Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменение роли изобразительных средств рубежа 19-20вв.





РУССКОЕ ИСКУССТВО ХХ века.

основные понятия иск-ва 20вв.

Модернизм

Авангард

Постмодернизм

Модернизм – движение, нач 900г 20в и является движением модернизации человеч. В основе лежит понятие отказа от наследия. Идея гармонии мира, основа на завоеваниях классич.иск-ва. Основан на открытом мире. Значит мир не имеет постоянную константу. Осн.качество - категория молодость. Акцент на инновации в области науки, техники. Акцитированный антитрадиционализм, попытка уйти от традиций. Но это иллюзия. Преодоление трактовки чел-ка как слепка бога. Чел-к претендует на статус бога, но это тоже иллюзия. Идея плюрализма разума, разумно аналитическое отношение – М.стремился на новой стадии развития чел-ва к утверждению гармонии, рационализма. Главное – стратегия обновления худ.языка. М. – это «другое» иск-во, кот. основано на отрицании миметического начала в иск-ве. М. начинает искать нов. худож. изобразит. систему. М. отказывается от изобразительности (не верно), отказывается от принципа предметной изобразительности (верно). М. некое другое иск-во, к нему традиционно относят направления, к кот. относят экспрес - Герм, кубизм - Фр, футуризм - Ит, сюрр, поп-арт, оп-арт, минимализм, …. М. увлечен формально экспериментальными образами. М. до кон.80ыхгг. был негативным. М. в офиц.трактовке существовал до кон60х 20в. Далее приходит пост-модернизм.

Авангард – движение в осн. ероп.иск-ва. А. – по сути часть М. А. = передовой отряд со времен наполеоновских войн. А и был переловым отрядом М. Это творческое меньшинство. Это самая агрессивная, активная, прогрессивная часть М. Как правило это худ-ки визионеры. А. акцентирован на новаторство. Он не принимает традиции агрессивно. В узком плане – А. занимался экспериментом. А. – идея Шопенгаура, Ницше, Хайдегера, Сартра, Кьеркигора. А. – программа ускорения постоянно изменяющегося мира. В А. в большей степени присутствует идея технич. прогресса, направлена на урбанизацию общества. А. отличается от М.: А. должен сам себя отрицать постоянно, непрерывно двигаться. А. претендует на новое жизнеустройство, хочет создать новую реальность. По сути это новый преображенный новый другой человек. Преображенный изнутри = человек другого мироощущения. А. верил в безграничные возможности чел-ка. Псевдомнение: якобы рус.авангард продвигал идеи соц.революции. Революция не соц., а психич! Николай Федоров «Философия чел…» В итоге А. приходит к беспредметной живописи – абстракционизм.

И М. и А. по прежнему образны.

Постмодернизм – в кон.60х г. Прямо противоположен М. Египет, Др.восток, Первобыт, Средневек, народное иск-во, символизм, примитивное иск-во – основаны не на визуальном восприятии, эти иск-ва любил М. ПМ ничего не отрицает, все принимает.

Реализм – направление в иск-ве вт.пол.19в. и худ.метод (способ изоб-ия имеет смысловую и формальную общность). Сквозной метод, так как все время возвращается. В 20в. его называли новые реализмы.

Гиперреализм Абстракционизм

(натурализм)

иллюзорность беспредметность

Символизм – как идейное направление кон19-нач20в. и как способ изображения\выражения. С как направление – утверждение мира невидимого, попытки сделать зримым невидимое. В С начинается деформация мира. Начинает утверждаться духовный мир. С как способ выражения – все ост.периоды кроме реалистич использовали символич. (Символический способ выражения мог быть везде – в реалистической живописи тоже был). Символ – знак\форма\слово\предмет, кот. означает не то, чем он является на самом деле; символ обращается к бессознательному, которое отражает незримую реальность. Символизм привнес в иск-во элемент бессознательного. По Лосеву:

 

1

 

 

Корень из двух не представляем в уме ни численно ни зрительно, но мы его видим, это и есть символ

Метод – то в каком ключе изоб-на картина по эпохе (Завтрак Веласкеса – реалистический метод и символический способ выражения)

Способ выражения – то, к чему прибегает худ-ик, вне зависимости от эпохи

3 этих понятия означают общность худ.явлений

Стиль –направление всеобщего масштаба, внутри стиля могут быть разные направления

Направление - мироощущение, мировоззрения, форма выражения, эсткетич.воззрения -эстетич.категория, означающая общность худ.явлений на протяжении опред.времени, направление объединяет единство мировосприятия, эстетич.взглядов, формой отображения жизни и связано с опред.творч.методом и худ.стилем. Направление может охватывать все виды иск-ва, а может быть избирательно. (нет реализма в арх-ре, но ярко выражен в живопси и графике) \\\Братский.Иск-во и философия\\\

Течение – может быть частью направления – более узкая группировка в пределах направления.

Тенденция – сущ-ет недолгое время, имеет переходное состояние – направленность, составная часть худ.идеи, имеет общую идейно-эмоциональную направленность, может быть локальной (в моде,музыке, скульптуре)

Явление - все опредмеченное человеком; обнаружение предмета и его свойств

Гипотеза - возможность идеи, требующая док-ва

Сущность – внутреннее содержание предмета, то невидимое – внутр.содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия

Иск-во 20в обращается к изоб. сущности предмета.

Период Русского авангарда.

Особенности русского авангарда.

условия А:

-иск-во расстается с приоритетом предметного изоб-ия. Они не отрицают сущ-ую реальность, они пытаются создать новую реальность. На уровне толкования пространства, времени связь с прежней реальностью сох-ся, все остальное – новое. Новая реальность является интеллектуальной, т.к. она является новой на уровне толкования.

- наличие сопроводительного текста или манифеста. + хорошая ПР компания+эпатаж= процесс самоутверждения

- авангард полностью отрицает классич. иск-во, но обращает внимание на периоды Первобытное, Египет, иск-во Др.Мира (кроме Гр.,Рима), Средневековье, примитивное иск-во, народное иск-во, фольклор; Идея от модерна: идея жизнестроительства, хотя М связывал это пока с настоящей действительностью, работа со средой, но дальше бытовой среды они не пошли. От реализма: соц.направленность, т.е. реальность для нового класса. Каждый национальный авангард как бы вспоминал свои национ.традиции.

- Авангард всегда озабочен самообновлением. Постоянное самоотрицание и создание нового. Постоянная смерть и постоянное рождение.

Границы Авангарда: с 1900ые повсеместно (1905-герм-экспрес, фр – 1905-фовизм,1907-итал-футуризм, 1907-9- РФ). Итал и рус авангард были самым радикальным, то есть в самых провинциально-художественных странах.

- Живопись была осн.видом иск-ва в этот период, в жив-си шли эксперименты. Была панживописная концепция. В жив-си, потому что жив-сь создает картину мира во всех ее взаимосвязях. В жив-си формируется новая картина мира. Жив-сь шла рядом с поэзией.

- Стремительность развития русского авангарда. За оч.короткое время произошел огромный скачок. 1889 – только начали осваивать сезанизм, импрессионизм, к 1911-15гг -Россия была впереди всех. Этот быстрый разрыв был в России, потому что только в кон17- 18в в России появляется предметное изоб-ие, а в Европе с 13-14в. Свою собственную изоб-ую систему Россия получает в сер.19в (с работы Брюллова – Аполлон и Геацинт – тень на ноге Аполлона). Эти связи было легко разорвать, потому что это не успело стать традицией.

- рус. авангард открыл все за 2 десятка лет – 1900ые-1920ые. К 1925 он сам себя исчерпал. Но сущ-ет миф, что иск-во соц.реализма, сталинская эпоха, погубило авангард. Но это не правда: авангард закончился в 1925, а соц.реализм начался в 1934 и вышел из авангарда, был его логич.продолжением

- рус.авангард подчиняется общей логики развития. Весь авангард начинает свое развитие с символизма и модерна. Одно направление идет через примитивизм, из него рождается лучизм Ларионова, затем кубизм и фтуризм, которые складываются в кубо-футуризм, далее суприматизм Малевича. Второе направление: начинается от модерна, затем переходит в экспрессионизм, потом в абстрактный экспрессионизм Кандинского. Сам по себе появляется Филонов с идеей аналитического иск-во, расширенное смотрение Матюшина, пространственный реализм Пуни, конструктивизм Татлина.

- многообразие проявлений рус.авангарда. Много школ и направлений. А при этом в Европе лишь несколько направлений. Но наиб.последовательно и многообразно развернулась идея абстрактного иск-ва. Русское иск-во никогда не было целостным, оно всегда было синтетичным. Сильное коллективное начало в 19в. К кон19 в- художник как свободный чел-ек. Романтическое восприятие мира присуще русской культуре как форма мироощущения. Романтическое мироощущение позволяет воспринимать мир как праздник. В эпоху модерна приходит настоящее ощущение свободы.

- последовательность и активность в самоустремлении.

- основное противоречие авангарда: сильное личностное начало худ-ка. Но тут же тяготение к сверх-индивидуальному. Создание худ.языка, кот. был бы понятен всем. Каждый создает свою систему, но должно иметь коллективное начало, что было в примитивизме. Появление ярких творческих личностей, но тут же у каждого из них была школа, последователи, ученики. (См. у Матюшина ученики – братья и сестры Эндеры) Но эти творч. личности поглощают все вокруг себя, оставляя лишь вакуум.

- тесная связь авангарда с традицией. Почти все мастера рус. авангарда прошли через иконопись. Влияние лубка. Ориентация на средневек.иск-во приобретает своеобразн.специфику: авангард становится утопичным. Это проявляется в попытке оторваться от традиций. Рус.авангард пытался полностью обновить принципы творчества. Отд.проявления А тоже утопичны (см.башня интернационала татлина 1919). Идеи порядка, гармонии, а в стране – Гражданская война. Но в своей утопичности рус.авангард в творчесвте отд.худ-ов смог прикоснуться к тайнам мироздания.

- взаимодействие разных видов иск-ва между собой. Скульптура сначала сущ-вала в границах живописи, затем стала самостоят. Татлин, Баранов-Лессине, Крюн, Пуни, Розанова. Постепенно складывается группа скульпторов, кот. работали частично на зап, частично у нас. На западе: Архипенко, Габо, Певзнер, Липшиц, Цадкин. В России: Королев, Бабичев, Якирсон. Графика: футуристическая книга – она нарушала общепринятые нормы. Эта книга в некоторой степени была при живописи.Лидер Футур.книги был Алексей Крученых, кот. создал теорию «Заумь».

- Сценография как вид иск-ва: не театрально декорационно иск-во, а именно сценография. Осн.проблема иск-ва того времени – изобразить пространство. Сценография – пространственное решение всего пространства – все то, что на сцене+зритель. Сценич.действие становится активнм по отношению к зрителю. Сценич.пространство стало выходить в зал. Начались эксперименты пространственного – сцена среди зрителей. Термин Сценография ввел Бакст – задник сцены не как глубок.пространство, а решался таким образом, что он выходил в зал. Сценография продалжала традиции мирискуссников, но авангард внес приемы примитивистов. В этом принималои участие Татлин, Матюшин, Филонов, Малевич, Якулов. Режиссеры: Таиров, Мейерхольд. Экстер – наиб.выдающаяся художница театрально-декорац. иск-ва; Попова, Степанова.

- Дизайн и арх-ра развиваются параллельно. Влияние конструктивизма. Татлин и Родченко – основоположники дизайна в россии. Связь с прикладными формами иск-ва – с 10ых годов. В 20ых усилились – проблема пролетарского быта, дизайн как производственное иск-во. Активно работали Попова, Степанова, Удальцова. Братья Стенберги – в кон.20ых уезжают за границу.

 

Направление: РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Бобринская. Футуризм.

название не случайно – первая стадия отечеств. авангардного иск-ва. И заруб. и отечеств. исследователи говоря о рус.футуризме аппелируют к итал.футуризму. Но вполне воз-но, что многие из отечест.футуристов не подозревали о сущ-нии итал.футуризма. РФ – уникальное явление, кот. проявлялось в каждой стране. РФ и италФ – тезки, но не близнецы. Во всех станах – обновление иск-ва через апелляцию к неклассич.иск-ву, но эта неклассика – у всех разная.

Итал.футуризм – апеллирует к движ.тела в пространстве. Боччони «Шагающий человек». Худ-к изобр-ет движ.чел-ка в пространстве и вихри, кот. возникают во время движ. Материализация движения в пространстве. Баала «Динамизм собаки» - движение во времени. По сути худ-к создает некую нов.форму, апеллирует ко времени, в меньшей степени к пространству. Это характеристика итал.Ф. Это пофазно разложенное движение. Границы предметов расшатываются и начинают двигаться. Характерны работы – динамизм машины; песня на площади сиены; Итал.Ф называют сентиментальной геометрией. Бердяев. Кризис иск-ва.

Мироощущение рус.менталитета отлич. от западноевроп: форма западноевроп.соборов вытянута как коридор – время в зап.европ. воспринимается как линейное, бог сотворил мир и он идет к концу света, есть четкое ощущение начала и конца; на Руси – храм центрический, кривенький, мощный, крестово-купольный, в основе квадрат. Движение идет по кругу, восприятие мира как вечное, где есть цикличность. Форма: готич.собор с растворенной формой, нет стен – одни витражи, акрбуаны, контрфорсы.Готич.собор – материал.идея духа. Зап-европ арх-ор подхот к теме развоплощения внешне. В православном храме – модель чел-ка и мира. Чел-к уже включен в мир. Собор как горящая свеча. Чел-к стоит, потому что он – духовная свеча. Духовность внутри человека. Это принцип матрешки - сердцевина это чел-к и его духовность внутри. Мы живем как бессмертные.

Природа футуризма: мировоззренческая революция. Много открытий: рентгеновские лучи (пропадает ощущение плотности и защищенности), Резерфорд открывает строение ядра (разрежённость м\у элементами ядра), теория Энштейна,относительности (масса становится невидимой, превращается в энергию). Чел-к живет в мире действительности и в мире представлений= картина мира. На фоне этого рождается рус.религ.философия. Все выходит в рождение нов.космичекого сознания. Объектом исследования становится материя мира, а не мир чел-ка. Чел-к как часть мира, материи. По сути моделью мира становится космическое пространство, где солнце лишь часть. Мы не шагнули дальше греков, потому что мы подошли к тому, о чем говорили греки. На фоне этого рождаются разные худ.мира – Рерих, Чурленис, Бурлюк, Ларионов, поэт Кузнецов – это макро\микро космос. Космос определяли 4 измерения – 3+время. Но худ-ки не справились с понятием времени в иск-ве, сейчас его пытаются опредметить. В основе – всеединство Соловьева. Он формулирует понятие душа мира – люди образуют единство. Поиск универсального худ.языка, кот. бы выразил эту модель мира, кот. был бы способен запечатлеть цельность и единство мира. ТО есть пытались через примитив выйти на универсальное, архитипичное. В науке, фил, иск-ва начинается процесс пересмотра. Это единство достигалось через индивид.программы. По сути Рус.Авангард в основе имел гносеологическую=познавательную природу. Тоже происходит и во всякую переходную эпоху. Нужно найти форму, адекватную модели мира.

На фоне этих идей в авангарде разрабатываются концепции:

1- культ иск-ва и худ-ка. Худ-к как демиург, творец нового мира. Эта же идея была присуща и серебряному веку. Этот культ худ-ка идет от идеи присущей романтизму – идея свободы творчества. Худ постигает интуитивно новые миры, одновременно иск-во мыслилось как религ.аскеза. Это тоже подвиг, монашество. Попытка заменить религию иск-вом (советское время). худ-к вырастает до вселенских масштабов.

2- идея синтеза иск-тв. Раньше это понималось как суммирование разных видов иск-тв. Тперь это по сути единый процесс, не зависящий от вида иск-ва. Разница лишь в материале. Синтез органично вторгается в тот мир.

3 – проект преобразования действительности – рус.космисты провозгласили идею общего единства. Фактически появляется идея изменения действительноти. это идея не преображения царской россии, это была идея попытка изменить мир. Отсюда программа тотального преображения мира. Тут лежит концепция глобализации. Ник2 предложил идею создания ООН.

4 – «русская идея». Программа всеобщего синтеза, единение востока и запада. Единение прошлого и будущего, по сути эта идея стала основополагающей для мирОвого переворота. На тот момент эта идея была оч.агрессивной. Баухауз был создан на деньги России – для объединения всех.

Футуризм в рус.иск-ве не оформился в единое движение\направление. Это совокупность различ.группировок, кот. искали единый язык. Многие исследователи называют Ф современным иск-вом. Это плавающее понятие. С Ф начинает авангардное движение. У Ф не было общ.программы и стратегии, это было желание нового иск-ва. В РФ не было от единого лидера, в отличие от Итал – Маринетти. Теория свободного творчество – Николай Кульбин и Владимир Марков (псевдоним – Матвей). Провозглашали индивидуализм, радикальный. Благодаря этой теории рус.иск-во пошло по пути эксперимента, шагнуло в неизвестное. Ставились проблемы всеединства мира, национ.иск-ва, мифологии, проблемы психологические, это все ориентировало в сверхиндивидуальное.В целом, Ф сначала тяготел к зрелищным формам – дискуссии. По сути осн.пафосом движения был пафос трансформируемости мира. Худ-ки познали, что мир трансформируем, он изменчив. Ни в одном виде иск-ва Ф не был последовательно реализован. Реализован пожалуй лишь в поэзии. СМ. «КАБАРЕ №13». В это время жив-сь эпизодична.

История Ф 1907-9 до 1925гг.

Лидеры: Николай Кульбин. организация Союз Молодежи – движ. за нов. иск-во в СПб, врач по профессии; эстетич. принципы футуризма были сформированы им; Он начал работу над текстами в 1910; пишет ряд работ, кот. издают в журнале «Союз молодежи»; Осн.позиции футуризма: диссонанс =дисгармония – сознательное негармоничное значение структур, иск-во должно быть тесно связано с жизнью, адекватность худ.произведения времени, важна роль тех эл-ов, кот. обращаются к бессознательному, необходимо исследование психологич.воздействия худ-выразит.средств, необходимло исследовать психологию творч.процесса и «худ.изображения», сопричастность зрителя к творч.процесса, осн.тема его работ – рус.Ф пытается найти язык будущего, кот. готовит и приближает психич.эволюцию, иск-во - нов.средство, кот. при воздействии на чел., воздействует на его психику, чел. развивает свои способности и таким образом приближает свое будущее;

Вальдемар Матвей (Матвей – псевдоним). Развивает идеи Кульбина. Псих.эволюция понималась как преображение сознания, то есть делались попытки изменения природы чел-ка; осн.тенденции в эстетике Ф: 1) инетерс к стилистике языка будущего 2) антитехницизм (в отличии от итал.футуризма) – абсолютно полное неприятие техники – искл.Татлин, Это по сути вар-нт нов. культуры, кот. базируется на логике организма, а не машины, по сути это бионика. Они считали, что творч.процесс худ-ка сродни процессам природы. Благодаря этой установке, рус.авангард имеет органическое начало (то, чего не имели др.). Пожалуй, единственным противником этого был Малевич, но он потом придет к выводу: чел-к создан природой и не может ее победить. Но сам он к органич.не примкнет.

Давид Бурлюк – самый активный деятель Ф. С 1912 становится одним из крут.лидеров, кот. собирает агитац.поезда за рус.Ф и проезжает по всей России. Посл.поезд был в 20г во Владивосток. В каждом городе России он собирает работы Ф. Во Влад.он приезжает с огромн.выставкой, кот. показывает в Японии. По сути в рус. Ф. преобладает культ жизни – то антолог. начало, связь, кот. рус. иск-во имеет с миром, бытием. Рус. иск-во не идет против процессов жизни, оно гуманистическое. Мощный «архаический» пласт: в итал. Ф главное – агрессия, натиск, воля, героизм, жертвенность, могущество, жажда власти, философия от Ницше; в рус.Ф - все было оч.примитивистское; в 1912 Маринетти ехал в Россию как в свой филиал, но не нашел его, потому что Россия пошла по своему пути, пути первобытному. Архитипичность, кот. ыла в осн.рус.Ф, определяла содержат.фун-цию Ф, его форму, тематику. Архаика рассматривалась рус. худ-ками как качество изобразит.языка и как эл-нт субъективного начала в иск-ве.Рус.авангард по сути был сродни законам мира. Уже к 1912 складывается идеология Ф.

Идеология рус.Ф. развивается и начинают формироваться приемы:

1) особ.значение, кот. придается алогизму и абсурду. Алогизм=над логикой. См. Малевич «Корова и скрипка» - равнозначное положение коровы и скрипки, пусть на пер.взгляд и не логичное сочетание. Алогизм разрушает стереотипы старого восприятия. это начало разрушения старых представлений. Алогизм=ЗАУМЪ=абсурд=парадокс. Парадокс как осн.принцип иск-ва. Как и человеческая жизнь парадоксальна.

2) акценты на бессознательное в творчестве. То есть худ-к должен опереться на подсознание. Свобода творчества основывается не на сознании, необходимо было отречься от всего. А подсознательное давало полную свободу. Отсюда и наркотики, алкогольное опьянение, галлюциногены. Отсюда и увлечение инфантилизмом и примитивом. Это опора на подсознании.

3) интерес к психическим техникам. Эти техники призваны расширять воз-ти чел-ка, не зомбировать его, а развивать.

Программные декларации

Программы Ф появляются с 1912г. В период расцвета Ф нач.появляться различн. объединения. Объединение поэтов «Скрижали академии эго-поэзии, вселенский футуризм» 1912г. Их символ Треугольник.

Объединение «Гилей». Это объединение, гуда входили Маяк, Бурлюк, Хлебников,…Они называли себя Будетляне.Их манифест «Пощечина общественному вкусу». Осн.тезис – отказ от прошл.иск-ва, прошлое тесно.

Группа «Будущники». Братья Сданевичи, Ледантюн. Они проявляли интерес к классич.Ф. Они входили в союз молодежи, в ослинный хвост. Ларионов, Гончарова. Радикальное объединение. Соревновались с Гелеем, позже переходили из одного объед. в др. Они считали, что зап. веяния уже освоены, теперь нужно переходить к востоку. В рамках Будущников рождается Лучизм Ларионова. Начинает теперь называться Лучисты и Будущники. Ориентация на кит, персидск, срелнеазиат. иск-во. Лучизм Ларионов трактовал как версию рус.Ф.

Это 3 осн.группы. Но объед.было оч.много.

1912-1914-15гг - пик развития Ф

Новый жанр.рус.книги – «Футуристическая книга». См. Будетлянский Клич! – книга. Это была плохая серая грубая бумага, туда хочется завернуть селедочку. Они это делали, чтобы уйти от стереотипов мышления. Слова в обыч.книге стоят как одинаовые вагоны. Необходма была реакцию на каждую букву. Часто текст был абсурдным. Это была не книга, а Гнига. Не иллюстрация, а некие фигуры, линии. Как правило раскрашивались от руки. Это был синтез поэзии, графики, живописи.

Вечера диспутов. Оч.эпатажные, обращение профанов в футуризм.

Худ-ки начинают расскрашивать себе лица. Это обращение к примитиву и желание показать, что все иск-во и все есть творчество. Желание поставить знак = м\у иск-вом и жизнью. Нет заданности, все свободно, все подвижно. Поптыка уйти от правил, канонов,стереотипов.

Начинает складываться система иск-во=жизнь. Чел-ка нужно было преобразить для того, чтобы его жизнь стала творчеством. Жизнь творческий процесс. Каждый чел-к творец своей жизни, потому что жизнь это иск-во.

с 1916 рус.Ф уже не актуален, потому что в это время уже появляется суприматизм, абстакционизм. Ф. уже не выполняет своей роли. Гончарова и Ларионов в 15г уезжают во Фр. Наступает 3ий этап рус.Ф. – распространение Ф по всей стране. Длится до 1925.

1907-1909

1909-1912-15

1915-16-1925

Футур.эстетика становится основой для нов.иск-ва. Помимо Спб и Москвы возникают центры: Тифлис 1918-22гг, 1917-18-1925 – Иркутск, ДВ,Владивосток 1918-22. Ф как новое мироощущение. Ф становится той средой, в кот. рождалось все новое. Ф.скорее проявление литератур.творчества.

Футуризм с 20гг начинает называться рус.авангардом. Рус.Ф – первый этап рус.авангарда. Авангард начинает сливаться с политикой лишь в 20ыхгг.

КАНДИНСКИЙ

1914 «О дух.иск-ве» изданов Лондоне на Англ. Об оценке абстакт.иск-ва, о месте чел-ка.

Василий Васильевич. Поездка на серев России вместе с Коровиным.

Экономия средств - худ-к начинает анализировать худ-выразит средства, выделяет из них главное. Кандинский выделил пятно и линию. Идея СИНЕСТЕЗИИ – о ней говорили еще поэты серебряного века. Восприятие через слух мира – люди-слухачи. Создатель метода Авангардного иск-ва, сформулировал творч. процесс худ-ка. Разрушает обыват. точку зрения на произведение. это характер взаимодействия чел-ка с космосом. Худ.произ-ие рождается из внутр.необходимости.

МАТЮШИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

открытие его произошло в Германии в 70ые годы. Его работы были в материалах ГЕНХУКА, которые повез в Германию Малевич. Повелихина – первооткрыватель Матюшина. Единственная монография по Матюшину написана немкой.

Один из лидеров беспредметного искусства.

«Движение в пространстве» -1922 ГРМ.

М. худ-ик, пришедший в иск-во в 54 года, по образ. был музыкантом, первая скрипка в императорском симфонич.оркестре. Елена Гуро и мАтюшин были одними из создателей Союза Молодежи. Осн. их задача – пропаганда нового современ.иск-ва. Выпустили одноименный журнал, было лишь 3 выпуска. Гуро пришла в иск-во как скорее дилетант, была в контексте символизма и модерна. Ее осн. мысль: главное в мире и иск-ве это жизнь, и преображение жизни должно быть ненасильственным. Это направление в рус.авангарде получило название ОРГАНИЧЕСКОЕ. Матюшин тоже относился к этому направлению.

Матюшин находится между Кандинским и Малевичем. От Кандинского: роль цвета, линия как формообразующая, движение направленное, некая музыкальность. От Малевича: само пространство – белое космическое. Матюшин отрицал идею Маливича «зеленого мяса», то есть против односторонности иск-ва, кот. он видел у К и М. Матюшин заставлял своих учеников работать сразу двумя руками.

у К – созерцательность, у М- мироустройство. А Матюшин между ними.

Теория расширенного смотрения – развитие возможностей человека так, чтобы он мог всем своим существом воспринимать этот мир. Чел-к как система, собирающая ото всюду информацию. К сожалению эта теория не получилась. Матюшин приходит к теории промежуточного\сцепляющего цвета. Сближается с Мир Искусством (за счет музыки), затем с футуризмом, затем союз молодежи. Один из автором оперы «победа над солнцем» - сочинил музыку. В ГенХУКЕ возглавляет отдел органической культуры – пытался музыку соединить с живописью через соотнесение тонов-полутонов музыки и цветов – потерпел фиаско. В ТРС искал эту ЗАУМЪ. Хотел разбудить все нервные центры чел.тела. Хотели раскрыть эти возможности через иск-во.

Матюшин никогда не порывал с природой – всегда писал с натуры. Собирал корешки – это уже путь к минимализму, он как можно меньше вкладывает свой труд в это.

Объединение ЗОРВЕД – зорко ведать. Туда входили в осн.ученики Матюшина. Там были и сам Матюшин. Они эксперементировали в обл.театрального действия. Первфомансы: жестом заменить слово (пантомима), зрители в центре зала (провокация зрителя на действие, погружение зрителя в процесс). Таким образом он приходит к идее пространственного реализма. Их очень критиковал Малевич: уничтожение рамы в театре приводит к реализму, народному театру.

ТРМ - поиск сути мира, новый уровень видения мира. Важно раскрыть логику развития формы, цвета, объема, веса и взаимодействия с пространством. у малевича все то же самое. У Матюшина главное – уловить общую планитарную связь. (читай книгу «Сакральная геометрия»).

Матюшин закончил курсы при обществе поощрения художеств, занимался с Циандринским, профессор АХ. С 23г руководит лабораторией ГЕНХУКА. Тут он открыл теорию сцепляющего цвета. Наблюдая за природой, открыл следующее: если встать в тени высокго здания, на границе синего неба и плотного здания будет желтая линия – на границе предмета и среды. Поэтому полосатость - это переходы. Тонкий цветовед, работал в техники акварели.

Много экспериментирует – и геометрический и экспрессивный. Он ищет себя. Приходит к серии т.н. Кристаллических портретов. Все в мире состоит из кристаллов. Приходит к автопортретам-кристаллам. После 27г, закрытия ГЕНХУКА, Матюшина взяла к себе АХ, таким образом в АХ просуществовала до 56г эта лаборатория. Все труды сохранены. Матюшин умер в 1935. После войны стали именовать «Лаборатория по окраске архетектурных сооружений Спб». В 1932 вышел его справочник по цвету 500экз. В этом справочники он и излагает свою теорию сцепляющего цвета – третий цвет на границе со средой. 4 тетради – раскрашивались учениками Матюшина от руки. Раскладка цветов: среда – сцепление – основа. Всего было 35 таблиц. Светоносность его работ выше всех остальных.

Его ученики: Эндеры – братья и сестры, Костров, Ваулина. Работы его учеников – иллюстрация авангарда. Мощный лидер и никакие, безликие ученики.

Органическая линия не заканчивается на Матюшине, за ним следует Филонов.

ФИЛОНОВ ПАВЕЛ

его работы есть только в России. Его неожиданно обнаружили в центре Помпиду – 8 рисунков. Это был факт воровства, посадили хранителей. Помпиду вернул все рисунки, ГРМ подарил в благодарность 1 рисунок.

Органическое направление.

Худ.произведение есть некое живое существо, растущее из худ-ка. Не продавал работ. Это целостное восприятие творчества. Метод аналитического иск-ва. Поиск абсолютного синтеза. Синтез как особенность восприятия нашего менталитета. Идея синтеза всегда была присуща русскому иск-ву. Он тоже был в поиске абсолюта=универсального метода.

Филонов участвовал в ВВ1. Был ранен. Это несомненно на него повлияло. «Пир королей» 1913.

С 1925 организует объединение МАИ= мастера аналитического иск-ва. В основном там были ученики. До 25 участвовал и в футуристич.движении. «МирОвый расцвет» -написал текст. Постепенно он приходит к аналитическому методу. По сути это худ-к мира города, этого не было даже не было в рус.импрессионизме.

Филонов: худ.произведение как живое существо, кот. имеет органический рост и коллективное тело. Материя мира и етсь это коллективное тело. Это и есть мирОвый расцвет и проросль мирОвая. Наша цель – растить это коллективное тело, кот. преображается под вл. иск-ва, а вместе с ним и преображается чел-к.

Его работы-формулы. «Формула вселенной» и «Формула космоса». Тут пытается сложить свой аналитич.метод: начинал работать с любой точки холста, работал оч.тонкой кистью, долго, кропотливо. Про Кандинского: прозевывает свои картины. Филонов создает свои работы мучительно, все удерживая в голове. Его работы напоминают работы Сезанна – система коры, кот. постепенно нарастает на картину. «Принцип сделанности» - не значит доведения до иллюзорности, это удержание в голове всего этого. Нужно так написать работу, чтобы это казалось сделанным чудесным образом. Это продолжение Врубелевской темы – мир как чудо. каждый атом живописи как приобщенность к вселенной.

В основу метода Филонова, аналитического, был положен принцип сделанности – все держится в голове и доводится до конца. Сделанность – не написанная картина, а кот. выглядит как нерукотворная, созданная чудесным образом, как быдто делания не было. Филоново полностью игнорирует понятие средства – средства худ.выразительности. Поэтому невозможно сделать обычный анализ худ.произведения. рассматривает форму и цвет как элементы худ.языка. Цвет и форма как проявления природы, а не худ.языка. Всякое худ.произведения – живое существо. Теор.основа творчества Филонова - Федоров «Философия общего дела». – это идеи о всеединстве мира, о коллективном теле мира, отрицание смерти, доказывает воскрешение мертвых. Филонов проникается этой идеей и пишет не конкретного чел-ка, а через атомистичность он пишет материю мира, коллективное тело мира. Поэтому любая его картина – кладбище картин. Филонов писал сериями – отдельный момент каждой картины может стать следующей картиной, каждое содержится в другом. Это части одного целого – это части живого организма. каждый элемент можно развить в картину. Это все время дышит, материя вечно живет и созидает прямо на наших глазах. Этим Филонов доказывает бессмертие коллективного тела. Жить вопреки смерти.

Худ.язык Филонова всесторонен – мир со все сторон. Навязчивая изобразительность – атомистичность в общем то многих раздражает, навязчива в силу мелкости, она заставляет реагировать на это: все нужно просмотреть! Он не считал свои работы абстрактными, это и есть жизнь в его работах.

Смысл аналитического метода – отразить качества формы во всем блеске и понимании; качество формы – экспрессивная, декоративная, предметная… По Филонову кач-во формы – атомистичность (весь мир из атомов на самом деле такой и есть, только невидим нам), отразить консистенцию материи (что-то вроде плотности: некие плоскости воздушны, некие – водяные. Это как разрез биологической материи), трехмерность (через цвет, консистенцию), удельный вес (?), тяжесть (некое зарождение, развитие материи), клетчатка (как связующий компонент всех элементов), запах (?). Это телесные вещи, которые безтелесны – так как на плоскости холста\бумаги. У него нет главного героя. Все состоит из форм, каждая из которых полноценна и содержательна. Мир-трансформер. «Ввод в мировой расцвет»- троица Рублева. Формула (весны, космоса) оказывается материей, имеющей все физические показатели этого мира. Главный герой – время.

С точки зрения жив-си, стилистического языка – продолжает линию Врубеля. Композиция: всегда широкий панорамный охват – как в иконе. Кристаллическая сетка. Мотивы – зарешеченное окно, спираль, параллельные прямые – все как тайна, ребус. Мотив Тем: один, двое (как правило муж и жен), человек и город, фигуры за столом, мотив масса и вождь, люди и звери (звери человекоподобны, а люди звереподобны).

«Налет» - налет фашистских самолетов. Сравни с «Герника» Пикассо.

Аналитич. метод самим Филоновым рассматривается как органичный закономерный вывод из всей истории иск-ва. Он родился из анализа предыдущей истории иск-ва: много средневековья и русского и западно-европейского. Аналитическое иск-ва – обретение подлинного, изнутри присущего начала. Несмотря ни на что, Филонов Русский худ-ик (любовь к человеку). Проявление в искусстве творческого мистического начала. Обращение не столько к живописи, сколько к архитектуре (собор Василия Блаженного). Идея Храма, цветущего города, град Китеж – утопия национальная. Относится к поверхности холста как к сакральной поверхности. Борис Григорьев – схож с Филоновым. При всем при этом Филонов интернационален – в основе творчества бессмертие чел-ка. Он преждевременен – не все осознают, что мир трансформер. В его творчестве утверждается станковая живопись.

Ученики: Кибрик, Зальцман.

КОНСТРУКТИВИЗМ.

Истоки кинетического искусства 1910-20гг.

Кинетизм сформировался в 50ые гг, пришло к нам из Англии и Америки. Интерес к движущемуся заметен уже у футуристов. Движение и свет становятся темой иск-ва (Репин «воскрешение дочери Иаира», Нестеров – светоносность цвета). Конец 10-20гг в области проектирования появляются Габо и Певзнер. – 2 брата (габо это псевдоним). Пишут реалистический манифест в 1920: осн.идея – утверждение в изоб.иск-ва новго эл-та: кинетические ритмы, кот. фомируют наши ощущения. В это время движение стало пониматься как трансформирующееся. Люмино-динамическая живопись – 20ые годы. Свето-живопись, свето-звук, - это все как путь оживления произведения, его худ.формы. Цвето-музыка. Скульптор Гедони: свето-цвето-музыкальный памятник. габо развивает свою идею кинетической конструкции. Благодаря кинетической конструкции возникает эффекти фигуры. Главное в этом произведении – движенеи.

Родченко начинает делать свои мобили. Это плоские конструкции из фанеры или картона, кот. раскрываются в сложные мобильные конструкции. Мобили давали возм-ть создавать азнообразные сценографии. Памятник Колумбу арх-ра Мельника – вечно двигался и видоизменялся. Самым значительным кинематическ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.