Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели, задачи и предмет деятельности.





Цель создания техникума является удовлетворение потребностей граждан в получении среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Задачи техникума:

· Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания профессиональных образовательных программ;

· Формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

· Создание условий для освоения обучающимися содержания профессиональных образовательных программ по избранным профессиям;

· Создание условий для осознанного жизненного и профессионального самоопределения обучающихся (выпускников);

· Обеспечение качественной подготовки специалистов для удовлетворения кадровой потребности хозяйственного комплекса Свердловской области.

Деятельность многопрофильного техникума «Уралмашевец» очень разнообразна и включает следующие направления:

1) Реализация профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ и дополнительных образовательных программ;

2) Оказание дополнительных образовательных услуг, в том числе и на платной основе;

3) Организация питания обучающихся и сотрудников техникума;

4) Организация медицинского обслуживания совместно с органами здравоохранения;

5) Организация методической деятельности по созданию комплекса педагогических условий, направленных на достижение результатов образования.

Типы и виды реализуемых образовательных программ (см. Приложение 1)

Техникум реализует:

· Профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

· Образовательные программы дополнительного (профессионального) образования: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· Образовательные программы дополнительного образования.

Виды программ – основные и дополнительные.

Сроки освоения образовательных программ устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми государственными образовательными стандартами и (или) лицензией.

Описание схемы управленческой структуры учреждения.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Свердловской области и внутренним уставом учреждения.

Управление техникумом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, родительский совет, деятельность которых регламентируется соответствующими локальными актами.

Компетенция общего собрания трудового коллектива:

1) Принимает устав техникума, изменения и дополнения в устав;

2) Принимает Правила внутреннего трудового распорядка, локальные акты, содержащие нормы трудового права;

3) Принимает решение о необходимости заключения коллективного договора;

4) Принимает решения по иным вопросам, решение по которым отнесено действующим законодательством к полномочиям общего собрания трудового коллектива.

Общее собрание трудового коллектива правомочно принимать решения, если на собрании присутствует 2/3 членов трудового коллектива техникума.

Компетенция Педагогического Совета:

1) Рассматривает устав техникума, изменения и дополнения в него;

2) Принимает программу развития техникума, образовательные программы;

3) Рассматривает вопросы организации образовательного процесса, учебно-методической деятельности техникума;

4) Создает конфликтные комиссии;

5) Решает вопросы исключения обучающихся;

6) Принимает локальные акты техникума (о правилах приема, о порядке оказания дополнительных образовательных услуг).

Заседания Педагогического Совета созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Компетенция Родительского Совета:

1) Создает условия для реализации программ социальной защиты обучающихся техникума;

2) Взаимодействует с педагогическим коллективом техникума по вопросам профилактики правонарушений обучающихся;

3) Оказывает содействие в проведении досуговых мероприятий;

4) Устанавливает общественный контроль деятельности техникума.

Деятельностью техникума «Уралмашевец» непосредственно руководит прошедший соответствующую аттестацию директор.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Подробнее о структурной организации данного образовательного учреждения среднего профессионального образования и должностных обязанностях преподавателя и педагога-психолога вы можете узнать из Приложения 2 и Приложения 3 соответственно.

Глава 2. План конспект теоретического занятия по психологии.

 

1. Тема урока – «Стратегии поведения в конфликте и технологии регулирования конфликтной ситуации».

2. Цель урока – знакомство педагогического состава с возможными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и путями выхода из них.

Задачи:

1) Раскрытие понятия «конфликт»

2) Выделение основных стратегий поведения в конфликтной ситуации

3) Рассмотрение типов конфликтных личностей.

3. Тип урока - урок ознакомления с новым материалом; урок-лекция.

Структура урока:

· сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

· подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

· ознакомление с новым материалом;

· первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

· постановка задания на дом;

· подведение итогов урока.

Продолжительность урока – 90 минут.

4. Краткий конспект.

Конфликт – это столкновение противоречивых взглядов, не совместимых друг с другом точек зрения, интересов [3, стр. 185].

…Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество [10].

…Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог [11].

5. Содержание теоретического урока.

5.1. Сообщение темы, цели и плана проведения занятия. Оснащение урока (стимульный материал).

Тема сегодняшнего занятия «Стратегии поведения в конфликте и технологии регулирования конфликтной ситуации». Мы познакомимся с возможными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и путями выхода из них.

Для начала, раскроем понятие «конфликт» и рассмотрим основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Далее, мы выделим типы конфликтных личностей.

Перед Вами лежат материалы, в которых более подробно рассматриваются стратегии поведения в конфликте и оптимальные условия их применения; основные причины возникновения конфликта; технологии регулирования конфликта.

5.2. Изучение нового материала (методы, средства и формы организации обучения) [2, стр. 102-111].

Методы

· монологический метод

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока и представление плана объяснения материала Запись темы урока и плана
Формулирование основной проблемы содержания учебного материала Уяснение основной проблемы и актуальности
Иллюстрация содержания проблемы примерами Осмысление тематики занятия
Объяснение принципа действия в конфликтных ситуациях Запись основных пояснений по ходу объяснения преподавателя
Демонстрация всех характерных особенностей стратегий поведения Запись основных зависимостей
Формулирование основных выводов Запись и осмысление выводов

 

· эвристический метод

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока Запись темы
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемой темы с ранее известным материалом Осмысление связи. Осознание актуальности проблемы
Постановка проблемного вопроса. Мотивирование решения проблемы. Объяснение значимости решения поставленных задач Осознание сущности проблемы
Предложение выдвинуть гипотезы для решения поставленного вопроса Выдвижение гипотез
Предложение решить проблему. Иллюстрация процесса поиска необходимыми схемами, построением таблиц Коллективная деятельность обучающихся. Анализ результатов обсуждения, заполнение таблиц
Комментирование полученных результатов Формулирование выводов
Повторение главных положений. Запись теоретических положений. Вопросы к преподавателю по уточнению выводов и положений

 

Средства

· знаковые системы: опорные конспекты; изобразительные пособия: схемы, таблицы, обозначения, которые обеспечивают целенаправленное управление вниманием обучающихся и позволяют им осмыслить основные теоретические положения.

· логические регулятивы: объяснительно-иллюстративный подход к рассмотрению стратегий поведения в конфликте; проблемный подход реализуется в упражнениях и в примерах, приведенных после рассмотренного раздела.

Форма обучения – урок-лекция. Лекция – это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы.

5.3. Закрепление полученных знаний (конспектирование, ответы на вопросы).

Комментирование полученных результатов обсуждения и формулирование основных теоретических положений с их фиксацией обучающимися. Также возможен вариант предоставления преподавателем ряда вопросов для проверки качества усвоения пройденного материала.

5.4. Подведение итогов работы (общие выводы, замечания, ответы на вопросы).

Таким образом, мы рассмотрели характерные особенности существующих стратегий поведения в конфликте.

Если есть какие-либо вопросы, задавайте.

А теперь, запишите то, что Вы должны будете рассмотреть самостоятельно к практическому занятию: «Технологии регулирования конфликтов. Способы управления конфликтной ситуацией».

 

6. Используемая литература.

1) Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия»,2007. – стр. 102-111.

2) Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – стр. 185.

3) Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах: учеб. пособие/ О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. 2-е изд.,доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. стр. 83-98.

4) http://www.ippnou.ru /article.php?idarticle=003296

5) http://www.igidravlika.com /novosti/13-strategii-povedeniya-v-konflikte.html

 

Глава 3. План конспект практического занятия по психологии.

1. Тема урока – «Технологии и способы регулирования конфликтов».

2. Цель урока – закрепление материала лекции и формирование практических навыков регулирования конфликтных ситуаций.

Задачи:

- усиление практической направленности обучения;

-актуализация опорных знаний и умений;

- выработка умений по применению полученных знаний.

3. Тип урока – урок закрепления знаний; урок-практикум. Практическое занятие – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя.

Структура:

· сообщение темы, цели и задач практикума;

· актуализация опорных знаний и умений;

· мотивация учебной деятельности обучающихся;

· подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

· выполнение работы под руководством преподавателя;

· обсуждение результатов работы.

Продолжительность урока – 90 минут.

3. Используемые методы.

· диалогический метод (беседа)

Вводный инструктаж на этапе повторения теоретических знаний.

· эвристический метод

Материал изучается в ходе беседы с опорой на самостоятельно пройденный материал; объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов, которые решаются учащимися с помощью преподавателя.

 

· тренировочный метод

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Разъяснение сущности изучения способов регулирования конфликтами Осознание цели деятельности.
Знакомство учащихся с различными технологиями управления конфликтом Ведение конспекта, рассмотрение определенных ситуаций(примеры)
Выдача задания учащимся(придумать пример на стратегию поведения). Формирование заинтересованности в выполнении задания Обдумывание программы выполнения задания
Корректировка ошибок Самоконтроль
Контроль за процессом выполнения упражнений Ответы на вопросы преподавателя

 

4. Содержание практического урока.

4.1. Вводная часть (тема, цель урока; краткая характеристика изучаемого процесса, состояния, качества).

Тема урока – «Технологии и способы регулирования конфликтов».

Цель урока – закрепление материала лекции и формирование практических навыков регулирования конфликтных ситуаций.

План:

· раскрытие понятия «управление конфликтом»,

· рассмотрение технологий управления конфликтной ситуацией,

· апробация теста на определение глубины конфликта.

4.2. Оборудование (таблицы, схемы, опросники).

Таблицы [8, стр. 83-98]:

· модели поведения личности в конфликте

· технологии регулирования конфликта

Схемы:

· схема общей динамики конфликта

· основные формы завершения конфликта

· графическая двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена.

Текст теста «Оценка глубины конфликта».

4.3. Инструкция по методике исследования.

В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается тест «Оценка глубины конфликта».

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

1. Стороны осознают причину конфликта 1 2 3 4 5 Стороны не осознают причину конфликта
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер 1 2 3 4 5 Причина конфликта имеет материальный характер
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости 1 2 3 4 5 Цель конфликтующих — получение привилегий
4. Есть общая цель, к которой стремятся все 1 2 3 4 5 Общей цели нет  
5. Сферы сближения выражены 1 2 3 4 5 Сферы сближения не выражены
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем 1 2 3 4 5 Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
7. Лидеры мнений не выделяются 1 2 3 4 5 Замечено влияние лидеров мнений
8. В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения 1 2 3 4 5 В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

 

4.4. Обработка полученных результатов.

Оценка результатов

Сумма баллов, равная 35–40, свидетельствует о том, что конфликтующие стороны заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25–34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
— при сумме баллов 35–40 вы должны выступать в роли обвинителя. Для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
— при сумме баллов 25–34 вы должны выступать в роли консультанта. Для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя. В этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.
б) если вы являетесь медиатором, то:
— при сумме баллов 35–40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними;
— при сумме баллов 25–34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

4.5. Анализ полученных результатов.

После получения результатов по тесту желающие могут обсудить их с преподавателем для разъяснения смысла.

5. Подведение итогов работы (ответы на вопросы; общие выводы).

Контрольный тест

Инструкция:

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Управление конфликтами – это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

2. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

в) прогнозирование; регулирование; разрешение;

г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

3. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

а) прогнозирования конфликта;

б) предупреждения конфликта;

в) стимулирования конфликта;

г) регулирования конфликта;

д) разрешения конфликта.

4. Институциализация конфликта – это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

д) обращение к медиатору.

5. Легитимизация конфликта – это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

г) обращение к медиатору;

д) придание конфликту широкой огласки.

6. Принципами управления конфликтами являются:

а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

7. Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта:

а) К. Томасом и Р. Киллменом;

б) Х. Корнелиус Ш. Фэйр;

в) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

г) М. Дойг и Д. Скотт;

д) Р. Фишером и У. Юри.

8. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

9. Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

в) требования, критика, убеждение, юмор;

г) уступка, требования, убеждение, критика;

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование;

в) только прогнозирование;

г) только предупреждение (стимулирование);

д) только регулирование.

 

6.Используемая литература.

1) Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2) Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах: учеб. пособие/ О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. 2-е изд.,доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. стр. 83-98.

3) http://www.i-u.ru /biblio/archive/serkin_osnovi/08.aspx

4) http://fictionbook.ru /author/stanislav_mihayilovich_emelyanov/praktikum_po_konfliktologii/read_online.html?page=4

Глава 4. План конспект внеурочного мероприятия.

1. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия. Роль тренинговых игр в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д.

Ситуация тренинга неизбежно и естественным образом активизирует и расширяет коммуникативные способности и возможности человека [9]. Это ведет к более широкому и глубокому пониманию других людей и ситуаций, в которых они оказываются – и, конечно, собственной роли и собственных возможностей в этих условиях. Такой эффект можно также обозначить как развитие эмпатии.

Помимо того, тренинг – отличный способ формирования и развития компетенций, умений и навыков.

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в различных ситуациях.

2. Цель проведения тренинговой игры «Взаимные презентации».

Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты. Способствует сплочению группы при помощи самопрезентаций участников, получению участниками обратной связи.

3. Подготовка тренинговой игры.

Упражнение «Взаимные презентации»[12] относится к коммуникативным тренинговым занятиям. Преимуществами являются наличие четкой инструкции, явная развивающая направленность, а также минимум реквизита, необходимого для проведения мероприятия.

4. Процедура проведения игры «Взаимные презентации» и ее содержание.

Данная игра проводится на открытой площадке (спортивная площадка на улице).

Продолжительность – 90 минут.

Участники – молодые юноши и девушки в возрасте от 17 до 21 года (6 юношей, 8 девушек).

Инструкция:

«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.

Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее. На выполнение второго этапа у вас 5 минут.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

· Как я вижу свою профессию;

· Что я ценю в самом себе;

· Предмет моей гордости;

· Что я умею делать лучше всего».

 

После этого организуется работа в парах.

Комментарий 1: Тренер может сам разбить группу на пары, например разбиение «через одного»,(человек, сидящий слева от тренера образует пару с человеком находящимся через одного от него и т.д.) или люди сидящие друг напротив друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.) Можно так же использовать недавно выполненную работу «человечков» (по степени похожести выбранных цветовых гамм; распределению цветовых зон; использованию одного, двух, трех цветов).

Спустя десять минут ведущий дает дополнительную инструкцию:

«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.

После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»

Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

· Что ты считаешь самым отвратительным?

· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он? И т.п.

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Комментарий 3. Вопросы:

- Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

- Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)

- Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

- Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

- Тяжело ли было говорить от имени другого?

5. Оценка проведенного мероприятия.

В ходе тренингового упражнения «Взаимные презентации» был решен ряд задач:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей.

В процессе выполнения заданий учащиеся проявляли личную заинтересованность в результатах тренинга, что проявлялось в высокой степени активности и включенности в организацию и решение поставленных задач.

Психологическая поддержка со стороны преподавателя способствовала установлению доверительных отношений в группе, что повышало эффективность проведения данного мероприятия.

6. Пожелания и предложения ведущего по методике и организации проведения тренинговых игр.

В процессе проведения тренингового занятия были выявлены некоторые затруднения, для решения которых необходимо сделать следующее:

· Обеспечить тщательную проработку различных этапов организации, проведения тренингового упражнения;

· Продумать практическую значимость мероприятия для обучающихся для повышения их личностной заинтересованности (мотивации);

· Учитывать возрастные и личностные особенности участников тренинга;

· Соблюдать этические нормы.

 

7. Литература, использованная при разработке сценария тренинговых игр.

1) Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. - М.: «Новая школа», 1994.

2) http://www.smart-edu.com /index.php/biznes-trening/rol-treninga.html

3) http://azps.ru /training/training_communicat.html

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.