Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Риск операционных или накладных расходов (риск неэффективности)





Риск неэффективности связан с опасностью несоответствия между расходами банка на осуществление своих операций и их результативностью. В банке сложнее, чем на других предприятиях, управлять накладными расходами, так как по сравнению с про­мышленными предприятиями труднее определить, какое влияние на увеличение основной составляющей банковской прибыли — чистого процентного дохода — оказывают банковские непроцентные расходы.

Риск внедрения новых продуктов и технологий(внедренческий риск)

Риск накладных расходов тесно связан с риском экономического освоения: риском того, что не будет достигнута запланированная окупаемость новых банковских продуктов, услуг, операций, подраз­делений или технологий.

Прочие внешние риски

К данной группе относятся те нефинансовые риски, которые в отличие от функциональных являются внешними по отношению к банку. Влияние этой группы риска на результативность работы банка исключительно велико, а управление ими наиболее трудно форма­лизуемо и требует особого искусства.

Риск несоответствия

Риск несоответствия или риск несоответствия условиям государ­ственного регулирования может быть обусловлен как непредви­денными изменениями условий государственного регулирования, так и возможными проблемами во внутрибанковской системе управления и контроле деятельности банка:

Ø потери в результате риска несоответствия могут возникнуть в связи с санкциями органов регулирования и надзора;

Ø может пострадать репутация банка (риск потери репутации);

Ø убытки могут возникнуть вследствие упущенной выгоды (издержки от упущенных возможностей) или прямых потерь из-за ограничения спектра банковской деятельности или снижения доходности операций. Невозможность должным образом перестраиваться с изменениями и дополнениями законодательства, положений, инструкций, а также неспособность банка привести свою деятельность в соответствие с действующими нормативными актами приводит к потерям от данного вида риска.

Риск потери репутации

Данный вид риска связан с возможной неспособностью банка или другого финансового учреждения поддерживать свою репутацию как надежного делового партнера. Большая зависимость от заемных средств делает банки особенно уязвимыми к данному виду риска.

 

Управление банковскими рисками

 

В распоряжении банка имеется множество общих и специ­фических подходов, методов и методик управления отдельными видами риска.

Системы управления риском

Система управления риском состоит из ряда элементов. Элементы подобной системы на уровне банка показаны на рис.

Система управления риском реализуется через конкретные меро­приятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции. В табл. 5 приведены мероприятия в рамках системы управления риском на уровне кредитного отдела.

таблица

Установление лимитов

Установление лимитов относится к определению предельно допу­стимого уровня риска, который руководство банка готово принять в соответствии со своей стратегией. Эти лимиты обычно указыва­ются во внутрибанковских положениях, инструкциях и методиках.

Данный набор документов составляет методическую основу деятельности банковских работ­ников, и они закладывают общую систему контроля и лимитов, необходимых для осуществления конкретных операций.

Подобная система хороша в том случае, когда она ориентирует работников на запланированный руководством желательный уровень риска

Нередко встречаются случаи, когда внутрибанковские документы содержат обобщенные, агрегированные лимиты. Они основаны на соотнесении уровня риска по отдельным банковским операциям с такими показателями, как объем банковского капитала. Подобные методики совершенствуются и их практическое применение можно встретить в различных по размеру кредитных организациях, однако они наиболее распространены в крупных банках.

Выявление и измерение риска

Оценка сценариев

Присутствие фактора риска всегда означает наличие сцена­риев — альтернативных вариантов, по которым могут развиваться события в будущем. Анализ сценариев основан на оценке времени, в течение которого банк подвержен рассмат­риваемому виду риска, степени воздействия риска — количест­венных объемов прибыли или потерь, а также вероятности благо­приятного или неблагоприятного сценариев

Таким образом риски можно измерить количественно — квалифицировать. Однако существуют два важнейших фактора, уменьшающих возможности детализации расчетов.

Ø точность расчетов не будет выше точности выявления возможности сценариев и оценки их вероятности; последние же должны задаваться извне, т.е. определяться на основе мнения экспертов.

Ø при управлении банковскими рисками возникают многофакторные зависимости со многими обратными связями.

Ø ряд зависимостей банковской деятельности невозможно формализовать в принципе.

Подходы к внедрению процедур выявления и измерения риска

Крайне важной процедурой является количественное определе­ние уровня риска, допустимого для отдельных операций, направле­ний банковской деятельности, организационных подразделений, а также всего финансового учреждения в целом. Важно при этом не ограничиваться измерением уже существующего риска, но оценивать риски освоения новых рынков, операций и направлений банковской деятельности. Данная задача тесно связана с маркетинговыми исследованиями. Системы измерения риска должны определять три его компоненты: размер, длительность периода воздействия, вероятность наступления отрицательного события.

Вернемся к вышеприведенному случаю ценообразования на кредиты с учетом риска. Процесс выявления риска предполагает установление кредитных рейтингов. Оценивая уровень риска по конк­ретному кредиту, руководство банка должно быть способно устано­вить обоснованную процентную ставку, другими словами, получить компенсацию за принятие риска. В плане заемщиков (потребителей кредитов) — это индивидуальный подход к определению риска. Метод определения риска в рамках кредитного портфеля можно усовершенствовать путем присвоения рейтингов различным на­правлениям кредитования или отраслевой принадлежности заем­щиков (например, промышленность, торговля, недвижимость).

Степень сложности системы измерения риска должна соот­ветствовать степени рискованности среды, в которой действует банк. С другой стороны, систему следует создавать заранее. Потери от отсутствия системы выявления и измерения риска намного могут превысить затраты на ее создание и внедрение.

Контроль риска

Данная функция относится к деятельности рядовых банковских работников, руководителей различного уровня и учредителей. В целом реализация функции контроля за риском в банке является итогом использования различных систем управления риском, применения ряда методик и результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. В конечном итоге она зависит от степени проработанности организационной структуры, правильности подбора персонала и, наконец, эффективности оперативного контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах. Для правильного контроля за риском необходимы:

1. правиль­ная система распределения полномочий;

2. проработанные должност­ные инструкции;

3. совершенные каналы передачи информации.

Для точного учета риска большинство операций следует рассмотреть с разных позиций. Каждое структурное подразделение банка обладает одной из частей информации, нужной для всесторон­него анализа риска при осуществлении той или иной операции. То же справедливо и в отношении специалистов, способных оценить риск. Следовательно, необходимо создание соответствующей системы их взаимодействия. (См. табл. 6.)

Контроль за риском входит в обязанности как менеджеров, так и акционеров (прежде всего учредителей банка). Если первые ответственны за оперативный контроль, то стратегический контроль за деятельностью банка и самого его оперативного руководства может быть реализован только собственниками. Если учредители банка не создают действенных механизмов контроля на уровне совета директоров и при этом не участвуют в каждодневном руководстве банка, существует мало шансов, что их средства, инвестированные в банк, дадут ожидаемую отдачу. При всей важности правильных систем и методик контроля за риском, другим необходимым условием надежности кредитной организации является заинтересованность в системе ее высшего руководства и его деловые качества.

Эффективный внутренний управленческий контроль также играет ключевую роль для контроля за рисками. Задача-минимум сводится к четкому определению и разграничению должностных полномочий, обеспечению двойного контроля, ротации кадров, а также выделению на эти цели необходимого рабочего времени. Хотя не существует такой системы внутреннего контроля, которая предот­вратила бы любые служебные злоупотребления, тем не менее правильно организованный механизм контроля существенно ограничивает возможности для обмана.

Мониторинг риска

Данный термин означает регулярную независимую систему оценки и контроля за риском с механизмом обратной связи. Мониторинг реализуется через информационные должностные отчеты, внутренний и внешний аудит и деятельность, подобную кредитному анализу.

В качестве примера приведем информацию, которая должнапоступать лицу, ответственному за кредитный мониторинг:

Ø наименование кредитной операции;

Ø общий объем риска;

Ø объем риска с учетом имеющегося обеспечения;

Ø особые моменты, характеризующие операцию;

Ø чистый объем риска;

Ø предшествующие рейтинги клиент;

Ø присвоенный сейчас рейтинг;

Ø оценка финансового состояния и текущей деятельности клиента;

Ø оценка обслуживания долга;

Ø общая нагрузка на клиента по обслуживанию текущей задолжен­ности;

Ø прочие комментарии.

Чтобы ресурсы банка, направляемые на осуществление монито­ринга, использовались эффективно, первым делом необходимо проклассифицировать риски по степени их значимости для банка. В детализированную отчетность по мониторингу должно войти только отслеживание ключевых видов риска. В этой связи первое, что необходимо предпринять, — установить стоимостные лимиты, и все те риски, которые находятся за их пределами, вывести за черту составления детализированной отчетности в рамках мониторинга. Это не означает, что они выводятся за черту общей системы управ­ления риском, однако контроль за ними будет осуществляться выборочно. Они будут обязательно попадать в поле зрения службы контроля для детального анализа только в случае сигналов опасности Ими могут, например, быть нарушения срока платежа или нару­шения установленных лимитов и нормативов. В таком случае можно гарантировать, что средства будут идти на детальное отслеживание только существенных для банка рисков.

Существуют многочисленные модели, позволяющие измерить риск на основе его возможного влияния на прибыль, чистый процентный доход или собственный капитал. В данной главе мы не стремимся представить их полный обзор, а ограничимся только рассмотрением общей концепции управления риском в той степени, в которой она касается принятия управленческих решений.

Методики управления риском

Важно учитывать, что процесс становления практики управле­ния рисками еще не завершен и пока еще не было создано той методики, которая удовлетворила бы всех. Задача выработки оптимальной методики неразрешима в принципе, так как каждый банк по-своему уникален и ориентирован на свою нишу на рынке, возможности своих работников, годами наработанные связи, устоявшийся круг ключевых операций и т.д. Механическое копирование удачной модели управления риском, выработанной для конкретного банка, скорее всего обернется полным фиаско. Достаточно указать на то, что риски, локализованные для одной кредитной организации, могут оказаться не локализованы для другой.

В плане разработки методики (техники) определения общего уровня риска для банка обратимся к следующей частной задаче. Она является составляющей анализировавшегося выше примера учета риска при определении процентной ставки, основанного на потребной рентабельности банка и требованиях к достаточности его капитала.

Ответить на эти на первый взгляд легко решаемые вопросы банк будет не в состоянии, не создав ряд предпосылок для их решения.

Прежде всего необходимо иметь нормальную систему управлен­ческого учета, позволяющую точно рассчитать валовые доходы, расходы и, следовательно, чистые доходы подразделений. К сожале­нию, на практике создание подобной системы оказывается непро­стой задачей, причем в первую очередь встанет не столько проблема учета, сколько проблема: какие расходы и в каком объеме должны относиться на деятельность конкретного подразделения и что явля­ется для них валовым доходом.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.