Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиоведение в системе гуманитарного знания





Религиоведение в системе гуманитарного знания

Предмет Религии – сфера бытия.

Предметы бывают: 1) ЕСТЕСТВЕННЫЕ – возникли сами по себе, не имеют отношения к человеку: звезды, моря. 2) ИСКУСТВЕННЫЕ – созданы человеком (одежда, любовь, стол, ненависть)

Науки делятся на: 1) естественные – ЛОГОС, законы природы (физика, химия); 2) гуманитарные – ВЕДА, связаны с человеком (социология, психология, религиоведение)

Предпосылки рождения религии:

1)НОВОЕ время (17-19 вв). В 17 веке религия становится предметом исследования. 17 век – рационализм

2)Меняется характер истории => аналитическая история.

3)Развитие археологии и этнографии => накопление материала эмпирического характера.

Религия – факт объективной истории.


Природа и сущность религии

Религия вечна, имманентна жизни человека.

РЕЛИГИЯ (по Энгельсу) – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

РЕЛИГИЯ – вера в Абсолют.

РЕЛИГИЯ – сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практического духовного освоения мира и область духовного производства.

Сущностные характеристики:

1)Выражение глубинных связей общества. В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем.

2) Аспект жизнедеятельности человека и общества. Религия – не случайное образование, навязанное извне. Религия необходимо проявляется на определенном этапе развития общества. Она включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

3)Способ выражения и преодоления человеческого отчуждения. Отчуждение – это превращение человеческой деятельности и ее продуктов в силы, господствующие над людьми. У человека возникает потребность в освобождении от власти чужих сил, он ищет удовлетворения в идеях, ритуалах очищения, покаяния и т.п. Религия смягчает последствия отчуждения.

4) Религия – отражение действительности. Религия отражает несвободу и зависимость людей.

5) Религия – феномен культуры.


Социально-исторические условия возникновения религии

СОЦ-Е: Живой организм должен осуществлять активность по овладению тем, что способно удовлетворить потребность человека. => ТРУД. Труд – целесообразная деят-ть человека по изменению вещ-ва природы таким образом, чтобы видоизмененное вещество природы смогло удовлетворить потребность человека. В результате труда возникают соц.предметы, к-е в конкретной материальной форме содержать человеческие потребности, знания, умения и чувства. Труд – это единство опредмечивания и распредмечивания. В результате опредмечивания в продуктах труда содержаться социальные свойства. В результате распредмечивания - соц. Свойства второй природы становятся внутренними (т.е. навыками человека). Соц. Отчуждение – почва для рождения религии. Человек испытывает на себе давление внешних сил, к-м вынужден подчиняться. Религия – порождение соц. Отчуждения и средство его преодоления. Природа человеческого общества – это объективные основания для возникновения религии. Р. имманентна, т.е. внутренне присуща человеческому обществу. Суть Р – вера в Бога, вера в Абсолют и связь человека с ним.


Гносеологические и психологические предпосылки религиии

ПСИХ-Я: Р. Излечивает человека от страданий. «Р – вздох угнетенной твари, это сердце бессердечного разума, это опиум народа». Слезы природный механизм уменьшения страдания.

Индивидуально-психологические:

· переживание всесторонней зависимости от других людей

· личное страдание и горе(неизлечимая болезнь, смерть близкого и т.п.)

· духовный распад личности

· чувство страха. Страх перед разрушительными силами природы

· чувство одиночества, заброшенности

· страх смерти. Человеку присуще чувство самосохранения, желание продлить жизнь

ГНОС-Я: Познание человека – процесс перехода от незнания к знанию. Существует огромный спектр форм знания (научное, обыденное, религиозное, философское, художественное). Все эти формы знания необходимы, они взаимодополнительны. Наука не решает мировоззренческих вопросов. Их решают философия, искусство и религия.


Структура религии, социальные функции

Религия 1 ) религиозное сознание - совокупность теоретических взглядов, концепций. Это система идей. Религиозная наука – теология, религиозная психология, религиозная идеология.

В религиозном сознании присутствует вера. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении, наступлении события, о каком-либо результате и т.п.Содержание веры обуславливает символический аспект религиозного сознания.

Религиозное сознание отличается наглядностью и образностью (иконы, скульптуры, мифы, притчи и т.п.) Образ =>переживания=>эмоции, религиозные переживания.

Религиозное сознание включает в себя языковое выражение. Это религиозная лексика (чудо, душа, крест, монастырб, ангел, аминь и.п.)

2) религиозное отношение – система обрядов, культурных праздников. Это материальное воплощение религиозного сознания. Могут быть культовыми(крещение – кресный отец, крестный сын) и внекультовыми (учитель-ученик)

3 ) религиозные организации (церковь, секта)

4) религиозная деятельность – ВНЕКУЛЬТОВАЯ – в духовной и практических сферах (миссионерство, производство средств религиозного культа, преподавание богословию и т.п.); КУЛЬТОВАЯ - оживление религиозного сознания, удовлетворение религиозных потребностей (пение в храмах, чтение псалмов, богослужение и т.п.)

Функции: социально-организующая. Помогает людям ощутить общность (МЫ), и в то же время разъединяет, отделяет от других.

Компенсаторная.

Мировоззренческая

 


История религии как диалог

Историческое движение религии обуславливают 2 типа сил:

ВНЕШНИЕ: политика, государство, производство, развитие науки;

ВНУТРЕННИЕ: которые порождаются внутри религии. Например, проблема самодвижения.

Диалогические связи религии:

1) Традиция. Традиция сомневается в утверждении нового, высказывает ненужность нового. Однако новое всегда имеет возможность на существование. Полимсест – старое не зачеркивается, на него наносится новое.

2) Иноверие – отношение к религии с позиции истинной лжи. Всякая религия обладает абсолютностью и считает себя единственно значимой. Противоборство веры и иной веры плодотворно.

3) Ересь – внутренний враг любой религии

4) Неверие – атеизм – рациональная критика идей Бога

Логика развития религиозного сознания

Первобытность. Всеобщая одухотворенность природой – анимизм. Не было богов. Религии естественные, дописьменные

Религии национально-государственные. Политеизм, появляются боги, которые являются олицетворением важных природных явлений – солнца, воды, земли и т.п. А также появляются человеческие экзистенции: добро, зло, любовь и т.п. тЭто уже искусственные религии. Появляются Священные тексты, священнослужители, Древние цивилизации, личностная автономия религии.

Религии мировые. Монотеизм – единобожие. Феодализм – наши дни. Мировые религии – это буддизм, христианство, Ислам. МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ:иудаизм, христианство, ислам.

 


Атеизм как феномен культурв и его роль в истории религии


Исторические типы религий

Логика развития религиозного сознания

Первобытность. Всеобщая одухотворенность природой – анимизм. Не было богов. Религии естественные, дописьменные

Религии национально-государственные. Политеизм, появляются боги, которые являются олицетворением важных природных явлений – солнца, воды, земли и т.п. А также появляются человеческие экзистенции: добро, зло, любовь и т.п. тЭто уже искусственные религии. Появляются Священные тексты, священнослужители, Древние цивилизации, личностная автономия религии.

Религии мировые. Монотеизм – единобожие. Феодализм – наши дни. Мировые религии – это буддизм, христианство, Ислам. МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ:иудаизм, христианство, ислам.

 


Религии античного мира

Греческая религия красочна, напоминала фольклор, каковым по сути и являлась. Греческие мифы отображали мировосприятие античного человека. Греческая мифология – это отражение природы, окружающего мира в чувственно-конкретных образах и в виде одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными. Мир-космос понимался как одушевленное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первоначально греки населяли природу духами и божествами, имевшими полуживотный облик: сиренами – полуженщинами, полуптицами; нереидами – полурыбами; сатирами, покрытыми шерстью, с козлиными ногами, рогами и хвостом; кентаврами – полулошадьми и т.п. Греки почитали женские божества земного плодородия – Гею, Деметру, Кору. Важную роль играл патриархальный культ предков. Существовали мифы о браках богов с земными женщинами, потомки которых стали основателями знатных родов. В их честь строились святилища и храмы.

Римская религия тоже была пронизана верой в духов и домашних божеств. Добрые духи назывались манами, злые – лемурами. Домашний очаг опекали Лары и Пенаты, а дверь жилища охранял двуликий Янус, обращенный одновременно в прошлое и будущее. В период расцвета греческого полиса появилась общегреческая олимпийская религия, названная по имени горы Олимп, где, согласно мифу, на снежной вершине обитали главные боги: Зевс, Гера, Аполлон, Афродита и др. В период Римской республики греческие боги-олимпийцы были отождествлены с римскими богами и названы их именами: Зевс – Юпитером, Гера – Юноной, Афина – Минервой, Афродита – Венерой, Гермес – Меркурием и т.п. Из всех богов римляне выделяли трех главных – Юпитера, Юнону и Минерву. Олимпийские боги рассматривались как могущественные, но близкие и понятные человеку. Им присуще все то, что свойственно людям: способность есть и пить, любить и ненавидеть, а также иметь физические недостатки (бог кузнечного ремесла Гефест – хромой). антропоморфизм присущ всему античному миру. Но не все боги были очеловечены. Божество, не поддающееся никакому очеловечиванию,– это судьба (Мойра). Мойора –начало, делающее из мира нечто, что действительно олицетворяет порядок, нечто упорядоченное. боги и следят за предначертаниями судьбы, человек, осуществляя свой выбор, сам отвечает за свои поступки.

 


Религиоведение в системе гуманитарного знания

Предмет Религии – сфера бытия.

Предметы бывают: 1) ЕСТЕСТВЕННЫЕ – возникли сами по себе, не имеют отношения к человеку: звезды, моря. 2) ИСКУСТВЕННЫЕ – созданы человеком (одежда, любовь, стол, ненависть)

Науки делятся на: 1) естественные – ЛОГОС, законы природы (физика, химия); 2) гуманитарные – ВЕДА, связаны с человеком (социология, психология, религиоведение)

Предпосылки рождения религии:

1)НОВОЕ время (17-19 вв). В 17 веке религия становится предметом исследования. 17 век – рационализм

2)Меняется характер истории => аналитическая история.

3)Развитие археологии и этнографии => накопление материала эмпирического характера.

Религия – факт объективной истории.


Природа и сущность религии

Религия вечна, имманентна жизни человека.

РЕЛИГИЯ (по Энгельсу) – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

РЕЛИГИЯ – вера в Абсолют.

РЕЛИГИЯ – сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практического духовного освоения мира и область духовного производства.

Сущностные характеристики:

1)Выражение глубинных связей общества. В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем.

2) Аспект жизнедеятельности человека и общества. Религия – не случайное образование, навязанное извне. Религия необходимо проявляется на определенном этапе развития общества. Она включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

3)Способ выражения и преодоления человеческого отчуждения. Отчуждение – это превращение человеческой деятельности и ее продуктов в силы, господствующие над людьми. У человека возникает потребность в освобождении от власти чужих сил, он ищет удовлетворения в идеях, ритуалах очищения, покаяния и т.п. Религия смягчает последствия отчуждения.

4) Религия – отражение действительности. Религия отражает несвободу и зависимость людей.

5) Религия – феномен культуры.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.