Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. Психологический анализ урока.





План психологического анализа урока[7].

 

1. Город г. Верхняя Пышма

2. ГОУ СПО СО ПТ «Уралмашевец»

3. Курс 1 курс

4. Группа АМ - 104

5. Специальность/квалификация Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ Техник

6. Предмет Литература

7. Преподаватель ТимофееваНаталья Владимировна

8. Дата 29.06.2011

9. Тема урока «Беседы по современной литературе. Олег Ермаков «Благополучное возвращение», ликвидация академической задолженности.

 

I. Общая характеристика урока

Цель – подведение итогов учебного года и выставление итоговых отметок, а также ликвидация задолженностей по учебе.

Тип урока – зачет-практикум.

II. Психологический аспект организации урока

а) Учащиеся адекватно воспринимали цели и задачи, которые были поставлены преподавателем в начале занятия.

б) Активный настрой на предстоящую деятельность (исправление долговàисправление итоговых отметок) позволил учащимся оперативно и с минимальными ошибками выполнить предложенные задания.

в) Организованность учащихся проявлялась в следующем:

- выполнение заданий без совещательных моментов;

- наличие необходимых записей для сдачи предмета.

г) Наличие четкого режима работы позволило повысить эффективность и продуктивность применяемых педагогом средств и методов обучения.

 

 

Особенности четкого режима:

- книги находятся в удобном месте (рядом со сдающими учениками);

- наличие алгоритма приема задолженностей(ученикàвыдача индивидуального заданияàпроверка сданного заданияàответ на вопросыàвыставление оценки);

- поддержание педагогом необходимой дисциплины в классе (замечания, проверка самостоятельности выполнения заданий, визуальный контроль).

III. Анализ деятельности учащихся

Внимание

а) приемы учителя, способствующие поддержанию внимания на уроке:

- смена интонации (эмоциональность речи);

- снижение темпа речи при разъяснении заданий (ориентация на индивидуальные особенности обучающихся);

- обращение к учащемуся по имени или фамилии;

- мотивирование к деятельности за счет условных высказываний («если сделаешь это, поставлю хорошую отметку» и др.).

б) Организации внимания во время урока способствовало такое средство наглядности как наличие плана занятия и списка предлагаемых заданий на доске. Это позволяло обращаться к визуализированным заданиям в любое время и облегчало общение педагога с учащимися.

в) Особенности внимания учащихся на уроке касались, в основном, таких характеристик как устойчивость и концентрация внимания.

Устойчивость внимания учащихся вначале урока была на высоком уровне, но после 40 минут работы начала снижаться в связи с напряженностью умственной деятельности. Лишь благодаря усилиям воли и самоконтролю ученики смогли поддерживать необходимый уровень концентрации внимания.

 

Память

а) приемы учителя, способствующие успешному запоминанию, закреплению материала:

- использование наглядных методов предоставления материала (подробный план занятия и перечень заданий на доске; указание номеров страниц с текстом заданий);

- многократное повторение условий выполнения заданий (особенно, если ученик не понимает);

- мотивация учеников к запоминанию в связи необходимостью воспроизведения текста после прочтения и ответов на вопросы по содержанию;

- указание на значимость качественного выполнения заданий, так как от этого зависит итоговая отметка.

б) При помощи задавания вопросов различного характера преподаватель способствовал актуализации в памяти учащихся ранее усвоенной информации.

Мышление

а) Методы и приемы учителя, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности:

- четкие формулировки заданий;

- фразы с использованием глаголов в повелительном наклонении (сделай, возьми, начинай работать, думай и др.);

- задавание вопросов по содержанию текста;

- использование личной заинтересованности учащихся в целях повышения эффективности и скорости мыслительных операций.

б) Преобладающим видом мышления у обучающихся было абстрактно-логическое мышление, так как решение поставленных педагогом задач происходило путем внутренних мыслительных действий (анализ, синтез, обобщение информации) с образами и понятиями о предметах и явлениях.

Примеры:

- «подумайте над смыслом произведения…»;

- «что общего у этих героев произведения?»;

- «кто из героев, по вашему мнению, сыграл ведущую роль в данной сцене?»;

- «почему этот герой не простой, а примитивный?».

в) Мыслительные действия, которые использовали учащиеся на уроке:

- анализ

«какими чертами обладает данный герой произведения?»

- синтез

«что объединяет этих двух персонажей повести?»

- обобщение

«напишите сочинение о смысле данного произведения Олега Ермакова»

- классификация

«какими положительными, а какими отрицательными качествами обладает главный герой?».

г) В ходе урока у учащихся проявились следующие особенности мышления:

- поверхностность мышления (информация актуальна лишь в данный момент для ликвидации долгов);

- заинтересованность и вовлеченность отдельных учащихся в процесс выполнения заданий (=интересность мыслительного процесса);

- самостоятельность при решении поставленных задач (свидетельствует о зрелости мышления и высоком уровне самоконтроля);

- оперативность, которая проявлялась при столкновении учащихся с некоторыми трудностями при выполнении заданий («не знаюàспрошу»).

IV. Анализ деятельности учителя

1. Информационная функция

Такие характеристики подачи информации как точность и логичность изложения, доступность и опора на прежний опыт учащихся позволили преподавателю продуктивно и качественно донести необходимую информацию.

2. Перцептивная функция

Профессиональный опыт педагога позволил увидеть за внешним вызывающим поведением внутреннее волнение учащегося в связи с ситуацией оценки его умственных способностей. Это говорит об умении преподавателя воспринимать психическое состояние обучающегося.

3. Коммуникативная функция

В процессе общения с учащимися преподаватель соблюдал педагогический такт (уважительное обращение – «пожалуйста», «всего доброго»; ориентация на индивидуальные особенности каждого ученика). Четкая, медленная и логически связная речь способствовала пониманию учащимися целей и задач урока, содержания заданий. Также педагог использовал различные экспрессивные качества – изменение темпа голоса, интонации; использование метафор при объяснении незнакомых понятий.

4. Организаторская функция

Организация учителем собственной деятельности заключалась в ведении им журнала оценок и посещаемости, в отслеживании успеваемости учащихся, а также в планировании и фиксировании тематики занятий.

5. Функция контроля

Преподаватель при выставлении оценок был объективен и руководствовался реальными фактами успеваемости и уровня выполнения заданий.

V. Общие выводы

Поставленные цели и задачи урока были достигнуты в полной мере.

Организация и проведение урока соответствовали всем требованиям педагогической психологии: уважение личности каждого из учащихся, индивидуальный подход, соблюдение педагогического такта, доступность преподаваемой информации, четкая процедура проведения урока.

Содержание и структура урока в полной мере отвечают принципам развивающего обучения. А именно:

- самостоятельная работа учащихся, которая способствует формированию практических навыков (анализ, обобщение и др.);

- постановка проблем перед учеником;

- практическое невмешательство преподавателя в процесс решения задач.

Характерной особенностью данного урока была практически абсолютная самостоятельность учащихся в процессе решения учебных задач.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.