Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы диссипации (распределения) риска





Методы диссипации (распределения) риска:

Ø Диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования;

Ø Диверсификация сбыта и поставок;

Ø Диверсификация инвестиций;

Ø Распределение ответственности между участниками производства;

Ø Распределение риска во времени.

Методы диссипации представляют собой более тонкие инструменты управления риском. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Таким способом предприятие уменьшает уровень собственного риска, отодвигая границу "стихийного" рынка, привлекая к решению проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Для этой цели создаются акционерные общества и финансово-промышленные группы; предприятия приобретают или обмениваются акциями друг друга, вступают в различ­ные консорциумы, ассоциации и т.п.

Интеграция предприятий может быть горизонтальной — объединением нескольких предприятий одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, разделения зон хозяйствования и т.п.; либо вертикальной — по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта. При этом достигается дополнительный антирисковый эффект, состоящий в том, что на входах и выходах предприятия создаются островки предсказуемого товарного рынка, надежного долго­временного спроса и таких же поставок изделий, необходимых для производства продукции.

При реализации некоторого долгосрочного инвестиционного проекта или стратеги­ческого решения может оказаться эффективным распределение общего риска мероприятия по этапам реализации (по времени), т.е. сочетание локализации и диссипации риска.

К этой же группе способов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

а) диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг; выбор продукции, ориентированной на различные социальные группы потребителей и т.п. - достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска;

б) диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; при этом желательно равномерное распределение долей каждого контрагента, чтобы отказ даже нескольких из них не приводил бы к срыву производственно-сбытовой программы предприятия в целом;

в) диверсификация закупок сырья и материалов, предполагающая взаимодействие со многими поставщиками, чтобы при нарушении графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.), предприятие смогло безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками того же или аналогичного продукта.

Естественно, эти методы смягчения последствий от проявления факторов риска усложняют работу звеньев аппарата управления, отвечающих за снабжение и сбыт, и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руко­водство предприятия, используя методы диссипации риска, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их долю в общем объеме закупок и поставок данного предприятия. Так, консультируя завод по производству особо чистых металлов, мы обратили внимание руководства на то, что в списке поставщиков два предприятия закрывают более половины сырьевой потреб­ности завода, и рекомендовали расширить состав поставщиков. Следуя этому совету, завод смог избежать критической ситуации при отказе одного из поставщиков сырья.

В области формирования инвестиционного портфеля предприятия тактика дис­сипации риска рекомендует отдавать предпочтение программам реализации несколь­ких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив прак­тически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Этот метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

Если предприятие вынуждено вести работы по реализации одного крупного и долгосрочного проекта совместно с одним-двумя партнерами, то для уменьшения риска необходимо провести четко документированное разграничение (например, в много­стороннем договоре) сфер действий и ответственности каждого участника, тщательно описать и согласовать "стыки", т.е. условия передачи результатов работ и перехода ответственности от одного участника к другому. Непременным требованием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью. В некотором смысле этот метод является естественным развитием метода "локализации риска". Таким же образом целесообразно распределять и фик­сировать риск по времени выполнения долгосрочного проекта или хозяйственного мероприятия. Это позволит по ходу работ сравнительно легко корректировать свои воздействия, управляя уровнем финального риска.

 

Методы компенсации риска

Методы компенсации риска:

Ø стратегическое планирование деятельности предприятия;

Ø прогнозирование внешней среды;

Ø мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды;

Ø создание системы резервов;

Ø активный целенаправленный маркетинг.

Еще одно направление борьбы с риском, связанное с созданием механизмов преду­преждения опасности или смягчения возможных негативных последствий наступления нежелательных событий, представлено группой методов компенсации риска. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам управления (в теории автоматического управления этому соответствует термин "управление по возму­щению"). К сожалению, эти методы, как правило, более трудоемки, требуют об­ширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.

К числу наиболее эффективных методов данного типа принадлежит стратегическое планирование. Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает ощутимый эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Профессионально поставленные работы по стратегическому планированию на предприятии, которым обычно пред­шествует детальное изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволят предугадать появление "узких" мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, а следовательно, разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план развер­тывания и подключения резервов.

В некоторых частных случаях может оказаться достаточным проведение прогно­зирования внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в регулярной разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия: в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает или собирается выступить продавцом или покупа­телем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Поэтому упомянем об еще одном важном и эффектив­ном методе - мониторинге социально-экономической и нормативно-правовой среды. Существенным подспорьем здесь может стать "информатизация" - приобретение актуализируемых компьютерных систем нормативно-справочной информации, подклю­чение к сетям коммерческой информации, проведение собственных и заказных прог­нозно-аналитических исследований с использованием компьютерных моделей и "микроэкономических экспериментов", в консультационные фирмы. Полученные данные позволят уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, "на ходу" скорректировать тактические и стратегические планы.

Метод создания системы резервов очень близок к страхованию, но сосредоточен­ному внутри самого предприятия. Он не предполагает узкой направленности на сни­жение риска конкретного хозяйственного мероприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, временно кон­сервируются свободные мощности, устанавливаются, как бы впрок, новые контакты и связи.

Надо отметить, что в настоящее время, несмотря на чрезмерно широкое распро­странение бартерных отношений, обнаруживается отдаваемое предприятиями явное предпочтение финансовым резервам перед товарными. Финансовые резервы формируются в виде накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки "горячих" кредитных линий и использования залогов на случай непредвиденных затрат и т.п.

В составе антирисковых планов должно быть задействовано использование ре­зервов внутренней среды предприятия, возможностей его личностного и структурного самосовершенствования - от обучения и тренинга персонала в условиях действия факторов риска, расстановки кадров в соответствии с их склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Руководители предприятия должны выяснить собственные психологические установки и, если они не соответст­вуют требованиям работы в условиях неопределенности и риска, постараться изменить их. Для этого имеются апробированные методики и подходы, есть и фирмы, специализирующиеся на такого рода задачах. Если руководитель меняет отношение к риску, то уже одно это может стать фактором высвобождения внутренних ресурсов руководящего (да и не только) персонала, повышающим успешность работы предприятия.

Для предприятий "рыночного типа", т.е. обладающих достаточно гибкой техно­логией и широкими возможностями перенастройки производства под изменчивые потребности рынка, активный целенаправленный маркетинг - эффективное средство борьбы с проявлением факторов риска. Для этого предприятие не должно интенсивно формировать спрос на свою продукцию, используя неоднократно проверенные маркетинговые инструменты: сегментацию целевого рынка, оценку его емкости; организацию рекламной кампании; анализ поведения конкурентов, выработку стратегии конкурентной борьбы, разработку политики и мер управления издержками.

Тема 7







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.