Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие государства. Классическое, юридическое, социологическое, теологическое, кибернетическое и другие определения понятия государства.





Государство - это исторически сложившаяся организация политической власти определенного общества. В данном определении следует выделить следующие ключевые моменты:

Государство - это организация политической власти. Организация общества может быть экономической, религиозной или любой иной; Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами. Поэтому важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов; Власть - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств; Государство есть, организация политической власти определенного общества. "Государство вообще", как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ.,

по Кельзена – одного из основателей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства? Во-первых, в юридическом смысле. Государство, с точки зрения автора, может рассматриваться исключительно с чисто юридических позиций. Оно может быть представлено как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Государство при этом выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называем правовым порядком».Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».

Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».Подобный взгляд Г. Кельзена на понятие государства разделялся многими другими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX–XX вв., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан» .Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Г. Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система норм», «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть». Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469–1527) определял государство через общее благо, которое должно получиться от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель XVI в. Ж. Воден (1530–1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ XVI в. Т. Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства – гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Дж. Локк (1632–1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. По-разному понималось государство и в более поздний период, вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе, например, оно определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других – как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих – как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович). В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Например, государство как «объективный факт нашей планеты» представлялось в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни. Государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками. Нередко, особенно в послереволюционный период (после 1917 г.), государство в России представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса». В академических изданиях и в учебной литературе оно трактовалась не иначе как в строго классовом смысле, как «политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть». В течение последних лет, начиная с середины 80-х годов, когда на первый план в официальной политике СССР, а затем и России вместо сугубо классовых стали выступать «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». Довольно типичным при этом является определение понятия государства, где оно рассматривается как «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом». Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность, крайность. Теологическая теория, название которой происходит от гречеcких слов «тео» — бог и «логос» — учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла.

2. Юридические коллизии Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Наиболее яркой из всех этих причин является скачкообразное развитие общественных отношений, что приводит к «старению права». Однако истоки юридических коллизий могут иметь и субъективный характер. Иными словами, правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти.Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы:1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами.2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества. К такого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов.3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения.4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.Несмотря на выделение указанных выше четырех основных групп юридических коллизий, целесообразно рассмотреть некоторые отдельные их виды:а) юридические коллизии, которые существуют между Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Такие юридические коллизии разрешаются в пользу Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;б) юридические коллизии, которые возникают между общефедеральными нормативно-правовыми актами и актами субъектов Российской Федерации. Данные юридические коллизии разрешаются в пользу общефедеральных нормативно-правовых актов. Вообще, в Конституции РФ указано, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах исключительного ведения Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов. Вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование;

в) юридические коллизии, которые возникают между Конституцией Российской Федерации и федеративным договором, а также другими договорами, заключенными Российской Федерации и ее субъектами.При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами:• закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится;• в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой;• при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт;• при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали), применяется общий нормативно-правовой акт.В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий:1) толкование (см. выше),2) принятие нового нормативно-правового акта, устраняющего юридические коллизии,3) отмена старого нормативно-правового акта,4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий нормативно-правовой акт,5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение,6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм,7) переговорный процесс, создание согласительных государственных комиссий,8) конституционное правосудие, т. е. разрешение юридических коллизий Конституционным Судом Российской Федерации.Конституция Российской Федерации предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Подобное приостановление действует на все время, пока вопрос о юридических коллизиях не разрешит суд.Следует отметить, что в любых случаях способ устранения юридических коллизий между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым.

3.Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Нормативно-правовой акт - выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. (Конституция, фед. Законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств.) Действие нормативных актов в пространстве связано с той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов Федерации - на территории этих образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство, морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия законодательства государства, в котором они прибывают. Но существует принцип экстерриториальности -это юридическая фикция, согласно которой определённые части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьё посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

 

 

БИЛЕТ№31

1. Консолидация и кодификация законодательства.

НПА - выраженные в письменной форме решения компетентных гос. органов, в которых содержатся нормы права. (Конституция, фед. Законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств.)

Правотворчество представляет собой особую форму дея­тельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Целью правотворчества является создание и упрочение правовой (юридической) базы общества, совершенствование текуще­го законодательства и его систематизация в форме кодификации, ин­корпорации и консолидации. Кодификация - это творческая, внутренняя, содержательная переработка имеющихся нормативно-правовых актов и создание на их основе нового, единого, укрупненного нормативно-правого акта, называемого кодексом. Кодификация представляет собой норматив­но-правовое обобщение различных, порой многочисленных источни­ков права: она облегчает нахождение нужной нормы, устраняет про­белы, систематизирует многочисленные разрозненные нормы права. Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, соб­раний законодательства и т.д. Последние бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законода­тельством).

Консолидация - укрупнение правовых актов. В нашей стране применяется редко.

Кодификация - деятельность правотворческих. органов гос-ва по переработке однородных НПА и создание на их базе нового сводного систематизированного НА для соответ. отрасли права. Формы кодифик. актов - основы законодательства - акт федер. уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместительства ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъекта федер.

кодексы -сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу обществ, отношений и подлежащий непосредственно применению. Он стоит во главе НА соответствующей отрасли (ГК, УК). Чаще состоит из - общей -базовые принципы отросли, особенной -детально регламентирующие институты и подинституты регулированной отрасли, уставы, положения - определяющие

правовое положе­ние органов, организаций (ЦБ РФ), либо регламент. Некоторые виды деятельности (военская служба), регулирующие не столь важные для всего общества сферы отношений.

Консолидация - объединен, нескол. НПА действующих в одной области общ. отношений, в единый сводный НПА без изменения содержания. Осуществление компетентными. органам гос- ва и является разновидностью правотворчества.

В результате систематизации устраняются противоречия между правое, нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, облегчает использование норматив, материала.

2. Внутренние функции государства.ИЛИ внешнии

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Функции государства - -это основные направления его политический деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, финансовую (налогообложение и финансовый контроль) и функцию охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка. Полит-ая функция обусловлена тем, что в сфере политич-х отношений действует целая система полит-их институтов, учреждений, гос-ных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие гос-ва, в т.ч. обеспечение народовластия. Функция гос-ва в полит-ой сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Она позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятствующих развитию др.направлений деятельности гос-ва. Содержание экономич-ой функции зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики (господствует гос-ная собственность) или рыночной (на основе саморазвития). При характертистике экон-ой функции гос-ва следует иметь в виду, что рынок - динамическое явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются. Гос-во поощряет области экономики и отечественного производителя (кредиты, освобождение от налогов и др.), все это играет особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения. Социальная функция определяется задачами гос-ва в социальной сфере. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия и создание каждому равных возможностей для достижения этого благополучия (гарантированный со стороны гос-ва прожиточный минимум, обеспечение права каждого на свободу труда...). Экологическая функция тесно связана с социальной функцией, т.к. обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить благополучие граждан и безопасность страны в экологическом отношении. Эта функция приобретает большое значение в условиях ухудшения во всем мире состоянии окружающей среды и ряда экологических катастроф. Разрабатывается обширное природоохранное законодательство, кот. регулирует деятельность людей в области использования окруж.среды, а к его нарушителям применяются жесткие правовые меры. Важной функцией гос-ва являтеся финансовая, включающая налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экон-кой и социальной политики. Другой частью этой функции явл.финансовый контроль, который осуществляется гос-вом. От эффективности фин.контроля во многом зависят экон-ое благополучие и полит-ая стабильность страны. Функция защиты прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка относится к приоритетным. Права чел-ка составляют основу политики в отношения с др.гос-ми и со всем мир.сообществом. Выполнение этой функции осуществляется системой правоох-ных органов, судами, ОВД, гос-ной безопаснотью, прокуратурой и т.д.

Внешние функции государства составляют: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности. Функция интеграции в мир.экономику основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире, в т.ч. в сфере производственных, научно-тех-их, торговых, кредитных, транспортных и др.отношений. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между гос-ми. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового острудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения -Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Функция обороны основывается в большинстве демок-их гос-в на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Функция поддержания мирового порядка охватывает следующие сферы: деятельность по разоружению, обеспечение сотрудничества гос-в в борьбе с организ-ой преступностью, наркобизнесом, регулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Функция сотрудничества, ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, затрагивающих интересы каждого народа и чел-ва в целом и требующих междунар-го реагирования (голод, нищета, охрана прир.ресурсов). Эта функция носит всеохватывающий хар-р и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз. Наука и культура - ЮНЕСКО; Международное агенство по атомной энергетики -МАГАТЭ.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.