Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные стратегии и тактики конфликтного взаимодействия





Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Созданную с целью улучшения управления делами на производстве и в бизнесе «решетка менеджмента» был удачно интерпретированы для различения стратегий поведения в конфликте.

Соперничество (конкуренция) состоит в навязывания другой стороне выгодного для себя решения. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособления (уступки) основывается на снижении своих требований и принятии позиции оппонента. По избежания (бездействия) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий с его разрешения.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстоятельств оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71% и 46% соответственно. Иногда конфликт начинается с кооперативного поведения, однако в случае неудачи начинается соперничество, что может оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит возвращение к сотрудничеству, которое ведет к успешному разрешению конфликта.

Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается.

В период открытого развития конфликта используйте именно эту стратегию, особенно в ходе его эскалации. В перед конфликтный ситуации и в период завершения конфликта расширяется спектр средств воздействия на оппонента. Однако в целом такие стратегии, как компромисс, избегание и приспособления, используемые в несколько раз реже, чем соперничество, сотрудничество (только в 2-3% ситуаций).

В случае невозможности предотвращения конфликта возникает задача его регулирование, т.е. управление его ходом с целью наиболее оптимального разрешения противоречий.

Грамотное управление ходом конфликтных взаимодействий предусматривает выбор стратегии такого поведения, которое будет использоваться для завершения конфликта.

Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:

- стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова. В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным;

- стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;

- стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш. Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть - выиграть» и определили четыре этапа ее использования. На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором - определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта.

Использование стратегии «выиграть-выиграть» возможно только в том случае, если участники признают ценности друг друга как свои собственные, уважительно относятся друг к другу, если они видят в первую очередь проблему, а не личные недостатки оппонентов.

Стратегия «выиграть-выиграть» превращает участников конфликта на партнеров. Преимуществом этой стратегии является то, что она вполне этическая и одновременно эффективная.

Помимо трех описанных выше основных стратегий, выделяют и дополнительную стратегию, когда человек сознательно соглашается на уступки или на проигрыш, т.е. выбирает позицию жертвы. Этот вариант поведения возможен в отношениях с людьми, которые для участника конфликта дорогие и которым не хочет причинить боль своим выигрышем.

Тактические приемы решения конфликтных противоречий.

Тактика (от греч. Tasso - «выстраивает войска») - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средств реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться для разных стратегий. Да, угроза или давление, рассмотрены как деструктивные действия, могут быть использованными в случае неготовности или неспособности одной из сторон идти дальше определенных границ.

Тактики бывают твердые, нейтральные и мягкие. В конфликтах применения тактик обычно уходит от мягких до более твердых. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов отношении оппонента (например, внезапное нападение, начало войны и т.д.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психологическое насилие) тактики.Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента:- тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект является материальным. Это могут быть как межличностные конфликты (например своевольная заселения в квартиру), так и меж групповые (межгосударственные). Для конфликтов между группами и государствами такая тактика зачастую представляет собой сложную деятельность, которая состоит из ряда этапов и включает в себя политические, военные, экономические и другие средства; тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинения боли и т. п.;- тактика психологического насилия. Эта тактика оскорбляет оппонента, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: унижение, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более чем 40%) применяется в межличностных конфликтах;- тактика давления. Спектр приемов включает выдвижение требований, указаний, приказов, угроз, вплоть до ультиматума, предъявления компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяются две из трех ситуаций;- тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудачная попытка самоубийства, обязательства, которые не отменяются (бессрочные голодовки, перекрытия железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспаранты, плакаты, лозунги и т. п.);- санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от исполнения;- тактика коалиций. Цель - усиление своего положения в конфликте. Выражается в создании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении к СМИ, различных органов власти. Используется в более чем трети конфликтов; тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (в 75-80% конфликтов. Основывается на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждения, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.п.;

- тактика дружелюбия.Предполагает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение; тактика соглашений. Предусматривает обмен благами, обещаниями, уступки, извинениями.

 

№13. Позитивные и негативные функции конфликта

Существующие определения конфликта подчеркивают наличие противоречия, принимающие форму разногласий при взаимодействии людей.

Конфликты могут проявляться скрытно или явно, но основой конфликта является отсутствие согласия. Следовательно, конфликт можно определить, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

В конфликтологии различают четыре типа конфликтов, в зависимости от существующего оппонента, которым может быть другой человек, группа людей или внутреннее «я»: внутриличностный, межличностный,конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Разграничение конфликтов на типы имеет достаточно условный характер, так как не существует жестко очерченной границы между различными видами конфликтов.

Наличие различных точек зрения, мнений, идей, взглядов, интересов не всегда проявляется в форме конфликта, а случается это тогда, когда в результате разногласий нарушаются нормальные взаимодействия людей, возникают препятствия к достижению поставленных целей. Для преодоления этих разногласий люди бывают вынуждены вступить в открытое конфликтное взаимодействие, где реализуется возможность участниками конфликта выразить различные мнения, способствующие выявлению большей альтернативы при принятии устраивающего всех решения, что несет в себе несомненный конструктивный смысл конфликта. Но результаты конфликтной ситуации не всегда имеют положительную тенденцию и результат.

Если рассматривать функции конфликта, то можно сделать заключение, что конфликт достаточно противоречивое явление. При вступлении в противоборство, участники конфликта могут достичь воплощения поставленных задач и целей. Но бывает очень трудно спрогнозировать даже ближайшие последствия результатов завершения конфликта, не говоря об отдаленных последствиях, т.к. они могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта.

Следовательно, конфликту свойственны как конструктивные (позитивные), так и деструктивные(негативные) функции.

К конструктивным функциям относятся:

1.Информационно-познавательная функция, характеризуется тем, что выявляется проблема в совокупности воспринимаемых людьми фактов, выявляет противоречия, разногласия, лежащие в основе конфликта, что позволяет противоборствующим сторонам лучше узнать друг друга, найти оптимальные точки соприкосновения взглядов и интересов, способствующие поиску истины

.Интегративная функция. Возникновение, как и развитие, а главное, разрешение конфликта способствует сплочению людей и стабилизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме.

.Функция стимулирования адаптации к изменяющейся среде.

При столкновении индивидов, групп с новыми условиями или новыми потребностями, связанными с происходящими изменениями, вызывающими необходимость приспособления к изменившейся ситуации, переоценке ценностей и изменению образцов поведения, неизбежно происходит конфликт между старым и новым. Если общественные системы или подсистемы не могут справиться с возникающими трудностями в процессе адаптации, они могут просто исчезнуть. Отсюда необходимость адаптации путем коренного изменения форм и методов деятельности и взаимоотношений.

Конструктивные функции конфликта неотделимо связаны с деструктивными функциями, т.к. позитивные функции не могут реализоваться, если отсутствует совместная регуляция конфликтующих сторон, подавляется одной из сторон, либо загоняется внутрь общественного организма. В результате могут образоваться следующие дисфункциональные последствия:

1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

4. Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействии и общения.

7. Смещение акцента: придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы

Таким образом, конфликт возникает при резком обострении противоречий, приводящих к столкновению двух или более участников конфликта в процессе разрешения возникшего противоречия. Стороны конфликта имеют деловую или личную заинтересованность в разрешении конфликта. Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать и может прибрести как конструктивный, так и деструктивный характер.

 

№14 Основные стили поведения в конфликте и их последствия

При взаимодействии людей на работе, дома, в транспорте, магазине неизбежно возникают конфликтные ситуации. Каждый человек в конфликтной ситуации предпочитает выбрать ту линию поведения, которая наиболее привычна для него. Но не всегда данный выбор способствует достижению желаемых результатов.

Существует модель, разработанная Кеннетом Томасом и Ральфом Килманном, описывающая пять возможных стилей разрешения конфликтной ситуации. Согласно данной концепции стиль поведения в конфликте определяется степенью заинтересованности удовлетворения собственных интересов или интересов другой стороны.

Если человек склонен к индивидуальным действиям, то это приводит к силовому решению или уклонению от него. Если предпочитает совместные действия, то это ведет к уступкам или к конструктивным решениям. Проявление пассивной реакции направлено на выход из конфликта, а активной - на разрешение конфликта.

Таким образом, существует пять основных шаблонов поведения:

* приспособление, уступчивость;

* уклонение;

* противоборство;

* сотрудничество;

* компромисс.

Каждый из вышеперечисленных стилей поведения в конфликтных ситуациях может подходить при определенных обстоятельствах в той или иной ситуации. В конфликтной ситуации в начале развертывания самого конфликта оппонентам необходимо выбрать приемлемую для себя форму дальнейшего поведения в сложившейся ситуации, с тем, чтобы в наибольшей степени отстоять свои интересы.

Ниже представлены стили поведения людей в конфликтной ситуации.

.Противоборство, конкуренция. Данный стиль представляет собой активную борьбу человека за свои интересы, используя все доступные средства, приводящие к достижению нужных целей. Средствами достижения цели может служить власть, принуждение, средства давления на других участников конфликта, использование зависимости оппонентов. Сложившаяся ситуация рассматривается индивидом как очень значимая для него, способствующая победе или поражению, из чего, в случае сопротивления оппонента, и вытекает жесткая и непримиримая позиция по отношению к другим участникам конфликта.

Данный стиль может быть приемлемым в случае, когда индивид обладает властью, достаточным авторитетом и имеется возможность настаивать на своем решении, потому что предлагаемое решение - наилучшее. Также стиль противоборства можно использовать при отсутствии иного выбора, когда требуется быстрое принятие решения и есть достаточно власти для этого. Но это не тот стиль, который надо использовать в личных отношениях т.к. этот стиль может вызывать чувство отчуждения у оппонента. Не стоит использовать этот стиль при обладании недостаточной властью, например, при споре с начальником, т.к. в этом случае могут быть негативные последствия.

Уклонение (избегание, уход). Этот стиль поведения используется в том случае, когда человек предпочитает отказаться от высказывания своего мнения, избегает спора, не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки компромиссного решения. Сторонники этого стиля имеют тенденцию ухода от ответственности за принятие решений.

Такую форму взаимодействия в конфликте возможно использовать в том случае, когда затрагиваемая проблемная ситуация или сам исход конфликта не являются особо важными, либо когда ситуация слишком сложна и требует много сил для ее разрешения, а также при недостаточной власти для решения конфликта в свою пользу.

Также стиль уклонения подходить для отсроченного принятия решения, при выжидательной позиции, когда для решения текущей проблемы нет достаточной информации.

Несмотря на то, что можно посчитать уклонение не эффективным подходом к разрешению конфликтов, способом избегания проблем и ответственности, часто отсрочка в решении конфликтной ситуации может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией,дающей возможность заняться конфликтом позже, когда будет большая готовность к этому.

Уступчивость, приспособление. При использовании этого шаблона поведения человек старается сохранить или восстановить благоприятные отношения с оппонентом путем сглаживания разногласий, поступаясь собственными интересами. Использование данной модели возможно в случае более существенной значимости для оппонента предмета спора и в этом случае для индивида важнее сохранение хороших отношений с оппонентом, чем отстаивание своих интересов при малых шансах на победу.

Стиль приспособления нежелательно использовать в ситуациях, когда приспособление к кому-то или уступка чего-то вызывает чувство неудовлетворенность и обиду. Также этот стиль неприемлем в ситуации, когда другой участник конфликта в свою очередь не планирует уступать в чем-либо или не оценит сделанных уступок.

Стиль приспособления немного сходен со стилем уклонения, так как тоже применяется для получения отсрочки в разрешении проблем. Главное отличие этих стилей состоит в том, что при использовании приспособления действия происходят совместно с оппонентом и достигается обоюдное согласие делать то, чего хочет другой. При использовании стиля уклонения не делается ничего для удовлетворения интересов другого человека. Происходит отталкивание проблемы от себя.

Сотрудничеств о. При использовании этого стиля взаимодействия в конфликтной ситуации человек принимает активное участие в поиске оптимального решения, способствующего удовлетворить интересы всех участников конфликтного взаимодействия, не пренебрегая при этом своими интересами. Это взаимодействие происходит при открытом обмене мнениями, заинтересованностью оппонентов в выработке оптимального решения. Данная форма взаимодействия предполагает продолжительную работу и участие всех сторон конфликта, т.к. сначала оппоненты выявляют нужды и интересы обеих сторон, а после этого происходит их обсуждение. Этот подход способствует всестороннему анализу существующих разногласий и выработке обоюдного решения, учитывая интересы всех участников конфликта.

Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным стилем взаимодействия при конфликте, однако этот стиль способствует выработке наиболее приемлемого и способного удовлетворить обе конфликтующие стороны решения в сложных и важных проявлениях конфликтных ситуаций.

Компромисс. В данном случае действия участников направлены на поиски решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Индивид немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в чем-то оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, происходит частичное удовлетворении своего желания при частичном выполнении желания другого человека. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда оппоненты хотят одного и того же, но одновременно это невыполнимо или обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, когда устраивает временное решение и краткосрочная выгода.

Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. При использовании этого стиля не выявляются скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению.

Каждый из рассмотренных стилей не может быть выделен как самый лучший и эффективен только в определенных ситуациях. Для индивида желательно умение эффективно использовать каждый из стилей взаимодействия в конфликтной ситуации и обладание способностью делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Часто в конфликте наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также особенностями характера индивида. Предпочтение одного стиля другому - естественное явление, но жесткие рамки выбранного стиля способствуют ограничению возможностей индивида при разрешении конфликта. Таким образом, для выбора эффективного стиля взаимодействия при конфликте важно определить свои приоритеты и возможные альтернативные варианты, что позволяет быть более свободным в выборе тактики при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. Честный, открытый и доброжелательный подход к разрешению конфликта является идеальным

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.