Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика изучения основных разделов курса «Русский язык». Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку





 

1. Принципы и подходы к обучению русскому языку:

- личностно-ориентированный подход – дидактический подход в обучении русскому языку;

- cознательно-коммуникативный подход – методологическая основа обучения русскому языку;

- лингвометодические принципы обучения: текстоцентричность, принцип обучения русскому языку как полифункциональному явлению, принцип межпредметных связей.

2. Понятие о лингвистике как науке и о специфике ее изучения в школе.

3. Теория и методика изучения фонетики и графики.

4. Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии.

5. Теория и методика изучения морфемики и словообразования.

6. Теория и методика изучения морфологии.

7. Теория и методика изучения синтаксиса и пунктуации.

8. Соотношение теории и практики при обучении языку.

 

Задание: подготовьте в микрогруппах сообщения по вопросам 3-7; на основе прочитанной литературы сформулируйте цели и принципы обучения каждому разделу русского языка, охарактеризуйте содержание каждого раздела, определите умения и навыки по каждому разделу, методы их формирования и развития.

 

Литература

1. Аксенова, Л. А. Дидактический материал по теме «Фразеологизм» / Л. А. Аксенова // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 24–27.

2. Балакай, А. Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе / А. Г. Балакай // РЯШ. – 1990. – № 4. – С. 81 – 86.

3. Баранов, М. Т. Методики лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М., 1988.

4. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – РЯШ. – 2002. - №2.

5. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ. – 1996. - №3.

6. Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуации в школе / Г. И. Блинов. – М., 1990.

7. Блинов, Г. И. О системе упражнений по пунктуации / Г. И. Блинов // РЯШ. – 1989. – № 1.

8. Блинов, Г. И. Пунктуационные задачи / Г. И. Блинов // РЯШ. – 1987. – № 1.

9. Вознюк, Л. В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования (6 класс) / Л. В. Вознюк // РЯШ. – 1994. – № 2. – С. 9–13.

10. Гребенкина, Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка / Р. Т. Гребенкина. – М., 1984.

11. Домашенкина, Г. П. Грамматический разбор в вузе и в школе / Г. П. Домашенкина, Т. Б. Иванов. – М., 1987.

12. Ковалев, В. И. Об использовании этимологии на уроках русского языка / В. И. Ковалев // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 14 (июль). – С. 2 – 10.

13. Кунусова, М. С. Изучение словообразования в 5 классе с применением компьютера / М. С. Кунусова // РЯШ. – 1994. – № 5.

14. Купалова, А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: библиотека учителя / А. Ю. Купалова. – М., 2002.

15. Левушкина, О. Н. Этимологический анализ на уроках орфографии / О. Н. Левушкина // РЯШ. – 1999. – № 6.

16. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с. (Главы 12-19) (Имеется в электронном виде на кафедре).

17. Львов, В. В. Упражнения по орфоэпии в 4 классе / В. В. Львов // РЯШ. – 1989. – № 5.

18. Львова, С. И. Разбор по составу при обучении русскому языку / С. И. Львова // РЯШ. – 1985. – № 3.

19. Львова, С. И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка / С. И. Львова // РЯШ. – 1993. – № 3.

20. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательные модели на уроках русского языка / С. И. Львова. – М., 2000.

21. Максимов, Л. Ю. Понимание языковой системы в школьном курсе русского языка / Л. Ю. Максимов // РЯШ. – 1994. – № 4.

22. Мелкумян, М. И. Из опыта использования структурной схемы предложения в преподавании русского языка // Мир русского слова. – 2008. – № 1. – С. 91–94.

23. Мерзлова, Е. А. Фонетика. Лексика. Фразеология: учебное пособие по русскому языку / Е. А. Мерзлова, М. В. Сандакова. – Киров, 1994.

24. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. П. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

25. Милославский, И. Г. О соотношении целей и содержания обучения русскому языку в школе / И. Г. Милославский // РЯШ. – 2006. – № 3. – С. 46–50; № 4. – С. 36–43.

26. Милославский, И. Г. Об изучении тем «Состав слова» и «Словообразование» в старших классах / И. Г. Милославский // РЯШ. – 2007. – № 3. – С. 3–9.

27. Моисеев, А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография: пособие для учителей / А. И. Моисеев. – М., 1980.

28. Никитина, Е. И. Несколько упражнений для обострения языкового чутья на уроках изучения словообразования / Е. И. Никитина // РЯШ. – 1989. – № 3.

29. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя / В. П. Озерская. – М., 1989.

30. Пономарева, Л. Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку / Л. Д. Пономарева // РЯШ. – 2003. – № 5. – С. 11–15.

31. Сергеева, Н. М. Работа с заимствованной лексикой на школьных уроках / Н. М. Сергеева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 13 (июль). – С. 10–21.

32. Соколова, Г. П. Так ли просты «простые» знаки препинания / Г. П. Соколова // РЯШ. – 2006. –№ 6. – С. 11 – 18; 2007. – № 1. – С. 10 – 18.

33. Стрыгина, Т. В. «Скучная и бесполезная меледа»? (О способах обучения морфологии на современном этапе) / Т. В. Стрыгина // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 47–52.

34. Целикова, М. П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения / М. П. Целикова // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 42 – 46.

35. Шипицына, Г. М. Этот трудный разбор по составу… / Г. М. Шипицына // РЯШ. – 2007. – С. 35–38.

36. Юрьева, Е. С. Текстовые задания при изучении раздела «Лексика» / Е. С. Юрьева // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 28–30.

 

При подготовке к занятию можно использовать любые методические рекомендации и дидактические материалы для учителя.

 

 

Практическое занятие № 5

Формы и приемы подачи языкового материала

На уроках русского языка

1. Стандартные и нестандартные формы и приемы работы по русскому языку:

- упражнения и их виды (фонетические, лексические, пунктационные, грамматико-орфографические др.);

- словесные формы работы (лингвистические сказки, рассказы, стихи);

- наглядные пособия по русскому языку, алгоритмы в обучении русскому языку, схемы по русскому языку, таблицы по русскому языку, кинофильмы учебные по русскому языку, аудиовизуальный метод, диапозитивы (слайды), диафильмы, опоры (опорные конспекты и сигналы).

2. Средства наглядности:

визуальные (печатные – демонстрационные таблицы, карточки, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал; экранные – транспаранты, диафильмы, диапозитивы);

аудиальные (магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи);

аудиовизуальные (диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты).

3. Современные информационные технологии (компьютерные программы).

На основе прочитанной литературы ознакомьтесь с формами и приёмами подачи языкового материала. Проанализируйте их с точки зрения реализации принципов дидактики (научности, доступности, систематичности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, прочности, наглядности).

Практические задания: 1. Подберите из учебника по русскому языку (5-9 классы) по одному упражнению фонетического, лексического, пунктационного, грамматического типа и проанализируйте их с точки зрения реализации основных принципов дидактики (задание для всех).

2. Разработайте или подберите из рекомендованной литературы по любой теме карточку с заданием (желательно размножить по количеству студентов в группе) и предложите для анализа своим коллегам на занятии (для двух студентов).

3. Подберите из рекомендованной литературы или найдите самостоятельно не менее 3 способов подачи языкового материала учащимся. Выступите в роли учителя с этим материалом в студенческой группе. Будьте готовы к анализу эффективности выбранных форм работы (для одного студента)

4. Используя учебник (любой), выберите одну из тем. Представьте, что у вас в классе есть представители разных типов личностей по доминированию ведущего канала восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, рационалы). Учитывая индивидуальные особенности учеников, организуйте изучение темы разными способами (для одного студента).

Литература

1. Акуленко, А. П. Использование кодоскопа при изучении способов словообразования в V классе / А. П. Акуленко // РЯШ. – 1989. – № 6.

2. Архипова, Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии / Е. В. Архипова // РЯШ. – 2003. – № 2. – С. 3 – 9.

3. Вагапова, Д. Х. Как преодолеть «минусы» опорных конспектов / Д. Х. Вагапова // РЯШ. – 1991. – № 3.

4. Вершинина, Г. Б. Музыка на уроках обучения описанию / Г. Б. Вершинина // РЯШ. – 1990. – № 3. – С. 34 – 38.

5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина.– М.: АСТ, 1996. – 464 с.

6. Габитова, В. Ф. Схемы при обучении орфографии / В. Ф. Габитова // РЯШ. – 1991. – № 1.

7. Горячева, И. А. Наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста (5 кл.): работа с текстом «Нашествие Батыя» (несколько уроков) / И. А. Горячева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 2 (январь).

8. Громов, И. А. Все в квадрате. Материалы для повторения изученного в 5 – 6 классах в начале учебного года / И. А. Громов // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 18 (сентябрь). – С. 29 – 36.

9. Докукина, М. А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики / М. А. Докукина // РЯШ. – 2005. – № 5. – С. 26 – 28.

10. Егорова, И. И Школьные радиопередачи о русском языке / И. И. Егорова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 9 (май). – С. 40 – 46; № 11 (июнь). – С. 20 – 28.

11. Зельманова, Л. М. Диафильм «Как образуются слова» / Л. М. Зельманова // РЯШ. – 1990. – № 3.

12. Иваницкая, Г. М., Корсакова, В. А. Обобщающие таблицы по русскому языку / Г. М. Иваницкая, В. А. Корсакова // РЯШ. – 1990. – № 1.

13. Кохановская, Л. В. Лингвистические сказки / Л. В. Кохановская // Русский язык и литература. – 1990. – № 1.

14. Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка. 5 класс / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. – М., 1995. – С. 81 – 85.

15. Ларионова, Л. Г. «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов / Л. Г. Ларионова // РЯШ. – 1989. – № 6.

16. Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии / Н. М. Лаури // РЯШ. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.

17. Лингвистические сказки // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. – № 46 (декабрь). – С. 8.

18. Логачева, А. П. Работа с видеосюжетами на уроках русского языка / А. П. Логачева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 7 (апрель). – С. 29 – 30.

19. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М., 1997. – 256 с.

20. Львова, С. И. Схема на уроке русского языка / С. И. Львова // РЯШ. – 1990. – № 2.

21. Методика преподавания русского языка / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2003 (параграфы 3.3, 3.4). (Имеется на кафедре и на учебном абонементе.)

22. Мурзо, Г. В. Видеозапись в системе тренировки речевых умений школьников / Г. В. Мурзо // РЯШ. – 2005. – № 2. – С. 41 – 45.

23. Никитенко, Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка / Г. Ю. Никитенко // РЯШ. – 1991. – № 6.

24. Пазина, Е. А. Изучение темы «Союз» в VII классе с компьютерной поддержкой / Е. А. Пазина // РЯШ. – 2003. – № 4. – С. 24 – 32.

25. Серова, М. Б. Изучение слитного и раздельного написания наречий на основе опорных схем и таблиц / М. Б. Серова // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 31 – 3.

26. Тарская, Д. М. Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала / Д. М. Тарская // РЯШ. – 1990. – № 5.

27. Тимонина, В. Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В. Ю. Тимонина, Л. А. Тростенцова // РЯШ. – 2006. – №4. – С. 14 – 18.

28. Феоктистова, Л. В. Музыка на уроках грамматики / Л. В. Феоктистова // РЯШ. – 2007. – № 1. – С. 33 – 37.

29. Чундулаева, Е. Г. Система блоков и опорных карточек // РЯШ. – 1991. – № 2.

30. Шитова, В. А. Подготовительные курсы по русскому языку в режиме он-лайн: новые возможности обучения / В. А. Шитова // РЯШ. – 2007. – № 1. – С. 18 – 24.

31. Шмелев, А. Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы / А. Д. Шмелев // РЯШ. – 1989. – № 6.

Практическое занятие № 6







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.