Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психолого-педагогическая характеристика (ППХ).





Ф.И.О.: Марина; возраст 18 лет;
АМ-104 г. Верхняя Пышма.

Психологические особенности Психолого-педагогические выводы и рекомендации
1. Особенности физического развития
Физическое развитие соответствует возрастной норме. Вес 60 кг, рост 164 см. У подростка нет недостатков слуха, зрение снижено. Здоровье ребенка ослабленное, частые простуды. Мелкая моторика развита отлично, девушка хорошо рисует, легко манипулирует мелким инструментом и предметами. Методы: анализ документации, беседа с подростком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей в тетрадях. По словам Марины, частые простуды мешают ему заниматься, а также поддерживать общение с друзьями в свободное время. Необходимы процедуры закаливания. Кроме того, в рацион питания должны добавляться витамины, особенно в период понижения температурного режима.
2. Характеристика семейной среды
В состав семьи подростка кроме него самого входят: мать, бабушка и сестра-двойняшка. Мать и отец подростка находятся в разводе. Мать-врач акушер-гинеколог. Она является по сути дела кормильцем семьи. Бабушка является самой значимой фигурой для подростка. Ее мнение непререкаемо для него. С матерью и отцом отношения менее близкие. Иногда они переходят в конфликтные. Сестра девушки проживает отдельно от семьи. Навещает редко. Учится в университете. Отношения сестер конфликтные. Методы: беседа с подростком, куратором. Положительными аспектами семейного воспитания девушки являются: наличие эмоциональной связи, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Отрицательные моменты: конфликтные отношения с матерью, сестрой. Данные аспекты вызывают у ребенка раздражительность, страх перед матерью, желание изменить ситуацию в семье к лучшему. По словам девушки, ей было бы легче, если бы папа жил с ними. Таким образом, сложившиеся проблемные отношения в семье Марины требуют участия многих социальных институтов и специалистов. Работа должна вестись как с родителями, так и с самой девушкой.
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками
Девушка в группе имеет много друзей. Ее друзьями являются юноши и девушки, но предпочтение она отдает юношам (бессознательное стремление найти образ отца в юношах). Со своими друзьями Марина дружелюбна, доброжелательна, однако иногда чересчур требовательна, решая собственные проблемы за счет некоторых одногруппников. В силу природного ума и сообразительности девушка изворотлива и хитра. Эти качества отмечает куратор и многие одногруппники Марины, в основном девочки. Помимо друзей из техникума у Марины обширный круг общения вне заведения. Как правило, это ребята старше подростка на 2-4 года. По словам Марины, ей интереснее общение с ними, поскольку она тогда начинает ощущать себя более взрослой, более значимой. Подростку импонирует внимание старших товарищей. Методы: беседа с куратором группы, социальным педагогом, самим подростком. Положение девушки в коллективе благоприятное. Она чувствует себя уверенно. Но может вести себя несколько агрессивно, что связано с ее потребностью в уважении и самоутверждении. Заслуживает внимание ее отношения с одногруппниками, особенно в условиях коллективной деятельности. Серьезное содействие этому может оказать куратор группы. У девушки ярко выражено стремление быть независимой и самостоятельной, это ценится его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована в воспитательных аспектах, например можно поручить подростку ответственное дело в рамках жизни учебного коллектива. Общение со страшими ребятами вне техникума, имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым можно отнести развитие самостоятельности ребенка. Ко вторым – иногда слепое подражание в общении (употребление нецензурных слов, выражений), в поведении (манера носить одежду, курение). Несмотря на это, подросток поддается и положительному влиянию. Поэтому очень важно организовать деятельность подростка так, что бы могли проявиться его лучшие черты. Кроме того, было бы целесообразным посещение занятий у психолога.
4. Учебная и трудовая деятельность
По уровню успеваемости подросток опережает многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес вызывают уроки трудового обучения, математика, языки. В меньшей степени гуманитарные дисциплины. Очень нравится английский язык, что подтверждается достаточно высокими отметками по этому предмету. По словам куратора группы, Марина могла бы учиться гораздо лучше, однако лень, пренебрежительно отношение ко многим предметам делает это невозможным. В отношении трудовой деятельности выполняется только то, что представляет сильный интерес или вызывает желание, все остальное решить без конфликта удается довольно редко. Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то ее выполнение можно назвать отличным. Таким образом, основным мотивом учебной и трудовой деятельности является мотив самоутверждения и поиска признания и поддержки со стороны педагога или сверстников. Методы: анализ документов, беседа с куратором, социальным педагогом, самим подростком, наблюдение, анализ творчества подростка. Такого рода отношение Марины к труду и учебе связаны с систематическим контролем и приучением к самостоятельности в семье. Желание самоутверждения, не позволяют ей скатываться ниже того уровня, на котором она находится в плане успеваемости. Ввиду этого, необходимо обращение к этим качествам подростка для стимулирования у него иного отношения к учебе и трудовой деятельности, с постоянным поощрением, что давало бы возможность подростку чувствовать себя значимым и необходимым. Особенно важным, является учет интересов самого подростка в организации его трудовой и учебной деятельности. Так, например ее любовь к английскому языку и различного рода развлекательным мероприятиям (организаторские и креативные способности) могли бы соединиться для разрешения возникающих проблемных ситуаций в виде внеучебного занятия для одногруппников. Кроме того, для подростка необходимо организовать курс занятий по формированию волевых усилий, это можно легко сделать, учитывая его сильное желание самоутвердиться.
5. Направленность личности учащегося
Характеризуя направленность личности Марины необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для девушки первостепенными, выступают физическое и психическое здоровье, общение с друзьями в плане собственного самоутверждения, свобода, материально обеспеченная жизнь. По словам подростка, если будешь сильным, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и хороший дом с машиной. Среди свойств личности, которые являются предпочтительными в любой ситуации, для Марины первостепенными являются: аккуратность, образованность, воспитанность (манеры), честность, ответственность. Марина испытывает повышенный интерес к техническим устройствам (хорошо ориентируется в функциях телефона, компьютера), что подтверждается полученными высокими показателями развития технического мышления. Методы: анализ документов, беседа с куратором, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, Тест Рокича «Ценностные ориентации». Интерес к технике может быть использован родителями Марины для организации ее подготовки к урокам. Например, подросток сможет получить новую модель телефона с множеством функций только при условии сдачи экзаменов без задолженностей. Реализация коммуникативных и организаторских способностей также может осуществлена при помощи компьютера. Такие программы, как «Word», «Paint», «Photoshop», вызывают стойкий интерес у подростков, и могут использоваться для создания презентаций для различных культурных мероприятий или в качестве варианта выполнения контрольных точек по гуманитарным дисциплинам. Естественно, что при распределении общественных поручений необходимо учитывать интересы и стремления подростка. Например, можно организовать вечер общения, где для Марины будет отведена роль организатора. Кроме того, предложить подростку ознакомить своих одногруппников с творчеством любимой группы, историей ее возникновения и т.п.
6. Интеллектуальные особенности ученика
Подросток проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала находятся на высоком уровне. Преобладает предметно-действенное и творческое мышление, однако уровень словесно-логического мышления низок. Что касается развития таких познавательных психических процессов как внимание, память, восприятие, воображение то нужно отметить следующее. Объем памяти средний. Внимание девушки устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма. То же касается и памяти, преобладает непроизвольная форма. Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Характерными являются высокие показатели уровня развития лингвистического, математического и технического мышления. Методы: наблюдение, экспериментальные методики «Тип мышления», 25-значных одноцветных цифровых таблиц, «10 слов», Тест Айзенка (4 и 5 субтесты), Тест Беннета.. Исходя из данных диагностики и наблюдения, вытекает необходимость в организации для мальчика занятий по развитию произвольных функций внимания и памяти. При организации учебной деятельности необходимо учитывать особенности познавательных психических процессов подростка. Любой материал, который будет иметь эмоциональный отклик ребенка, т.е. вызовет работу непроизвольного внимания и памяти надолго останется в сфере интереса подростка и сможет стимулировать его познавательную деятельность в этом направлении.
7. Особенности темперамента
Диагностическое исследование девушки выявило ее принадлежность к холерическому типу темперамента. Это проявляется в высокой работоспособности, инициативности, неусидчивости, активности. Подростку характерна неуравновешенность нервных процессов. Девушка относится к выраженным экстравертам, для нее характерно активное устранение рассогласований между субъектом и средой. Эмоциональная устойчивость низкая (эмоциональная и поведенческая неустойчивость). Методы: наблюдение, Тест Айзенка «Эмоциональная устойчивость». Исходя из полученных данных, для Марины легче будут удаваться дела, связанные с быстрым выполнением какой-либо деятельности, медленная и монотонная работа будет исполняться ребенком плохо. Особое внимание при таких свойствах темперамента необходимо обратить на интересы подростка. Деятельность, которая для подростка будет вызывать сильный интерес, может целиком и полностью его поглотить, обуславливая высокий уровень достижений в данной сфере. Особым вниманием у подростка будут пользоваться поручения, связанные с нахождением в центре внимания в связи с реализацией собственных интересов и потребности в признании и самоутверждении.
8. Особенности характера
Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Марину как дружелюбного, общительного, жизнерадостного подростка. Для девушки характерны такие черты как требовательность внимания к своей персоне, стремление к удовлетворению своих потребностей любым способом, стремление к самоутверждению. Ярко выражена склонность к перепадам настроения и неуравновешенность поведения в целом. Высокие показатели гипертимности свидетельствуют о наличии высокой жизненной активности личности. Марина воспринимает свою жизнь как интересный, насыщенный и полный смысла процесс. Любит показать свое превосходство. Самооценка у девушки завышена, что может быть защитой на реальное положение дел. Особое беспокойство и тревогу у подростка вызывает обсуждение его отношений с матерью и сестрой, а также материально положение его семьи. Марина настойчива в достижении значимых целей, однако неудачи выбивают ее из колеи, особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если какой-то предмет ей не удается, то в последствии подросток обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области. Подростку легко организовать целенаправленную деятельность, это связанно с сильным развитием волевых процессов. Преодоление трудностей вызывает у Марины негативные переживания, и он использует метод ухода. Методы: опросник для оценки потребности достижения успехов, Тест смысложизненных ориентаций, Характерологический опросник Леонгарда, наблюдение, беседа с куратором, беседа с подростком. Формирование негативных черт характера (пренебрежение, проявление превосходства по отношению к слабым) может быть обусловлено внутрисемейной обстановкой. Девушка перенимает модели поведения бабушки по отношению к матери как более слабой и беззащитной и актуализирует их в своем поведении. Одним из способов коррекции такого поведения Марины являются беседы с подростком о ее поведении, но не на основе нравоучений, а на основе установления диалога с ребенком, прояснения тех значений, которые она вкладывает в свои слова, установлению доверительных и понимающих отношений. Прояснения роли родителей в формировании поведения девушки. Другим направлением работы является комплекс мер, направленных на сплочение учебного коллектива, через совместную и значимую деятельность, где превосходство подростка может быть реализовано через помощь более слабым и менее компетентным товарищам.
9. Общие выводы
Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые. К основным сильным сторонам личности Марины можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным. К основным слабым сторонам можно отнести определенную зависимость от мнения старших товарищей, подражание им в негативном поведении, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя. Развитие личности подростка в дальнейшем может пойти двумя путями. Первый путь связан с преодолением тех негативных качеств, которые характерны для подростка. Этот вариант связан с позитивным самоутверждением, реализацией собственного потенциала через социально значимую деятельность. Этот путь возможен только при активном участии родителей девушки, изменения уклада жизни, решению конфликтных внутрисемейных ситуаций. Второй путь связан, с удовлетворением сиюминутных желаний и стремлений подростка, без проявления волевой активности для преодоления возникающих трудностей. В этом случае можно прогнозировать асоциальной поведение, проявляющееся в употреблении алкоголя, курении, агрессивности при общении с окружающими людьми и т.п. Надо полагать, что второй путь имеет высокую вероятность осуществления. Это связано с тем, что, во-первых, у подростка нет далеких перспективных целей в жизни. Во-вторых, ребенок признает только авторитет силы. Главными причинами недостатков подростка выступают проблемы внутрисемейного взаимодействия в его биологической семье. Отсутствие должного контроля со стороны родителей за поведением и учебой ребенка. Сочетание попустительского и авторитарного стиля во взаимодействии с ним. Без решения проблем семейного воспитания невозможно оказать полную психологическую помощь мальчика. Возвращаясь домой, он будет снова и снова попадать в психотравмирующую ситуацию. Что в конечном итоге приведет к усилению тех негативных качеств, о которых велась речь выше.
10. Работа по формированию личности учащегося
За время изучения личности учащегося была проделана следующая работа: 1. Беседа с девушкой о ее поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения. 2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание. 3. Обсуждение с подростком волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера. 4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки. 5. Постановка проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности подростка.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Зеркин Д. П.Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия»,2007. – стр. 102-111.

3. Психологический словарь / Немов Р.С. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.: ил.

4. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Немов Р.С.. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с.

5. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Немов Р.С.. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 631 с.

6. Рабочая программа и методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов III курса (ГОС 2000) для специальности 020400 – психология очной формы обучения / Сост. Рудей О.А. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003, 18 с.

7. Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах: учеб. пособие/ О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. 2-е изд.,доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. стр. 83-98.

8. http://fictionbook.ru/author/stanislav_mihayilovich_emelyanov/praktikum_po_konfliktologii/read_online.html?page=4

9. http://www.igidravlika.com/novosti/13-strategii-povedeniya-v-konflikte.html

10. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003296

11. http://www.i-u.ru/biblio/archive/serkin_osnovi/08.aspx

12. http://www.psylab.info.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.