Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древние сотворение мира и мифы





Сотворение мира — группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

 

В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.

 

Термин «сотворение мира» антонимичен по отношению к термину

«происхождение вселенной», используемому в современных естественных науках.

 

Это касается как антонимии «сотворение» — «происхождение», так и противопоставления неопределённо-архаичного термина «мир» космологическому термину «Вселенная».

 

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.

 

Чтобы в дальнейшем нам не запутаться в этом странствующем лабиринте, сразу поясню, что 4 основные космогонии Древнего Египта, из которых, каждая имеет свои направления, но в общих чертах, постараюсь передать саму основному устройства мироздания, что и является камнем преткновения, всего этого фантастического сюжета.

 

Сотворения мира в Древнем Египте (основа)

Разные теологические центры Древнего Египта, также как в Шумере и Ханаане, каждый город, каждый ном обладал своей развитой мифопоэтической системой, повествующей о жизни и деяниях богов местного пантеона, выдвигая каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога Творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов — созданными им или ведущими от него происхождение, крупнейшими среди которых были города Мемфис, Гелиополь, Гермополь и Фивы. Общей для всех концепций являлась только идея об изначальном Хаосе – Первозданный океан «НУН».

 

Историческая справка

К концу Старого царства могущество фараонов Мемфиса значительно ослабло, номы вновь начали стремиться обрести былую независимость. К 2200 году до н.э. власть мемфисских фараонов сделалась чисто номинальной и реальная власть вновь перешла к владыкам отдельных княжеств.

Наступило время междоусобиц, смут, беспорядков и голода; ирригация Египта пришла в упадок, каждый номарх почитал себя не ниже фараона, и иссякло прежнее почтение к божественным мемфисским фараонам и к их древней столице.

 

Мемфис утратил былое значение, а мемфисская космогония перестала считаться одной из главных космогоний Египта.

 

В те смутные времена власть перешла к городу Хенсу (греч. Гераклеополю), а вместе с ним возвысился его союзник город Хмунметрополия 15 верхнеегипетского нома, ( греч. Ермополь Великий), город 8 космических божеств, подчиненных «Тоту», которого греки называли Гермесом и по имени которого город иногда назывался «дом Тота».

 

Метрополия (греч. metrópolis, от meter - мать и pólis - город) - главный город, из которого выделилась данная колония; относился к последней, как мать к детищу. Позднее М. назывался главный город провинции, а в Азии - вообще всякий большой город. Отсюда епископы больших городов назывались митрополитами. Покровительствуя своим колониям, М. не распространяла на них свою власть.

 

Со временем каждый ном-княжество Египта получила своих богов-покровителей, космические мифы приобретали разное звучание (Мемфис, Гелиополь, Гермополь, Фивы, Элефантинская и др. космогонии), шел процесс олитературивания, усложнения образов, наращивание сюжетов.

Юрий Петухов «Сверхэволютсия и высший разум мироздания: Суперэтнос Русов: от мутантов к богочеловечеству», Метагалактика, 2005 г. стр. 294

 

По элефантинской версии сотворения мира, людей и их Ка вылепил из глины бараноголовый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии. Изображения Хнума, лепящего людей из глины на гончарном диске, изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами, также встречаются вплоть до позднейших периодов истории Египта.

Иван Рак «Египетская мифология», Книжный клуб, 2004 г. стр. 32

 

В VI в. до н. э. на Элефантине существовало еврейское поселение, имевшем собственный храм посвященный Яхве. В 411 году до н. э. храм был разрушен египетскими жрецами.

Статья из Электронной еврейской энциклопедии: http://www.eleven.co.il/article/15055

 

Об этой истории чуть позже, а сей час «Космогонии!» Древнего Египта:

 

Мемфисская космогония, для нас будет являться «основной», но для того, чтобы подойти к её изучению, мы должны понять следующее:

 

Почти каждое небесное тело обладает рядом разноматериальным слоём, образующий взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Объединённые общностью процессов, протекающих в их слоях. Суть и роль, объединяющая слои каждой из них, есть процесс борьбы с изначальным «отрицательным» Хаосом. Однако, в процессе мироустройства образовываются такие, которые полностью подпали под демоническую власть, и такие, которые уже полностью от неё освободились.

 

В основу пересказа положены разные фрагменты «Книги Мёртвых», «Текстов Саркофагов» и «артефакты»письменности, данные археологическими раскопками.

 

Великая Восьмёрка – основа Первозданного Хаоса

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы — четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, — Великая Восьмёрка, Огдоада.

Первобытный океан – «Нун»,сотворил себе жену «Наунет» (дуновение ветра) (изображалась в виде женщины с головой змеи), а потом остальных богов, которые считались его детьми, «Кук» и «Каукет» – (тьма, также обладающая потенциями творения – т.е. «темная материя»), а «Амон» и «Амаунет»–(безвидность, отсутствие определённого образа), даже сами имена этой пары богов в переводе с древнеегипетского означают примерно «то, что нельзя увидеть», а «Хух» и «Хаухет» (бесконечность пространства).

 

Мужские божества Восьмёрки имели облик людей с головами лягушек, а богини со змеиными головами.

 

«Хух» и «Хаухет», похожие значение имеется в Священном Коране.

 

Ая сура, 47-й аят

Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем.

Перевод: Эльмир Кулиев

Более развернутый перевод:

В этом Священном айате заключено много научных мыслей, Одна из них заключается в том, что Бог – создал, Своей мощью эту бескрайнюю Вселенную, и Он властен над всем сущим и делает всё, что желает. А слово небо в этом айате значит всё, что находится над небесными телами и укрывает их. Всё, что окружает небесные тела: планеты, звёзды, солнечные системы, Галактики - небо. Эта видимая часть Вселенной так необъятна, что непостижима для человеческого разума и не подлежит определению. Ведь расстояния в ней измеряются миллионами световых лет, а световой год, как указала наука в двадцатом веке, - расстояние, которое проходит свет со скоростью 300000 км/сек. Фраза "И Мы - расширяющие" в этом Священном айате указывает на удивительную бескрайность Вселенной с самого начала её сотворения. Она указывает также на продолжение процесса расширения с течением времени, что также доказала современная наука. Ведь в начале этого века стала научным фактом теория расширения (растягивания). Согласно этой теории, туманности вне нашей Галактики удаляются от нас с различными скоростями. Даже небесные тела в одной Галактике удаляются друг от друга.

Перевод: Аль-Мунтахаб

Ая сура, 104-й аят

В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это.

Перевод: Эльмир Кулиев

Более развернутый перевод:

В этот День Мы скрутим небо так, как скручиваем свитки, и оживим людей для расчёта и воздаяния, как Мы сотворили их изначально. Нам нетрудно их возвращение. Как Мы сотворили их изначально, так и вернём, согласно Нашему истинному обещанию. Поистине, Мы всегда выполняем Свои обещания!

Перевод: Аль-Мунтахаб

Предыстория о Гермополе:

Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут — по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период, когда Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства и власть концентрируется в руках номархов Ненинисут (егип. Хенсу, греч. Гераклеополя), объявивших себя фараонами, соответственно возрастает политическое значение Заячьего нома, властители которого были союзниками Гераклеопольских фараонов, растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя.

 

Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) — «Восемь», «Восьмёрка» — в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов.

 

Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась меньшей популярностью, нежели Гелиопольская и Мемфисская космогонии. Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости «Тота» и священных ибисов. Греки отождествляли «Тота» с Гермесом — отсюда греческое название города.

 

Гермопольская космогония

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

 

Разрушительные силы — Мрак, Ничто и Ночь вносили разнообразие в существование Восьмерки, а Исчезновение с Пустотой придавали их плаванию элементы азарта и риска. Но все же такое групповое плавание в конце концов наскучило древним богам. Четыре пары богов решили, что им чего-то не хватает для полноты жизни в Первозданном Океане «Нун».

Они подняли из воды Изначальный Холм и в полной темноте вырастили на нем цветок лотоса. Из цветка появился младенец Ра, прекрасное солнечное божество, осветившее весь мир, до той поры пребывавший во мраке.

 

Увидев чудесный мир, греющийся под его благодатными лучами, маленький Ра заплакал от радости, и из его слез возникли первые люди...

 

Восьмерка богов ликовала при виде своего ребенка, такого красивого, талантливого и одаренного, самого лучшего из всех детей, которым когда-либо будет суждено появиться на свет! Четыре бога и четыре богини наперебой называли Ра ласковыми именами, какими обычно родители называют своих малышей, и забавляли его сказками — ведь маленькие боги нуждаются в сказках ничуть не меньше маленьких людей. Одной из таких сказок была история о том, как малыш Ра вылупился из яйца Великого Гоготуна, белого гуся, нарушившего своим криком вековечное безмолвие Хаоса Нуна...

Сказка о белом гусе была любимой сказкой юного Ра, но потом ее услышали люди и приняли за непреложную истину. С тех пор нильский гусь стал считаться священной птицей Амона-Ра.

 

Подросший Ра создал богов «Шу» и «Тефнут», от «Шу» и «Тефнут» произошли на свет все другие боги, а чуть позднее (должно быть, еще через пару-другую сотен лет), на Изначальном Холме, где из слез Ра возникли первые люди, был построен город Гермополь.

 

Эта версия получила распространение во всём Египте.

Теперь понятно, чей именно город находится в центре мироздания и является пупом Земли?

 

Но далеко не всем египтянам было это понятно.

Потому что Гелиополь, считал свою версию более верной.

 

Гелиопольская космогония

Самая распространенная в Египте версия о сотворении мироздания принадлежала другому городу — Иуну, или, как его называли древние греки, Гелиополю.

 

Этот город никогда не был столицей Египта, но с эпохи Старого царства и до конца Позднего периода он был важнейшим теологическим центром и культовым центром солярных богов. Египетское название этого города — Иуну, что означает “ Город Столбов ” — намекает на широко распространенный там культ обелисков, греческое же название города недвусмысленно указывает на то, что в Гелиополе прежде всех других богов поклонялись Богу Солнца, которого в Элладе называли Гелиосом.

 

И обитатели солнечного города Гелиополя были совершенно уверены, что

Вначале был Хаос, который назывался «Нун», — бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным, но и его величавое одиночество, в конце концов было грубо нарушено: из холодных темных вод, словно надутый мяч, выскочил солнечный бог «Атум» — первый из богов, достиг Хаоса, тщетно искал он клочок суши, куда можно было бы ступить, но долго не мог нащупать и тогда он создал холм Бен-бен, который появился из первичных вод «Нуна». «Атум» спустился вниз на холм Бен-бен и стал размышлять о том, каких создать богов.

 

В Текстах пирамид, в главах 587 и 600, говорится следующее: «Атум поднялся, как Бенбен, во дворце Бенну в Гелиополе».

Обретя под ногами землю, «Атум» стал размышлять, что же ему делать дальше. Прежде всего, надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? — ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый Океан... Но если мир придёт в движение, то всё, что бы «Атум» после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратится в Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы, животные или люди, до тех пор, покуда в мире нет стабильности, и никто не стоит на страже законов мироздания. Поэтому «Атум» решил, что одновременно с ветром надо создать могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда.

 

Приняв после долгих раздумий, это мудрое решение, «Атум», приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта, богов-близнецов (воздух) — «Шу» и (влагу) — «Тефнут», «Нун», увидав «Шу» и «Тефнут», воскликнул: «Да возрастут они!» И «Атум» вдохнул и своих детей «Ка»..

 

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма, — и дети «Атума» потерялись в Первозданном Океане «Нун». На поиски «Шу» и «Тефнут», «Атум» послал своё Око, пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».

 

По одному из толкований этого эпизода (предполагающему прочтение: «Атум» наделилновое Око великолепием старого»), «Атум» отправил на поиски детей правое ОкоСолнце, и пока оно отсутствовало, создал левоеЛуну.

 

Старое Око тем временем разыскало «Шу» и «Тефнут» и привело их обратно.

«Шу» женился на своей сестре «Тефнут, после чего, родилась вторая божественная пара: «Геба» (бога земли) и «Нут» (богиню неба), «Нут» родила Осириса (египетск. Усир(е)), Сета (египетск. Сетх), Исиду (египетск. Исет) и Нефтиду (египетск. Небетхет).

 

Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют Великую Девятку богов - Великую Эннеаду.

Древнейшая известная в Египте теогоническая и космогоническая система. Боги Эннеады считались первыми царями Египта.

 

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги. Солнечное Око в виде кобры называется урей. Взирая на мир с божественной короны, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней «Маат».

Отрадости «Атум» заплакал. Его слезы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей, унаследовавшие от богов земную власть, на Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города Гелиополя — храм «Ра-Атума». Символами сотворённого «Атумом» Первозданного Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных святилищах, а также сам город Гелиополь, Иуну, центр мироздания, пуп всей Земли!

Если кто-то решил, что теперь он что-то знает, то не всем египтянам это было понятно.

Тогда, вначале было…

Мемфисская космогония

Вначале повсюду простирался холодный безжизненный океан «Нун», утверждали жрецы Мемфиса, один только безбрежный океан — Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

 

Сколько времени продолжалась подобная безбрежная холодная тоска, жрецы умалчивают, да это и не главное. А главное то, что хотя у океана «Нуна» не было берегов, зато дно у него, вероятно, было, и состояло это дно из земли.

 

Птах — Земля — отличался от океана Нуна куда более деятельной и творческой натурой, и наконец, подобное унылое положение дел перестало его удовлетворять. Птах решил воссуществовать, мало того — он решил сделаться богом!

Задумано — сделано: могучим усилием воли Птах создал из земли свою плоть, свое тело и, в соответствии с замыслом, стал богом, самым первым из когда-либо существовавших богов.

В Мемфисе была найдена стела, на которой объясняется космогония и принципы

этой богословской доктрины. Это доктрина известна под названием «Мемфисское

богословие». Египтологи полагают, что она относится ко времени Нового

царства.

 

Согласно ей, Пта является «самосозданным», «самопорожденным» божеством, он

единственный истинный бог-создатель. Все духовные существа как божественные,

так и человеческие произошли от его мыслей и слов. Божества – создатели мира,

которым поклоняются в других городах, на самом деле созданы Пта. Также именно

он был носителем этических принципов, является «Богом Правды» во все

исторические периоды.

 

К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной» (юг в египетской символике — образ вечности), иными словами, Птах — это Бог по ту сторону творения, «Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе», Творец за пределами Своего творения. В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха:

 

«Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».

 

Однако «Мемфисское богословие» - это не теология монотеистической религии

(единобожия). Оно достаточно противоречиво, туманно и логически непоследовательно. В нем существование других богов не только не отрицается, а дополняется новыми штрихами.

 

Птах решил сотворить мир, посредством духовных понятий таких, как его сердце

(резиденция мысли), его языка и слов (созидательный глагол) и Maat – персонифицирующая истину (справедливость, вселенскую гармонию, порядка и правосудия) и богов. Сперва он создал их «Ка» и «Анх» - египетский крест, так же известен как: ключ Нила, знак жизни; затем — творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве.

В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха.

 

Имя Птаха означает «открывающий», считалось, что именно он «отверзает уста» богов и выпускает день при восходе Атума (Солнца).

 

Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об «Атуме», а на языке — Слово «Атум»; бог произнёс это имя — и в тот же миг «Атум» родился из Первозданного Хаоса «Нун». Он стал помогать отцу в деле творения, — но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха «Атум» создал Великую Девятку; На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис.

 

Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение, Птах остался доволен.

 

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» — богословскому произведению мемфисских жрецов, фиксирующему, по видимости, более древнее предание, — Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары из которых Он творит мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и так далее) «языком и сердцем», задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком «произнеся Словом» (нечто подобное можно найти в орфической теогонии, где первообразом мира является Слово-Логос).

Пта, как считали, сделал небо и поднял его выше земли так легко, как будто это было перо. Вспомним: Бытие, гл. 1:1,6,7,8; (Бог)

 

То есть Пта опосредовано сформировал создателя мира «Атума» с его сердцем и языком. Вспомним: Бытие, гл. 2:4; (Господь Бог)

 

Атум — бог первотворения «самовозникающий» символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего, перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином».

 

Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день…

Атум — (демиург), страж мирового закона, возник из первичного хаоса в образе змея (иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов) или ихневмона, но обычно изображается в образе мужчины с головой барана с двойной короной на голове, а ещё иногда изображался в виде старика (священным животным имел кобру), другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.

 

Хтонические существа (от греч. земля, почва) или хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

 

Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как «женское», так и «мужское» начало.

 

Сын Птаха, «Атум», сразу принялся помогать отцу в его работе и первым делом создал великую Девятку БоговВеликую Эннеаду. Однако именно Птах наделил их могуществом и божественной мудростью, воздвиг святилища и храмы, учредил празднества и жертвоприношения.

 

Но уж коли появились святилища и были запланированы празднества, возникла необходимость в тех, кто будет посещать эти святилища и участвовать в действах, чтить богов и услаждать их слух молитвами, а взор — разнообразием этого мира... Поэтому самый интересный этап творения был еще впереди!

 

И создал Птах из тела своего все сущее, создал людей и зверей, заставил течь реки и нагромоздил горы, учредил номы и города. Птах сотворил работы и ремесла, сделал так, что боги вселились в свои статуи в храмах.

 

Сам Птах (строительство), его жена богиня Сехмет (разрешение и восстановление, почитавшаяся в образе львицы) и их сын Нефертум (бог растительности) составили Мемфисскую Триаду богов.

 

Нефертум

Изображался в виде младенца на цветке лотоса или юношей с цветком лотоса на голове. Лотос (эмблема Верхнего Египта) олицетворял красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

 

Мемфисцы считали, что Птах пребывает в теле всех живущих на земле созданий, таится в каждом одушевленном существе и неодушевленном предмете и наделяет всех людей частью своей творческой силы, которая позволила ему создать мир. А на том самом месте, где Птах творил мир, образовался великий город Мемфис.

 

Так полагали жители Мемфиса, превыше всех других богов почитавшие Птаха и считавшие свой город центром мироздания...

 

То есть Пта опосредовано сформировал творца мира «Атума» с его сердцем и языком.

Всевышний - Бог Отец, (Бог Сын) – Творец…

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.