спердженом, поставили его современников-баптистов в затруднительное положение. Хотя невозможно было уже продолжать скрывать тот факт, что многие евангельские верующие в то время отрицали учение Библии о вечном осуждении грешников, в то же время эти христиане искренне верили, что при этом сущность евангельской веры якобы оставалась прежней и ничуть не менялась. Возникал вопрос: что же является сущностью веры? Для Сперджена, например, было совершенно ясно, что "богодухновенность" в традиционном библейском понимании этого слова означает безошибочность Библии во всех вопросах. Говорить о богодухновенности документа, содержащего ошибки, означало бы, что смысл слова "богодухновенность" изменился, а это бы только усугубило недоразумения и противоречивые мнения. Но среди евангельских христиан были те, кто сознательно препочитал иметь в своей среде недоразумения и взаимоисключающие мнения". (У. Б. Гровер "Евангельские инакомыслящие и высший критический разбор Библии в 19 веке", стр. 167). Многие известные проповедники, как например Иосиф Паркер, предпочитали не занимать определенной и конкретной позиции в вопросе богодухновенности Священного Писания. Баптистский Союз был в таком состоянии, что "дух свободы" в основополагающих вопросах веры не встречал никаких ограничений. Один из биографов Сперджена пишет следующее: "Баптистский Союз состоял из баптистов и конгрегационалистов и был очень свободной и либеральной организацией, не обязывавшей своих членов придерживаться определенных библейских доктрин или символа веры. Однако, в Баптистский Союз входили также многие сильные фундаментальные проповедники, в основном трудившиеся в Лондоне и его окрестностях. Но были также в Союзе такие пасторы, которые открыто провозглашали с кафедры так называемый "современный научный подход", отстаивая теории высшего критического разбора Библии и более либерального толкования ветхозаветных истин" (Рассел Конвелл "Жизнь Чарльза Сперджена", стр. 468-469). Для того, чтобы выявить лжеучителей, затаившихся в Баптистском Союзе, Сперджен предложил, чтобы Союз разработал единый богословский символ веры Однако Сперджен столкнулся с сильным противодействием, когда руководством Баптистского Союза был поднят вопрос о нарушении этим баптистского принципа свободы. Невольно возникает вопрос: не было ли это хорошо продуманным ходом со стороны руководства Союза, расчитанным на то, чтобы замаскировать и прикрыть убеждения определенных либерально настроенных личностей, не желавших открыто заявить о своих ложных убеждениях. Подобные доводы о нарушении принципа баптистской свободы выдвигались в последующие годы и в других странах, как например, когда американские баптисты-фундаменталисты безуспешно пытались побудить Северную Баптистскую Конвенцию в США занять более определенную доктринальную позицию. Религиозные либералы и их сторонники - обычно извечные противники ясных богословских формулировок. Сперджен же в своей статье как раз и заострял внимание на этом важном вопросе, который на протяжении веков пытались разрешить многие верующие: "Перед нами - серьезный вопрос: могут ли быть близкие братские взаимоотношения между теми, кто живет по вере, однажды преданной святым, и теми, кто отвернулся от истины Благой Вести? Христианская любовь выдвигает определенные требования. Разделений сторонятся, как самого страшного зла. Но есть ли какое оправдание тому, что мы продолжаем находиться в союзе с людьми, отступившими от истины?" (И. Муррей "Забытый Сперджен", стр. 149). В октябре 1887 года Сперджен объявил о своем решении отделиться и выйти из Баптистского Союза, так как он не мог больше разделять общение с теми, кто проявлял терпимость к неверию и отступничеству. В своем журнале "МЕЧ И ОТВЕС" он таким образом объяснил свою позицию: "Верующие в искупление посредством заместительной жертвы Христа находятся сейчас в союзе с теми, кто ставит Его ни во что. Верующие в Святое Писание разделяют общение с теми, кто отвергает учение о безошибочности и богодухновенности Библии. Придерживающиеся основ Евангельского учения открыто участвуют в совместном служении с теми, кто отрицает существование греха, кто отвергает личность Духа Святого, с людьми, которые считают оправдание по вере аморальным, и верят в существование чистилища... Да, перед нами воистину ужасное зрелище: называющие себя христианами открыто заявляют о своем тесном союзе с теми, кто отрицает основы веры и не скрывает своего презрительного отношения к сохраняющим верность Христу. Не вдаваясь в большие подробности, я должен сказать, что мы не можем называть такие союзы христианскими союзами, а скорее всего, они похожи на преступный сговор. Мы твердо убеждены, что там, где не может быть истинного духовного общения, не должно оставаться и никаких притязаний на объединение в одно братство. Сотрудничество же с явным и губительным лжеучением есть ни что иное, как прямое соучастие в этом грехе" (Журнал "Меч и отвес", ноябрь, 1887 г.). Эта краткая цитата из статьи Сперджена как нельзя лучше отражает убеждения сепаратистов всех веков, потому что именно в этом и заключается суть всего вопроса отделения. Сперджен жил в век больших перемен как в социальном, так и в религиозном мире. Однако, не все были настолько же дальновидны, как Сперджен, в правильности оценки положения и всех далекоидущих последствий. Многие из его современников, а также представители последующих поколений, искали ответа на вопрос: а прав ли был Сперджен в том, что он отделился от Баптистского Союза? Совершенно естественно, что в сущности ответа на этот важный вопрос обычно отражалась занимаемая самим человеком позиция его богословские взгляды и понятия о церковном устройстве. Так, В. Б. Гловер в своей книге "Евангельские неконформисты" писал: "Поразительная проницательность Сперджена в понимании религиозной обстановки того времени была доказана последовавшими за этим событиями. Сперджен стоял у порога великого духовного упадка в евангельском движении. Совершенно бесспорно, что теологическое смятение тех дней и хаос, вызванный высшим критическим разбором Библии, в значительной мере способствовали упадку евангельского учения" (У. Б. Гловер "Евангельские инакомыслящие...", стр. 168). Хотя руководство Баптистского Союза в тот момент во всеуслышание заявило о своей преданности основам евангельской веры, время подтвердило, что это далеко не так и что опасения Сперджена были в высшей степени обоснованными. Через тридцать лет после вышеописанных событий, явный либерал занимал уже высший руководящий пост в Баптистском Союзе. "Разрушительный поток, который Сперджен пытался остановить, разливался все шире и шире. В баптистских церквах Великобритании терпимость к лжеучениям достигла высшей точки в 1925 году, когда доктор Т. Р. Гловер был избран президентом Союза. Это событие было вехой в прогрессе модернизма..." (Э. Дж. Пул-Коннер "Евангельское движение в Англии", стр. 249). Решение Сперджена отделиться заставило руководство Баптистского Союза принять против него срочные меры. Тот факт, что всемирно известный баптистский пастор вынужден был отделиться от своей же баптистской деноминации, вызывал нескончаемый поток вопросов, так как многие хотели знать, чем же был вызван подобный поступок. После многочисленных обсуждений возникшей проблемы и целого ряда совещаний руководства Союза, был назначен съезд Баптистского Союза. И там в переполненном зале, в атмосфере фанфар собственного самовосхваления, они вынесли Сперджену почти единодушное порицание. Что это был за съезд! Предложение осудить Сперджена внес пылкий защитник модернизма Чарльз Виллиамс, заявивший, что вынесеннное Сперджену порицание станет надежной защитой либерального богословия и отказом принять позиции Сперджена. Как ни странно, позицию Виллиамса поддержал также и Джеймс Сперджен, брат Чарльза, не ставший на путь отделения от Баптистского Союза вместе со своим братом. Роль Джеймса и занятая им позиция не совсем понятны и трудно сказать, что побудило его именно так поступить. Во время съезда только семь человек проголосовали против вынесения Сперджену порицания (тогда как две тысячи присутствовавших в зале были "за"). Наиболее подробное описание этого съезда приводит Генрих Оаклей, делясь удручающими впечатлениями от всего происходившего: "Я был в Городском храме, когда было принято решение вынести порицание Сперджену... Я слушал речи выступающих. Мне запомнилась только речь Чарльза Виллиамса. Защищая либеральное богословие и оправдывая законность сомнений в Библии, он цитировал Теннисона. Когда настало время голосовать, лес рук поднялся вверх, голосуя за вынесение порицания. Джон Клиффорд, председатель съезда, спросил: "Кто против?" Я не увидел ни одной руки, хотя в протоколе было сказано, что семь человек проголосовали против. Собравшиеся начали бурно аплодировать. Это было очень странное зрелище. Мне трудно было сдержать слезы. Я стоял рядом со старым другом, которому Сперджен лично во многом помог. Этот человек был вне себя от радости, шумно восторгаясь тем, что его великодушному другу было вынесено порицание. Странно было смотреть на такое большое собрание, выражавшее бурный восторг по причине осуждения пламенного, благородного проповедника Евангелия и наставника в вере" (Э. Дж. Пул-Коннер "Евангельское движение в Англии", стр. 247-248). Стоит ли еще что-то здесь добавлять? Не все способны заплатить подобную цену: многие хотят исповедовать веру Сперджена, не пережив агонии Сперджена. Поэтому они и пытаются оправдать свое приспособленчество, продолжая оставаться на стороне большинства. Так оно было всегда, и так будет продолжаться до последних дней. На этом же съезде было принято "Исповедание веры" Баптистского Союза Англии. В чем же заключалось это "Исповедание веры", которое собравшиеся приняли с таким энтузиазмом? Оно было кратким, расплывчатым и туманным, потому что именно эту цель и преследовали его составители. В общую формулировку "Исповедания веры" входило шесть основных доктрин, о которых было сказано, что они "приемлемы в церквах Союза". Эти доктрины сводились к признанию: 1) богодухновенности и авторитета Священного Писания; 2) факта грехопадения и греховного состояния человека; 3) личности и служения Иисуса Христа; 4) оправдания по вере; 5) служения Духа Святого; 6) воскресения из мертвых и суда в последний день, "в соответствии со словами нашего Господа, записанными в Матф. 25:46". К шестому пункту, однако, было добавлено пояснение, отражавшее взгляды тех из присутствующих, которые отрицали существование ада. Это пояснение является ясной иллюстрацией того, насколько трагично было положение Баптистского Союза. В пояснении было сказано: "Мы должны добавить, что в нашем Союзе всегда были братья, которые, признавая авторитет Священного Писания, при этом не придерживаются традиционного понимания этих слов нашего Господа" (Эрнст Пэйн "Баптистский Союз", стр. 140). В принятом "Исповедании веры" отсутствовала четкость и конкретность, и оно никого ни к чему не обязывало. В Баптистский Союз входили многие, кто был в корне не согласен с приведенным выше исповеданием веры. Однако это ничего не меняло, так как никто не побуждал и не обязывал их придерживаться определенных истин Писания. Одобренное съездом "Исповедание веры" было по своей сути сплошным фарсом и только еще раз подтверждало истинность слов Чарльза Сперджена: в Баптистском Союзе царила смесь доктрин.





Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.