Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Часть1 Семь смертных грехов нарциссизма





Предисловие.

Люди, которые занимаются бизнесом или вовлечены в близкие отношения с другими людьми, имеющими нарциссическое расстройство личности, часто испытывают замешательство или попадают в тупик вследствие крайних противоречий в поведении людей с такими расстройствами, наряду со скрытой и чрезвычайно продолжительной устойчивостью из нарциссических потребностей. Эти потребности проявляются в претенциозном стремлении постоянно восхищаться другими людьми, за которыми скрывается собственная уязвимость, проявляющаяся при малейшем отпоре или отказе, которая затем вызывает эмоционально опустошающий стыд. Их поведение может казаться харизматическим и на какое-то время зачаровывающим, - но затем холодным и расчетливым, иногда с непредсказуемыми взрывами ярости.

Мне часто приходилось видеть родителей, супругов и детей родителей того человека, который проходил лечение, в замешательстве. Они не могли поверить в очевидное, а именно, что пациент попал в ловушку устойчивого цикла нарциссической уязвимости и защиты.

Мне очень давно хотелось, чтобы появилась книга, которая позволила понять циклическую повторяемость этого расстройства, а также осветила возможности его лечения.

И, наконец, такая книга у нас есть. Она написана Сэнди Хотчкис, LCSW, и называется Why is it Always About You? The Seven Deadly Sins of Narcissism («Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма»). Она прекрасно написана, ее очень приятно читать. Автор собрала и соединила всю возможную профессиональную литературу на эту тему и написала великолепный текст на чистом английском языке, вполне доступном непрофессионалу в области психоанализа. Очень специфичные понятия прекрасно объясняются и понятно иллюстрируются. В каждой главе есть подробные примечания. Эта книга заполняет образовавшийся в литературе вакуум. Ее должен прочесть каждый человек: как профессиональный психолог, так и любой другой, кто хотел бы лучше понять, что представляет собой нарциссическое расстройство личности.

Джеймс Ф. Мастерсон,

доктор медицины,

Директор Института психоаналитической

психотерапии Мастерсона,

почетный профессор психиатрии,

Медицинского колледжа

Корнельского университета

При Госпитале Нью-Йорка

 

 

Введение. Они есть повсюду

Без четверти пять. Один из самых обычных рабочих дней. Телефоны трезвонят не умолкая, обед - всего лишь миг, когда вы, едва прожевав, успели проглотить всухомятку кусок пиццы, пока шли из комнаты отдыха персонала, а каждый встречный по пути как будто хотел отщипнуть от вас кусочек. Но несмотря на это вам удалось закончить доклад, который висел над вами всю прошлую неделю как дамоклов меч. Чувствуя, что вас уже отсюда уносит, вы не обращаете внимания на телефонные звонки и целиком сосредотачиваетесь на завтрашних планах, на том, что надо будет сделать в первую очередь. Постепенно мысли вас уносят далеко, вы мечтаете о горячем ужине и теплом душе и о том, как бы пораньше лечь спать в уютную постель.
Вдруг ваши грезы резко обрываются. Голова коллеги некстати вписалась в ваш офисный отсек.
-Боссу нужно, чтобы мы перепроверили эти цифры, говорит он и кладет стопку бумаг на рабочий стол.
-К сожалению, сегодня не могу остаться, чтобы тебе помочь: у нас с Джуди билеты на спектакль.
"Опять это его "не могу", - думаете вы. - Почему "спектакль у нас с Джуди" всегда случается в последнюю минуту и почему именно мне обычно приходится оставаться здесь допоздна?"
Через час вы залезаете в машину и отправляетесь домой. На дорожном переходе вы ждете, пока три подростка черепашьим шагом перетащатся через дорогу, не обращая внимания на машины, мчащиеся во всех направлениях. Интересно, а могут ли они ползти еще медленнее? Вы мягко нажимаете на клаксон в надежде, что эта троица обратит на вас хоть какое-то внимание и поторопится. Но подростки продолжают лениво идти вразвалку, а один из них, проходя мимо, разражается бранью. Дети. Откуда у них такая враждебность?
Наконец, вы приезжаете домой и, входя в дверь, застаете мужа в гостиной; он откинулся в кресле за чтением вечерних новостей; в руке у него банка пива, а две пустые сиротливо притулились на журнальном столике.
-Ты сегодня поздновато, - приветствует он вас. - Что у нас там на ужин?
-Я все оставила! - кричите вы ему в ответ, чувствуя облегчение от того, что в холодильнике есть что-то съестное.
-Я превратился в заклятого друга мороженых цыплят, - обиженно цедит он сквозь зубы, раздражаясь. Можешь же ты хоть раз в жизни приготовить ужин мужу, чтобы он поел с удовольствием!
"А не отправиться ли тебе самому отсюда под фанфары", - тихо бормочете вы себе под нос.
Позже, когда вы мыли посуду, зазвонил телефон. Как обычно - мама.
-Ты уже целых три дня обо мне не вспоминаешь, - выпалила она, едва услышав ваш голос.
- Это некрасиво, очень некрасиво.
-Здравствуй, мама, как дела? - отвечаете вы.
-Неважно, очень неважно. Я сижу без молока, мне нужно депонировать чек, а эта чертова уборщица снова так и не появилась. Если бы у меня была дочь, которую вообще что-то волновало кроме карьеры, мне не пришлось бы нанимать людей, чтобы они делали все это для меня.
"А если бы у меня была мать, - говорит ваш внутренний голос, - то, возможно, нашелся бы хоть один человек, который поинтересовался, как у меня прошел день".
Десять часов вечера. Большая, уютная кровать, манящая в свои мягкие объятия:облачившись в старенькую фланелевую пижаму, вы, наконец, готовы ответить на ее пламенный призыв! Но нет, оказывается, ваш рабочий день еще не закончен.
- Милая, - воркует муж, привлекая вас к себе, по-щенячьи тычась носом в шею, почему ты не в той ночной рубашке, которую я тебе подарил на день рожденья?
"Муженек, спустись на землю - неужели ты думаешь, что я на что-то еще способна?".
Иногда кажется, что мир полон эгоистов, которые совершенно не думают о других и только и делают, что используют их в своих целях. Их потребности гораздо важнее нужд и чаяний остальных, и они считают, что им все обеспечат другие. Похоже, их представления о жизни ограничены, и им трудно осознать, что не всегда их приоритеты соответствуют приоритетам окружающих. Их ожидания во многом похожи на ожидания детей, и вместе с тем, сталкиваясь с препятствиями, они могут деспотично возмущаться и негодовать или же пребывать в угрюмом или плаксивом депрессивном состоянии. Зачастую мы склонны им уступать, так как думаем, что нам же будет лучше не становиться той скалой, о которую разобьется их корабль.
Всем известны такие люди. Таковы, возможно, наши родители, братья или сестры, дети, супруги, любовники или любовницы, друзья, коллеги и начальники; это могут быть знакомые, которых мы встретили в клубе или общественной организации. Они есть везде, и чем больше наша жизнь переплетается с их жизнью, тем больше страданий мы испытываем.
Эти страдания - побочный продукт некоторого изъяна личности, который благодаря сегодняшним культурным нормам стал возмутительно "нормальным". Мы чувствуем, что что-то не так, но не можем указать конкретно, что именно. Мы встречаемся с этим ежедневно и ежечасно в межличностных отношениях, которые зачастую оказываются не такими добрыми и дружескими, как бы нам хотелось, и мы не способны иной раз проявлять великодушие. Мы ощущаем это на рабочем месте, где обстановка пропитана обидой, возмущением, истощающей тревогой и стрессом от работы. Но, наверное, больше всего мы подвержены воздействию такой болезни в близких отношениях с друзьями, возлюбленными, семьей, которые придают жизни ощущение смысла и полноты. В силу самой своей природы эта болезнь отдаляет нас друг от друга и от реальной жизни; она встает между нами и тем, что мы хотим иметь и кем хотим быть. Эта болезнь называется нарциссизмом, и она скрывается за многими социальными болезнями, поразившими Америку XXI века.
О нарциссизме трудно сказать что-то новое. Всегда существовали пустые, жадные, склонные к манипуляциям люди с подверженным инфляции самовосприятием, которые не принимали в расчет интересы других людей. В современной культуре тревожит именно та степень, в которой психологические изъяны других людей повсеместно получают знаки одобрения. В наше время, в современную эпоху нарциссизм не только терпят - его одобряют и восхваляют. Многие наши лидеры и обожаемые нами общественные деятели рисуются, выставляя на всеобщее обозрение свои нарциссические склонности, и нам не терпится подражать их исключительности. Их возмутительное поведение не оставляет нас равнодушными и кажется нам обаятельным и привлекательным, и потому мы позволяем себе им "восторгаться". Пока мы не научимся распознавать, какое поведение является здоровым, а какое нет, мы будем ходить в тумане, и утверждение, что "так делает каждый", не поможет оправдаться тем, кто катится при этом под откос.
Вернувшись к середине 70-х годов XX века, вспомним о том, что социолог Кристофер Лэш (Christopher Lasch) написал книгу под названием "Культура нарциссизма"(The Culture of Narcissism, которая заставила многих людей задуматься о том, что происходило в американском обществе со времени окончания Второй мировой войны). В ней говорилось о чувствах превосходства, преуспевание и уверенности, характерных для нашего национального духа в 50-е годы XX века, достигших апогея во "времена Камелота" - в период президентства Джона Кеннеди. Положение дел стало изменяться, когда молодого и полного иллюзий президента сразила пуля убийцы, - и в это же время первая волна бэби-бумеров накатила на береговую полосу подросткового возраста. Цунами юношеского замешательства и экспериментаторства захлестнуло американскую культуру даже, несмотря на то, что в то время в США было много других бед и напастей. Произошедшие за следующие пятнадцать лет экономический застой, поражение во Вьетнамской кампании, а также угроза грядущего истощения природных ресурсов привели к появлению пессимистических настроений. "В эпоху спада ожиданий, - пишет Лэш, розовое сияние, которое раньше виднелось на горизонте, стало блекнуть и тускнеть".
Хотя " can-do" spirit - этот исполнительный и энергичный дух 50-х и 60-х годов XX века привел к беспрецедентному продвижению вперед в науке и технологии, этих достижений в конечном счете оказалось недостаточно для осуществления политических и социальных реформ, которые постепенно произошли в омоложенной (youth-dominated) культуре в конце 6О-х годов. Лэш подробно рассказал о том, как мы впали в отчаяние из-за изменений, которые претерпело общество, и начали обращаться внутрь себя, сосредотачиваясь на одном-единственном факторе, который, как мы надеялись, поддается нашему контролю, - то есть на самих себе.Благодаря расширению сознания, улучшению здоровья и личностному росту мы могли бы рассеять тревогу, связанную с непредсказуемостью внешнего мира. В некотором смысле мы стали все больше и больше поглощены своей "Самостью".
Но при всей поглощенности тревогой, наверное, надо определиться в отношениях любви или ненависти к самому понятию "Самость". Иногда это понятие связывают с такими неприглядными чертами, как самолюбование, эгоизм и заносчивость. С другой стороны, "бескорыстие" также возбуждает нашу подозрительность. Если кто-либо открыто проявляет заботу о других, мы называем таких людей зависимыми и говорим, что им, прежде всего, нужно начать проявлять заботу о себе. Мученичество явно не вписывается в наш стиль жизни. Но если понятие Самость мы употребляем в переносном смысле и добавляем к нему "сознание" или "суждение", то Самость становится абсолютно позитивной.
Является ли Самость хорошей или плохой? Человек не мог бы просто функционировать, не говоря о том, чтобы выжить, если бы не вкладывал что-то в свою Самость. Не обращая внимания на других, мы перестали бы развиваться и оставались бы бессознательными, наши способности продолжали бы спать у нас внутри, а наши ценности оставались бы несформированными. Мир, где отсутствует Эго, не оригинален, бесцветен, в нем нет четкости. В нем также нет разнообразия, теряется необходимость выбора. Даже любовь утратила бы свой смысл, если бы не было "Я", которое бы сталкивалось с "Ты".
Здоровый нарциссизм, то есть вложение энергии в свою истинную Самость, уходит своими корнями в младенчество и раннее детство и расцветает пышным цветом в эмоционально богатой, продуктивной и дающей удовлетворение жизни взрослого. Это здоровый нарциссизм, позволяющий нам смеяться над собой, своим несовершенством и недостатками, уходить глубоко внутрь себя, чтобы создавать что-то уникальное, свое собственное, и оставлять след своей деятельности в мире. Здоровый нарциссизм говорит о наличии у человека способности чувствовать эмоции во всем их разнообразии, разделяя свою эмоциональную жизнь с другими людьми, о присутствии у него мудрости, позволяющей отделять истину от фантазии, и вместе с тем - о способности мечтать, наряду с умением уверенно идти к своей цели и радоваться собственным успехам, не зацикливаясь на терзающих сомнениях. Здоровый нарциссизм зависит от реальной самооценки человека, - которая как раз совершенно отсутствует у людей, которых мы обычно называем нарциссическими личностями.
Нарциссическую личность мы считаем нездоровой; это человек любого возраста, который при этом еще не достиг своего эмоционального и морального развития. Ему не хватает реалистичного ощущения Самости и интериоризированной системы ценностей, - не говоря уже о всепоглощающем интересе к себе, который и определяет его поведение. Вместо точной оценки индивидуальных сил и возможностей присутствует поза экстраважности, совершенно не связанной с его истинными достижениями и успехами. Вместо проявления смирения по отношению к неизбежно присутствующим у него недостаткам, его переполняет совершенно нестерпимое чувство стыда, часто тщательно замаскированное. Кроме того, у нарциссической личности отсутствует способность ценить, а довольно часто - даже признавать независимое от нее существование других людей или их чувств. Нарциссическая личность может внушать страх и даже оказывать гипнотическое воздействие, однако за ее напыщенностью или очарованием скрывается эмоциональная ущербность в сочетании с нравственным развитием ребенка, который только-только начал ходить.
В I части, которая называется "Семь смертных грехов нарциссизма", я обсуждаю характерные способы мышления и поведения нарциссической личности. Некоторые из них, как, например, претензия на обладание правом (entitlement) и сопутствующая ей ярость, высокомерие и магическое мышление (ощущение грандиозности и всемогущества) хорошо известны. Однако вы можете удивиться, узнав о том, что слабые межличностные границы, эмоциональная пустота, обусловленная глубоко подавленным стыдом, зависть наряду с ее закадычным другом презрением, а также стремление использовать других, заполняющие вакуум, образовавшийся вследствие отсутствия эмпатии, - все эти черты указывают на нарциссизм даже больше, чем подверженное инфляции Эго или абсолютный эгоизм. Именно такое поведение и такие установки защищают неразвитую Самость ценой ухудшения состояния других людей. Эти черты я назвала "смертными", ибо, внедрившись в каждого, кто соприкоснется с ними, они уничтожают целостность его личности; и вместе с тем я считаю их "греховными", так как они разрушают и личность самого человека. Семь смертных грехов нарциссизма не только калечат и травмируют других людей, но и препятствуют развитию у самой нарциссической личности ее истинной Самости.
Чтобы начать осознавать, как защититься от нарциссических личностей, которые встречаются вам по жизни, полезно знать, с кем вы имеете дело и как они к этому пришли. Во II части книги вы узнаете, что нарциссизм - это нормальная стадия развития в раннем детстве, которую проходит каждый, чтобы стать более целостной личностью. Для совершения этого перехода нам требуется помощь здоровых родителей, которые держат свой нездоровый нарциссизм под разумным контролем и способны развивать индивидуальность своих детей и при этом учат их ценить и уважать других людей. Если сами родители являются нарциссическими личностями, то зачастую они используют своих детей для удовлетворения собственных эгоистических потребностей и не могут способствовать здоровому прохождению ими стадии нормального детского нарциссизма. В результате появляется второе поколение нарциссических личностей, а также людей, которых магнетически притягивают личности такого типа.
В III части книги вы узнаете стратегии выживания, позволяющие защитить вашу Самость от пагубного воздействия нарциссической личности. Первый шаг - выявить, какие психологические травмы были перенесены в вашу жизнь из прошлого. Чем больше вы в детстве подвергались воздействию родительского нарциссизма, тем более чувствительными вы можете быть к влиянию нарциссической личности, встретив ее уже взрослым. Хотя нарциссические личности имеют тенденцию порождать себе подобных, часто нарциссические родители воспитывают детей, которые становятся их зеркальным отражением - более стыдливыми, чем бесстыдными, более закрытыми с точки зрения признания, которые скорее позволяют использовать себя, чем сами используют других, но точно так же ощущают трудности в определении границ своей личности. Такие трудности, а также проблемы с самоутверждением делают их легкой добычей нарциссических личностей, которые точно так же продолжают их использовать, как в детстве это делали их родители. Если вы почувствуете, что легко втягиваетесь в отношения с нарциссическими личностями, вам нужно себе представить, в чем состоит для вас их привлекательность, видеть реальность, которая стоит за их фантазией, найти в себе смелость поставить ограничения и внести ясность, необходимую для признания собственных границ и границ других людей, - и работать над формированием, развитием и поддержанием взаимных отношений. В этом заключаются ваши самые надежные защиты от нездорового нарциссизма других, и эта книга задумана и написана для того, чтобы показать вам, как применять эти принципы в повседневной жизни.
Нарциссические личности считают себя "особенными людьми", поэтому IV часть книги посвящена более глубокому исследованию тех специфических случаев, в которых нарциссизм может быть особенно пагубным. Например, в случае подростковой влюбленности существует тонкая грань между тем, что нормально, а что нет. Кроме того, нарциссические личности более склонны к зависимому и навязчивому поведению вследствие их особой чувствительности к проявлению стыда.Столкновение с нарциссизмом на работе или в общении с престарелыми родителями требует развивать в себе способность к эмоциональной отстраненности, но при этом не прекращать необходимую деятельность, сохраняя невозмутимость, хладнокровие, уважение и сочувствие. Я надеюсь, что некоторые обсуждаемые мною техники помогут вам принимать более правильные решения в области ваших личных отношений и личной жизни, сохраняя душевное спокойствие.
И, наконец, V часть книги содержит взгляд в будущее, и здесь даются некоторые рекомендации, касающиеся того, что сделать, чтобы регулировать окружающий нас нездоровый нарциссизм. Наша культура подвержена огромному влиянию нарциссизма, так что проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, не случайны. Сопротивляться этому влиянию нам поможет подлинная сильная Самость, способная выйти за рамки только интереса к самому себе. Если мы поймем, где на самом деле формируется самооценка, и договоримся, что должны воспитывать здоровых детей, - если это станет приоритетом номер один, значит, нам удалось, обойдя острые углы, сделать мир лучше.

Глава 1. Бесстыдство

Стефани почувствовала, как мячик отпружинил от ее ракетки, и наблюдала, как он летел к задней линии корта, оставаясь в площади поля.Ее внимание раздваивалось: с одной стороны, она следила за полетом мяча, с другой - за скоординированными движениями своего тела."Следи за полетом мяча, - говорила она себе, - бей по сторонам, пробивай защиту, заканчивай". "Форхэнд после форхэнда", - повторяла она про себя как заклинание, пока ритм тренировочных ударов не возобладал над ее сознательными усилиями их контролировать. Благодаря немногим правильным и точным ударам она оказалась в той "зоне", пребывание в которой очень вдохновляет спортсменов, когда у них все получается и они практически не допускают ошибок.
Она про себя улыбнулась, радуясь достигнутому уровню, думая о том, заметил ли Даг, ее муж, насколько хорошо ей сегодня удавались удары, - и тут же в ответ получила под бэкхенд сильно подрезанный кросс. Она быстро побежала вперед, сделала выпад, но мяч попал в обод ее ракетки и отскочил от него за пределы корта.- Ты никогда не чувствуешь эту подрезку, - громко стал ругать ее Даг со своей половины корта.
-Никогда, - повторила за ним Стефани, ощущая себя так, словно сейчас у нее где-то глубоко внутри пропал всякий интерес. Все ее тело было пронизано болью, которая сосредоточилась в центре груди. Она почувствовала, что ей слишком тяжело переступать ногами, слишком неловко держать в руке ракетку, в которую ударяется маленький теннисный мячик. "Я никогда не научусь прилично играть в эту игру", - мучительно подумала она, направив в сетку следующие три мяча подряд. Эйфория, которая на какой-то момент возникла до этого, полностью испарилась, а вместо нее появилось безнадежное ощущение неуместности. Стефани проглотила слезы, поднимавшиеся у нее из горла, и мысленно дала себе пинка. "Ты такой ребенок", - пробормотала она себе под нос, уже готовясь собирать вещи и идти домой.
-Ты опять испугалась и сломалась? - крикнул ей Даг. Он лишь поддразнивал ее, пытаясь снова побудить к теннисной дуэли, но его слова воздействовали на нее, словно соль на свежую ссадину. На сегодня для нее теннис закончился.

Эта женщина может показаться обидчивой, это правда. В своей профессии мы называем такую обиду "нарциссической травмой", причем травмированному человеку она может показаться такой же явной, как и то, что ее спровоцировало. В таком случае человек испытывает ужасную, опустошающую боль, что и случилось со Стефани в приведенном выше примере. То, что кажется довольно заурядным событием, по существу представляет собой вскрывшуюся старую рану:доверительные отношения были нарушены из-за "ненастроенной" коммуникации (ее радость натолкнулась на его критику), и, добавив к старой травме новую, надежный муж Стефани не смог сделать ничего, чтобы унять ее боль. Чувствительность Стефани, ее внезапная утрата ощущения радости и удовольствия, а также трудности при восстановлении эмоционального баланса, - все это указывает на последствия очень ранних переживаний, зашифрованных глубоко в ее психике, вероятнее всего - за той границей, где психика уже становится недоступной ее сознательной памяти. Там находятся истоки ее постоянного навязчивого побуждения испытать чувство стыда.
Стыд относится к самым невыносимым чувствам человека, независимо от его возраста и жизненной ситуации. В отличие от чувства вины, он свидетельствует не об ошибке, а о страдании, связанном с общим личностным изъяном. Сначала нам становится стыдно перед своей матерью или другим человеком, к которому с раннего детства мы испытываем сильную привязанность, когда, начиная с годовалого возраста, мы (как правило) открываем перед ней свою эмоциональность, но вместо того, чтобы разделить с нами радость, она хмурит брови и произносит:"Нет!" Неожиданное неодобрение матери приводит к разрушению иллюзий силы и значимости, присутствующих в нашем взгляде на самих себя в раннем детстве, порожденных нашими близкими отношениями с ней. Без всякого предупреждения нас выгнали из рая, и это могло случиться только потому, что мы плохие. Мы чувствуем, что мы плохие, а, следовательно, так оно и есть.
Для некоторых детей такое переживание, которое в процессе их социализации повторяется снова и снова, становится столь тяжелым и даже сокрушительным, что им так никогда и не удается окончательно через него переступить, и всю свою жизнь они живут, избегая всего, что заставляет их почувствовать стыд. Недавно проведенные исследования в области нейробиологии показали, что развивающийся мозг совершенно не в состоянии переработать интенсивное переживание стыда в возрасте, соответствующем началу социализации, и что отсутствие эмоционально привязанного, родителя в этот критический период по существу может остановить развитие жизни - развитие способов, позволяющих справиться с такими крайне неприятными чувствами. Чтобы обеспечить нормальное развитие мозга ребенка, родители должны делать то, что детский мозг не может сам, - успокаивать ребенка, избавляя его от того стыда, который они сами вызвали.
Кэтрин была матерью Джейни активной двухлетней девочки, любимицы всей семьи. Когда однажды к ним пришли гости с маленьким ребенком, Джейни заметила, что мать обращает на него внимание, и выразила свое негодование, ударив этого ребенка.Кэтрин пришла в ужас и отругала дочь, а затем в наказание оставила ее в детской одну - в слезах и полную стыда. Но Кэтрин сочувствовала дочери и не позволила ей слишком долго оставаться в унижении одной. Вскоре она вернулась к ней и сказала: "Нельзя бить маленьких, и ты больше никогда не должна так поступать. Но ты хорошая девочка, и мама тебя любит. А теперь пойдем в комнату, и ты скажешь: "Прости меня, Бетси". Затем Кэтрин обняла дочь. Вместе они вернулись к гостям, и Кэтрин помогла Джейни извиниться.
Если родители не поступают так, как Кэтрин, не успокаивают ребенка, чтобы избавить его от стыда, который они вызвали, у детей развивается собственное средство компенсации стыда - они "стряхивают" нестерпимое чувство и прибегают к фантазии, чтобы спрятаться от монстра, оставив его "за стенкой". Они цепляются за собственное представление о себе, считая себя особенными, сильными и значимыми.
Стыд нарциссической личности оказывается столь нестерпимым, что такие средства, которые развивались в детстве, ей больше не помогают. То, что психологи называют "обходной стыд"("bypassed shame"), выглядит как бесстыдство или бессовестность, скрывающиеся за защитным барьером отрицания, холодности, осуждения или ярости. Поскольку не существует здоровых внутренних психических механизмов, способных переработать это болезненное чувство, стыд направляется вовне, прочь от Самости. Он никогда не станет "моим недостатком".
Мне вспоминается одна молодая женщина, с которой я начала работать, когда она была подростком, и наблюдала до того времени, как она перешагнула двадцатипятилетний рубеж. Ее родители развелись, когда она была еще ребенком, которого то баловал, то полностью игнорировал ее эгоцентричный отец, и ей приходилось находиться в постоянной борьбе с тяготившими ее чувствами, обусловленными низкой самооценкой. Она считала себя глупой и периодически отыгрывала свою некомпетентность.Однако эти чувства, сопровождаемые стыдом, были даже более поверхностными по сравнению с тем унижением, которое она испытывала, ощущая себя отверженной и покинутой отцом. Насколько глубокой была эта боль, однажды проявилось в драматическом эпизоде - вскоре после того, как она узнала, что отцу поставили диагноз раковой опухоли."Как раз в том возрасте, когда мне надо было выходить замуж, - сказала она язвительно, и ее губы скривились в злой усмешке. - Он никогда ни за что не платил в моей жизни". Призрак его возможной смерти - то есть что он окончательно ее покинет - вытолкнул ее из состояния стыда из-за своей никчемности в состояние застывшей ярости. У нее не было даже намека на смущение из-за прорвавшейся холодной ярости, - лишь грубое травматическое презрение.
Более типично бесстыдство нарциссической личности проявляется как холодное безразличие или даже безнравственность. Мы чувствуем, что такие люди эмоционально пусты, и можем решить, что они толстокожи, самоуверенны или равнодушны. Затем, совершенно внезапно, они могут нас удивить своей реакцией на самое незначительное происшествие или проявление равнодушия. Когда стыдливость просачивается сквозь барьер, подобные "бессовестные" люди становятся такими, какие они есть на самом деле - чрезвычайно чувствительными к проявлению стыда.Именно тогда вы увидите вспышку боли, за которой следуют ярость и упреки. Когда зловоние стыда проникает сквозь созданную ими стену, их наполняет мстительность.
Стыд - это чувство, которое в скрытом виде присутствует всегда в случае нездорового нарциссизма, и неспособность справиться с ним здоровыми способами - борясь с ним, нейтрализуя его, а далее поступая так, как свойственно нормальным людям, - приводит к появлению поз, установок и поведения, характерных для нарциссической личности.


Глава 3. Высокомерие

Персону, которую многие нарциссические личности обращают к внешнему миру, окружающие люди часто воспринимают как страдающую "комплексом превосходства". Однако за маской высокомерия скрывается готовый сдуться воздушный шарик внутренней самооценки, которая никогда не удовлетворяется тем, что такого человека считают хорошим или даже очень хорошим. Если его не считают "лучше, чем.", значит он никудышный. Ценность человека всегда относительна, здесь не Бывает абсолюта,- С этих позиций, если ценность кого-то другого растет, ценность нарциссической личности соответственно падает. И наоборот, если нарциссическая личность чувствует себя "сдувшейся", энергетически истощенной (deflated), то она может вновь достичь привычного для нее ощущения превосходства, унижая, обесценивая или оскорбляя другого человека. Именно поэтому нарциссические личности часто демонстрируют доминирующее, перфекционистское поведение, проявляя нескрываемую жажду власти. Они просто пытаются добиться безопасного для них положения, позволяющего им как можно лучше отстраниться от ощущения позорного пятна собственной неполноценности и стыда. Если их надутый внутренний шарик прорвется под воздействием жизненных неурядиц, то они могут восстановиться, продемонстрировав подчиненность им какого-то человека.Иногда такая демонстрация может оказаться весьма изощренной.
Франсин пришла ко мне на прием с жалобами на панические атаки, которые не прекращались у нее около месяца. На сознательном уровне ее тревога была сосредоточена на депрессии ее мужа и страхе потерять работу. Хотя она рассказывала об интенсивной сексуальной жизни, которой уже десять лет скрепляла их неудачный брак, было ясно, что текущий эмоциональный кризис мужа побудил Франсин обесценить его. По ее словам, именно это заставило ее всерьез подумать о разводе. Как она считала, отстраниться от него и его несостоятельности - вот единственный способ сохранить собственное внутреннее равновесие.
Франсин очень нужно было мне рассказать о том, что она хорошо образована, имеет артистические способности, а также что она стала выше всевозможных неурядиц, сформировавших ее жизнь. В прошлом неудачный брак, наркотическая зависимость, банкротство, и в особенности - собственная депрессия из-за отношений на работе, когда она почувствовала, что ее не уважают, и вышла из-под контроля. Она рассказывала эти истории с каким-то равнодушием, и у меня создавалось впечатление, что на самом деле она не несет ответственность ни за одну свою проблему, проявляя эмоциональное отчуждение, характерное для нарциссической личности, которая стремится избежать чувства стыда. В ее рассказе не чувствовалось ни смущения, ни боли, - лишь удивленное недоумение оттого, что слишком много всяких неурядиц выпало на долю такого человека, как она. С ее точки зрения она была благородной жертвой, одержавшей великую победу над своими несчастьями.
Хотя ее медицинская страховка ограничивала длительность нашей работы кратковременным лечением, называвшимся "психотерапией", сконцентрированной на принятии решения"("solution-focused therapy"), Франсин сопротивлялась моим усилиям сформировать некую структуру, чтобы помочь достижению ряда ее поведенческих целей: этого можно было бы достичь за шесть-двенадцать сессий. Когда я попыталась интерпретировать ее затруднения, она сразу дала мне понять, что я во всем ошибаюсь. Вскоре я поняла, что моя работа заключалась лишь в том, чтобы отзеркаливать ей обратно изумление ее уникальной силой духа, употребляя для этого как можно меньше слов. Позволить мне еще больше ей помочь означало бы, что в наших отношениях я занимаю положение выше нее, что для нее было совершенно неприемлемо. Иногда я чувствовала себя практически ненужной, как если бы привносила очень мало нужного и ценного в ее выздоровление. Но Франсин требовалось, чтобы я себя чувствовала именно так, и некоторое унижение меня было частью ее лечения.
Поскольку я оказалась в роли скучающего зрителя, ничего не требующего и ни во что не вмешивающегося, а просто удовлетворяющего ее потребность чувствовать надо мной свое превосходство, Франсин переключила свое внимание с недостатков своего мужа на восстановление ее уязвленного представления о себе. Она была сосредоточена на проблеме чувствительности к пище и медикаментам, - ее организм напоминал Принцессу на горошине, которая не могла уснуть и на груде перин, сложенных одна на другую, из-за ужасной помехи - маленькой горошины.Франсин начала заниматься самовоспитанием и стала более уверенной в себе; по существу - уверенной настолько, чтобы успешно участвовать в конкурсе и его выиграть, получив прекрасную работу, благодаря которой ее карьера могла развиваться в новом направлении. Моя готовность терпеть некоторое унижение с ее стороны могла уберечь ее мужа от использования его в той же роли и дала ему временную передышку для собственного восстановления. Во всяком случае, их брак пережил кризис и у Франсин также прекратились панические атаки. Однако именно благодаря тому, что Франсин выбрали из моря претендентов на работу, о которой она мечтала, она снова оказалась наверху.
Для нарциссической личности любая конкуренция - это способ в очередной раз утвердить свое превосходство, хотя многие из них вступают в конкурентные отношения лишь тогда, когда предвидят благоприятный для себя финал. Испытывая жгучий стыд при поражении, такие люди стремятся выбрать поле действия, где они могли бы блистать, не слишком рискуя и не прилагая больших усилий, а добившись успеха, они могут стать навязчивыми в своем стремлении к совершенству. Все это время они жаждут поклонения и обожания со стороны окружающих. Эта жажда восхищения у нарциссических личностей возникает, как правило, оттого, что они чувствуют себя несколько неуверенно и нуждаются в некоторой эмоциональной подпитке.
Люди, которые оказываются менее успешными в развитии своих навыков и способностей, могут рассчитывать лишь на мелкие игры в умении перещеголять других (oneupmanship), чтобы сохранить чувство собственного превосходства. Их можно найти среди тех, кто хвастается знакомством со знаменитостями, кто гонится за престижем и высоким социальным статусом и кто знает о жизни все, - то есть среди тех, кто не способен воспользоваться своими успехами и достижениями, чтобы доказать, что они лучше вас. "Страдающие неудачники" - это чаще всего нарциссические личности, которые не могут перенести, если их не считают "самыми лучшими". Для них совершенно недопустимо, если их считают обычными или средними, - ведь когда они не могут быть лучше всех, они ничто.
Нарциссические личности редко могут самостоятельно поддерживать в себе чувство собственного превосходства, поэтому их тянет туда, где бы они попали в центр внимания, им необходима похвала, аплодисменты, признание окружающих, которые бы поддерживали их ощущение превосходства. Их чувствительность к мнению других может быть весьма велика, и их ожидания в отношении безусловного одобрения и восхищения, даже если их реальное поведение вовсе не заслуживает такой реакции, зачастую также нереалистичны.
Иметь благодарных зрителей или слушателей - это хорошо, уметь управлять ими - еще лучше. Для нарциссической личности власть - не только способ укрепить свое превосходство, но и средство управлять







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.